Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:48, курсовая работа
В современных условиях степень развития транспортного комплекса оказывает все большее воздействие на уровень общественного производства. Грузовой автомобильный транспорт, являясь его частью, обеспечивает непосредственное обслуживание предприятий различных отраслей народного хозяйства, и именно в этой роли заложен его огромный потенциал. Значение автомобильного транспорта обусловлено тем, что он забирает и доставляет грузы в места, недоступные для других видов транспорта, поэтому практически любые грузовые перевозки начинаются и заканчиваются с его участием.
Введение 5
1 Теоретические основы себестоимости перевозок и повышение
эффективности использования грузового автотранспорта
8
1.1 Сущность и необходимость грузовых перевозок 8
1.2 Основные понятия себестоимости автотранспортных услуг 11
1.3 Структура себестоимости перевозок автомобильным транспортом 16
2 Анализ эффективности использования грузового автотранспорта на
примере ООО "ПромАльянс"
22
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО "ПромАльянс" 22
2.2 Анализ себестоимости и рентабельности грузоперевозок в ООО
"ПромАльянс"
29
2.3 Анализ состава, состояния и эффективности использования грузового
автотранспорта
36
3 Сокращение себестоимости грузоперевозок в ООО "ПромАльянс" 45
Заключение 52
Список использованных источников
- заработная плата ремонтных рабочих и водителей, занятых на проведении технического обслуживания и ремонта с премиями (учитывается в составе элемента «Затраты на оплату труда»);
- отчисления на социальное и медицинское страхование, в Пенсионный фонд от затрат на оплату труда ремонтных рабочих и водителей, занятых на проведении технического обслуживания и ремонта;
- стоимость запасных частей и материалов, смазочных материалов, воды, идущей на технологические нужды, транспортно – заготовительные расходы и наценки снабженческо-сбытовым организациям в части, приходящейся на стоимость запасных частей, материалов и прочее, израсходованных для выполнения ремонта и технического обслуживания в отчетном периоде (учитываются в составе элемента "Материальные затраты").
2. Анализ эффективности использования грузового автотранспорта на примере ООО «ПромАльянс»
2.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия
Общество с Ограниченной Ответственности "ПромАльянс" зарегистрировано в г. Саранске в июле 2008 года, осуществляет автотранспортные перевозки в Республики Мордовия.
Основной целью деятельности ООО «ПромАльянс» является получение прибыли в результате эффективной продажи автотранспортных услуг. Для достижения поставленной цели предприятие в соответствии с Уставом и действующим законодательством осуществляет выполнение следующих задач:
• эксплуатация подвижного состава;
• контроль за работой подвижного состава на линии, ремонт и хранение подвижного состава.
• обеспечение безопасности грузовых перевозок;
• эффективное использование транспортных средств и максимальное снижение транспортных расходов;
• обобщение и распространение передовых методов работы;
• доставка грузов в кратчайшие сроки;
• обеспечение безопасности движения;
• эффективное использования подвижного состава грузового автотранспорта;
• высокая производительность труда работников, занятых грузовыми перевозками;
• реализация мер по защите прав потребителей.
Основная деятельность ООО «ПромАльянс» осуществляется в соответствии со следующими нормативными актами:
• Гражданский кодекс Российской Федерации
• Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (утв. Федеральным законом № 259-ФЗ от 8 ноября 2007 г.)
• Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (утв. Минтрансом РФ 27.05.1996 г. в ред. от 24.07.2012)
• Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (утв. приказом Минтранса РФ от 08.08.1995 г. № 73 в ред. от 14.10.1999 г.).
• Квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом (утв. приказом Минтранса РФ от 22.06.1998 г. № 75).
Порядок осуществления перевозок грузов на исследуемом предприятии осуществляется в соответствии с требованиями главы 40 Гражданского кодекса РФ (ст. 784-800). В соответствии с п.1 ст. 784, перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки. Пунктом 2 этой же статьи установлено, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с п. 1 ст. Гражданского кодекса РФ, по договору перевозки груза ООО «ПромАльянс» обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Организация грузовых перевозок в ООО «ПромАльянс» включает:
• систематическое изучение грузопотоков;
• нормирование скоростей движения автомобилей;
• составление расписаний движения автомобилей и графиков их выпусков на линию;
• координацию работы автомобильного транспорта с другими видами транспорта;
• управление движением транспортных средств и оперативный контроль за регулярностью движения;
• обеспечение сохранности груза при погрузке и в пути следования.
В штат компании входят водители, экспедиторы, грузчики, менеджеры по работе с юридическими лицами, менеджеры по работе с физическими лицами. Отдел логистики занимается подбором соответствующих, перевозимым грузам, машин и распределением их по маршруту. Существуют также и сотрудники, которые выясняют пожелания клиентов и проверяют полноту и качество выполняемых работ на всех этапах её выполнения. Такая организация работ позволяет оказывать весь комплекс транспортно-экспедиторских услуг на самом высоком уровне (таблица 2.1).
Таблица 2.1- Схема взаимодействия компании
Наименование и краткая суть связи |
Ожидаемые результаты | |
1 |
Постановка задачи зам. директора главному бухгалтеру |
Определение стоимости работы |
2 |
Постановка задачи главного бухгалтера операторам |
Оператор осуществляет контроль над отправкой груза |
3 |
Оператор ставит задачу отделу логистики |
Отдел логистики выдает и просчитывает оптимальный маршрут движения груза |
Трудовые отношения на предприятии, включая вопросы найма и увольнения режима труда и отдыха, условий оплаты труда, гарантии и компенсации регулируются индивидуальными трудовыми договорами (контрактами). Условия индивидуальных трудовых договоров (контрактов) не могут ухудшать положения сотрудников предприятия по сравнению с условиями, предусмотренными действующим на территории РФ. Социальное страхование сотрудников предприятия их социальное обеспечение регулируются нормами действующего на территории РФ. Предприятие вносит отчисления по государственному социальному страхованию и отчисления на пенсионное обеспечение по ставкам, установленным для предприятий и организаций РФ. Основной формой осуществления полномочий трудового коллектива предприятия является общее собрание. С водителями предприятие заключает двухсторонние специальные соглашения, в которых строго оговаривается ответственность, которая ложится на водителей, уезжающих в рейс.
Основные технико-экономические показатели, характеризующие хозяйственную деятельность ООО «ПромАльянс» в 2010-2012 г.г, приведены в таблице 2.2.
Как видно из приведенных данных, эффективность деятельности ООО «ПромАльянс» увеличивается. Выручка от грузоперевозок в 2012 г. увеличилась по сравнению с прошлым годом на 6193 тыс. р., или на 13.59 %. Увеличилась как прибыль от грузоперевозок (на 6695 тыс. р., или на 163.53 %), так и чистая прибыль (на 4463 тыс. р., или на 137.28 %). Рентабельность грузоперевозок также имеет тенденцию к росту – с 5.73 % в 2010 г. до 20.84 % в 2012 г. Рентабельность организации в 2012 г. составила 14.90 %, что на 7.77 процентных пункта выше, чем в прошлом году. Затраты на 1 рубль выручки снизились с 0.91 р. в 2010 г. до 0.79 р. в 2012 г.
Среднегодовая стоимость имущества в 2012 г. составила 37581 тыс. р., что на 5292 тыс. р. (на 16.39 %) больше аналогичного показателя 2011 года и на 8064 тыс. р. (на 27.32 %) больше значения 2010 г.
Среднегодовая стоимость основных средств в 2012 г. снизилась по сравнению с прошлым годом на 1513 тыс. р. (на 14.15 %) и по сравнению с 2010 г. – на 908 тыс. р. (на 9.00 %). Снижение стоимости основных средств произошло по причине их износа. Среднегодовая стоимость оборотных активов увеличивается, что свидетельствует о росте мобильности имущества ООО «ПромАльянс» и оценивается положительно. В 2012 г. стоимость оборотных активов составила 27037 тыс. р., что больше аналогичного показателя прошлого года на 6909 тыс. р., или на 34.33 %.
Таблица 2.2 - Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «ПромАльянс» за 2010-2012 гг.
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Отношение 2011 г. к 2010 г. |
Отношение 2012 г. к 2010 г. |
Отношение 2012 г. к 2011 г. | |||
Абс. Изм., +/-, тыс.р. |
Темп роста, % |
Абс. Изм., +/-, тыс.р. |
Темп роста, % |
Абс. Изм., +/-, тыс.р |
Темп роста, % | ||||
Выручка от грузоперевозок, тыс. р. |
37858 |
45568 |
51761 |
+7710 |
120.37 |
+13903 |
136.72 |
+6193 |
113,59 |
Себестоимость грузоперевозок, тыс. р. |
34686 |
40470 |
40972 |
+5784 |
116,21 |
+5282 |
114,80 |
+502 |
98,79 |
Прибыль от грузоперевозок, тыс.р. |
2168 |
4094 |
10789 |
+1926 |
188,84 |
+8621 |
497,65 |
+6695 |
263,53 |
Чистая прибыль, тыс. р. |
691 |
3251 |
7714 |
+2560 |
470,48 |
+7023 |
1116,3 |
+4463 |
237,28 |
Затраты на 1 р. объема реализации, р. |
0,92 |
0,91 |
0,79 |
+0,01 |
98,91 |
+0,13 |
85,87 |
+0,12 |
86,81 |
Рентабельность грузоперевозок, % |
5,73 |
8,98 |
20,84 |
+3,25 |
156,72 |
+15,11 |
363,70 |
+11,86 |
232,07 |
Рентабельность организации, % |
1,82 |
7,13 |
14,90 |
+5,31 |
391,76 |
+13,08 |
818,68 |
+7,77 |
208,98 |
Среднегодовая стоимость имущества, тыс. р |
29517 |
32289 |
37581 |
+2772 |
109,39 |
+8064 |
127,32 |
+5292 |
116,39 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. р. |
10089 |
10694 |
9181 |
+605 |
106,00 |
-908 |
91,00 |
-1513 |
85,85 |
Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс. р |
18256 |
20128 |
27037 |
+1872 |
110,25 |
+8781 |
148,10 |
+6909 |
134,33 |
Рентабельность активов, % |
2,34 |
10,07 |
20,53 |
+7,73 |
430,34 |
+18,19 |
877,35 |
+10,46 |
203,87 |
Фондоотдача, р. |
3,75 |
4,26 |
5,64 |
+0,51 |
113,6 |
+1,89 |
150,4 |
1,38 |
132,39 |
Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала |
2,07 |
2,26 |
1,91 |
+0,19 |
109,18 |
-0,16 |
92,27 |
-0,35 |
84,51 |
Период оборачиваемости оборотного капитала, дни |
176,01 |
161,50 |
191,10 |
-14,51 |
91,76 |
+15,09 |
108,58 |
+29,6 |
118,33 |
Стоимость собственного капитала, тыс. р. |
24683 |
27256 |
31792 |
+2573 |
110,42 |
+7109 |
128,80 |
+4536 |
116,64 |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
68 |
70 |
63 |
+2 |
102,94 |
-5 |
92,65 |
-7 |
90,0 |
Выработка на 1 работающего, тыс. р. |
556,74 |
650,97 |
821,60 |
+94,23 |
116,93 |
+264,86 |
147,57 |
+170,63 |
126,21 |
Среднемесячная заработная плата, р. |
7514 |
8871 |
9573 |
+1357 |
118,06 |
+2059 |
127,40 |
+702 |
107,91 |
Капиталовооруженность персонала, тыс. р. |
434,1 |
461,3 |
596,5 |
+27,2 |
106,3 |
+162,4 |
137,4 |
+135,2 |
129,3 |
Стоимость собственного капитала ООО «ПромАльянс» также имеет тенденцию к росту. В 2012 г. данный показатель составил 31792 тыс. р., увеличившись по сравнению с прошлым годом на 4536 тыс. р. (на 16.64 %). Темп роста собственного капитала незначительно превышает темп роста всего капитала ООО «ПромАльянс», что свидетельствует об укреплении финансового состояния анализируемого предприятия и оценивается положительно.
Эффективность использования имущества предприятия повышается. Так, рентабельность активов увеличилась с 2.34 % в 2010 г. до 20.53 % в 2012 г. Фондоотдача в 2012 г. составила 5.64 р., что на 1.38 р. (на 32.39 %) больше, чем в прошлом году. Отрицательной оценки заслуживает замедление оборачиваемости оборотного капитала. Период его оборачиваемости в 2012 г. увеличился по сравнению с прошлым годом на 29.6 дней и составил 191.10 дней.
Среднесписочная численность персонала ООО «ПромАльянс» снизилась с 70 чел. в 2011 г. до 63 чел. в 2012 г. Производительность труда в 2012 г. по сравнению с прошлым годом увеличилась на 170.63 тыс. р. в расчете на одного работающего (на 26.21 %). Среднемесячная заработная плата увеличилась меньшими темпами (на 7.91 %), что свидетельствует об экономически обоснованной организации оплаты труда на предприятии.
По итогам анализа можно сделать вывод, что ООО «ПромАльянс» - небольшое предприятие, оно развивается и расширяется. Это подтверждается ростом рентабельности, производительности труда, увеличением стоимости имущества и собственного капитала. Актуальными проблемами для ООО «ПромАльянс» в настоящее время является замедление оборачиваемости капитала и существенный износ основных производственных фондов.
2.2 Анализ себестоимости
и рентабельности
Важными показателями эффективности использования грузового автотранспорта являются себестоимость и рентабельность грузоперевозок.
Проанализируем структуру и динамику затрат ООО «ПромАльянс» на грузовые перевозки в 2010-2012 гг. по статьям (таблицы 2.3 и 2.4).
Как видно из приведенных данных, себестоимость грузоперевозок в 2012 г. составила 40972 тыс. р. По сравнению с 2010 г. показатель увеличился на 5282 тыс. р. (на 14,8 %), а по сравнению с 2011 г. сократился на 502 тыс. р. (на 1,2 %).
Таблица 2.3 – Структура затрат ООО «ПромАльянс» на грузовые перевозки в 2010-2012 гг.
Статьи затрат |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | |||
Сумма, тыс. р. |
Удельный вес, % |
Сумма, тыс. р. |
Удельный вес, % |
Сумма, тыс. р. |
Удельный вес, % | |
Заработная плата водителей с отчислениями на социальные цели |
10421 |
29,2 |
13976 |
33,7 |
15078 |
36,8 |
Автомобильное топливо |
9315 |
26,1 |
9041 |
21,8 |
9792 |
23,9 |
Смазочные и прочие эксплуатационные материалы |
1035 |
2,9 |
1535 |
3,7 |
2212 |
5,4 |
Износ и ремонт автомобильной резины |
1713 |
4,8 |
1783 |
4,3 |
2557 |
6,2 |
Техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт автомобилей |
3962 |
11,1 |
3226 |
7,8 |
3810 |
9,3 |
Амортизация |
5354 |
15,0 |
5848 |
14,1 |
3220 |
7,9 |
Общехозяйственные расходы |
3890 |
10,9 |
6065 |
14,6 |
4303 |
10,5 |
Итого |
35690 |
100,0 |
41474 |
100,0 |
40972 |
100,0 |
Из таблицы 2.3 видно, что в структуре затрат на грузовые перевозки наибольший удельный вес приходится на заработную плату водителей с отчислениями на социальные цели (29,2 %, 33,7 % и 36,8 % в 2010 г., 2011 г. и 2012 г. соответственно). В 2012 г. расходы по данной статье составили 15078 тыс. р., увеличившись по сравнению с 2011 г. на 1101 тыс. р. (на 7,9 %). Увеличение по сравнению с 2010 г. составило 4657 тыс. р., или 44,7 %.
В структуре себестоимости грузоперевозок велик удельный вес расходов на автомобильное топливо, однако он незначительно снизился (с 26,1 % в 2010 г. до 23,9 % в 2012 г.). Расходы на автомобильное топливо в 2012 г. составили 9792 тыс. р., увеличившись по сравнению с прошлым годом на 751 тыс. р. (на 8,3 %).
Расходы на смазочные и прочие эксплуатационные материалы в 2012 г. составили 2212 тыс. р. (5,4 % в структуре себестоимости грузоперевозок). По сравнению с прошлым годом увеличился как абсолютный размер расходов по данной статье (на 677 тыс. р., или на 44,1 %), так и удельный вес в структуре себестоимости (на 1,7 процентных пункта).
Ежегодно увеличиваются расходы на износ автомобильной резины. В 2012 г. их размер составил 2557 тыс. р., увеличившись по сравнению с 2011 г. на 774 тыс. р. (на 43,4 %), по сравнению с 2010 г. – на 844 тыс. р. (49,3 %). Удельный вес данной статьи расходов в структуре себестоимости грузоперевозок увеличился с 4,8 % в 2010 г. до 6,2 % в 2012 г.
Таблица 2.4 – Динамика затрат ООО «ПромАльянс» на грузовые перевозки в 2010-2012 гг.
Показатели |
2010 г., тыс. р. |
2011 г. тыс. р. |
2012 г. тыс. р. |
Отношение 2011 г. к 2010 г. |
Отношение 2012 г. к 2010 г. |
Отношение 2012 г. к 2011 г. | |||
Абсолютное отклонение, +/-, тыс. р. |
Темп прироста, % |
Абсолютное отклонение, +/-, тыс. р. |
Темп прироста, % |
Абсолютное отклонение, +/-, тыс. р. |
Темп прироста, % | ||||
Заработная плата водителей с отчислениями на социальные нужды |
10421 |
13977 |
15078 |
+3556 |
+34,1 |
+4657 |
+44,7 |
+1101 |
+7,9 |
Автомобильное топливо |
9315 |
9041 |
9792 |
-274 |
-2,94 |
+477 |
+5,1 |
+751 |
+8,3 |
Смазочные и прочие эксплуатационные материалы |
1035 |
1535 |
2212 |
+500 |
+48,3 |
+1177 |
+113,7 |
+677 |
+44,1 |
Износ автомобильной резины |
1713 |
1783 |
2557 |
+70 |
-98,9 |
+844 |
+49,3 |
+774 |
+43,4 |
Техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт автомобилей |
3962 |
3226 |
3810 |
-736 |
-18,6 |
-152 |
-3,8 |
+584 |
+17,8 |
Амортизация |
5354 |
5848 |
3220 |
+494 |
+9,2 |
-2134 |
-39,9 |
-2628 |
-44,9 |
Общехозяйственные расходы |
3890 |
6065 |
4303 |
+2165 |
+55,7 |
+413 |
+10,6 |
-1752 |
-28,9 |
Итого |
35690 |
41474 |
40972 |
+5784 |
+16,21 |
+5282 |
+14,8 |
-502 |
-1,2 |