Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:48, курсовая работа
В современных условиях степень развития транспортного комплекса оказывает все большее воздействие на уровень общественного производства. Грузовой автомобильный транспорт, являясь его частью, обеспечивает непосредственное обслуживание предприятий различных отраслей народного хозяйства, и именно в этой роли заложен его огромный потенциал. Значение автомобильного транспорта обусловлено тем, что он забирает и доставляет грузы в места, недоступные для других видов транспорта, поэтому практически любые грузовые перевозки начинаются и заканчиваются с его участием.
Введение 5
1 Теоретические основы себестоимости перевозок и повышение
эффективности использования грузового автотранспорта
8
1.1 Сущность и необходимость грузовых перевозок 8
1.2 Основные понятия себестоимости автотранспортных услуг 11
1.3 Структура себестоимости перевозок автомобильным транспортом 16
2 Анализ эффективности использования грузового автотранспорта на
примере ООО "ПромАльянс"
22
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО "ПромАльянс" 22
2.2 Анализ себестоимости и рентабельности грузоперевозок в ООО
"ПромАльянс"
29
2.3 Анализ состава, состояния и эффективности использования грузового
автотранспорта
36
3 Сокращение себестоимости грузоперевозок в ООО "ПромАльянс" 45
Заключение 52
Список использованных источников
Как показывают расчеты, расходы ООО «ПромАльянс» на бензин в 2012 г. составили 10586,37 тыс. р.
Рассчитаем сокращение затрат ООО «ПромАльянс» при условии переоборудования грузовых автомобилей с бензина на газовое моторное топливо (таблица 3.2). Топливный эксплуатационный эквивалент одного литра бензина составляет 1,32 литра сжиженного нефтяного газа.
Как показывают расчеты, при переводе грузовых автомобилей с бензина на сжиженный нефтяной газ ООО «ПромАльянс» за год экономит 3945 тыс. р. Стоимость сжиженного нефтяного газа на 37,26 % меньше, чем израсходованного бензина.
Таблица 3.2 – Расчет расходов на газовое топливо для работы грузового автотранспорта
Марка грузовой автомашины |
Количество автомашин |
Бензин |
Газовое моторное топливо |
Экономический эффект от использования газового моторного топлива | |||||
Расход, л. |
Расходы на бензин, тыс. р. |
Топливный эксплуатационный эквивалент 1 л бензина |
Расход сжиженного нефтяного газа, л. |
Цена 1 л. сжиженного нефтяного газа |
Расходы на газовое моторное топливо, тыс. р. |
Экономия(-), перерасход (+), тыс. р. |
Темп прироста расходов, % | ||
Газ 33081 |
2 |
68886 |
1811,70 |
1,32 |
90929 |
12,5 |
1136,61 |
-675 |
-37,26 |
ГАЗ 330202Д4 «ГАЗель» |
4 |
97131 |
2554,50 |
1,32 |
128212 |
12,5 |
1602,65 |
-952 |
-37,26 |
ГАЗ 27057Д1 комби |
4 |
109284 |
2874,17 |
1,32 |
144254 |
12,5 |
1803,17 |
-1071 |
-37,26 |
ЗИЛ 43272Н |
3 |
127224 |
3346,00 |
1,32 |
167935 |
12,5 |
2099,19 |
-1247 |
-37,26 |
Всего |
13 |
402499 |
10586,37 |
1,32 |
531330 |
12,5 |
6641,62 |
-3945 |
-37,26 |
Рассчитаем расходы на переоборудование грузовых автомобилей на сжиженный нефтяной газ. Для каждой машины необходимы следующие расходы:
- инжекторное газовое оборудование – 21000 р.
- стоимость услуг по монтажу – 4000 р.
- итого: 25000 р.
Общая сумма инвестиций на переоборудование автотранспорта составит 325 тыс. р.:
25 тыс. р. х 13 шт. = 325 тыс. р.
Рентабельность инвестиций Ринв (простая норма прибыли) – это отношение чистой прибыли, получаемой предприятием, к сумме инвестиций (капитальных вложений):
Pинв = Пчист : К х 100 %
Чистой прибылью ООО «ПромАльянс» является сумма экономии на топливе – 3945 тыс. р.
Pинв = 3945 : 325 х 100 % = 1213,8 %
Как показывают расчеты, рентабельность проекта переоборудования грузовых автомобилей с бензина на сжиженный нефтяной газ очень велика – 1213,8 %. Следовательно, капитальные вложения в данный инвестиционный проект являются эффективными.
Рассчитаем срок окупаемости проекта в годах по формуле:
Ток = 325 : 3945 ≈ 0,08 года
Как показывают расчеты, срок окупаемости проекта переоборудования грузовых автомобилей с бензина на сжиженный нефтяной газ очень мал – всего 0,08 года (примерно 1 месяц). Следовательно, капитальные вложения по плану быстро окупаются.
Результаты расчетов показателей эффективности проекта переоборудования грузовых автомобилей ООО «ПромАльянс» с бензина на сжиженный нефтяной газ приведены в таблице 3.3.
Таблица 3.3 - Показатели экономической эффективности проекта переоборудования грузовых автомобилей ООО «ПромАльянс» с бензина на сжиженный нефтяной газ
Показатель эффективности |
Значение показателя |
Экономический эффект, тыс. р. |
3945 |
Рентабельность инвестиций, % |
1213,8 |
Срок окупаемости инвестиций, годы |
0,08 |
Ранее в ходе анализа выяснилось, что ООО «ПромАльянс» осуществляет значительные расходы на покупку новых автомобильных шин. Ремонт бывших в эксплуатации шин не осуществляется, они утилизируются и взамен приобретаются новые. Однако ремонт шин позволяет эксплуатировать их еще в течение одно нормативного пробега автомашины, при этом не требуется дополнительных расходов на проведение ремонта. Таким образом, осуществление ремонта автомобильных шин позволит ООО «ПромАльянс» сократить расходы по данной статье как минимум в два раза.
Еще одним резервом сокращения себестоимости грузоперевозок для ООО «ПромАльянс» является сокращение расходов на смазочные и эксплуатационные материалы. В настоящее время данные материалы закупаются в розничных магазинах небольшими партиями, расходы по данной статье в 2012 г. составили 2212 тыс. р. ООО «ПромАльянс» рекомендуется заключить договор с оптовым поставщиком, что позволит сократить расходы как минимум на 5 % (на 112 тыс. р.).
Рассчитаем, как изменятся затраты ООО «ПромАльянс» на грузовые перевозки при внедрении всех разработанных мероприятий по экономии материальных ресурсов (таблица 3.4).
Таблица 3.4 – Прогноз затрат ООО «ПромАльянс» на грузовые перевозки на 2013г.
Показатели |
2012 г. факт, тыс. р. |
2013 г. прогноз, тыс. р. |
Отношение 2013 г. прогноз к 2012 г. | |
Абсолютное отклонение, +/-, тыс. р. |
Темп прироста, % | |||
Заработная плата водителей с отчислениями на социальные нужды |
15078 |
15078 |
- |
- |
Автомобильное топливо |
9792 |
7568 |
-2224 |
-22,7 |
Смазочные и прочие эксплуатационные материалы |
2212 |
2100 |
-112 |
-5 |
Износ автомобильной резины |
2557 |
1278 |
-1279 |
-50 |
Техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт автомобилей |
3810 |
3810 |
- |
- |
Амортизация |
3220 |
3220 |
- |
- |
Общехозяйственные расходы |
4303 |
4303 |
- |
- |
Итого |
40972 |
37357 |
-3615 |
-8,8 |
Из таблицы 3.4 видно, что в случае реализации всех предложенных мероприятий себестоимость грузоперевозок ООО «ПромАльянс» сократится очень существенно – на 3615 тыс. р., или на 8,8 %.
Прогноз финансовых результатов от основной производственной деятельности ООО «ПромАльянс» приведен в таблице 3.5.
Таблица 3.5 – Прогноз финансовых результатов ООО «ПромАльянс» на 2013 г.
Показатели |
2012 г. факт, тыс. р. |
2013 г. прогноз, тыс. р. |
Отношение 2013 г. прогноз к 2012 г. | |
Абсолютное отклонение, +/-, тыс. р. |
Темп прироста, % | |||
Выручка от грузоперевозок |
51761 |
51761 |
- |
- |
Себестоимость грузоперевозок |
40972 |
37357 |
-3615 |
-8,8 |
Прибыль от грузоперевозок |
10789 |
14403 |
+3614 |
+33,5 |
Рентабельность грузоперевозок, % |
20,84 |
27,83 |
+6,9 |
+33,5 |
По результатам разработки путей повышения эффективности использования грузового автотранспорта в ООО «ПромАльянс» можно сделать следующие выводы:
- с целью увеличения прибыли от осуществления грузоперевозок ООО «ПромАльянс» необходимо искать резервы снижения себестоимости. Основными резервами является сокращение расходов на топливо, автомобильные шины и запасные части для ремонта автомобилей;
- переоборудование грузовых автомобилей с бензина на сжиженный нефтяной газ позволит сократить расходы по данной статье на 3945 тыс. р. Проект окупается через месяц;
- ООО «ПромАльянс» целесообразно продать грузовые автомобили Урал 532361 и КАМАЗ 65117 по рыночной стоимости 600 тыс. р. за каждый, поскольку их эксплуатация убыточна;
- для обновления грузового автопарка ООО «ПромАльянс» необходимо приобрести четыре автомашины с небольшой грузоподъемностью (ГАЗ-3302-216).
Заключение
В курсовой работе достигнута поставленная цель и решены все необходимые задачи. По итогам разработки направлений повышения эффективности использования грузового автотранспорта на предприятии ООО «ПромАльянс» необходимо сделать ряд выводов и обобщений.
В первой главе данной работы были рассмотрены теоретические основы себестоимости перевозок и повышения эффективности использования грузового автотранспорта. В ходе анализа эффективности использования грузового автотранспорта оценивается состав, структура и динамика грузового автопарка, рассчитывается степень его загрузки, анализируется себестоимость и рентабельность грузоперевозок.
Основными проблемами транспортных компаний в настоящее время является снижение платежеспособного спроса на грузовые перевозки по причине финансового кризиса, рост конкуренции на рынке, значительная изношенность автопарка, высокая стоимость топлива и запасных частей. Основными направлениями повышения эффективности использования грузового автотранспорта является снижение себестоимости грузоперевозок, обновление грузового автопарка и повышение степени его загрузки.
Вторая глава работы была посвящена анализу себестоимости перевозок и эффективности использования грузового автотранспорта на предприятии ООО «ПромАльянс». В ходе работы выяснилось, что грузовой автопарк предприятия в 2012 г. насчитывал 22 автомашины. Несмотря на увеличение числа грузовых автомашин за последние три года, общий тоннаж автопарка ООО «ПромАльянс» имеет тенденцию к сокращению. Это связано с ростом спроса на небольшие перевозки (до 3 тонн).
Эффективность использования грузового автотранспорта в ООО «ПромАльянс» повышается. Фондоотдача грузового автотранспорта имеет устойчивую тенденцию к росту. В 2012 г. рентабельность грузового автотранспорта составила 67 %, увеличившись по сравнению с 2011 г. на 41 процентный пункт.
Основными проблемами ООО «ПромАльянс» в настоящее время является снижение платежеспособного спроса на грузоперевозки, усиление конкуренции на рынке, рост цен на топливо и запасные части, значительный износ автопарка.
В ходе анализа были отмечены следующие недостатки в использовании грузового автотранспорта на предприятии ООО «ПромАльянс»:
- себестоимость грузоперевозок
очень велика по причине
- эксплуатация автомобилей с грузоподъемностью более 14 тонн убыточна, коэффициент загрузки данных автомобилей очень мал;
- грузовой автопарк изношен, его
обновление осуществляется