Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:48, курсовая работа
В современных условиях степень развития транспортного комплекса оказывает все большее воздействие на уровень общественного производства. Грузовой автомобильный транспорт, являясь его частью, обеспечивает непосредственное обслуживание предприятий различных отраслей народного хозяйства, и именно в этой роли заложен его огромный потенциал. Значение автомобильного транспорта обусловлено тем, что он забирает и доставляет грузы в места, недоступные для других видов транспорта, поэтому практически любые грузовые перевозки начинаются и заканчиваются с его участием.
Введение 5
1 Теоретические основы себестоимости перевозок и повышение
эффективности использования грузового автотранспорта
8
1.1 Сущность и необходимость грузовых перевозок 8
1.2 Основные понятия себестоимости автотранспортных услуг 11
1.3 Структура себестоимости перевозок автомобильным транспортом 16
2 Анализ эффективности использования грузового автотранспорта на
примере ООО "ПромАльянс"
22
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО "ПромАльянс" 22
2.2 Анализ себестоимости и рентабельности грузоперевозок в ООО
"ПромАльянс"
29
2.3 Анализ состава, состояния и эффективности использования грузового
автотранспорта
36
3 Сокращение себестоимости грузоперевозок в ООО "ПромАльянс" 45
Заключение 52
Список использованных источников
По результатам анализа можно сделать вывод о росте расходов на техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт автомобилей. В 2012 г. расходы по данной статье составили 3810 тыс. р. (9,3 % в структуре себестоимости грузоперевозок). По сравнению с 2011 г. показатель увеличился на 575 тыс. р. (на 17,8 %), удельный вес в структуре себестоимости увеличился на 1,5 процентных пункта.
Амортизация грузового автотранспорта в 2010 г. составила 15,0 % себестоимости грузовых перевозок (5354 тыс. р.). В последующие годы расходы по этой статье сократились как в абсолютном выражении (до 3220 тыс. р. в 2012 г.), так и снизился их удельный вес в структуре себестоимости грузоперевозок (до 7,9 % в 2012 г.). Это связано с тем, что большая часть автопарка ООО «ПромАльянс» изношена, и по этой причине суммы амортизационных отчислений, относящихся на себестоимость грузоперевозок, ежегодно сокращаются.
Общехозяйственные расходы в 2012 г. составили 4303 тыс. р., по сравнению с 2011 г. они снизились на 1752 тыс. р. (на 28,9 %). Удельный вес данных расходов в себестоимости грузоперевозок также сократился (с 14,6 % в 2011 г. до 10,5 % в 2012 г.). Сокращение расходов связано с введением режима экономии в условиях финансового кризиса. Были сокращены командировочные расходы и расходы на текущий ремонт здания ООО «ПромАльянс».
Проанализируем себестоимость одного километра грузоперевозок по видам грузового автотранспорта ООО «ПромАльянс» (таблица 2.5).
Таблица 2.5 – Себестоимость грузоперевозок ООО «ПромАльянс» в 2010-2012 гг.
Марка грузовой автомашины |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | ||||||
Себестоимость грузоперевозок, тыс. р. |
Годовой пробег, км. |
Себестоимость 1 километра, р. |
Себестоимость грузоперевозок, тыс. р. |
Годовой пробег, км. |
Себестоимость 1 километра, р. |
Себестоимость грузоперевозок, тыс. р. |
Годовой пробег, км. |
Себестоимость 1 километра, р. | |
Газ 33081 |
3222 |
289408 |
11,13 |
3335 |
288091 |
11,58 |
3091 |
293132 |
10,54 |
ГАЗ.330202Д4 «ГАЗель» |
1289 |
125146 |
10,3 |
4847 |
522306 |
9,28 |
5281 |
588675 |
8,97 |
ГАЗ.27057Д1 комби |
1314 |
183263 |
7,17 |
4742 |
536410 |
8,84 |
5565 |
662333 |
8,40 |
ЗИЛ 43272Н |
6867 |
477870 |
14,37 |
4220 |
217771 |
19,38 |
5619 |
410400 |
13,69 |
ЗИЛ 4334В1 |
5128 |
375128 |
13,67 |
4228 |
243182 |
17,38 |
3900 |
274816 |
14,19 |
КАМАЗ 4308-1 |
3812 |
237174 |
16,07 |
3100 |
151122 |
20,51 |
1952 |
111589 |
17,48 |
КАМАЗ 4326 |
1611 |
161969 |
9,95 |
4200 |
242993 |
17,29 |
5790 |
414375 |
13,97 |
КАМАЗ 43114 |
3795 |
206250 |
18,14 |
2825 |
114244 |
24,72 |
2100 |
116860 |
17,97 |
КАМАЗ 65117 |
2439 |
109815 |
22,21 |
2730 |
120421 |
22,67 |
2836 |
105002 |
27,00 |
Урал-532361 |
2566 |
124805 |
20,56 |
2820 |
100926 |
27,94 |
2828 |
108486 |
26,06 |
Урал-43206 |
3647 |
214811 |
16,98 |
4427 |
229705 |
19,27 |
2010 |
113146 |
17,76 |
Всего |
35690 |
2505639 |
14,24 |
41474 |
2767171 |
14,99 |
40972 |
3198814 |
12,81 |
Расчеты показывают, что максимальную себестоимость имеют грузоперевозки на транспорте с большой грузоподъемностью (КАМАЗ 65117 – 27,00 р.; Урал 532361 – 26,06 р.). Минимальная себестоимость характерна для одного километра пробега транспорта с небольшой грузоподъемностью (ГАЗ 27057Д1 комби – 8,40 р. и ГАЗ 330202Д4 «ГАЗель» - 8,97 р.).
Проанализируем рентабельность грузоперевозок по видам грузовых автомобилей. Из таблицы 2.6 видно, что в целом грузоперевозки в ООО «ПромАльянс» рентабельны. В 2012 г. рентабельность грузоперевозок составила 20,84 %. По сравнению с 2011 г. показатель увеличился на 11,86 процентных пункта, а по сравнению с 2010 г. – на 15,11 процентных пункта. Однако рентабельность грузоперевозок значительно отличается в зависимости от вида грузового автотранспорта.
Наиболее рентабельны грузоперевозки на автомобилях с небольшой грузоподъемностью (ГАЗ 330202Д4 «ГАЗель» - 25,24 %; ГАЗ 27057Д1 комби - 29,97 % и Газ 33081 – 24,68 %. Грузоперевозки на автомашинах грузоподъемностью более 15 тонн убыточны. Уровень убытка составил: Урал -4,24 %; КАМАЗ 65117 – 8,00 %.
Таблица 2.6 – Рентабельность грузоперевозок ООО «ПромАльянс» в 2010-2012 гг.
Марка грузовой автомашины |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | |||||||||
Выручка от продаж, тыс. р. |
Себестоимость грузоперевозок, тыс. р. |
Прибыль от продаж, тыс. р. |
Рентабельность продаж, % |
Выручка от продаж, тыс. р. |
Себестоимость грузоперевозок, тыс. р. |
Прибыль от продаж, тыс. р. |
Рентабельность продаж, % |
Выручка от продаж, тыс. р. |
Себестоимость грузоперевозок, тыс. р. |
Прибыль от продаж, тыс. р. |
Рентабельность продаж, % | |
Газ 33081 |
3473 |
3222 |
251 |
7,24 |
3745 |
3335 |
410 |
10,95 |
4104 |
3091 |
1013 |
24,68 |
ГАЗ.330202Д4 «ГАЗель» |
1400 |
1289 |
111 |
7,95 |
4819 |
4247 |
572 |
11,87 |
7064 |
5281 |
1783 |
25,24 |
ГАЗ.27057Д1 комби |
1433 |
1314 |
119 |
8,30 |
5300 |
4742 |
558 |
10,53 |
7947 |
5565 |
2382 |
29,97 |
ЗИЛ 43272Н |
7388 |
6867 |
521 |
7,06 |
4956 |
4220 |
536 |
10,82 |
7386 |
5619 |
1767 |
23,92 |
ЗИЛ 4334В1 |
5486 |
5128 |
358 |
6,53 |
4821 |
4228 |
493 |
10,23 |
4946 |
3900 |
1046 |
21,14 |
КАМАЗ 4308-1 |
4061 |
3812 |
249 |
6,13 |
3556 |
3100 |
356 |
10,01 |
2456 |
1952 |
504 |
20,52 |
КАМАЗ 4326 |
1697 |
1611 |
86 |
5,07 |
4721 |
4200 |
521 |
11,04 |
7452 |
5790 |
1662 |
22,3 |
КАМАЗ 43114 |
3987 |
3795 |
192 |
4,81 |
3025 |
2825 |
100 |
3,31 |
2571 |
2100 |
471 |
18,33 |
КАМАЗ 65117 |
2510 |
2439 |
71 |
2,83 |
2926 |
2730 |
96 |
3,28 |
2625 |
2836 |
-211 |
- 8 |
Урал-532361 |
2556 |
2566 |
10 |
0,39 |
2900 |
2820 |
80 |
2,76 |
2713 |
2828 |
-115 |
- 4,24 |
Урал-43206 |
3867 |
3647 |
220 |
5,69 |
4799 |
4427 |
372 |
7,75 |
2497 |
2010 |
487 |
19,26 |
Всего |
37858 |
35690 |
2168 |
5,73 |
45568 |
41474 |
4094 |
8,98 |
51761 |
40972 |
10789 |
20,84 |
По итогам анализа эффективности использования грузового автотранспорта на предприятии ООО «ПромАльянс» можно сделать следующие выводы:
• грузовой автопарк ООО «ПромАльянс» оснащен в основном старыми автомобилями, необходимо обновление значительной части грузового автотранспорта;
• себестоимость грузоперевозок очень велика по причине значительных расходов на топливо, автомобильные шины и запасные части для ремонта автомобилей;
• наиболее востребованы и рентабельны грузовые перевозки транспортом с небольшой грузоподъемностью (менее 3 тонн). Эксплуатация автомобилей с грузоподъемностью более 14 тонн убыточна, коэффициент загрузки данных автомобилей очень мал;
• для повышения эффективности использования грузового автотранспорта ООО «ПромАльянс» необходимо обновить автопарк и искать резервы сокращения себестоимости грузоперевозок.
2.3 Анализ состава, состояния и эффективности использования грузового автотранспорта
Для оценки эффективности использования грузового транспорта в ООО «ПромАльянс» рассчитаем структуру и динамику автопарка, показатели грузоподъемности, продолжительности их использования, степени износа.
Состав и тоннаж грузового автотранспорта ООО «ПромАльянс» в 2010-2012 гг. обобщен в таблице 2.7
Таблица 2.7 - Состав и тоннаж грузового автотранспорта ООО «ПромАльянс» в 2010-2012 гг.
Марка грузовой автомашины |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | ||||||
Количество автомашин |
Грузоподъемность автомашины, т. |
Общий тоннаж, т. |
Количество автомашин |
Грузоподъемность автомашины, т. |
Общий тоннаж, т. |
Количество автомашин |
Грузоподъемность автомашины, т. |
Общий тоннаж, т. | |
Газ 33081 |
2 |
2,090 |
4,180 |
2 |
2,090 |
4,180 |
2 |
2,090 |
4,180 |
ГАЗ 330202Д4 «ГАЗель» |
1 |
1,325 |
1,325 |
4 |
1,325 |
5,300 |
4 |
1,325 |
5,300 |
ГАЗ 27057Д1 комби |
1 |
1,190 |
1,190 |
1 |
1,190 |
1,190 |
4 |
1,190 |
4,760 |
ЗИЛ 43272Н |
4 |
3,000 |
12,000 |
4 |
3,000 |
12,000 |
2 |
3,000 |
6,000 |
ЗИЛ 4334В1 |
3 |
3,750 |
11,250 |
3 |
3,750 |
11,250 |
2 |
3,750 |
7,500 |
КАМАЗ 4308-1 |
2 |
5,500 |
11,000 |
1 |
5,500 |
5,500 |
1 |
5,500 |
5,500 |
КАМАЗ 4326 |
1 |
3,275 |
3,275 |
1 |
3,275 |
3,275 |
3 |
3,275 |
9,825 |
КАМАЗ 43114 |
2 |
6,090 |
12,180 |
1 |
6,090 |
6,090 |
1 |
6,090 |
6,090 |
КАМАЗ 65117 |
1 |
14,000 |
14,000 |
1 |
14,000 |
14,000 |
1 |
14,000 |
14,000 |
Урал-532361 |
1 |
15,000 |
15,000 |
1 |
15,000 |
15,000 |
1 |
15,000 |
15,000 |
Урал-43206 |
2 |
5,500 |
11,000 |
2 |
5,500 |
11,000 |
1 |
5,500 |
5,500 |
Всего |
20 |
х |
96,400 |
21 |
х |
88,785 |
22 |
х |
83,655 |
Средний тоннаж |
х |
3,036 |
х |
х |
2,891 |
х |
х |
2,76 |
х |
Как видно из приведенных данных, число автомашин автопарка ООО «ПромАльянс» увеличивается. В 2010 г. парк насчитывал 20 грузовых автомашин, в 2011 г. – 21 автомашину, а в 2012 г. увеличился до 22 автомобилей.
Несмотря на увеличение числа грузовых автомашин, общий тоннаж автопарка ООО «ПромАльянс» имеет тенденцию к сокращению с 96,400 т. в 2010 г. до 83,655 т. в 2012 г. Снижение составило 12,745 тонн, или на 13,22 %. Средний тоннаж одного грузового автомобиля в 2010 г. составил 3,036 тонны, в 2011 г. снизился до 2,891 тонн, а в 2012 г. средний тоннаж составил 2,76 тонн. Общее снижение среднего тоннажа грузового автомобиля за три года составило 0,276 тонны, или 9,09 %.
Снижение грузоподъемности машин связано с ростом востребованности небольших перевозок (до 3 тонн). По этой причине предприятие в 2011 г. и в 2012 г. приобрело по три автомобиля грузоподъемностью до 3 тонн. В то же время были реализованы три автомобиля мощностью более 3 тонн.
Проанализируем структуру автопарка ООО «ПромАльянс» в зависимости от грузоподъемности автомобилей (таблица 2.8).
Таблица 2.8 - Структура автопарка ООО «ПромАльянс» в зависимости от грузоподъемности автомобилей в 2010-2012 гг.
Марка грузовой автомашины |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | ||||||
Количество автомашин, шт. |
Удельный вес, % |
Общий тоннаж, т. |
Количество автомашин, шт. |
Удельный вес, % |
Общий тоннаж, т. |
Количество автомашин, шт. |
Удельный вес, % |
Общий тоннаж, т. | |
Грузоподъемность до 1,5 тонн |
2 |
10,0 |
2,515 |
5 |
23,8 |
6,490 |
8 |
36,36 |
10,06 |
Грузоподъемность от 1,6 до 5 тонн |
10 |
50,0 |
30,705 |
10 |
47,62 |
30,705 |
9 |
40,91 |
27,505 |
Грузоподъемность от 5,1 до 10 тонн |
6 |
30,0 |
34,18 |
4 |
19,05 |
22,59 |
3 |
13,64 |
17,09 |
Грузоподъемность более 10 тонн |
2 |
10 |
29,00 |
2 |
9,53 |
29,00 |
2 |
9,09 |
29,00 |
Всего |
20 |
100,0 |
96,4 |
21 |
100,0 |
88,785 |
22 |
100,0 |
83,655 |
Из данных таблицы 2.8 видно, что большая часть грузового автотранспорта имеет грузоподъемность от 1,6 до 5 тонн (40,91% автопарка в 2012 г.). Однако наблюдается устойчивая тенденция к снижению грузоподъемности машин автопарка. Если в 2010 г. всего 10,0 % грузовых автомобилей ООО «ПромАльянс» имели грузоподъемность до 1,5 тонн, то в 2012 г. их доля в автомобильном парке увеличилась до 36,36 %. Удельный вес остальных групп автомобилей с большей грузоподъемностью сократился.
Проанализируем структуру грузового автопарка ООО «ПромАльянс» в зависимости от сроков эксплуатации машин (таблица 2.9).
Таблица 2.9- Структура грузового автопарка ООО «ПромАльянс» по срокам эксплуатации машин на 31.12.2012 г.
Марка грузовой автомашины |
Количество автомашин |
До 1 года |
От 1 до 3 лет включительно |
От 3 до 7 лет включительно |
Более 7 лет | |||||
Количество автомашин, шт. |
Удельный вес, % |
Количество автомашин, шт. |
Удельный вес, % |
Количество автомашин, шт. |
Удельный вес, % |
Количество автомашин, шт. |
Удельный вес, % | |||
Газ 33081 |
2 |
- |
- |
- |
- |
1 |
50,0 |
1 |
50,0 | |
ГАЗ 330202Д4 «ГАЗель» |
4 |
3 |
75,0 |
- |
- |
1 |
25,0 |
- |
- | |
ГАЗ 27057Д1 комби |
4 |
- |
- |
3 |
75,0 |
1 |
25,0 |
- |
- | |
ЗИЛ 43272Н |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
100,0 | |
ЗИЛ 4334В1 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
100,0 | |
КАМАЗ 4308-1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
100,0 | |
КАМАЗ 4326 |
3 |
2 |
66,7 |
- |
- |
- |
- |
1 |
33,3 | |
КАМАЗ 43114 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
100,0 | |
КАМАЗ 65117 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
100,0 | |
Урал-532361 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
100,0 | |
Урал-43206 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
100,0 | |
Всего |
22 |
5 |
22,72 |
3 |
13,64 |
3 |
13,64 |
11 |
50,0 |