Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 03:48, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы - разработка мероприятий по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности ИП Казакова С. И.
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе поставлены следующие задачи:
финансовый хозяйственный имущественный анализ
изучение теоретических основ анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
оценка состояния финансово-хозяйственной деятельности ИП Казакова С. И.;
разработка мероприятий по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности ИП Казакова С. И.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.2 МЕТОДИКА АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ГЛАВА. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО КАЗАКОВА С.И. И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ООО КАЗАКОВА С.И.
2.2 АНАЛИЗ ИМУЩЕСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ООО КАЗАКОВА С.И.
2.3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ООО КАЗАКОВА С.И.
2.4 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ООО КАЗАКОВА С.И.
2.5 АНАЛИЗ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ООО КАЗАКОВА С.И.
2.6 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО КАЗАКОВА С. И
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Путём вычитания из прибыли до налогообложения налога на прибыль и иных обязательных аналогичных платежей определяется прибыль от обычной деятельности.
Чистая прибыль равна прибыли от обычной деятельности плюс минус чрезвычайные доходы расходы. За счет чистой прибыли происходит финансирование экономического развития предприятия, ее часть также направляется на социальное развитие (финансирование социальных программ, создание фондов).
На формирование массы прибыли, ее динамику оказывают воздействие огромное количество прибылеобразующих факторов. Их многообразие заставляет проводить классификацию прибыли образующих факторов, группируя их по определенным признакам.
Во-первых, по содержанию они могут быть технико-технологические, погодно-пригодными, территориальными, производственными, экологическими, социальными, правовыми и т.д.
Во-вторых, в зависимости от характера воздействия на формирования прибыли из прибыли образующих факторов принято выделять формализуемые (влияние на прибыль может быть представлено в виде расчетных счетов, т.е. установлено и подтверждено прямым счетом) и неформализуемые (влияние на прибыль может быть установлено только логическим путем, предположительно на уровне здравого смысла) факторы.
Формализуемые факторы представляют наибольший интерес для менеджеров, поскольку позволяют управлять процессом формирования прибыли предприятия. Данные факторы представлены в таблице 1.3.
Таблица 1.3 - Формализуемые прибылеобразующие факторы
Затратообразующие |
Объемообразующие |
Доходообразующие |
Калькуляция; |
Физический объем на ед. |
Цена реализации ед. |
Себестоимость прод. товаров; |
продукции; |
продукции; |
Полная коммерческая |
Сортамент; |
Товарная продукция; |
себестоимость. |
Номенклатура; Ассортимент; Качество; Сортность. |
Выручка от продаж. |
Анализ рентабельности.
Показатели рентабельности16 характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
3. Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей. Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли,
прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) - отношение валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):
(1.12)
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.
Рентабельность продаж (оборота) - отношение прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли к сумме полученной выручки (В):
(1.13)
Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции. Рентабельность (доходность) капитала - отношение балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (KL) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.:
. (1.14)
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет вид:
(1.15)
Также выделяют следующие виды рентабельности:
Экономическая рентабельность показывает способность предприятия посредством привлечения и использования денежного капитала генерировать валовую прибыль. Финансовая рентабельность показывает способность предприятия посредством использования собственного капитала генерировать чистую прибыль.
Фондорентабельность17 показывает способность предприятия посредством использования основного капитала генерировать прибыль до налогообложения. Рентабельность перманентного капитала показывает способность предприятия посредством привлечения и использования перманентного капитала генерировать прибыль до налогообложения. Анализ оборачиваемости и деловой активности. Деловая активность характеризуется в первую очередь скоростью оборота средств. Анализ деловой активности заключается в определении уровней и динамики показателей оборачиваемости, т.к. финансовое положение организации ее платежеспособности зависят от скорости превращения вложенных средств в реальные деньги с прибылью. Коэффициенты деловой активности:
1. Коэффициент общей оборачиваемости капитала - отражение скорости оборота всего капитала организации.
2. Коэффициент оборачиваемости мобильных средств18: показывает скорость оборота всех оборотных средств организации.
3. Фондоотдача: показывает эффективность использования только основных средств организации.
Показатели управления активами:
4. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала: показывает скорость оборота собственного капитала.
6. Коэффициент оборачиваемости денежных средств - характеризует скорость оборота денежных средств.
7. Коэффициент оборачиваемости средств в расчетах: показывает расширение или снижение коммерческого кредита предоставляемого организацией.
8. Срок оборачиваемости средств в расчетах: показывает средний срок погашения дебиторской задолженности.
9. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности: показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого организацией.
10. Срок оборачиваемости кредиторской задолженности: показывает средний срок возврата долгов организации по текущим обязательствам.
11. Период хранения продовольственных запасов:
12. Длительность процесса производства:
В широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала. В контексте анализа финансово-хозяйственной деятельности этот термин понимается в более узком смысле - как текущая производственная и коммерческая деятельность предприятия.
Деловая активность коммерческой организации проявляется в динамичности ее развития, достижении ею поставленных целей, что отражают натуральные и стоимостные показатели, эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта своей продукции.
ИП Казакова С.И. функционирует в сфере розничной торговли. В собственности ИП Казакова С.И. находятся три супермаркета. Предприниматель начал свою деятельность в 1998 году и зарегистрирован по адресу: г. Нижний Новгород, улица Маршала Воронова, 1 б.
Ассортимент супермаркетов ИП Казакова С.И. включает более 2 тыс. товарных позиций. Из них 87% составляют продукты питания (в магазине представлен практически их полный ассортимент), 9% - хозтовары, остальное - сопутствующие товары (пресса и т.д.).
Большинство товаров поступает в сеть супермаркетов ИП Казакова С. И от местных поставщиков или напрямую от производителей.
У ИП Казакова С.И. работают 41 человек, а именно директор, главный бухгалтер, 3 помощник бухгалтера, 3 администратора, 3 менеджер, 9 кассира и 21 продавцов-консультантов.
ИП Казакова С. И начала свою деятельность в 1998 году, с момента получения Свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004г. В соответствии с законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Предприятие создано без ограничения срока, но может быть реорганизовано или ликвидировано в соответствии с действующим законодательством.
Местом нахождения и почтовым адресом общества является: город Нижний Новгород, улица Маршала Воронова 1 б.
Предприятие действует на основе Свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004г.
ИП Казакова С. И создано для удовлетворения потребностей населения в продовольственных и непродовольственных товаров19, роста материального благосостояния своих сотрудников, обеспечения занятости населения, увеличения поступлений в местный бюджет и получения прибыли.
ИП Казакова С.И. занимается закупкой и доставкой продовольственных и непродовольственных товаров, а именно:
бытовая химия - розничная продажа;
кондитерские изделия - производство, розничная продажа;
парфюмерия - розничная продажа;
полуфабрикаты мясные - производство, розничная продажа;
посуда - розничная продажа;
салат овощной - производство, розничная продажа, доставкой их по собственным магазинам и дальнейшей продажей потребителям.
ИП Казакова С.И. имеет небольшую сеть магазинов 3 супермаркета.
Ассортимент супермаркетов сети ИП Казакова С.И. - более 2 тыс. товарных позиций. Из них 87% составляют продукты питания (в магазине представлен практически их полный ассортимент), 9% - хозтовары, остальное - сопутствующие товары (пресса и т.д.).
Большинство товаров поступает в сеть супермаркетов ООО "ФОРСАЖ НН" от местных поставщиков или напрямую от производителей. В основном это молочные продукты, гастрономия и выпечка.
Организационная структура ИП Казакова С.И. является довольно простой в связи с малыми её размерами и относительно небольшим количеством сотрудников. В организации работают 41 человек, а именно директор, главный бухгалтер, 3 помощник бухгалтера, 3 администратора, 3 менеджер, 9 кассира и 21 продавцов-консультантов.
Организационная структура ИП Казакова С.И.
Рисунок 2.1 - Организационная структура ИП Казакова С.И.
В ИП Казакова С.И. используется линейно-функциональная организационная структура20. Достоинство этой структуры заключается в том, что в организации присутствует единоначалие, то есть руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всех подразделений, в то же время эта структура проста и экономична.
Целью деятельности организации является удовлетворение общественной потребности в товарах народного потребления, товарах, услугах, оказание широкой номенклатуры услуг высокого качества, а также реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов трудового коллектива и директора организации.
Таблица 1 - Анализ актива баланса ООО Казакова С. И за 2011-2012 гг.
Наименование статей |
на 1.01.2011 г. |
на 1.01.2012 г. |
Изменение | |||
абсол., тыс. руб. |
уд. вес, % |
абсол., тыс. руб. |
уд. вес, % |
абсол., тыс. руб. |
относ., % | |
Внеоборотные активы: |
3313 |
40,43 |
3327 |
39,13 |
14 |
0,42 |
основные средства |
2614 |
31,9 |
2532 |
29,78 |
-82 |
-3,14 |
Оборотные активы: |
4882 |
59,57 |
5176 |
60,87 |
294 |
6,02 |
- запасы |
3304 |
40,32 |
3698 |
43,49 |
394 |
11,92 |
- дебиторская задолженность |
846 |
10,32 |
638 |
7,5 |
-208 |
-24,59 |
- денежные средства |
732 |
8,93 |
840 |
9,88 |
108 |
14,75 |
Актив баланса |
8195 |
100 |
8503 |
100 |
308 |
3,76 |