Анализ финансово -хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 06:11, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время производство развивается под влиянием преобразований, произошедших в экономике России. Можно сказать, что для новых экономических отношений практически созданы правовые условия, произошла адаптация хозяйственных субъектов к работе в условиях развивающихся рыночных отношений. Произошла переоценка финансовых и экономических ценностей у многих предприятий, изменился стиль хозяйствования, отношение персонала к предприятию и производству, системы планирования, ценообразования, методы реализации производимой продукции, работ и услуг.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы анализа использования основных средств 6
Сущность экономического анализа хозяйственной деятельности:
понятие, цели, задачи, методы 6
Методика проведения анализа использования основных средств
на предприятии 14
1.3. Мероприятия по повышению эффективности хозяйственной деятельности 22
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Сибирская Аграрная Группа» 27
2.1. Анализ специализации 27
2.2. Анализ использования рабочей силы 28
2.3. Анализ использования основных средств 36
2.4. Анализ использования оборотных средств 40
2.5. Анализ формирования финансовых результатов
и рентабельности 45
2.6. Мероприятия по улучшению финансово-хозяйственной
деятельности 47
Заключение 50
Список использованной литературы 53

Вложенные файлы: 1 файл

АХД.docx

— 179.95 Кб (Скачать файл)

- изучение состава и  динамики основных средств (фондов), технического состояния и темпов  обновления активной их части,  технического перевооружения и  реконструкции предприятия, внедрение  новой техники, модернизации и  замены морально устаревшего  оборудования;

- определение показателей  использования основных производственных  фондов – фондоотдачи и фондоемкости, а также факторов, влияющих на  них; 

-установление степени  эффективности применения средств  труда, характеристика интенсивности  и экстенсивности работы важнейших  групп оборудования.

   Система показателей состояния и эффективности использования основных средств.

    Для характеристики  использования основных производственных  фондов применяются различные  показатели. Условно их можно  разделить на две группы:

- обобщающие показатели;

-частные показатели.

    Обобщающие показатели  применяются для характеристики  использования основных фондов  на всех уровнях народного  хозяйства – предприятия, отрасли  и народного хозяйства в целом.  К этим показателям относят,  прежде всего, фондоотдачу и  рентабельность.

    Частные показатели  – это, как правило, натуральные  показатели, которые используются  чаще всего на предприятиях  и их подразделениях. Они делятся  на показатели интенсивного и  экстенсивного использования основных  фондов. Показатели интенсивного  использования основных фондов  характеризуют величину выхода  продукции (выполненной работы) в  единицу времени с определенного  вида оборудования. Показатели экстенсивного  использования основных фондов  характеризуют их применение  во времени. 

    Для характеристики  технического состояния основных  средств используются такие показатели, как коэффициент износа, коэффициент  годности, возрастная структура  оборудования.

    Показатели степени  изношенности основных фондов, в  т. ч. оборудования, является коэффициент  износа, который определяется как  отношение суммы износа основных  средств к их первоначальной  стоимости. Как правило, чем  ниже коэффициент износа основных  фондов, тем лучше состояние, в  котором они находятся.

Коэффициент износа определяется по формуле:

КИ=И/F

где КИ - коэффициент износа;

И - сумма износа;

F - первоначальная (балансовая) стоимость основных средств. 

Коэффициент годности определяется по формуле:

как отношение остаточной стоимости (Ос) основных средств к  их первоначальной (балансовой) стоимости.

Кг=Ос/F

    В определенной  степени техническое состояние  основных средств характеризуют  показатели их движения : коэффициент  ввода , коэффициент обновления  и коэффициент выбытия. 

     Степень обновления  основных фондов характеризуется  отношением стоимости вновь поступивших  за отчетный год основных фондов  к стоимости их на конец  периода. Она показывает величину  введенных в действие основных  фондов за тот или иной период. Коэффициент износа и обновления  исчисляется как по всем фондам, так и по активной их части,  а также по группам оборудования  и рассматриваются обычно в  динамике за ряд лет. 

     Более высокий  коэффициент обновления активной  части фондов по сравнению  с аналогичным коэффициентом,  исчисленным по всем фондам, показывает, что обновление основных фондов  осуществляется на предприятии  за счет активной их части  и положительно влияет на показатель  фондоотдачи. 

Коэффициент ввода определяется как отношение стоимости поступивших основных средств (Fn) к их стоимости на конец года (Fk):

Квв= Fn / Fk

Коэффициент обновления рассчитывается путем деления стоимости поступивших основных средств (Fn) к их стоимости на конец года :

Кобн= Fn+/Fk ( 5 )

    Коэффициенты  ввода и обновления бывают  равны между собой в случае, когда все поступившие за отчетный  год основные средства новые,  не бывшие в эксплуатации.

     Коэффициент  выбытия исчисляется как отношение  выбывших за отчетный год основных  фондов к стоимости их на  конец периода. Он показывает  долю основных фондов, ежегодно  выбывших из производства. Рост  его означает обновление материальной  базы предприятия.

Коэффициент выбытия исчисляется как отношение стоимости выбывших основных средств (Fвыб) к их стоимости на начало года (Fн):

Квыб= Fвыб/Fн 

    Эффективность  использования основных средств  оценивается такими обобщающими  показателями, как фондоотдача и  фондоемкость.

    Наиболее правильно  эффективность использования основных  фондов отражает показатель фондоотдачи,  исчисленный исходя из выпуска  продукции в натуральном выражении.  Однако сфера применения этого  показателя ограничена предприятиями,  выпускающими один вид продукции

Фондоотдача характеризует выход продукции на 1 руб. основных средств:

f=V/F 

где f - фондоотдача;

V - объем продукции; 

F - среднегодовая стоимость  промышленно-производственных основных  средств. 

Фондоемкость показывает, сколько основных средств приходится на единицу стоимости выпускаемой продукции и определяется по формуле :

Ф/е=F/V

    Фондовооруженность  труда выражается отношением  среднегодовой стоимости основных  промышленно-производственных фондов (по первоначальной оценке) к числу  рабочих в наибольшую смену.  Она отражает степень обеспеченности  рабочих средствами труда (основными  фондами).

    Таким образом,  фондоотдачу можно представить  как частное от деления производительности  труда на фондовооруженность, следовательно,  фондоотдача прямо пропорциональна  производительности труда и обратно  пропорциональна его фондовоооруженности.  Поэтому для повышения фондоотдачи  необходимо, чтобы темпы роста  производительности труда опережали  темпы роста его фондовооруженности.

 

1.3 Мероприятия по повышению эффективности хозяйственной деятельности.

 

   Комплекс локальных  мероприятий, направленных на  улучшение финансового состояния  предприятия включает в себя  мероприятия по повышению эффективности  управления и обеспечение устойчивой  реализации, и ускорение оборачиваемости  оборотных средств. 

   Целью осуществления  локальных мероприятий финансового  оздоровления является обеспечение  устойчивого финансового положения  предприятия, которое проявляется  в стабильности поступления выручки  от реализации, повышении рентабельности  продукции. 

В первый блок мероприятий  включаются следующие мероприятия:

1. По снижению себестоимости,  которая включается в себя:

- уменьшение накладных  расходов за счет упрощения  структуры управления и приведения  численности управленческого персонала  в соответствии с объективной  производственной необходимостью

- улучшение работы снабженческой  службы предприятия, максимально  возможное сокращение посреднических  структур, что позволит удешевить  потребляемое сырье и материалы  и поставлять на предприятие  более технологически и экономически  эффективные его виды.

- усиление контроля за  качеством оказываемых услуг,  устранения их повторного оказания

- сокращение расходов  на обслуживание оборудования  и уменьшение налога на имущество

- в качестве источника  сокращения затрат, а также получения  дополнительного дохода может  использоваться сдача в аренду  неиспользуемых площадей и основных  средств. Особенно актуальным  данное мероприятие может стать  для предприятий оптовой и  розничной торговли.

- введение персональной  ответственности за использование  материальных ресурсов, а также  заданий по снижению затрат  для всех отделений и служб  предприятия.

- оптимизация налогообложения

- выбор учетной политики  предприятия

- минимизация затрат  по коммунальным платежам

2. По повышению эффективности  управления персоналом через:

-приведение в соответствие  профессионально-качественного уровня  персонала инновационным процессам  предприятия

- управление производительностью  труда

- планирование и маркетинг  персонала, управление наймом  и учетом персонала

- управление трудовыми  отношениями, развитием персонала,  обеспечение нормальных условий  труда

- управление мотивацией  поведения персонала

3. По реорганизации управленческих  структур через структурную пресройку  в целях обеспечения эффективного  распределения использования всех  ресурсов предприятия, заключающаяся  в создании комплекса бизнес-единиц  на основе разделения, соединения, ликвидации действующих и организации  новых структурных подразделений,  присоединения к предприятию  других предприятий и др.

Второй блок мероприятий  направлен на обеспечение устойчивой реализации и ускорения оборачиваемости  оборотных средств включает следующие  мероприятия:

1. Поиск новых видов  продукции или повышении конкурентоспособности  уже выпускаемой. Проведение комплекса  маркетинговых мероприятий с  целью продвижения или поиска  перспективной рыночной ниши. Сюда  входят следующие управленческие  действия:

- развитие службы маркетинга  на предприятии

- определение своих преимуществ  и недостатков, также преимуществ  и недостатков у конкурентов

- выявление намечающихся  изменений на рынке, поиск путей  реагирования на влияние внешних  факторов

- анализ внутренней информации  о заказах и продажах, актуальности  продукции, возврате продукции,  емкости рынка

- изучение покупателей  с точки зрения потребностей  населения, работа с внешними  источниками информации

- разработка рекомендаций  по установлению «вилки цен»  на продукцию, участие в разработке  и  осуществлении гибкой ценовой  политики отдела сбыта.

   Данные управленческие  мероприятия позволяют выявить  те виды продукции, которые  пользуются спросом на рынке,  своевременно заметить снижение  цен или увеличение спроса  на данную продукцию, и на  основании этой информации скорректировать  свою производственную программу,  выяснив причины изменения спроса, произвести соответствующие изменения  в выпускаемой продукции, перейти  в случае необходимости на  выпуск новой продукции. Проведение  подобных мероприятий также позволит  постоянно следить за деятельностью  конкурентов и, в случае необходимости,  принимать необходимые меры для  повышения конкурентоспособности  выпускаемой продукции, улучшения  ее сбыта, что позволит всегда  быть на один шаг впереди  конкурентов.

   Это неизбежно  приводит к снижению запасов  готовой продукции на складе, ускорению оборачиваемости оборотных  средств предприятия и вместе  с увеличением выручки от реализации  к улучшению его финансового  состояния.

2. Взыскание дебиторской  задолженности предполагает следующие  управленческие действия:

- увеличение доли предоплаты  за реализуемую продукцию

- активизировать работу  юридической службы по взысканию  просроченной части задолженности

   Проведение подобных  мероприятий позволит предприятию  повысить долю денежных средств,  ускорить оборачиваемость оборотных  средств предприятия, что непременно  скажется на его финансовом  состоянии.

3. Смена изношенного оборудования  или замена активов под новую  продукцию, включает в себя  мероприятия по приобретению  более универсального оборудования, которое позволит предприятию при необходимости диверсифицироваться

4. Выбор правильной сбытовой  политики.

-использование в процессе  реализации продукции информации  о наиболее благоприятных для  реализации регионах, полученной  в отделе маркетинга в результате  проводимых исследований.

Информация о работе Анализ финансово -хозяйственной деятельности предприятия