Анализ эффективности предприятия, теоретические и практические аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 14:54, дипломная работа

Краткое описание

Абсолютную эффективность деятельности предприятия по всем направлениям его деятельности характеризуют показатели прибыли. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль является также источником формирования доходов бюджетов различных уровней и погашения долговых обязательств предприятия перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Именно показатели прибыли являются одним из важнейших в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия.
Рыночная экономика предлагает становление и развитие предприятий различных организационно - правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников, - как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА. 8
1.1. Основные понятия и определения Экономики производства. 8
1.2. Сущность экономической эффективности производства. 13
1.3. Особенности экономического роста торгового предприятия. 30
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИКИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. 52
2.1. Характеристика торгового предприятия. 52
2.2 Содержание производственно-экономической деятельности торгового предприятия. 54
2.3. Экономическая оценка эффективности деятельности торгового предприятия. 67
2.4. Пути повышения экономической эффективности деятельности торгового предприятия. 70
2.5. Правовое регулирование торговой деятельности предприятия 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 88

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Эффеквность торгового предприятия.doc

— 542.00 Кб (Скачать файл)

Действенность указанных мер, способных повысить рейтинг ООО «Лахти», его деловую активность и эффективность финансово– хозяйственной деятельности, будет зависеть от скорости их воплощения в реальность и кадрового потенциала предприятия.

 

2.5. Правовое регулирование торговой  деятельности предприятия

Механизм государственного регулирования торговой деятельности будет не полным, если не рассмотреть выполнение функций и методов на уровне основного звена — предприятий и организаций.

В задачи государственного регулирования торговли на уровне организации входит:

принятие законодательных документов и нормативных актов, контроль за их исполнением, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов организаций,

регулирование предложения путем повышения эффективности производства и гарантированного сбыта продукции (установление государственного и коммерческого заказов),

ослабление прямых форм вмешательства и командно- бюрократического контроля за деятельностью предприятий и организаций торговли,

создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров по каналам товародвижения,

 

обеспечение товарно-денежного, бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой и ценовой политики,

контроль за соблюдением норм трудового законодательства и регулирование частного найма и порядка оплаты труда.

Реализация этих задач требует создания необходимых экономических и других условий в сфере управления. Каждая задача требует выполнения определенных функций и методов управления на уровне организаций. В свою очередь, содержание каждой функции управления определяется спецификой задач, которые выполняются в рамках этой функции. Сложность задач определяет всю сложность управления и его функций.

Это положение имеет важное значение для раскрытия сущности и роли отдельных функций управления, которые в современных условиях расширились, усложнились и видоизменились в связи с ростом масштабов хозяйственной деятельности торговых организаций.

Но осуществление регулирования деятельности на основе общих функций управления не позволяет полностью выполнить весь комплекс работ для достижения целей организации. В этой связи в процессе регулирования на микроуровне следует выделять более конкретные, частные функции.

Частными функциями регулирования следует считать:

принятие решений,

коммерческий и внутрифирменный расчет,

управление материально-технической базой торговли и транспортно-экспедиционными операциями,

управление товарными ресурсами,

заключение договоров купли-продажи и поставки товаров,

организацию приемки товаров по количеству и качеству,

регулирование развития торгово-хозяйственных процессов,

кадровое обеспечение,

контроль и учет за ходом развития процесса,

координирование и регулирование деятельности системы,

организацию обслуживания потребителей.

Часть этих функций регулируется государством, а часть находится в 
оперативно-хозяйственном ведении руководителя организации.

Выполнение общих и частных функций управления связано с решением конкретных задач с помощью определенных методов управления. Так, для реализации функции маркетинга необходимо применение методов разработки внутрифирменных программ маркетинга и прогнозов развития, для функции планирования — выполняется ряд методов анализа, 
планирования и прогнозирования и т.д.

Функции, методы управления, экономические рычаги и инструменты взаимосвязаны между собой в единый экономический (хозяйственный) механизм управления на уровне организации.

Вопросы хозяйственной деятельности регламентируются, прежде всего, уставом торгового предприятия, системой целевых показателей, внутренних нормативов и требований по отдельным вопросам организационно-управленческой, экономической и финансовой 
деятельности предприятия.

При переходе от распределительного и директивного управления к регулирующему воздействию система государственного регулирования торговли должна строиться: во-первых, с учетом финансово-хозяйственной самостоятельности (автономии) организации и, во-вторых, исходя из условий децентрализации управления, разграничения компетенции, полномочий и ответственности между его различными уровнями.

Совершенствование механизма государственного регулирования торговли на уровне субъектов и предприятий предусматривает преобразование структур управления, основанных на разграничение функций государственного регулирования торговли и непосредственного оперативно-хозяйственного руководства, что предполагает развитие самостоятельного хозяйствования и самоуправления предприятиями с различными формами собственности.

  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении подведем итоги проведенному исследованию.

Эффективность – совокупность показателей, с помощью которых можно оценить насколько правильно и четко обеспечивается соотношение между результатами и затратами. Чем больше разница между результатами и затратами, тем эффективнее используются ресурсы и производственные мощности18.

К показателям, характеризующим экономическую эффективность деятельности предприятия относятся следующие:

- показатели эффективности использования  основного капитала;

- показатели эффективности использования  оборотного капитала;

- показатели оценки деловой  активности;

- показатели оценки финансовой  устойчивости;

- показатели, характеризующие эффективность использования трудовых ресурсов;

- показатели результатов хозяйственной  деятельности.

Объектом практического исследования послужило предприятие – ООО «Лахти», основным видом деятельности которого, является  розничная торговля спорттоварами.

Анализ экономической эффективности деятельности ООО «Лахти» выявил следующее.

Анализ динамики основных средств предприятия показал, что в целом за анализируемый период наблюдается увеличение общего объема основного капитала, вложенного в основные фонды– на 3245 т.р.

Основную долю в структуре основных фондов ООО «Лахти» занимают здания и сооружения, так как предприятие имеет в собственности помещение, в котором располагается.

Снижение коэффициента износа основных фондов, повышение коэффициента годности ООО «Лахти» в 2005-2006гг. свидетельствует о том, что предприятие проводит целенаправленную политику по обновлению основных производственных фондов. А в 2007г. наблюдается обратная тенденция: коэффициент износа увеличивается на 0,06, а коэффициент годности снизился на 0,69.

Снижение коэффициента обновления основных фондов в 2007г. вызвано снижением стоимости вводимых основных средств. Этот же факт повлиял на повышение коэффициента выбытия.

В связи с превышением стоимости выбывших основных фондов над поступившими в 2007г., в целом по ООО «Лахти» наблюдается снижение стоимости основных фондов.

Оборотные активы в течение анализируемого периода изменяются.  Так, в 2006г. по сравнению с 2005г. они увеличились на 359 т.р, а в 2007г. по сравнению с 2006г. снизились – на 269 т.р.

Основную долю в структуре оборотных активов занимают запасы, дебиторская задолженность и денежные средства.

  В ООО «Лахти» наблюдается ускорение оборачиваемости оборотных активов, связанное, прежде всего, с увеличением коэффициента оборачиваемости оборотных активов с 13,61 до 16,18.

  Данное обстоятельство свидетельствует  о повышении эффективности использования  оборотных средств. В результате  ускорения оборачиваемости произошло  привлечение оборотных средств  в 2006г. на сумму 11 тыс. руб., а в 2007г. – на сумму 45 тыс.руб.

Анализ деловой активности ООО «Лахти» позволяет сказать об увеличении деловой активности предприятия, так как большинство показателей на протяжении анализируемого периода имеют тенденцию к увеличению.

Анализ финансовой устойчивости позволяет сказать о том, что у ООО «Лахти» повышается финансовая зависимость от внешних источников, что связано с привлечением долгосрочных финансовых вложений.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами на протяжении анализируемого периода составил отрицательные значения, что  говорит о нехватке собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости.

Анализ использования трудовых ресурсов показал, что количество отработанных дней одним работающим в течение анализируемого периода увеличилось на 5 дней, количество отработанных одним работающим часов - на 240 часов, что связано с увеличением средней продолжительности рабочего дня на 0,8 часа.

Фонд рабочего времени ООО «Лахти» за анализируемый период 2005-2007гг. увеличился на 28320 чел-часа, что произошло за счет увеличения численности работников предприятия на 8 человек.

Оценивая динамику затрат, приходящихся на 1 руб. реализованной продукции ООО «Лахти», было отмечено, что затраты предприятия уменьшаются в течении анализируемого периода, что связано с увеличением выручки от реализации и снижением себестоимости реализованной продукции.

Чистая прибыль предприятия в 2006г. по сравнению с 2005г. увеличилась на 1594 тыс.руб., а в 2007г. по сравнению с 2006г. снизилась на 1587 тыс.руб. Но в целом, ООО «Лахти» является доходным предприятием.

Заключительный анализ показателей эффективности деятельности ООО «Лахти» позволяет сказать о ее снижении в 2007г. по сравнению с предыдущими годами, что подтверждает снижение показателей рентабельности.

Поэтому в целях экономической эффективности деятельности ООО «Лахти» необходимо разработать резервы ее повышения.

Для предприятий резервы и пути ускорения оборачиваемости средств в обобщенном виде зависят от двух факторов: объема товарооборота и размера оборотных средств.

Поэтому ООО «Лахти» необходимо использовать следующие направления для повышения эффективности деятельности: совершенствовать товародвижение, полностью и ритмично выполнять планы хозяйственной деятельности, совершенствовать организацию торговли, внедрять прогрессивные формы и методы продажи, совершенствовать расчеты с поставщиками и  покупателями, ускорять оборот денежных средств, разработать внутреннюю политику управления дебиторской задолженностью, максимизировать приток денежных средств, ввести гибкую систему скидок.  ускорить оборачиваемость запасов.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учеб. пособ.- М.: «Дело и сервис», 2000.- 508 с.

2. Анализ хозяйственной деятельности  предприятия: Учеб. Пособие / Под общ. ред. Л.Л. Ермолович. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2005. – 576с.

3. Анализ хозяйственной деятельности  в промышленности / Русак Н. А., Стражев  В. И., Мигук О.Ф. и др.; Под общ. ред. В. И. Стражева. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк.., 2002. – 398 с.

4. Бакаланов М.И. Теория экономического  анализа: Учебник/ Бакаланов М.И., Шеремет  А.Д.-4-е изд., доп. и перераб.- М.: Финансы  и статистика,2001.- 416 с.

5. Белолипецский В.Г. Финансы фирмы: Курс лекций / Под ред.                    И.П. Мерзлякова. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 298 с.

6. Бланк И.А. Основы финансового  менеджмента. Т.2. –К.: Ника-Центр, (серия  «Библиотека финансового менеджера»; Вып. 3), 2002. – 720 с.

7. Бороненкова С.А. Экономический  анализ в управлении предприятием // Экономический анализ. – 2006. - №2. – с. 47-51.

8. Вахрин П.И. Финансовый анализ  в коммерческих и не коммерческих  организациях: Учеб. пособ.- М.: Изд-во  «Книготорговый центр Маркетинг», 2001.- 320 с.

9. Горемыкин В.А. Планирование на  предприятии: Учеб. для ВУЗов/ Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю.-2-е изд., стер.- М.: Филинъ, РИЛАНТ, 2000.- 328 с.

10. Графов А.В. Оценка финансово-экономического  состояния предприятия// Финансы. – 2001. - №7. – с.64.

11. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. пособ.-2-е изд., и доп.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 208 с.

12. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ  финансовой отчетности (фрагмент  книги) // Финансовый менеджмент. – 2005. - № 1. – с. 122.

13. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – 4-е издание, перраб. и доп. – М.: Издательство “Бухгалтерский  учёт”, 2002. –528с.

14. Жиделеева В.В. Экономика предприятия: Учеб. пособ. для ВУЗов/ Жиделеева  В.В., Каптейн Э.И.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Инфра-М, 2002.- 133 с.

15. Зайцева О.П. Основные средства: обоснование методики комплексного анализа / Зайцева О.П., Жукова Т.В.// Экономический анализ: Теория и практика. – 2005. - №25.- с. 52-63.

16. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного  предприятия, Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. - М: ИНФРА-М, 2005. – 259 с.

17. Ковалев В.В. Введение в финансовый  менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 768 с.

18. Ковалёв В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности.- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 512 с.

Информация о работе Анализ эффективности предприятия, теоретические и практические аспекты