Жизниный путь сухомлинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 21:10, реферат

Краткое описание

Идеи гуманизации воспитания и обучения школьников русского государства волновали российских педагогов. Они стремились реализовать их в практике работы воспитательно-образовательных учреждений. Такие педагоги, как В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, А.И. Радищев, одни из первых в российской педагогике своего времени стали разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. В их число входит и Сухомлинский В.А.

Содержание

Введение.
1. Жизненный путь и педагогическое наследие В.А.Сухомлинского.
2. В.А.Сухомлинский о личности учителя.
3. Историческое значение и актуальность взглядов В.А.Сухомлинского на
личность учителя.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 65.20 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение.

1. Жизненный путь и педагогическое наследие В.А.Сухомлинского.

2. В.А.Сухомлинский о личности учителя.

3. Историческое значение и актуальность взглядов В.А.Сухомлинского на          

    личность учителя.

Заключение.

Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

       Идеи гуманизации воспитания  и обучения школьников русского  государства волновали российских  педагогов. Они стремились реализовать  их в практике работы воспитательно-образовательных  учреждений. Такие педагоги, как  В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, А.И. Радищев, одни из первых в  российской педагогике своего  времени стали разрабатывать  гуманистические традиции отечественной  и мировой педагогической мысли. В их число входит и Сухомлинский  В.А.

       Проблема воспитания и обучения  всегда являлась актуальной темой  для обсуждения, она и сейчас  находится в центре внимания  педагогов-новаторов. С изменением  общества, с достижением каждого  нового этапа развития педагогические  методы, средства и формы воспитания  и обучения меняются, трансформируются. С каждым днем появляются новые  открытия, уточняются положения, понятия, на смену старым педагогическим  теориям приходят новые. Процесс  обновления педагогики - это процесс  неизменный, как и само общество. Однако наследие педагогической  науки, накопленное на протяжении  многовековой истории развития  человечества, было и остается  ядром современной педагогической  мысли.

       Педагогика как и всякая наука  преследует свой идеал - идеал  человеческой личности, отраженный  в гуманизме. В трудах педагогов-гуманистов  четко прослеживается линия гуманного  отношения к детям. Отличительной  особенностью педагогической системы  и практической педагогической  деятельности у Сухомлинского  В.А. явилось создание самоуправляемых  воспитательных коллективов, жизнь  которых открывала широкие возможности  для самореализации и саморазвития  личности, проявления ее способностей  и дарований.

      И сейчас  представители педагогических  профессий, всех, кто так или иначе участвует в созидании новых поколений, в формировании новых личностей, из которых складывается наше социальное настоящее и будущее обращаются к опыту предшествующих профессионалов  и следуют их принципам. Они продолжают вести всех нас на «счастливую тропинку»  педагогического исследования независимо от избранной нами специальности. Все написанное ими насыщено множеством убедительных примеров, фактов, литературно исполненных иллюстраций, но главное—всесторонне осмыслено и обобщено, доведено до теоретических выводов, продолжая работать в контексте духовной культуры нашего, устремленного к новому, более высокому качественному состоянию общества.

Тема исследования – значение гуманизма в воспитании подрастающего поколения.

Объект исследования – научное и творческое наследие Сухомлинского В.А.

       Предмет исследования - гуманистическая  направленность в педагогике  Сухомлинского В.А.  

       Цель исследования – проанализировать  основные положения концепций  педагогики Сухомлинского В.А., как  основы гуманистического воспитания.

       Задачи исследования:

     - Проанализировать возникновение  и развитие гуманизма в истории.

     - Выявить значение гуманистического  воспитания в образовании.

     - Раскрыть сущность гуманистических  принципов воспитания в

творчестве Сухомлинского В.А.

     Методологическую основу исследования  составляют положения о воспитании  как общечеловеческой ценности, о присущей мировому педагогическому  процессу

тенденции развития в гуманистическом направлении, о человеке как субъекте деятельности, познания, общения, саморазвития и самореализации.

     Методы исследования: теоретический  анализ педагогической и психологической литературы, систематизация, классификация, обобщение фактов и явлений.

    

 

  1. Жизненный путь и педагогическое наследие В.А.Сухомлинского.

      Гуманизм — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей [8, С.54].

      Принцип гуманизма предполагал  отношение к человеку как к  высшей ценности, уважение достоинства  каждой личности, ее права на  жизнь, свободное развитие, реализацию  своих способностей и стремления  к счастью. Гуманизм предполагает  признание всех основополагающих  прав человека, утверждает благо  личности как высший критерий  оценки любой общественной деятельности.

      Как черта мировой культуры, гуманизм  проявился еще в древнем мире. Древние египтяне сумели выработать  замечательные принципы нравственного  поведения индивида, гуманизма. Книги  мудрости Аменемоне свидетельствуют  о весьма высоком уровне морали. В древнеегипетской культуре  все погружено в атмосферу  религиозности, но вместе с тем  все одновременно имеет мощные  корни в глубинах чистой человечности. Проявления гуманизма заметны  на протяжении всей истории. Зародилось  гуманистическое мировоззрение - о  единстве, целостности и уязвимости  человеческого общества, нуждающегося  во взаимодействии и взаимной  поддержке, в добровольном отказе  от социального неравенства, от  паразитизма сильных на угнетенных. В качестве примера достаточно  обратиться к Нагорной проповеди  Христа.

       Как направление в культуре, гуманизм  возник в XIV веке в Италии и  распространился в Западной Европе  с XV века. Гуманисты выступили против  диктатуры католической церкви  в духовной жизни общества. Они  критиковали метод схоластической  науки, основанный на формальной  логике ( диалектике ), отвергали ее догматизм и веру в авторитеты, расчищая тем самым путь для свободного развития научной мысли.

Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304-1374). Петрарка был первым великим гуманистом, поэтом и гражданином, который сумел прозреть цельность предвозрожденческих течений мысли и объединить их в поэтическом синтезе, ставшей программой грядущих европейских поколений.[11, С.6] Своим творчеством он сумел привить этим грядущим разноплеменным поколениям Западной и Восточной Европы сознание - пусть не всегда четкое - некоего духовного и культурного единства, благотворность которого сказывается и в современный наш век. Он считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания. Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения.

Позднее гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности. Ярким воплощением этого подхода может служить, например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберты (1404-1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции - равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей.

Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире. Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает. Однако гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами. Наоборот, в подавляющем большинстве они оставались верующими. Но если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем - человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге.

      Уже у первых значительных  русских поэтов XVIII века – Ломоносова  М.В. и Державина Г.Р. – мы находим  секуляризованный национализм, соединенный  с гуманизмом. Державин Г.Р., истинный "певец русской славы", защищает  свободу и достоинство человека. Этот мотив чистого гуманизма  все больше становится кристаллизационным  ядром новой идеологии. Так же  яркими представителями русского  гуманизма являются Новиков Н.И. и Радищев А.Н.

В духовной мобилизации творческих сил России сыграло громадную роль русское масонство XVIII и начала XIX веков. В основе гуманизма, питавшегося от масонства, лежала реакция против одностороннего интеллектуализма эпохи. В этом гуманизме существенную роль играли мотивы чисто моральные. В этом отношении гуманизм XVIII века находится в теснейшей связи с моральным патетизмом русской публицистики ХIX века [12, С.168].

В современной философии, при изменениях жизни  и мыслей,  происходивших с конца XIX века со все большим ускорением, многие принципы, в том числе и классического гуманизма были поставлены под сомнение. Своеобразным гуманизмом новой волны представляется  философия экзистенциализма. Отцом экзистенциальной мысли для современного  экзистенциализма стал Мартин Хайдеггер.  Он оказал решающее влияние и на французский экзистенциализм.

 Гуманизм на начальном этапе  породил универсальных гениев, но  вскоре расширение области знаний  привело к дифференциации наук  и к специализации в деятельности  учёных. Стало ясно, что в новое  время «корифеи всех наук»  будут рождаться не настолько  часто, чтобы решать все текущие  задачи, и это подорвало индивидуальный  авторитет учёных, повысив значение  всего научного сообщества. Ушло  средневековое поклонение «Святым  Отцам», «Докторам Церкви» — умершим  авторитетам, мнения которых можно  использовать без дополнительной  аргументации.

       В организационном плане гуманизм  породил научные школы, академии, тайные сообщества гностиков, сохранившихся  до настоящего времени и постоянно  приспосабливающихся к достижениям  науки.

        Гуманизм принес в этическую  мысль признание самоценности  человеческой личности и земной  жизни. Отсюда постепенно развились  идеи счастья, справедливости и  равенства людей. Вольно или невольно, но гуманистическое течение эпохи  Возрождения способствовало утверждению  прав личности и, в частности, признанию права на счастливую  жизнь. Не стоит удивляться, что  в дальнейшем гуманизм органично  трансформировался в человеколюбие, пропагандирующее мягкость в  отношениях, сострадание, милосердие, дружелюбие, а со временем и  терпимость к инакомыслящим. Многие  философские течения впитали  в себя черты гуманизма. Гуманизм  как явление оказался исторически  изменяющейся системой воззрений. Зародившись в искусстве, он открыл  дорогу науке, научно-технической  революции, способствовал экономическому  буму, просвещению, социальным преобразованиям  и революциям.

 

 

 

 

 

                     2. В.А.Сухомлинский о личности учителя.

        Еще с середины XVIII века, в первую очередь, под влиянием западноевропейской культуры в России начинает формироваться теоретическое педагогическое сознание. Его становление связано с именами М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, А.И. Радищева. С середины XIX века в период рассвета русского Просвещения этот тип педагогического сознания представлен в трудах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.В. Гоголя, а затем А.Н. Добролюбова, Ф.М. Достоевского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и целой плеяды последователей. Российская педагогика этого периода — одно из ярчайших явлений в истории мировой педагогической мысли. Деятели России не только освоили все формы теоретического педагогического сознания, но и создали труды, не уступающие по своему содержанию лучшим произведениям мировой педагогики. Ими разработаны и обоснованы гуманистический принцип воспитания, приоритет воспитания в образовании, личностный подход в воспитании, ответственность учителя перед народом за свою деятельность и т.д.

        Гуманистический подход к образованию - прежде всего комплекс мероприятий, интегрирующий богатство лучших  методик, накопленных «поведенческой»  и «когнитивной» педагогическими  школами, однако он отличается  концентрацией на личностном  развитии обучаемого, что в свете нарастающей информатизации современного общества приобретает особую важность. Комплексность данного подхода предполагает свободное варьирование методов. Можно выделить принципиальные требования гуманистического подхода к образованию:

-Наполненность  содержания обучения жизненными  проблемами обучаемого, создания  ситуации учения, в которой бы  студенту разрешалось взаимодействовать  с важными для него проблемами  и вопросами, которые он стремится  разрешить в принципе;

-"Реальность  личности" преподавателя, который  должен вести себя адекватно  переживаемым чувствам и состояниям, проявлять свои человеческие  качества во взаимодействии со  студентами;

-Принятие  преподавателем обучаемого таким, какой он есть, и понимание  его чувств. Подчеркивается необходимость  теплого принятия, безусловного  позитивного отношения преподавателя  к студенту;

-Преподаватель  должен стремиться к тому, чтобы  студенты узнали о его знаниях  и опыте и о том, что им  разрешено обращаться к этим  знаниям, но он не должен навязывать  их. Обучение не должно быть  директивным, напротив, обучаемый должен  чувствовать себя свободно в  мире источников знаний и информации  и всегда иметь возможность  вступить в диалог с преподавателем, выбрать альтернативное решение  проблемы.

Информация о работе Жизниный путь сухомлинского