Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 21:10, реферат
Идеи гуманизации воспитания и обучения школьников русского государства волновали российских педагогов. Они стремились реализовать их в практике работы воспитательно-образовательных учреждений. Такие педагоги, как В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, А.И. Радищев, одни из первых в российской педагогике своего времени стали разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. В их число входит и Сухомлинский В.А.
Введение.
1. Жизненный путь и педагогическое наследие В.А.Сухомлинского.
2. В.А.Сухомлинский о личности учителя.
3. Историческое значение и актуальность взглядов В.А.Сухомлинского на
личность учителя.
Заключение.
Литература.
Содержание:
Введение.
1. Жизненный путь и педагогическое наследие В.А.Сухомлинского.
2. В.А.Сухомлинский о личности учителя.
3. Историческое значение и актуальность взглядов В.А.Сухомлинского на
личность учителя.
Заключение.
Литература.
Введение.
Идеи гуманизации воспитания
и обучения школьников
Проблема воспитания и
Педагогика как и всякая наука
преследует свой идеал - идеал
человеческой личности, отраженный
в гуманизме. В трудах педагогов-гуманистов
четко прослеживается линия
И сейчас представители педагогических профессий, всех, кто так или иначе участвует в созидании новых поколений, в формировании новых личностей, из которых складывается наше социальное настоящее и будущее обращаются к опыту предшествующих профессионалов и следуют их принципам. Они продолжают вести всех нас на «счастливую тропинку» педагогического исследования независимо от избранной нами специальности. Все написанное ими насыщено множеством убедительных примеров, фактов, литературно исполненных иллюстраций, но главное—всесторонне осмыслено и обобщено, доведено до теоретических выводов, продолжая работать в контексте духовной культуры нашего, устремленного к новому, более высокому качественному состоянию общества.
Тема исследования – значение гуманизма в воспитании подрастающего поколения.
Объект исследования – научное и творческое наследие Сухомлинского В.А.
Предмет исследования - гуманистическая направленность в педагогике Сухомлинского В.А.
Цель исследования –
Задачи исследования:
- Проанализировать
- Выявить значение
- Раскрыть сущность
творчестве Сухомлинского В.А.
Методологическую основу
тенденции развития в гуманистическом направлении, о человеке как субъекте деятельности, познания, общения, саморазвития и самореализации.
Методы исследования: теоретический
анализ педагогической и
Гуманизм — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей [8, С.54].
Принцип гуманизма предполагал
отношение к человеку как к
высшей ценности, уважение достоинства
каждой личности, ее права на
жизнь, свободное развитие, реализацию
своих способностей и
Как черта мировой культуры, гуманизм
проявился еще в древнем мире.
Древние египтяне сумели
Как направление в культуре, гуманизм
возник в XIV веке в Италии и
распространился в Западной
Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304-1374). Петрарка был первым великим гуманистом, поэтом и гражданином, который сумел прозреть цельность предвозрожденческих течений мысли и объединить их в поэтическом синтезе, ставшей программой грядущих европейских поколений.[11, С.6] Своим творчеством он сумел привить этим грядущим разноплеменным поколениям Западной и Восточной Европы сознание - пусть не всегда четкое - некоего духовного и культурного единства, благотворность которого сказывается и в современный наш век. Он считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания. Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения.
Позднее гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности. Ярким воплощением этого подхода может служить, например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберты (1404-1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции - равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей.
Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире. Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает. Однако гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами. Наоборот, в подавляющем большинстве они оставались верующими. Но если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем - человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге.
Уже у первых значительных
русских поэтов XVIII века – Ломоносова
М.В. и Державина Г.Р. – мы находим
секуляризованный национализм, соединенный
с гуманизмом. Державин Г.Р., истинный
"певец русской славы", защищает
свободу и достоинство
В духовной мобилизации творческих сил России сыграло громадную роль русское масонство XVIII и начала XIX веков. В основе гуманизма, питавшегося от масонства, лежала реакция против одностороннего интеллектуализма эпохи. В этом гуманизме существенную роль играли мотивы чисто моральные. В этом отношении гуманизм XVIII века находится в теснейшей связи с моральным патетизмом русской публицистики ХIX века [12, С.168].
В современной философии, при изменениях жизни и мыслей, происходивших с конца XIX века со все большим ускорением, многие принципы, в том числе и классического гуманизма были поставлены под сомнение. Своеобразным гуманизмом новой волны представляется философия экзистенциализма. Отцом экзистенциальной мысли для современного экзистенциализма стал Мартин Хайдеггер. Он оказал решающее влияние и на французский экзистенциализм.
Гуманизм на начальном этапе
породил универсальных гениев, но
вскоре расширение области
В организационном плане
Гуманизм принес в этическую
мысль признание самоценности
человеческой личности и
2. В.А.Сухомлинский о личности учителя.
Еще с середины XVIII века, в первую очередь, под влиянием западноевропейской культуры в России начинает формироваться теоретическое педагогическое сознание. Его становление связано с именами М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, А.И. Радищева. С середины XIX века в период рассвета русского Просвещения этот тип педагогического сознания представлен в трудах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.В. Гоголя, а затем А.Н. Добролюбова, Ф.М. Достоевского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и целой плеяды последователей. Российская педагогика этого периода — одно из ярчайших явлений в истории мировой педагогической мысли. Деятели России не только освоили все формы теоретического педагогического сознания, но и создали труды, не уступающие по своему содержанию лучшим произведениям мировой педагогики. Ими разработаны и обоснованы гуманистический принцип воспитания, приоритет воспитания в образовании, личностный подход в воспитании, ответственность учителя перед народом за свою деятельность и т.д.
Гуманистический подход к
-Наполненность
содержания обучения
-"Реальность
личности" преподавателя, который
должен вести себя адекватно
переживаемым чувствам и
-Принятие
преподавателем обучаемого
-Преподаватель
должен стремиться к тому, чтобы
студенты узнали о его знаниях
и опыте и о том, что им
разрешено обращаться к этим
знаниям, но он не должен навязывать
их. Обучение не должно быть
директивным, напротив, обучаемый должен
чувствовать себя свободно в
мире источников знаний и