Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 21:10, реферат
Идеи гуманизации воспитания и обучения школьников русского государства волновали российских педагогов. Они стремились реализовать их в практике работы воспитательно-образовательных учреждений. Такие педагоги, как В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, А.И. Радищев, одни из первых в российской педагогике своего времени стали разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. В их число входит и Сухомлинский В.А.
Введение.
1. Жизненный путь и педагогическое наследие В.А.Сухомлинского.
2. В.А.Сухомлинский о личности учителя.
3. Историческое значение и актуальность взглядов В.А.Сухомлинского на
личность учителя.
Заключение.
Литература.
Заключение.
Гуманизм играет далеко не
последнюю роль в жизни
И если воспитание — это прежде всего постоянное духовное общение старшего с младшим, то главное в нем — творчество взаимных отношений, то есть сотворчество. Сухомлинский В.А. не уставал повторять, что в воспитуемом любого возрастного уровня следует видеть и всячески поддерживать самостоятельно мыслящее и инициативно действующее существо и главное в воспитании — становление и развитие самовоспитания. Не формальные учительские усилия и не «педагогическое» насилие, какими бы благими намерениями оно ни мотивировалось, а искусство подобрать ключик к внутреннему миру воспитанника, чтобы этим ключиком завести на всю дальнейшую перспективу «механизм» интеллектуального и нравственного саморазвития, — таков основополагающий принцип. Дух самостоятельного поиска, вкус к решению разнообразных задач, а вместе с тем и нравственное сознание — вот что необходимо заложить в умы и сердца молодого поколения. Сухомлинский В.А. говорил, что для этого следует учить молодого человека познавать себя и воспитывать себя. Самовоспитание культуры, дисциплины, воли и мысли, повседневный самоконтроль, выработка характера, управление эмоциями — все это ребенок или подросток (а тем более юноша) может и должен под руководством старшего делать сам, все более познавая себя и овладевая собой. Но подобное возможно лишь при развитости души, чуткости к окружающим человеческим воздействиям, прежде всего к доброму слову, совету, ласковому или укоризненному взгляду.
Таким образом, воспитание по Сухомлинскому В.А. — это
управление самовоспитанием, в организации которого вся суть педагогического искусства.
В воспитании положительной
Разработанная Сухомлинским В.А. педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.
Список источников и литературы.
1. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала
нового времени. — М.: Академия педагогических наук, 1990.
2. Корнетов,
Г.Б. Гуманистическое образование. Традиции
и перспективы / Г.Б. Корнетов —М.:
Международная педагогическая
3. Мухин, М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского / М.И. Мухин — М.: Педагогика, 1994.
4. Наумов,
Н.Д. Философско-педагогические
5. Очерки истории школы и педагогики за рубежом.— М.: Педагогика, 1988.—Ч.1.
6. Песталоцци,
И.Г. Избранные педагогические
7. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бада.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
8. Равкин, З.И. Сердце, отданное детям // Народное образование. -1982. - №1.
9. Родчанин, Е.Г. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В.А. Сухомлинского / Е.Г. Родчанин, И.А. Зязюн.— М.: Педагогика, 1991.
10. Сахаров,
В.А. В.А.Сухомлинский и
11. Сокольская, Н.К. Идеи гуманизма // Гуманист. - 2006.- №1.
12. Соколова, Н.Д. Развитие гуманистических идей в отечественной и зарубежной
педагогики / Сост. А.И. Пискунов. — М.: Педагогика, 1981.
13. Сухомлинский, В.А. Избранные произведения: В 5 т. — К.: Радянська школа, 1979—1980.
14. Сухомлинский, В.А. Избранные произведения: В 3 т. — М.: Педагогика, 1979—1981.
15. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. — М.: Педагогика, 1990.
16. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. К.: Радянська школа, 1987.
17. Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1969.
18. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М.: Школьная пресса, 2003.
19. Сухомлинский, В.А. Учитель - методист – наставник / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1988.
20. Сухомлинский, В.А. Не только разумом, но и сердцем / В.А. Сухомлинский // Сборник статей и фрагментов из работ. М.: Молодая гвардия, 1986.
21. Сухомлинский В.А. Этюды о коммунистическом воспитании // Народное образование.- 1967.- №2.
22. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Под ред. Ш.И.
Ганелина. — М.: Просвещение, 1974.
23. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики / Под ред. А.Н.
Алексеева, Н.П. Щербова. — М.: Просвещение, 1972.