Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 21:10, реферат
Идеи гуманизации воспитания и обучения школьников русского государства волновали российских педагогов. Они стремились реализовать их в практике работы воспитательно-образовательных учреждений. Такие педагоги, как В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, А.И. Радищев, одни из первых в российской педагогике своего времени стали разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. В их число входит и Сухомлинский В.А.
Введение.
1. Жизненный путь и педагогическое наследие В.А.Сухомлинского.
2. В.А.Сухомлинский о личности учителя.
3. Историческое значение и актуальность взглядов В.А.Сухомлинского на
личность учителя.
Заключение.
Литература.
Последнее же, по Сухомлинскому
В.А., это основа гражданской
Педагог акцентировал на этом внимание еще и потому, что период отрочества, как известно, отличается особенным строем мышления. Для подростка характерно соотносить все, что совершается в его окружающем мире, что он узнает на уроках. Его занимают мысли и о совершаемом вокруг, и о нем самом. Самонаблюдения, самооценка вскрывают до этого не замечаемые им противоречивые явления. Подросток вдруг открывает для себя истину: он оказывается такая же личность как отец, учитель, любой взрослый человек. В школьной жизни Павлыша, с ее моральными богатствами и ценностями, ребята всегда имели возможность видеть себя глазами других. Порой им становилось стыдно. Наедине с собой они переживали, что подумают об их предосудительном поступке окружающие. Эмоциональная самооценка становилась благодатной почвой для «внутренней» работы ребят, побуждала их к самосовершенствованию, способствовала самоутверждению.
Отдавая должное самооценке, как
важному этапу в развитии
Педагог нацеливал ребят, чтобы анализ проходил под углом зрения практических целей. А это и учеба, и то, кем быть, каким быть и др. Развитие самооценки детей Сухомлинский В.А, напрямую связывал с тем, какое отношение сумеет сформировать у своих питомцев школа, как главный ваятель души человека. Каждый человек себя в чем-то выражает, будь то убеждения или взгляды, чувства или настроение, общение с людьми или отношение к чему-либо и т.п. И выражение это у каждого проявляется по-своему. Вся сложность проблемы заключается в том, что не так легко добиться, чтобы ребята выражали через них подлинно человеческую сущность. Как и в других, в этом вопросе, Сухомлинский В.А. исходил из стержневого положения о гармонии человека, которая «определяется тем, как соотносятся, уравновешиваются две функции человеческой деятельности
-постижение объективного мира и выражение себя, своего субъективного мира» [18, c.24]. Поскольку объективная реальность была не в пользу данного положения: явно превалировала первая функция, то есть постижение объективного мира, ученик выражал себя в основном оценкой по предмету, то педагог искал адекватные пути разрешения данного противоречия. Учебно-воспитательный процесс он выстраивал таким образом, чтобы воспитанник имел возможность выразить себя как думающая, мыслящая личность, как гражданин, как труженик и, наконец, -что самое главное, как человек.
Сухомлинский В.А. обратил внимание
на такую закономерность: «Человек
только тогда совершенствует
себя, когда он выражает себя,
своей увлеченностью как бы
освещает путь другим» [13, т.1.- С.181].
Его педагогическая система
Отметим и то, что Сухомлинский В.А. предостерегал не смешивать понятия: «выразить себя» и «показать себя». Второе свойственно скорее людям с искаженным представлением о красоте поведения, о высоких чувствах, мыслях; им иногда хочется всего лишь покрасоваться. Идеалом воспитания Сухомлинский В.А. считал такое положение, при котором буквально каждый воспитанник становился бы главным в деле, в каком ему не было бы равных. И в этой связи он направлял усилия руководимого им педагогического коллектива на то, чтобы «добраться» до той жилки, с которой начинается неповторимость личности, ее талант.
Сухомлинский В.А. считал детство и отрочество периодами, когда происходит творение доброго имени человека. По его мнению, уже к моменту вступления в юношеский возраст должна быть «прочная завязь личности», гордой от того, что она может себя в чем-то конкретно выразить. В эту пору происходит моральное, идейное и гражданское самоутверждение личности, вызревает ответ на вопросы: «Как жить?» «Каким человеком я должен стать?». Сухомлинский В.А. и его коллеги всячески стимулировали раздумья и поиски ребят. Вся их жизнедеятельность выстраивалась таким образом, чтобы она побуждала их еще активнее углубляться в свои мысли, в чтение, была катализатором все большего познания и осмысления явлений и процессов, происходящих в мире их окружающем и их самих, обогащения самосознания.
Трудно представить подлинное воспитание без такой важной составляющей как самовоспитание. Сухомлинский В.А. неоднократно подчеркивал, что только «воспитание, побуждающее к самовоспитанию» и есть «настоящее воспитание» [13, т.5.- c.2]. Постоянно познавая «себя в себе», «овладевая собой», говорил он, человек должен сам заниматься воспитанием своих чувств, дисциплинировать мысль и волю, вырабатывать уравновешенный характер. Вместе с тем, прямое побуждение ребенка к самовоспитанию, постоянные призывы «работать над собой» не дадут желаемого результата, если они не будут опираться на собственную активность ребят, на их потребность в «самоосуществлении». Коллектив Павлышской школы, придавая огромное значение самовоспитанию своих учеников, разработал программы по многим его аспектам. Исходным самовоспитания было научение ребенка самоорганизации, то есть научение умению «заставить себя». Оптимальным периодом для этого Сухомлинский В.А. считал возраст с 7 до 10-11 лет, так как в детстве и раннем отрочестве ребята восприимчивы к советам старших и с интересом следуют им. Решение проблемы «заставить себя», «победить самого себя» Сухомлинский В.А. начинал с самого простого: с дел, содержащих элементы игры. Многолетняя педагогическая практика убедила Сухомлинского В.А. в том, что формирование положительных взглядов немыслимо без выработки у воспитанников определенной системы самовоспитания и самообразования. Однако тяга к ним будет проявляться в том случае если воспитанник научится видеть себя, объективно оценивать моральный аспект своего поведения и свое «Я» в целом.
Чтобы
побудить ребенка к
ребенка не только в отметках и баллах, ибо учение лишь частица его духовной жизни. Это делать тем более необходимо, если в сфере учения есть трудности.
Для их смягчения, постепенного преодоления и, в конечном счете, для ощущения полноты духовной жизни важно способствовать самовыражению воспитанника в других, подвластных его умственным силам и способностям, сферах - тем самым утверждая нравственное достоинство взрослеющей личности, помогая ей пережить ни с чем несравнимое чувство человеческой гордости и счастья от того, что «я вижу себя в созданном мире», «я воплощаю» в этом свои интеллектуальные, физические, нравственные силы, «я могу преодолевать трудности и выходить победителем в борьбе за самого себя, за свою нравственную красоту и совершенство».[16, c.172]. То есть нужно, чтобы учение стало радостной, желанной деятельностью. Выразив себя однажды в каком-то виде труда, подчеркивал Сухомлинский В.А., ребенок непременно найдет в себе силы и будет стремиться преодолеть трудности в других сферах деятельности.
Нравственное самовоспитание, по мнению Сухомлинского В.А., основывается на желании быть хорошим, чутким и тонким своей душой, на желании познания человека, человека в окружающем мире. «Единство воспитания и самовоспитания начинается там, где человек, познавая человеческое (в окружающем мире), познает тем самым себя, учится смотреть на себя как бы со стороны...ему хочется быть
лучшим» [13, т.2.- с.651].
Мощным стимулом в практике
Сухомлинского В.А., побуждающим
ребят по-настоящему
Руководитель кружка старшеклассник чувствует себя хозяином положения. Малыши с уважением относятся к нему, а тот посвящает их в таинства науки и техники. В кружке установились интересные отношения. Это и дружба ребят разного возраста, и забота старшего о младших, и взаимное обогащение. Вместе с тем, это и незаменимый источник самовоспитания ребят. Старшеклассник, видя
творческое взросление детей, чувствовал удовлетворение, ибо в этом и его
заслуга. А вместе с тем общение с малышами, желание всякий раз открыть,
показать им что-то новое, увлекательное, вопросы ребят и, порой не простые,
побуждали его овладевать все новыми и новыми знаниями и умениями. В свою очередь, наблюдая за своим старшим товарищем, малыши также стремились быть похожими на него. Вот это есть то состояние, когда воспитание сливается с самовоспитанием и которое Сухомлинский В.А, считал самым продуктивным в развитии самосознания человека.
Практика позволила
Важность самовоспитания
окружающий мир, воспитанник вместе с тем все больше познает и самого себя, оценивает свой потенциал в разных аспектах жизнедеятельности, проверяет стойкость своих убеждений, сверяет поступки, поведение, самоутверждается.
Стимулом же как самопознания, так и самоутверждения является идеал, то есть то, что восхищает, изумляет, воодушевляет ребят. Это последнее рождает стремление быть хорошим, что в свою очередь побуждает к самовоспитанию.
Сухомлинский В.А. считал коллектив
незаменимым в вопросах
Чтобы процесс самовоспитания не затормозился, чтобы на его развитие мог оказывать определенное влияние учитель, Сухомлинский В.А. учитывал ряд определяющих его обстоятельств. Среди них на первое место Сухомлинский В.А. ставил откровенные доверительные отношения между воспитанником и учителем. Только такие отношения открывали ему дорогу к сердцу воспитанника и надежду на то, что его «поучения» воспринимаются «как мудрость жизненного опыта». Откровение воспитанника с учителем -«это, -утверждал Сухомлинский, -процесс взаимного облагораживания чувств и мысли». Следствием такого процесса является вытеснение примитивных чувств более тонкими, возвышенными. «Человек, как говорят в таких случаях: «Берет себя в руки». «Открыв свою душу, излив чувства и мысли», он убеждается, что и сам теперь «в состоянии изменить свое самочувствие, повлиять на себя» [13, т.2.- c.65]. Именно такие моменты являются толчком к самовоспитанию. Второе обстоятельство находится в плоскости собственного становления воспитанника: зависимость определяется пониманием и переживанием самим воспитанником того, что «сегодня он стал лучше, чем вчера, что в его душу входит человеческая красота, и это вхождение красоты зависит в огромной мере от него самого, от собственной его воли» [13, т.2.- c.66]. Третье обстоятельство, как и второе, обуславливается осознанием учеником собственного становления, сливающегося с чувством его гордости за первые успехи, которые порождают у воспитанника уважение к самому себе. Последнее подводит нас еще к одному аспекту процесса самовоспитания самоуважению, детской интеллигентности, как его называл Сухомлинский В.А.
Решая проблему самовоспитания
ребят, Сухомлинский В.А. не менее
пристальное внимание уделял
формированию и развитию
Сухомлинского В.А. беспокоила проблема
образования и воспитания в
школах. Его целью было сделать
свой вклад в образование. Не
смотря на преграды, стоящие перед
ним, у него это получилось. Сухомлинский
В.А. сыграл большую роль в истории
развития гуманистической