Жизниный путь сухомлинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 21:10, реферат

Краткое описание

Идеи гуманизации воспитания и обучения школьников русского государства волновали российских педагогов. Они стремились реализовать их в практике работы воспитательно-образовательных учреждений. Такие педагоги, как В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, А.И. Радищев, одни из первых в российской педагогике своего времени стали разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. В их число входит и Сухомлинский В.А.

Содержание

Введение.
1. Жизненный путь и педагогическое наследие В.А.Сухомлинского.
2. В.А.Сухомлинский о личности учителя.
3. Историческое значение и актуальность взглядов В.А.Сухомлинского на
личность учителя.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 65.20 Кб (Скачать файл)

«Что же было главным в теоретической и практической деятельности выдающегося

педагога?» — дается такой ответ: «Основное, самое важное заключение в том, что

Сухомлинский В.А. был талантливым пропагандистом идей марксистско-ленинской педагогики». [13, т.1 - с.20].

      Ему из далекого украинского  села только за это было  позволено иногда высказывать  крамольные мысли, заботиться о  духовном мире детей, сеять в  их душах вечное, доброе, человечное, осуществлять глубокий индивидуальный  подход в условиях всеобщего  единства (а на самом деле одинаковости) школы, однообразия содержания, средств  и методов обучения.

      Осознавал ли сам Сухомлинский  В.А. двойственность своего состояния, поведения и творчества. Возможно, длительная практика нелегкой  борьбы и жизни, проб и ошибок  выработала в нем неосознаваемые  защитные механизмы мышления  и деятельности. Но на каком-то  этапе своей жизни Сухомлинский  В.А. не

только почувствовал эту двойственность, но и сознательно действовал

определенным образом во имя недопущения постороннего, чиновничьего

вмешательства в мир, в котором он жил, во имя которого творил. И он победил.

Он, один из немногих теоретиков и практиков образования, не только сохранил,

уберег, но и развил гуманистическую традицию в педагогике, передал ее

педагогам новых поколений.

      С какой надеждой ожидал Сухомлинский  В.А. социальных и политических

перемен в нашей стране, надеясь, что можно будет открыто «во всеуслышание»

сказать правду о системе образования, педагогической науке, о тех, кто

руководит ею, о школе будущего. К сожалению, Сухомлинский В.А. не дожил

до этого времени. Только сейчас в России создаются предпосылки для расцвета

истинно прогрессивной гуманистической педагогики, истинно гуманного

образования. И именно сейчас мы снова и снова обращаемся к наследию

Сухомлинского В.А.

      В России всегда были борцы  разного типа. Одни активно и  открыто выступали

против правящей государственной идеологии и ее влияния на общество. Они

становились диссидентами. Таких людей отлучали от дел, высылали, заключали в

тюрьмы, лагеря и психиатрические больницы. О них писали в подпольной печати,

сообщали «голоса». Однако влияние их на умы и души людей было ограниченным.

Но были борцы и другого рода. Найдя приемлемую для себя и, главное, для

системы форму изложения, они проповедовали идеи, пробуждающие человеческое в человеке, низвергающие принципы тоталитарной идеологии.

Влияние этих деятелей культуры и науки на людей было огромно, их вклад в

борьбу с тоталитаризмом был не менее весом и существенно более эффективен.

Думаю, что к борцам второго типа можно отнести и Сухомлинского В.А.

Гражданская позиция Сухомлинского В.А., как, впрочем, и все его педагогические

взгляды и творчество, не оставались неизменными.

      Они существенным образом менялись  по мере проникновения в сущность

гуманистических идей, по мере роста его популярности и авторитета в научно-педагогическом обществе по мере расширения его известности в обществе.

Постепенно Сухомлинский В.А. отказывается от камуфляжа с помощью

искусственно притянутых цитат, ссылок на авторитет политических деятелей и все более открыто и последовательно исповедует идеи гуманистической

педагогики. Это особенно проявляется в работе последних лет его жизни «Как воспитать настоящего человека», «Рождение гражданина», последних статьях, письмах коллегам и друзьям. По своей сути Сухомлинский В.А. всегда был последовательным борцом против тоталитарной педагогики, стремящейся воспитывать послушных бессловесных «винтиков» тоталитарного государства. Он постоянно подчеркивал, что попытки руководить «приказом, требованием беспрекословного подчинения, организованной зависимостью не только обречены на провал, но и представляют собой источник лицемерия и двоедушия». «Там, где

на таком фундаменте, — писал Сухомлинский В.А., — пытаются строить

коллектив, процветает ябедничество, наушничанье, обман» [7,c. 42].

       В сказках, новеллах, рассказах Сухомлинского  В.А. ощущается внутренняя напряженная борьба за человеческое в человеке, противостояние угрозе дегуманизации человека. Все его педагогическое и художественное творчество как бы противостоит технократическому вызову, формирующему своеобразное мировоззрение, существенной чертой которого является приаритет средств над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники над человеком и его ценностями. Он всем своим творчеством как бы противопоставляет технократическому вызову гуманистическую ориентацию, объявляющую человека высшей ценностью на земле.

      Средствами педагогики он пытался  решать глобальные проблемы: Человек  и мир, Человек и природа, Человек  и общество, Человек и человек. Все его книги объединяют вера в общечеловеческие ценности и неповторимость человеческой жизни, талантливость и самобытность каждого.

       Анализируя многогранное творчество  Сухомлинского В.А., следует рассматривать  различные грани его таланта  — вдумчивого педагога-практика, творчески мыслящего воспитателя; глубокого, основательного ученого  в области педагогики, высокообразованного  человека, непревзойденного мечтателя  и архитектора школы будущего.

      И удивительно, в его педагогические  построения, теоретические модели  веришь больше, чем в иные «научно  обоснованные» и «экспериментально  проверенные» педагогические диссертации, потоком проходящие через диссертационные советы и высшие аттестационные комиссии и комитеты. Еще более удивительно то, что многие педагогические воззрения Сухомлинского В.А. сбываются в условиях демократизации образования. Гуманистические идеи Сухомлинского В.А. неотвратимо проникают в школу.

          Как подлинный гуманист Сухомлинский В.А. прекрасно понимал и постоянно отстаивал значимость всесторонности и гармоничности в развитии личности как целостном и системном образовании.

     Основой гуманистической педагогики  Сухомлинского В.А. является любовь  и уважение, доброта и чуткость, доверие и бережное отношение, неподдельная человечность и  разумная требовательность к  ребенку. На этих основах, по его  убеждению, должна строиться жизнь  школы, основываться отношения учителя  и ученика.

      Определяющее значение придает  Сухомлинский В.А.  системообразующему  фактору — нацеленность всей  учебно-воспитательной работы на  формирование у школьников высоких  нравственных качеств. Центральный  стержень, без которого немыслима  гармоничная, всесторонне развитая  личность, по его убеждению, —  это человечность в человеке. Именно к этому стержню привязывает  он все, что

приобретается ребенком в жизни вообще и в школе в частности. «Без нравственной чистоты теряет смысл все — образование, духовное богатство, трудовое мастерство, физическое совершенство» [21, c. 39]. При этом Сухомлинский В.А. неоднократно подчеркивал, что средоточием нравственности является долг. Поэтому одним из оснований его педагогики является идея нравственного долга: человека перед человеком, обществом, Отечеством; отца и матери перед своими детьми и детей перед родителями; отдельной личности перед коллективом и перед высшими нравственными принципами. Ведущую роль в воспитании всесторонне развитой личности Сухомлинский В.А. придает необходимости превращения образования в важнейшую жизненную ценность.

     Его постоянно тревожили социальная  деформированность общества, недооценка роли интеллигенции в общественном развитии, снижение уровня образования при переходе к всеобщему обязательному среднему образованию, слабость кадрового и методического обеспечения школы, недостаточность материальных вложений в образование. В связи с этим Сухомлинский В.А. в своей системе воспитания всесторонне развитой личности постоянно работал над формированием у школьников неутолимой любознательности, стремления к практической готовности к образованию и самообразованию. Неоднократно в своих работах он обсуждает проблему воспитания у детей правильного гармоничного взаимоотношения материальных и духовных потребностей, культуры желаний, раскрывает пути формирования психологической готовности к труду. Важное значение имеет актуальная мысль о том, что «истинная... связь труда и знаний заключается в том, что культура мысли воспитывает культуру взаимодействия человека с природой» [13, т.1.- c.87].

     Сухомлинский В.А. рассматривал один  из наиболее актуальных вопросов  культуры самосознания личности. Это вопрос об условиях, путях  и методах его формирования  у взрослеющей личности. При каких  условиях и с помощью каких средств она, используя свои познавательные и другие возможности, постепенно приходит к осознанию своих действий и поступков, своих физических и духовных сил, своего отношения к внешнему миру, к окружающим и самой себе. Научить взрослеющую личность относится к себе как к человеку значит раскрыть одно из таинств мастерства воспитания. Постигая это таинство, Сухомлинский В.А. опирался на весьма удачное положение К. Маркса. Силой способной побудить школьника взглянуть на самого себя, а затем и управлять самим собой с чего собственно и начинается настоящее воспитание - является учитель (в самом широком смысле). Ибо не секрет, что ребенок еще до того, как сделает первый шаг по земле, начинает сравнивать себя с теми, кто его окружает, предъявляя к нему свои требования. Исходя из этого, подчеркивал Сухомлинский В.А., учитель должен быть для своих воспитанников, по выражению Тараса Шевченко, «апостолом правды и науки», в нем должно быть «гармоническое единство идеалов, ...убеждений, взглядов, увлечений, вкусов, симпатий и антипатий, морально-этических принципов в словах и поступках» [13, т.1.- c.620]. Самосознание является продуктом развития, воспитания и обучения в определенных условиях и временных рамках. Сухомлинский В.А. подчеркивал: чтобы влияние школы было результативным (достигало поставленной цели), надо учитывать ряд обстоятельств его обуславливающих. И среди них одним из главных он назвал реализацию принципа, провозглашающего Человека высшей ценностью. Это означает, что школа должна раскрыть буквально перед каждым учеником «ту сферу творчества, в которой полностью расцветут его силы и способности, в которой он почувствует полноту счастья творения, счастья материализации своих способностей, счастья видения самого себя в результатах своего труда» [13, т.3.- c.437]. Это в свою очередь достижимо при условии исключительного внимания и заботливого отношения к человеческой индивидуальности. В данной связи следует учитывать и тот факт, что не каждый воспитанник обладает теоретическим мышлением и может стать математиком или физиком, филологом или историком. Но каждый воспитанник -это Человек. И в нем, как в тысячегранном алмазе, обязательно есть та грань, в которой «прячется источник счастья творения». Задача учителя своевременно заметить ее и, гармонизировав свои усилия с усилиями ученика, тонкими и умелыми действиями помочь ей засверкать.

        Замечено, что дети по природе  своей -оптимисты. Характерным для  них является мировосприятие  светлое, солнечное, жизнерадостное. Оптимизм  для детей то же самое, что  игра красок для радуги. Как  без игры красок нет радуги, так и нет детства без оптимизма. И это постоянно учитывал Сухомлинский  В.А., решая проблему развития  самосознания детей. Он в своих  изысканиях исходил также из  того, что самосознание как процесс  проходит ряд этапов: от самопознания  к оценке и самооценке, а от  последней к самовоспитанию, самовыражению, и далее к регуляции собственного  поведения, поступков, действий. При  этом педагог заметил, что результативность  указанного процесса во многом  предопределяет его первый этап -развитие самопознания детей. Богатый  опыт убедил Сухомлинского В.А., что настоящим человек становится  лишь «когда он научается пристально  всматриваться не только в  окружающий мир, но и в самого  себя, когда он стремиться познать  не только вещи и явления  вокруг себя, но и свой внутренний  мир, когда силы его души направлены  на то, чтобы сделать себя лучше, совершеннее» [13, т.5.- c.22]. В то же время повседневная школьная практика показывает, что, несмотря на то, что ученик многое познает и знает, он вместе с тем практически не познает и не знает себя. Решая проблему развития самосознания школьников, Сухомлинский В.А. исходил из важнейшего концептуального положения: «настоящее воспитание образованных людей невозможно без познания человека» [13, т.1.- c.511]. Будучи убежденным в том, что познание человека  это основа жизни коллектива и личности, Сухомлинский В.А. выстраивал учебно- воспитательный процесс таким образом, чтобы его воспитанники на уроках и внеклассных занятиях, постигая суть человека, его деяния, любуясь и восхищаясь красотой и величием этого ни с чем несравнимого чуда природы, всматриваясь в себя с позиции познанного, постепенно «проходили» тяжелый путь к себе; чтобы всесторонне познавая себя и одухотворяясь, стремясь быть совершеннее, «строили» свое «Я».

        При этом Сухомлинский В.А. учитывал  тот факт, что потребность познать  самого себя усиливается именно  в юношеские годы. Шестнадцати-

семнадцатилетние намного глубже осмысливают и точнее оценивают нравственную сторону своего мироздания и исходя из этого определяют свое место в настоящем и заглядывают в будущее. Мысли о будущем активизируют их деятельность, в процессе которой они проверяют адекватность своих поступков и правильность выбора. Особенно важно отметить то, что происходящие изменения в развитии самосознания учеников положительно влияют не только на их объективную оценку своего «Я», но и побуждают энергичнее развивать хорошие начала. В этот период старшеклассники в мыслях создают собирательный образ героя -свой идеал; глубже осознают и переживают личное достоинство; в большинстве своем управляют своими эмоциями; дают правильную оценку побуждениям; все больше заботятся о воспитании в себе высоконравственных чувств. Учитывая это, Сухомлинский В.А. вносил существенную коррекцию в работу с ребятами данного возраста. На первый план в его концепции выдвигалось самовоспитание. Многолетний опыт убедил Сухомлинского В.А. в том, что «способность быть судьей собственной души» [13, т.1.- c.633] наиболее эффективно вырабатывается в коллективе. Силу коллектива он усматривал прежде всего в том, что тот способствовал выработке объективного отношения воспитанников к самим себе, формированию умения правильно выявлять и оценивать свою гражданскую сущность. При этом основной труд учеба оценивалась с гражданских позиций и рассматривалась как гражданский долг, что непременно сказывалось на повышении результативности учения. Работа мыслей, чувств в обозначенной выше связи побуждала школьников больше внимания уделять самовоспитанию, способствовала их самоутверждению. И если сейчас все отчетливее в сознание людей внедряется мысль о приоритете личного, то во времена, когда жил и творил Сухомлинский В.А., все было несколько иначе. Он, в частности, довольно эффективно проводил в жизнь идею о гармонизации личных и общественных интересов. Практика убедила его в том, что участвуя в жизни коллектива и общества, развивая экономический базис, создавая материальные и духовные ценности последнего, человек вместе с тем создавал и самого себя. Понимая, что корень дерева, именуемый гражданственностью, кроется в материализации благородства, моральной красоты, в труде, во взаимоотношениях с людьми, Сухомлинский В.А. направлял свои усилия на то, чтобы, творя благо, красоту для других, ребенок переживал бы глубоко индивидуальное чувство радости, доводил его до вдохновения. Он заметил и такую закономерность: чем глубже ребенок переживает тревогу, волнения, заботу о благе, счастье, красоте, радости для людей, общества, тем больше предпосылок появляется у него для полноценного развития его самосознания. В этой связи ученый особое внимание акцентировал на периоде отрочества. Он создавал условия, при которых подростки, как в зеркале, видели себя в созданных их руками ценностях: было ли это посаженное дерево или куст сирени, сделанная утварь для уборки квартиры или починенная изгородь у одинокой старушки. Важно, что при этом подросток испытывал гордость, а она в свою очередь была незаменимым средством пробуждения желания стать еще лучше.

Информация о работе Жизниный путь сухомлинского