Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 21:10, реферат
Идеи гуманизации воспитания и обучения школьников русского государства волновали российских педагогов. Они стремились реализовать их в практике работы воспитательно-образовательных учреждений. Такие педагоги, как В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, А.И. Радищев, одни из первых в российской педагогике своего времени стали разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. В их число входит и Сухомлинский В.А.
Введение.
1. Жизненный путь и педагогическое наследие В.А.Сухомлинского.
2. В.А.Сухомлинский о личности учителя.
3. Историческое значение и актуальность взглядов В.А.Сухомлинского на
личность учителя.
Заключение.
Литература.
«Что же было главным в теоретической и практической деятельности выдающегося
педагога?» — дается такой ответ: «Основное, самое важное заключение в том, что
Сухомлинский В.А. был талантливым пропагандистом идей марксистско-ленинской педагогики». [13, т.1 - с.20].
Ему из далекого украинского
села только за это было
позволено иногда высказывать
крамольные мысли, заботиться о
духовном мире детей, сеять в
их душах вечное, доброе, человечное,
осуществлять глубокий
Осознавал ли сам Сухомлинский
В.А. двойственность своего
только почувствовал эту двойственность, но и сознательно действовал
определенным образом во имя недопущения постороннего, чиновничьего
вмешательства в мир, в котором он жил, во имя которого творил. И он победил.
Он, один из немногих теоретиков и практиков образования, не только сохранил,
уберег, но и развил гуманистическую традицию в педагогике, передал ее
педагогам новых поколений.
С какой надеждой ожидал
перемен в нашей стране, надеясь, что можно будет открыто «во всеуслышание»
сказать правду о системе образования, педагогической науке, о тех, кто
руководит ею, о школе будущего. К сожалению, Сухомлинский В.А. не дожил
до этого времени. Только сейчас в России создаются предпосылки для расцвета
истинно прогрессивной гуманистической педагогики, истинно гуманного
образования. И именно сейчас мы снова и снова обращаемся к наследию
Сухомлинского В.А.
В России всегда были борцы разного типа. Одни активно и открыто выступали
против правящей государственной идеологии и ее влияния на общество. Они
становились диссидентами. Таких людей отлучали от дел, высылали, заключали в
тюрьмы, лагеря и психиатрические больницы. О них писали в подпольной печати,
сообщали «голоса». Однако влияние их на умы и души людей было ограниченным.
Но были борцы и другого рода. Найдя приемлемую для себя и, главное, для
системы форму изложения, они проповедовали идеи, пробуждающие человеческое в человеке, низвергающие принципы тоталитарной идеологии.
Влияние этих деятелей культуры и науки на людей было огромно, их вклад в
борьбу с тоталитаризмом был не менее весом и существенно более эффективен.
Думаю, что к борцам второго типа можно отнести и Сухомлинского В.А.
Гражданская позиция Сухомлинского В.А., как, впрочем, и все его педагогические
взгляды и творчество, не оставались неизменными.
Они существенным образом
гуманистических идей, по мере роста его популярности и авторитета в научно-педагогическом обществе по мере расширения его известности в обществе.
Постепенно Сухомлинский В.А. отказывается от камуфляжа с помощью
искусственно притянутых цитат, ссылок на авторитет политических деятелей и все более открыто и последовательно исповедует идеи гуманистической
педагогики. Это особенно проявляется в работе последних лет его жизни «Как воспитать настоящего человека», «Рождение гражданина», последних статьях, письмах коллегам и друзьям. По своей сути Сухомлинский В.А. всегда был последовательным борцом против тоталитарной педагогики, стремящейся воспитывать послушных бессловесных «винтиков» тоталитарного государства. Он постоянно подчеркивал, что попытки руководить «приказом, требованием беспрекословного подчинения, организованной зависимостью не только обречены на провал, но и представляют собой источник лицемерия и двоедушия». «Там, где
на таком фундаменте, — писал Сухомлинский В.А., — пытаются строить
коллектив, процветает ябедничество, наушничанье, обман» [7,c. 42].
В сказках, новеллах, рассказах Сухомлинского В.А. ощущается внутренняя напряженная борьба за человеческое в человеке, противостояние угрозе дегуманизации человека. Все его педагогическое и художественное творчество как бы противостоит технократическому вызову, формирующему своеобразное мировоззрение, существенной чертой которого является приаритет средств над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники над человеком и его ценностями. Он всем своим творчеством как бы противопоставляет технократическому вызову гуманистическую ориентацию, объявляющую человека высшей ценностью на земле.
Средствами педагогики он
Анализируя многогранное
И удивительно, в его педагогические
построения, теоретические модели
веришь больше, чем в иные «научно
обоснованные» и «
Как подлинный гуманист Сухомлинский В.А. прекрасно понимал и постоянно отстаивал значимость всесторонности и гармоничности в развитии личности как целостном и системном образовании.
Основой гуманистической
Определяющее значение придает
Сухомлинский В.А. системообразующему
фактору — нацеленность всей
учебно-воспитательной работы
приобретается ребенком в жизни вообще и в школе в частности. «Без нравственной чистоты теряет смысл все — образование, духовное богатство, трудовое мастерство, физическое совершенство» [21, c. 39]. При этом Сухомлинский В.А. неоднократно подчеркивал, что средоточием нравственности является долг. Поэтому одним из оснований его педагогики является идея нравственного долга: человека перед человеком, обществом, Отечеством; отца и матери перед своими детьми и детей перед родителями; отдельной личности перед коллективом и перед высшими нравственными принципами. Ведущую роль в воспитании всесторонне развитой личности Сухомлинский В.А. придает необходимости превращения образования в важнейшую жизненную ценность.
Его постоянно тревожили
Сухомлинский В.А. рассматривал один
из наиболее актуальных
Замечено, что дети по природе
своей -оптимисты. Характерным для
них является мировосприятие
светлое, солнечное, жизнерадостное. Оптимизм
для детей то же самое, что
игра красок для радуги. Как
без игры красок нет радуги,
так и нет детства без
При этом Сухомлинский В.А. учитывал
тот факт, что потребность познать
самого себя усиливается
семнадцатилетние намного глубже осмысливают и точнее оценивают нравственную сторону своего мироздания и исходя из этого определяют свое место в настоящем и заглядывают в будущее. Мысли о будущем активизируют их деятельность, в процессе которой они проверяют адекватность своих поступков и правильность выбора. Особенно важно отметить то, что происходящие изменения в развитии самосознания учеников положительно влияют не только на их объективную оценку своего «Я», но и побуждают энергичнее развивать хорошие начала. В этот период старшеклассники в мыслях создают собирательный образ героя -свой идеал; глубже осознают и переживают личное достоинство; в большинстве своем управляют своими эмоциями; дают правильную оценку побуждениям; все больше заботятся о воспитании в себе высоконравственных чувств. Учитывая это, Сухомлинский В.А. вносил существенную коррекцию в работу с ребятами данного возраста. На первый план в его концепции выдвигалось самовоспитание. Многолетний опыт убедил Сухомлинского В.А. в том, что «способность быть судьей собственной души» [13, т.1.- c.633] наиболее эффективно вырабатывается в коллективе. Силу коллектива он усматривал прежде всего в том, что тот способствовал выработке объективного отношения воспитанников к самим себе, формированию умения правильно выявлять и оценивать свою гражданскую сущность. При этом основной труд учеба оценивалась с гражданских позиций и рассматривалась как гражданский долг, что непременно сказывалось на повышении результативности учения. Работа мыслей, чувств в обозначенной выше связи побуждала школьников больше внимания уделять самовоспитанию, способствовала их самоутверждению. И если сейчас все отчетливее в сознание людей внедряется мысль о приоритете личного, то во времена, когда жил и творил Сухомлинский В.А., все было несколько иначе. Он, в частности, довольно эффективно проводил в жизнь идею о гармонизации личных и общественных интересов. Практика убедила его в том, что участвуя в жизни коллектива и общества, развивая экономический базис, создавая материальные и духовные ценности последнего, человек вместе с тем создавал и самого себя. Понимая, что корень дерева, именуемый гражданственностью, кроется в материализации благородства, моральной красоты, в труде, во взаимоотношениях с людьми, Сухомлинский В.А. направлял свои усилия на то, чтобы, творя благо, красоту для других, ребенок переживал бы глубоко индивидуальное чувство радости, доводил его до вдохновения. Он заметил и такую закономерность: чем глубже ребенок переживает тревогу, волнения, заботу о благе, счастье, красоте, радости для людей, общества, тем больше предпосылок появляется у него для полноценного развития его самосознания. В этой связи ученый особое внимание акцентировал на периоде отрочества. Он создавал условия, при которых подростки, как в зеркале, видели себя в созданных их руками ценностях: было ли это посаженное дерево или куст сирени, сделанная утварь для уборки квартиры или починенная изгородь у одинокой старушки. Важно, что при этом подросток испытывал гордость, а она в свою очередь была незаменимым средством пробуждения желания стать еще лучше.