Жизниный путь сухомлинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 21:10, реферат

Краткое описание

Идеи гуманизации воспитания и обучения школьников русского государства волновали российских педагогов. Они стремились реализовать их в практике работы воспитательно-образовательных учреждений. Такие педагоги, как В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, А.И. Радищев, одни из первых в российской педагогике своего времени стали разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. В их число входит и Сухомлинский В.А.

Содержание

Введение.
1. Жизненный путь и педагогическое наследие В.А.Сухомлинского.
2. В.А.Сухомлинский о личности учителя.
3. Историческое значение и актуальность взглядов В.А.Сухомлинского на
личность учителя.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 65.20 Кб (Скачать файл)

        Среди закономерностей функционирования  и развития воспитания в целостном  педагогическом процессе необходимо  выделить главную - ориентацию на  развитие личности. При этом, чем  гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное  развитие личности, тем более  свободным и творческим человек  становится в реализации культурно-гуманистической  функции. Данная закономерность, в  свою очередь, позволяет сформулировать  ведущий принцип в системе  гуманистических принципов воспитания - принцип непрерывного общего  и профессионального развития  личности. Все остальные принципы, имея в своей основе эту  закономерность, подчинены ему и  обеспечивают внутренние и внешние  условия его осуществления. Именно  в этом смысле гуманизация  образования и рассматривается  как фактор гармоничного развития  личности. Данная ориентация требует  выдвижения целей образования, которые  обеспечивали бы не обязательно  универсальные, но обязательно объективно  необходимые базисные качества  для развития личности в том  или ином возрастном периоде.

       Личностный подход как принцип  воспитания требует отношения  к учащемуся как к уникальному  явлению независимо от его  индивидуальных особенностей. Он  предполагает, что и педагоги, и  учащиеся относятся к каждому  человеку как к самостоятельной  ценности, а не как к средству  для достижения своих целей.  
Личностный подход органично связан с принципом персонализации педагогического взаимодействия, который требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, действий и поступков) [2, С.79].

       Гуманистический принцип полисубъектного (диалогического) подхода обусловлен  тем, что гармоничное развитие  личности возможно только в  условиях субъект-субъектных отношений, равноправного учебного сотрудничества  и взаимодействия. Он преобразует  суперпозицию педагога и подчиненность  учащегося в личностно-равноправные  позиции сотрудничающих людей. Такое  преобразование связано с изменением  ролей и функций участников  педагогического процесса. Педагог  не воспитывает, а актуализирует, стимулирует стремление учащегося  к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения.

Принцип индивидуально-творческого подхода к воспитанию включает в себя непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Индивидуально-творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой.

  Принцип профессионально-этической  взаимоответственности обусловлен  закономерностью, согласно которой  готовность участников педагогического  процесса принять на себя заботы  о судьбах людей, о будущем  нашего общества предполагает  их гуманистический образ жизни, соблюдение норм педагогической этики. Данный принцип требует того, чтобы  и педагоги, и учащиеся не шли на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе, а могли вырабатывать свою стратегию развития, сознательно и планомерно совершенствовать себя.

      В реальной педагогической практике, важно учитывать частные принципы  организации воспитательной работы:

     Принцип обучения и воспитания  детей в коллективе предполагает  оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм  организации педагогического процесса. В коллективе усваиваются правила  общения, поведения, вырабатываются  организаторские навыки. Коллектив  не поглощает, а раскрепощает  личность, открывает широкий простор  для ее всестороннего и гармонического  развития.

      Принцип связи воспитания с  жизнью и производственной практикой, который требует систематического  ознакомления школьников с текущими  событиями, формирования опыта их  анализа для последующей деятельности.

      Принцип эстетизации детской  жизни позволяет развить у  них высокий художественно-эстетический  вкус, дать им возможность познать  подлинную красоту общественных  эстетических идеалов.  
      Принцип организации детской деятельности - уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но ее воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами всестороннего развития личности.

      Принцип опоры на положительное  в человеке, на сильные стороны  его личности. В школьной практике  приходится иметь дело с учащимися, находящимися на разных уровнях  воспитанности. Даже у самых трудных  ребят есть стремление к нравственному  самосовершенствованию, которое легко погасить, если обращаться к ним только с помощью упреков и нотаций. Но это стремление можно поддержать, если учитель вовремя заметит и поощрит малейшие порывы школьника к тому, чтобы разрушить привычные формы поведения.

       Принцип согласованности требований  школы, семьи и общественности  указывает на то, что случайность  и неупорядоченность педагогических  воздействий, несогласованность в  требованиях, предъявляемых к учащимся  школой, педагогами, семьей и общественностью  наносит вред делу воспитания.

      Принцип сочетания прямых и  параллельных педагогических действий. Сущность параллельного действия  в том, что, воздействуя не на  отдельную личность, а на группу (коллектив), педагог превращает  его из объекта в субъект  воспитания. При этом формально  воспитателя интересует только  коллектив, а в действительности  он использует его как инструмент  для работы с каждой отдельной  личностью. Каждое воздействие в  соответствии с этим принципом  должно быть воздействием на  коллектив, и наоборот [1, С.265].

      Воспитание должно основываться  на научном понимании естественных  и социальных процессов, согласовываться  с общими законами развития  природы и человека. Содержание, методы и формы воспитания  должны учитывать необходимость  возрастной и половой дифференциации, организации социального опыта  человека. Так же воспитание должно  основываться на общечеловеческих  ценностях и строиться с учетом  особенностей этнической и региональной  культур: решать задачи приобщения  человека к различным пластам  культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной  и др.). Это обусловливает важность  реализации деятельностного подхода  как принципа гуманистического  воспитания.

В целом, можно отметить общие принципы конструирования образовательного процесса на основе гуманистических ценностей, получающих все большее развитие в последнее десятилетие в России: принцип свободы; принцип создания ненасильственной развивающей социально-педагогической среды; принцип насыщения жизнедеятельности образовательного учреждения новым содержанием; принцип личностного подхода ко всем участникам образовательного процесса.

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Историческое значение и актуальность взглядов В.А.Сухомлинского на личность учителя.

       Василия Александровича Сухомлинского — крупнейший отечественный педагог нашего времени.

       Он — автор более 40 книг, свыше 600 статей, 1200 сказок и рассказов  для детей. Его труды переиздавались  огромными тиражами, а его главная  книга «Сердце отдаю детям»  издана на 30 языках мира.

        Биография Василия Александровича Сухомлинского типична для советских людей, молодость которых выпала на годы Великой Отечественной войны.       Время лишений, разрухи, людской вражды и ненависти. Едва отгремела война, началась коллективизация. Особенно тяжело протекала она на Украине. Обезлюдели, вымерли многие села. В стране царили голод и болезни. Далее годы террора государства против собственного народа. Затем Отечественная война с фашизмом, война жестокая и кровавая. Сухомлинский В.А. вынес ее, как говорят, «на своих плечах».

         Родился он 28 сентября 1918 года в селе Васильевка на Херсонщине (теперь Кировоградская область). Здесь прошли его детство и юность. Отец Сухомлинского В.А. был крестьянин. Четверо его детей стали учителями. Преподавали украинский язык и литературу. В 1933 г. отправился в Кременчуг. Думал о медицинском образовании, но поступил на рабфак. Закончил его и поступил в педагогический институт. После двух лет учёбы, в 1935 г., стал преподавателем заочной школы недалеко от родного села. Ему было всего 17 лет. Он перевёлся на заочное отделение в Полтавский педагогический институт и окончил его в 1939 г. После окончания института работал учителем в Онуфриевской средней школе. В 1941-м добровольцем ушёл на фронт. В январе 1942-го тяжело ранен под Москвой. В его груди навсегда остался осколок. Долгое лечение в госпитале на Урале, после которого он по состоянию здоровья в армию уже не вернулся. Его назначили директором школы в Уфе. Потом возвращается в родные места, недолго работает заведующим района, а с 1948 до последнего дня руководит Павлышской средней школой.

          Деятельность Сухомлинского В.А. протекала не в самых благоприятных  для творчества условиях. Он видел  много горя, много ненависти, много  человеческого зла. Но тяжелая  жизнь не ожесточила душу Сухомлинского  В.А. Он всегда и во всем был  доброжелателен и отзывчив, любил  людей, старался пробуждать добрые  чувства. Вокруг него было лицемерие, ханжество, моральное разложение  руководящих структур, всесильной  власти идеологии, опутавшей и  культуру, и науку. Сухомлинскому  В.А. приходилось учитывать идеологические  руководящие установки, отвечать  на нападки ретроградов от  педагогики, малообразованных, но активных  защитников «чистоты» советской  педагогики, теории коммунистического  воспитания, в рамки которой не  всегда укладывались его мысли  и дела. Все это дополнялось  бесконечными изнуряющими разговорами  с издателями и редакторами, объяснениями, убеждениями и т.д. Это сейчас  мы читаем только хвалебные  оды в адрес Сухомлинского  В.А. А тогда все было иначе.

         Педагогическое и творческое  наследие Сухомлинского В.А. огромно, разносторонне, многопланово, но оно  до сих пор пополняется ранее  не публиковавшимися работами. Его  творчество постоянно обогащалось, углублялось, оттачивалось. Особая  заслуга Сухомлинского В.А. состоит  в том, что он одним из первых  отечественных педагогов удачно  объединил идею всестороннего  развития личности с идеей  гармоничного развития общества. Он постоянно акцентировал внимание  на том, что учебно-воспитательный  процесс призван сохранить функциональное  единство, которым природа наделила  каждого из нас, — единство  души, духа и тела.

         Главным и определяющим в педагогике  Сухомлинского В.А. была любовь

к ребенку. Этот вывод наводит на мысль о глубоких христианских истоках творчества Сухомлинского В.А., о его внутренней вере в истинно христианскую любовь к ближнему, истинно христианское всепрощение. «Что самое главное было в моей жизни?» — спрашивал Сухомлинский В.А. себя в предисловии к книге «Сердце отдаю детям». Без раздумий отвечал: любовь к детям. Не случайно ведь и книга названа «Сердце отдаю детям». Именно величайшая гуманистичность педагогики Сухомлинского В.А. привлекла к нему не слабеющий

интерес во всем мире. Его работы изданы на английском, немецком, французском,

польском, испанском, японском и многих других языках.

       Вся деятельность Сухомлинского  В.А. протекала в педагогическом  пространстве, состоящем как бы  из двух миров — из мира  социалистической педагогической  обыденщины (сильных мира сего, в  том числе деятелей в области  образования, педагогики, издательского  дела) и собственно мира образования  — школы, детей. И если с первым  миром поневоле приходилось сотрудничать, если в первом мире, где процветали  не самые человечные отношения, не грех было и слукавить, чтобы  выстоять для продолжения работы, развития своих идей или просто  выжить, то во втором мире кривить  душой, а тем более лукавить  было нельзя. В этом втором  мире Сухомлинский В.А. по-настоящему  жил, этому второму миру он  был открыт полностью, ему он  был беспредельно предан. Этому  второму миру он без остатка  отдал свое сердце. И он добился  признания и небывалого для  педагога почета — Звезда Героя  Социалистического Труда, два ордена  Ленина, медали К.Д. Ушинского и  А.С. Макаренко, Государственная премия  УССР и др. Власть стремилась  кнутом и пряником вогнать  Сухомлинского В.А. в привычный  ряд пропагандистов идей марксизма-ленинизма. Вот как характеризуется деятельность  Сухомлинского В.А. в 25-м томе третьего  издания БСЭ (1976): «Разрабатывал вопросы  теории и методики коммунистического  воспитания в школьном и семейном  коллективах, всестороннего развития  личности учащихся, педагогического  мастерства, а также пропагандировал  идеи советской гуманистической  педагогики». В предисловии редакционной  коллегии к наиболее полному пятитомному собранию его избранных произведений эта мысль ужесточается. На поставленный самими авторами предисловия вопрос:

Информация о работе Жизниный путь сухомлинского