Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 07:37, курсовая работа
Вопрос самосохранения и борьбы за выживание организации в современном мире довольно актуален и популярен. Самосохранение тесно связано с понятиями жизнь, выживание, равновесие, выжить для живого организма - значит остаться в живых после болезни, несчастья, любых других кризисных явлений. Актуальность закона самосохранения особенно велика для организаций.
Цель данной работы изучить и раскрыть закон самосохранения организации и основные способы этого самосохранения. Рассмотреть способы борьбы за выживание на примере ОАО «АВТОВАЗ».
Задача - дать определение закону сохранения, ознакомить с вариантами его реализации на практике, показать способы определение уровня самосохранения организации и их характеристики, раскрыть основные стратегии действия для сохранения деятельности организации в конкурентной среде.
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Сущность закона самосохранения с точки теории….......................................4
1.1 Сущность закона самосохранения…………………………………………………...4
1.2 Методы и подходы закона самосохранения. Борьба организаций
за выживание……………………………………………………….…………………….9
1.3 Борьба организаций за выживание в России и
за рубежом……………………………………………………………………………....16
Глава 2. Характеристика и исследования ОАО «АВТОВАЗ»………………………28
2.1 Характеристика ОАО «АВТОВАЗ»………………………………………………28
2.2 Изучение проблемы самосохранения и борьба за выживание
ОАО «АВТОВАЗ»……………………………………………………………………….29
2.3 Выявленные проблемы ОАО «АВТОВАЗ»……………………………………...33
Глава 3. Предложения по устранению проблем
ОАО «АВТОВАЗ»………………………………………………………………………39
Заключение……………………………………………………………………………...41
Список литературы…………………………………………………………………….46
Результат действия закона. В статическом режиме, когда наблюдается стабильность в преобладании энергии удержания над энергией ликвидации, руководитель лишь наблюдает за изменениями в благоприятных уровнях самосохранения и формирует потенциальные ресурсы удержания. Персонал при этом вообще не интересуется самосохранением и не формирует долгосрочных ресурсов выживания. При перемещении организации в неблагоприятные уровни персонал начнет активизироваться: часть работников покинет организацию, уменьшив тем самым энергию удержания, а другие будут спешно предлагать руководителю сомнительные варианты наращивания энергии удержания или ослабления энергии ликвидации. Для руководителя это очень тяжелые времена.
Третий вариант: руководитель и подчиненные знают о законе самосохранения.
Результат действия закона будет благоприятным для организации. Все работники в рамках своих полномочий и ответственности предполагают, что организация в условиях рыночной экономики может оказаться в неблагоприятных условиях. Дорожа своим рабочим местом, они в плановом порядке постепенно создают новые ресурсы, укрепляют старые связи, снижают отрицательные возмущающие влияния или переводят их на пользу себе.
Первый вариант представляет типичную добросовестную работу на уровне здравого смысла. Третий вариант характеризует профессиональный подход к деятельности организации. Механизм действия и конечные результаты при этих вариантах существенно различаются.
Образно действие закона самосохранения можно представить в виде следующего сценария: роль закона исполняет милиционер муниципальной милиции, следящий за порядком; роль организации - человек, идущий пешком в контролируемом районе. Если человек хорошо одет и идёт спокойно (аналог организации с большими ресурсами удержания), то милиционер им не интересуется и не трогает. Если человек одет кое-как и ещё бежит (аналог организации с большими ресурсами ликвидации), то милиционер им заинтересуется, отведет в участок и будет с ним разбираться.
При работе с внешней средой могут использоваться четыре стратегии:
- пассивно-индивидуальная. Пассивно-индивидуальная стратегия основана на ожидании партнеров и предложений, на заполнении свободных ниш в деятельности сторонних организаций. Внешняя среда сужается до 1-2 партнеров. В связи с малой диверсификацией велик уровень предпринимательского риска, следовательно, перспективы непредсказуемы.
- пассивно-коллективная. Пассивно-коллективная стратегия основана на заинтересованности государства или какого-либо общества в развитии определенной сферы производства товаров, услуг, информации, знаний в какой-либо области. Пример - сателлиты естественных монополий. Называется «идти в колее». Риск минимален, доходы средние, время деятельности 3-5 лет. Необходимо избегать бездействия.
- активно-индивидуальная. Активно-индивидуальная стратегия - это стратегия постоянного поиска фирмой своей ниши в науке, технологии и информации.
- активно-коллективная. Активно-коллективная стратегия предполагает создание руководителем собственной инфраструктуры под собственную организацию (организацию-лидер).
Удержаться на заданных уровнях самосохранения компании помогает страхование ресурсов и рисков. Страхование - это финансовое обеспечение от возможного указанного ущерба путем периодических взносов в специальное учреждение, которое выплачивает денежное вознаграждение в случае такого ущерба. Потенциал системы включает в себя ресурсы организации, в т.ч. персонал, основные и оборотные средства, нематериальные активы и т.п. В реальной деятельности организации возможны незапланированные изменения количества и качества ресурсов, которые легко могут дестабилизировать систему. Стабилизация потенциала организации может быть достигнута следующим образом. Необходимо оценить возможные убытки от изменения или выбытия ресурса в наборе Ri и примерную вероятность наступления такого события Pi в течение года, исходя из чего определить «запланированные потери» (величину убытков, скорректированную на вероятность их проявления). После этого необходимо рассмотреть возможные варианты заключения договоров страхования со страховыми компаниями, так, чтобы страховые взносы за год не превышали величину «запланированных потерь».[3, с.127]
Уменьшая потенциал организации на сумму страховых взносов, руководитель существенно увеличивает стабильность (постоянство) этого потенциала.
Для целей страхования ресурсов организации бизнес рассматривается как процесс (предпринимательство) и как явление (комплекс созданных ресурсов). Каждая из частей этого комплекса требует отдельных затрат и в совокупности должна приносить определенную прибыль. Учет реальных рисков в процессе производства и управления организацией диктует необходимость постоянного расширения отраслей страхования. На данном этапе развития страхового бизнеса является возможным страхование конечных результатов деятельности организаций (в т.ч. страхование готовой продукции, перевозок, страхование возможных убытков). Конечный риск наступает в трех основных случаях:
- сам по себе, независимо от предыдущих результатов деятельности фирмы;
- в результате принятия неправильных управленческих или технологических решений на более ранних стадиях производства;
- в результате отсутствия требуемого специалиста в нужное время.
Страхование рисков по всей управленческой и производственной цепочке деятельности фирмы может существенно увеличить страховое поле и уменьшить количество конечных рисков. Это выгодно как страхователям, так и страховщикам. Для комплексного страхования юридического лица необходимо реализовать девять направлений страхования:
- страхование имущества;
- страхование основных и оборотных средств;
- транспортное страхование;
- страхование предпринимательских рисков;
- страхование ответственности (водителя, охранника, нотариуса, риэлтера и т.п.);
- страхование профессионализма персонала;
- страхование интеллектуальной собственности;
- страхование управленческих рисков;
- страхование организационных рисков.
Достаточно хорошо отработана методика анализа и оценки имущественного и технологического комплексов. Большие успехи достигнуты в анализе и оценке персонала и интеллектуальной собственности, связанной с технологией. При этом многое посвящено оценке бизнеса, но собственно цена (как категория) играет незначительную роль, т.к. непосредственно ценой можно опосредовать только стоимость имущественного комплекса. Система управления и производства, персонал, интеллектуальная собственность твердой цены не имеют.
Для оценки стоимости нематериальных активов применяются методы: функционально-стоимостной анализ (ФСА), статистические и экспертные. ФСА представляет собой метод системного исследования функций объектов управления, направленный на обеспечение необходимых потребительных свойств объектов управления и оптимальных затрат на их реализацию на всех этапах жизненного цикла.
Повсеместное и всестороннее страхование создает предпосылки обеспечения стабильности не только на уровне отдельно взятой организации, но и на уровне отраслевых и региональных конгломератов, а также общества в целом. Это профессиональный результат реализации закона самосохранения.
Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» - то, что организация состоит из отдельных людей или их групп, взаимодействующих между собой. Модели взаимодействия, которым следуют индивидуумы, являются преднамеренными. Организационные процессы содержат в себе социальную сущность, а взаимодействие членов групп должно быть сбалансировано и предполагает необходимость в координации.
Ключевым понятием предпринимательской организации является конкурентоспособность. Данное понятие разностороннее и распространяется на такие составляющие деятельности предприятия, как товар и основные его характеристики: качество, технология производства. Помимо этого, в научной литературе используются понятия конкурентоспособности региональной и национальной экономики. Структура понятия позволяет утверждать, что конкурентоспособность объекта складывается из конкурентоспособности его элементов и их организованности для достижения цели.
Рассмотрим соотношение таких понятий, как цель и конкурентоспособность. Для предприятия цель можно сформулировать: как быть лучше других участников конкретного рынка по некоторым показателям деятельности в течение продолжительного периода. Предполагается, что эти преимущества позволяют лучше удовлетворять потребности клиента по его индивидуальным критериям. Имея в виду, что процесс удовлетворения индивидуальных потребностей – это всегда система согласований, то организованность элементов, умение в конкретной ситуации находить верное решение и достигать согласия в продаже товара являются важнейшими элементами в конкурентной борьбе за потребителя.
Таким образом, существуют две стороны конкурентоспособности. Это элементы, ее составляющие (высокое качество товара, дополнительный сервис товара, обслуживание в течение всего срока службы и т.д.), и целевое решение задачи продажи товара в конкретной ситуации (конкретный покупатель с его индивидуальными потребностями, его возможность и способность выбирать из множества конкурирующих на рынке организаций по собственной шкале предпочтений, личных качеств самого продавца). Победа в конкурентной борьбе (увеличение доли компании на рынке), по сути, выражает результаты конкурентоспособности. Соотношение конкурентоспособности и конкуренции можно охарактеризовать как отношение «потенциал-использование потенциала».
Первенство в конкурентной борьбе возможно при высоком уровне обеих составляющих, а проигрыш - при слабой организации и хорошем товаре. Устойчивый выигрыш не возможен при плохом товаре, его низком качестве или уровне технологии производства. Таким образом, целеустремленная организация предпринимательского типа в конкурентных условиях должна обладать двумя атрибутами.
Во-первых, определенным свойством, необходимым для организации процесса достижения цели во внешней среде на конкурентных условиях. В нашем случае это свойство – конкурентоспособность. Важнейшим условием при установлении характера данного свойства организации выступают свойства самой среды. Таким свойством в рыночных условиях является наличие ресурсов. Именно в ресурсонесущей среде разворачивается конкуренция как за доступ к ресурсам, так и за достижение целей деятельности организации. Данное требование относится ко всем ресурсам, которыми оперирует менеджмент: капитал, технология, персонал, информация. Научно-технический прогресс, переход от индустриального к информационному обществу изменяет соотношение затрачиваемых ресурсов. Вместе с тем, содержание механизма конкурентной борьбы и ее цели не меняются, а, следовательно, и неизменным остается требование к конкурентоспособности как свойству организации, функционирующей в среде с подобными свойствами.
Во-вторых, определенной системой управления деятельностью организации, базирующейся на ключевом свойстве (конкурентоспособности) для достижения целей ее функционирования. В современных рыночных условиях характерной для процесса целедостижения предпринимательской организации является множественность целей. Это, с одной стороны. С другой, – произошло усложнение требований потребителя к товарам и сопровождающим услугам, к усилению индивидуализации данных требований. Процесс целедостижения выстраивается во внешней среде, обладающей свойством неопределенности. В этих условиях система управления должна обладать свойством генерации множественности управленческих реакций на изменения внешней среды. Такое положение обуславливает востребованность ситуационного подхода в качестве основного к организации управления. Именно этот способ выбора решений обеспечивает эффективность целедостижения, как способ воздействия на объект в условиях множественности целей функционирования организации.
Итак, в конкурентных условиях и неопределенной внешней среде процесс целедостижения предпринимательской организации базируется на ее определенных свойствах (конкурентоспособности) и свойствах системы управления (множественности реакций). Успешность в конкурентной борьбе выступает мерой использования потенциала, который определяется уровнем развития свойств организации и ее системы управления.
1.3 Борьба организаций за
Собственно свойство конкурентоспособность, состоит из двух главных частей: адаптивности и инновационности. Адаптивность организации понимаем как свойство приспосабливаемости, как форму отношений организации с внешней средой, как процесс внутриорганизационной перестройки.
В свою очередь, инновационность это способность обновляться, как внутриорганизационные процессы перестройки по критериям: ритмичность, технологичность, минимальная себестоимость. Иными словами, процессы обновления должны быть постоянными и ритмичными, технологизированными, т.е. стандартными процедурами достижения целей обновления, а также реализовывать обновленческие процессы с минимальными затратами.
Если адаптивность характеризует реакцию организации на изменения внешней среды, то инновационность – основу такой реакции, восприятие решений в своей деятельности, направленное изменение деятельности на основе освоения новых элементов. Адаптивность соответствует необходимости существования в среде с установленными свойствами. Инновационность реализует понятие конструкции организации, источника адаптивности, т.е. соответствует понятию достаточности1.
Информация о работе Закон самосохранения организации ОАО «АВТОВАЗ»