Закон самосохранения организации ОАО «АВТОВАЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 07:37, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос самосохранения и борьбы за выживание организации в современном мире довольно актуален и популярен. Самосохранение тесно связано с понятиями жизнь, выживание, равновесие, выжить для живого организма - значит остаться в живых после болезни, несчастья, любых других кризисных явлений. Актуальность закона самосохранения особенно велика для организаций.
Цель данной работы изучить и раскрыть закон самосохранения организации и основные способы этого самосохранения. Рассмотреть способы борьбы за выживание на примере ОАО «АВТОВАЗ».
Задача - дать определение закону сохранения, ознакомить с вариантами его реализации на практике, показать способы определение уровня самосохранения организации и их характеристики, раскрыть основные стратегии действия для сохранения деятельности организации в конкурентной среде.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Сущность закона самосохранения с точки теории….......................................4
1.1 Сущность закона самосохранения…………………………………………………...4
1.2 Методы и подходы закона самосохранения. Борьба организаций
за выживание……………………………………………………….…………………….9
1.3 Борьба организаций за выживание в России и
за рубежом……………………………………………………………………………....16
Глава 2. Характеристика и исследования ОАО «АВТОВАЗ»………………………28
2.1 Характеристика ОАО «АВТОВАЗ»………………………………………………28
2.2 Изучение проблемы самосохранения и борьба за выживание
ОАО «АВТОВАЗ»……………………………………………………………………….29
2.3 Выявленные проблемы ОАО «АВТОВАЗ»……………………………………...33
Глава 3. Предложения по устранению проблем
ОАО «АВТОВАЗ»………………………………………………………………………39
Заключение……………………………………………………………………………...41
Список литературы…………………………………………………………………….46

Вложенные файлы: 1 файл

жесть.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

     Самоорганизация как необходимость в проблеме разнообразия реакций организации предполагает новую систему управления, иную форму реализации основных управленческих функций (координации, контроля, планирования, мотивации). Ключевым вопросом в эволюции систем управления фирмой, представляется организация функции координации.

     Стадии развития свойства (управление формированием свойства):

1. Потенциал, его формирование, диапазон  изменений.

2. Система управления потенциалом.

3.Оперативное управление свойством, целенаправленное использование (способность создавать разнообразные изделия).

4.Стратегический ресурс для выживаемости (свойством обладают элементы, комплексы элементов, информационные системы, фракталы, обеспечена устойчивая горизонтальная связь между функциональными подразделениями).

     Развитие организации по критерию системности реализуется через прохождение следующей последовательности стадий: 1-4. Это означает, что каждый элемент организации начинает обладать запланированным, формируемым свойством. По сути, переход к децентрализованной схеме управления организацией меняет и саму парадигму управления как целенаправленного внешнего воздействия на объект для перевода его в другое состояние. Развитие элементов организации до уровня самостоятельного принятия решений в неопределенной внешней среде - это необходимость обеспечения выживаемости предприятия. С другой стороны, организация как целостность, как объект целенаправленного развития во внешней среде должен обладать определенными атрибутами. Главным из них выступает управляемость. В этой связи стратегическое управление фирмой с такого рода децентрализацией приобретает иную, отличную от традиционной форму

     Системное управление развитием организации может быть представлено следующей последовательностью формируемых свойств:

а) системная гибкость;

б) системная адаптивность;

в) системная конкурентоспособность.

     При этом задачи стратегической и оперативной деятельности можно разделить следующим образом.

     Стратегическая деятельность должна быть ориентирована, во-первых, на развитие потенциала для обеспечения самоорганизации и, во-вторых, на углубление и расширение методов управления организацией. Оперативная деятельность в этих условиях, опирающаяся на самоорганизацию ее элементов и подразделений, нацеливается на оперативное (ситуационное) использование свойства в конкурентной обстановке. Помимо этого, подразделения должны работать над эффективным применением нового инструментария в конкретных ситуациях.

     Каждое самостоятельное подразделение, работающее с клиентом, должно освоить задачи оперативной диверсификации товарного ряда на базе закономерностей жизненного цикла товара. Разнообразие производимого товара определяется уровнем гибкости оборудования. Конкретизация товарного ряда определяется на базе маркетинговых исследований, заказчиком на которые выступает собственно самостоятельное подразделение. Помимо этого подразделение должно постоянно вести поиск новой благоприятной рыночной ниши. Подобная форма самоорганизации самостоятельных подразделений обеспечивает развитие предприятия по главному критерию - выживанию.

 

Рис. 4. Схема стратегического управления организацией в децентрализованной структуре

 

     Рассмотренная проблема формирования свойств инновационности, адаптивности и конкурентоспособности представляет актуальную задачу реструктуризации российских предприятий. Накопленный в России опыт ограничивается лишь переходом на структуру, свойственную рынку. Речь идет о выделении таких функциональных элементов в организации, как производство, закупки, НИОКР, сбыт, инвестиции, финансы, персонал.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2: Характеристика и исследования ОАО «АВТОВАЗ» 

2.1 Характеристика ОАО «АВТОВАЗ» 

 

     ОАО «АВТОВАЗ» - крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Его доля в валовом внутреннем продукте нашей страны составляет около 1%. Кроме того, ВАЗ является градообразующим предприятием для почти миллионного Тольятти.

     ОАО "АВТОВАЗ" относится к машиностроительной отрасли; основной вид деятельности - торговля легковыми автомобилями.

     Сегодня это одно из крупнейших предприятий области, реализующих автомобили «LADA». ОАО "АВТОВАЗ" оказывает большой спектр услуг. Это гарантийное обслуживание, прием предварительных заказов на автомобили соответствующих цветов и модификаций, реализация автомобилей в лизинг и кредит. Выполняются расширенный тюнинг и антикоррозийная обработка автомобилей, установка аудио - и механических охранных систем .Предоставляются скидки на покупку автомобилей, техническое обслуживание , существуют льготы для корпоративных клиентов. Производится комиссионная торговля и переоформление автомобилей. В здании ОАО «АВТОВАЗ» работает офис КБ «Севергазбанк», который осуществляет расчеты в рублях и валюте.

     В ОАО «АВТОВАЗ» работают цехи гарантийного и технического обслуживания, которые оснащены современным оборудованием. Функционируют кузовной и окрасочный цехи, цех диагностики.. Круглосуточно функционирует участок мелкосрочного ремонта автомобилей, шиномонтаж .Открыт участок ремонта автомобилей иностранных марок. Работает автомойка, эвакуатор. Проводится авто- экспертиза.

     В структуру ОАО «АВТОВАЗ» входят два магазина по продаже автозапчастей, где можно купить или заказать кузова «ВАЗ», кузовное железо, номерные агрегаты, запчасти, прицепы, различные автоакссесуары.

     Начинающие автолюбители могут пройти обучение в учебном центре ОАО «АВТОВАЗ» и получить водительские удостоверения категории «А», «В», а также «С» - после соответствующей переподготовки.

     Недавно на предприятии вступил в строй новый диагностический цех, который оборудован компьютерным комплексом «МАНА» производства Германии, позволяющим проводить полную техническую экспертизу. По сути, теперь диагностику автомобиля проводит компьютер, устраняющий влияние субъективизма на этот сложный технический процесс. С помощью диагностического комплекса можно определять «биографию» и «историю болезней» автомобилей любых марок, в том числе иномарок. Например, определять суммарный увод автомобиля от прямолинейного движения, проверять тормозной путь и усилия каждого из колес, тестировать аммортизаторы, износ тормозных колодок, состояние тормозной жидкости, аккумуляторных батарей, делать газоанализ. Имеется линия входного инструментального контроля, ножничный подъемник с тестером люфт -детектором для проверки состояния подвески автомобиля, тестер регулировки света фар. Новейший компьютерный стенд производства американской фирмы "HUNTER" позволяет выявлять и устранять дефекты схода-развала колес, а дополнительное оборудование - предоставляет возможность выполнять качественный шиномонтаж. Потенциально данный комплекс позволяет производить техосмотр, какой автомобили ежегодно в обязательном порядке проходят в ГИБДД, а также диагностировать автомобили, поступающие на комиссию.

 

2.2 Изучение проблемы самосохранения и борьба за выживание ОАО «АВТОВАЗ»

 

    Неспособность российских автозаводов выпускать продукцию, удовлетворяющую современным требованиям, объясняется наследием административно-командной экономики. В условиях жесткой плановой экономики автозаводы строились по принципу максимального укрупнения и сосредотачивали в себе основную часть технологических процессов. Это обстоятельство отрицательно сказалось при переходе экономики на рыночные основы. Громоздкие структуры управления оказались неспособными быстро перестроиться и столкнулись с множеством проблем. Предприятия, не имея собственных оборотных средств, не могут обеспечить рынок качественной продукцией широкого ассортимента. Особую проблему российских автозаводов составляет неэффективная организация производственного процесса, приводящая к выпуску низкокачественной продукции, росту затрат, замедлению оборачиваемости капитала. Все это сказывается на конкурентоспособности продукции.

     Открытое акционерное общество ''АВТОВАЗ' является крупнейшим в России автопроизводителем и компанией, активно работающей в 46 странах.

     ОАО «АВТОВАЗ» проектирует, осуществляет массовое производство и обеспечивает послепродажное техническое обслуживание легковых автомобилей.

     Производство автомобилей на высоком организационном и техническом уровне, обеспечивающем удовлетворение запросов потребителей, является главной целью ОАО "АВТОВАЗ", средством привлечения покупателей и основой финансового благополучия компании и ее сотрудников.

     В 2009 году на предприятии было произведено 294 737 автомобилей, что составляет 100,6% плана.

    Все автомобили омологированы, сертифицированы и удовлетворяют требованиям по нормам токсичности для внутреннего и внешнего рынков.

     При утверждении плана экспорта автомобилей на 2009 год в объеме 34 448 шт. отгружено на экспорт 34 756 шт.

     Среднечасовой темп сборки автомобилей на главных конвейерах в 2009 году составил 139,17 авт./час, при 163,3 авт./час в 2008 году.

     В 2009 году Обществом произведено запасных частей в действующих ценах на сумму 3 944,3 млн. руб., что на 2,99% больше плана.

     План производства технологического оборудования в целом по ОАО «АВТОВАЗ» в 2009 году выполнен на 362,7 млн. руб. Для подготовки производства автомобилей изготовлено 189 единиц оборудования.

     Для технического перевооружения действующего производства изготовлено 116 ед. на сумму 207,2 млн. руб.

     Чистая прибыль Группы АВТОВАЗ за 2010 год составила 3,6 млрд. руб. по сравнению с убытком 49,2 млрд. руб. за 2009 год.

     Существенную часть (около 70%) себестоимости продукции ОАО «АВТОВАЗ» составляют сырье и материалы, а также приобретенные комплектующие изделия, в результате чего ОАО «АВТОВАЗ» подвержено значительному влиянию риска повышения цен на них. Рост стоимости импортных комплектующих в результате колебания курсов валют, роста уровня инфляции, стоимости металлов и энергоресурсов привели к росту цен на новые легковые автомобили, и как следствие, к спаду потребительской активности на рынке легковых автомобилей.

     Анализ действующей системы поставок на ОАО «АВТОВАЗ» позволил выявить следующие основные факторы, влияющие на эффективность работы предприятия и конкурентоспособность его продукции:

1. Нестабильное качество закупаемых  комплектующих (около 60% отказов обусловлено низким качеством комплектующих). Хотя уровень дефектности постепенно снижается, но он еще довольно высок по сравнению с иностранными конкурентами, у которых данный показатель равен нулю.

     Невысокое качество комплектующих способствует увеличению объема предпродажной подготовки, а также приводит к повышенным затратам по удовлетворению рекламационных претензий потребителей, причем большая доля затрат связана с экспортными поставками. Так по данным ОАО «АВТОВАЗ» более 70% затрат на гарантийный ремонт автомобилей связаны с поставками в дальнее зарубежье и менее 30% - с поставками в страны СНГ. Общий уровень затрат, отнесенных на гарантийный ремонт экспортных автомобилей, продолжает оставаться высоким.

     На ОАО «АВТОВАЗ» фактические затраты на гарантийный ремонт в 2007 году составили 732,75 млн. руб., что в общей величине издержек предприятия занимает около 0,3%. Косвенные потери от брака связаны с негативным отношением потребителей к вазовским автомобилям, и как результат - отказ потенциальных покупателей от их приобретения, что ведет к сужению внутреннего и, прежде всего, внешнего рынков и, как следствие - к не дополучению прибыли.

2. Высокие затраты на закупку  сырья и основных материалов, а также рост цен на комплектующие  изделия. В автомобильной сфере доля денежных ресурсов, идущих на приобретение сырья, материалов, комплектующих, составляет около 65%. А поскольку доля переменных затрат в себестоимости продукции большая, то от колебания цен закупаемых товарно-материальных ценностей зависит прибыль предприятия. Например, повышение средних цен закупки комплектующих на 1% вызовет падение балансовой прибыли компании на 1,8%, а по сырью и материалам этот показатель будет равен 1,175%. В то же время в 2007 году на ОАО «АВТОВАЗ» рост цен на закупаемые материалы составил 2,24%, что объясняется конъюнктурой рынка и инфляционными процессами, а также тем, что смежники, занимающие монопольное положение, имеют возможность практически бесконтрольно повышать цены без улучшения качества работы. В этой ситуации эффективной стратегией является поиск альтернативных поставщиков. Однако по ряду позиций комплектующих поиск альтернативных поставщиков затруднен.

3. Большое количество поставщиков  приводит к плохо управляемой  системе поставок. В настоящее время более 95% товарно-материальных ценностей для нужд ОАО «АВТОВАЗ» закупается на территории РФ, количество поставщиков составляет около 920 предприятий, большинство из которых находится за пределами Самарской области. В такой ситуации трудно обеспечить гибкий график поставок, соответствующий потребностям головного предприятия. Это, как правило, вызывает проблемы со складированием закупаемых комплектующих.

4. Несвоевременные поставки сырья, материалов и комплектующих приводят  либо к сверхнормативным простоям главных конвейеров и срыву сборки автомобилей определенных комплектаций, либо к росту расходов на содержание необоснованных запасов. В то же время, в среднем ежемесячно общий план закупок не выполняется на сумму, превышающую 20 млн. руб. Это приводит к критическим запасам оборотных средств и зачастую не обеспечивает полнокомплектную сборку автомобилей. Поэтому ОАО «АВТОВАЗ» приходится увеличивать расходы на содержание запасов, обусловленных содержанием специально оборудованных помещений, оплатой труда персонала, страхованием имущества. Вместе с тем, с каждым годом растет и запасоемкость автозавода. Кроме того, возникает риск порчи, хищения, а также происходит моральное и физическое старение этих запасов.

Информация о работе Закон самосохранения организации ОАО «АВТОВАЗ»