Обеспечение качества и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции (на примере ОАО "Березинский райагросервис")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: ОАО «Березинский райагросервис». В работе проведен анализ позиции ОАО «Березинский райагросервис» завод на рынке, выявлены факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции, определены направления повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции. Область возможного практического применения проведенных исследований: ОАО «Березинский райагросервис». Целью курсовой работы является проведение анализа различных составляющих элементов организационно-экономического механизма, позволяющего предприятиям быть конкурентоспособными, а также выявление путей повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Березинский райагросервис».

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 4
1 Система управления как основной фактор, обеспечивающий конкурентоспособность продукции…. 6
1 Место конкурентоспособности в управлении предприятием………………6
1.2 Показатели оценки конкурентоспособности продукции………………… 8
2 Оценка конкурентоспособности выпускаемой продукции ОАО «Березинский РАЙАГРОСЕРВИС»……………….14
2.1 ОАО «Березинский райагросервис» как объект исследования…………..14
2.2 Анализ конкурентоспособности продукции ………………………………17
3. Предложения по повышению конкурентоспособности продукции……………………………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИсТОЧНИКОВ………………………… 29

Вложенные файлы: 1 файл

конкурентоспособность сх продукции КР.docx

— 97.60 Кб (Скачать файл)

Обеспечение качества и конкурентоспособности  сельскохозяйственной продукции (на примере  ОАО "Березинский райагросервис")

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Тема курсовой  работы: Обеспечение качества и конкурентоспособности  сельскохозяйственной продукции (на примере  ОАО «Березинский райагросервис»).

30 с.: Табл. 3. Ил. 2. Библиогр.назв.  18.

Ключевые слова: конкурентоспособность, сельскохозяйственная продукция, эффективность, факторы, рынок.

Объект исследования: ОАО  «Березинский райагросервис».

В работе проведен анализ позиции  ОАО «Березинский райагросервис» завод на рынке, выявлены факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции, определены направления повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции.

Область возможного практического применения проведенных  исследований: ОАО «Березинский райагросервис».

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней цифровой материал правильно и объективно отражает состояние исследуемой  проблемы.

________________________

(Подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

введение……………………………………………………………………… 4

1  Система  управления как основной фактор, обеспечивающий конкурентоспособность  продукции….  6

1  Место конкурентоспособности  в управлении предприятием………………6

1.2  Показатели оценки  конкурентоспособности продукции………………… 8

2 Оценка конкурентоспособности  выпускаемой продукции  ОАО  «Березинский РАЙАГРОСЕРВИС»……………….14

2.1 ОАО «Березинский райагросервис» как объект исследования…………..14

2.2 Анализ конкурентоспособности  продукции ………………………………17

3. Предложения  по повышению конкурентоспособности  продукции……………………………………………………………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИсТОЧНИКОВ…………………………   29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В условиях формирования и  развития рыночных отношений в Республике Беларусь одним из важнейших факторов, способствующих рентабельной хозяйственной  деятельности предприятий, является эффективное  управление ресурсами в целях  повышения конкурентоспособности  производимой продукции и организации  в целом. Ресурсы  предприятия  и требования рентабельной работы в  определенной степени ограничивают маневрирование как ассортиментом продуктов, так и ценами на них. Однако в условиях ориентации на спрос покупателей и его активное формирование производители определяют, как использовать имеющиеся ресурсы. Именно ориентация на максимальное удовлетворение спроса потребителей способствует успешной реализации  продукции, обеспечивая тем самым эффективность работы предприятия.

Предприятия придают большое  значение анализу своих сильных  и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счёт которых предприятие могло  бы повысить конкурентоспособность  и обеспечить свой успех.

Становление рыночной среды  – процесс длительный и относительно сложный. Особенности этого процесса влияют на формирование конкурентной продукции, которая должна удовлетворять  требованиям рыночной ситуации, сложившейся  на данном этапе развития экономики, а также предусматривать эффективные  способы конкуренции.

Конкуренция представляет собой  наличие на рынке большого количества независимых продавцов и покупателей, которые имеют возможность свободно входить на  рынок и покидать его.

В такой ситуации предприятие-производитель  может быть конкурентоспособным  тогда, когда возможна реализация его  основной цели – максимизации прибыли  за счет завоевания симпатий потребителя, а это возможно при условии  создания  в организации соответствующего постоянно действующего организационно-экономического механизма обеспечения качества продукции.

Категория качества продукции  непосредственно и тесно связана  с конкурентоспособностью, имея общую  сферу формирования и проявления. Но если качество продукции является категорией более статичной и стабильной при неизменных организационно-производственных условиях ее создания и достигнутом уровне научно-технического прогресса, то конкурентоспособность - категория динамичная, зависящая от характера и изменения потребностей, рыночной ситуации, платежеспособного спроса и т. п. Конкурентоспособность определяется совокупностью потребительских свойств продукции, необходимых и достаточных для того, чтобы она в определенный момент времени могла быть реализована по сопоставимым ценам на конкретном рынке.

         Актуальность темы курсового  исследования прослеживается в  том, что на рынке переработки  молочной продукции в Республике  Беларусь присутствует много  производителей, стремящихся к завоеванию как своего, так и зарубежного потребителя. Техническое переоснащение агрокомбинатов и агрокомплексов позволяет производить натуральную, высококачественную продукцию. Однако, если не уделять внимание качеству упаковки, брендированию продукции, ее активному рекламному продвижению на рынок, продукт может остаться малозаметным и мало востребованным на прилавках и витринах магазинов.

Целью    курсовой работы является  проведение анализа различных  составляющих элементов организационно-экономического механизма, позволяющего предприятиям быть конкурентоспособными, а также выявление путей повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Березинский райагросервис».

В    курсовой работе поставлены следующие задачи:

- исследовать сущность  и показатели конкурентоспособности  продукции;

- провести анализ конкурентоспособности  ОАО «Березинский райагросервис» и отдельно его продукции.

- выявить пути повышения  конкурентоспособности продукции  ОАО «Березинский райагросервис».

Теоретической основой исследования послужили публикации отечественных  и зарубежных ученых по проблемам  менеджмента, экономики, информация специализированных изданий.

Практической основой  исследования выступили данные, полученные непосредственно на Березинском  сыродельном заводе: аналитические  и статистические данные, отчеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Система  управления как основной фактор, обеспечивающий конкурентоспособность  продукции

 

1  Место конкурентоспособности  в управлении предприятием

 

 

Конкуренция является основной движущей силой, источником прогресса. Конкуренция – это механизм, который  обеспечивает выживание на рынке  наиболее конкурентоспособных предприятий. В теории существует  множество  определений понятию конкурентоспособность.

Конкурентоспособность –  уровень преимущества или отставания фирм, предприятия, организации по отношению  к другим участникам-конкурентам  на рынке внутри страны и за ее пределами, определяемый по таким параметрам, как технология, квалификация персонала, качество, политика сбыта и т.п.

Конкурентоспособность –  относительная характеристика товара, отражающая в объективной форме  его отличия от товара конкурента как по степени удовлетворенности  одной и той же существенной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение [5, с. 96].

Конкурентоспособность продукции  зависит от внешних и внутренних факторов. Среди внешних факторов можно выделить:

- развитие конкурентной  среды в экономике страны;

- геополитическое состояние  страны и развитие инфраструктуры;

- внешнеэкономическая стратегия  страны;

- налоговая политика и  система таможенного регулирования  в стране;

- научно-технический потенциал  предприятия;

- инвестиционный климат.

Внутренние факторы:

- уровень затрат производства  промышленной продукции и производительности  труда;

- уровень развития информационных  технологий;

- состояние финансовой  системы предприятия.

На внешние факторы  конкурентоспособности продукции  руководитель предприятия не может  оказывать прямого влияния (может  лишь ориентироваться в своей  работе), а вот на внутренние факторы  он может и должен оказывать свое влияние. Для этого ему необходима сильная система управления, которая  будет позволять контролировать все процессы, которые проходят на предприятии.

Конкурентной устойчивости предприятия  способствует соответствие управления предприятием и его технологического уклада. Чем больше разрыв между  организацией управления предприятием и техническим уровнем производства, тем быстрее оно теряет свою конкурентоспособность.

Производство и реализация конкурентоспособных  товаров и услуг — обобщающий показатель жизнестойкости предприятия. Однако производство конкурентоспособной продукции может быть ресурсоемким и высокозатратным, что в условиях рынка неизбежно приведет к снижению эффективности, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия. В этом случае требуется дополнительное финансирование, что в результате понижает конкурентоспособность производителя.

Применение интенсивных технологий, высокий уровень механизации  — это необходимые условия  для получения дохода от произведенной  продукции.

Для того чтобы производить продукцию  на уровне мировых стандартов, необходимы новые технологии и современное  оборудование. Это требует значительных инвестиций, способных обеспечить не только высокое качество продукции, но и создать новые рабочие  места.

Вторую группу факторов составляют показатели качества товара, определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями.

К третьей группе факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности, относят экономические показатели, формирующие себестоимость и  цену товара.

Конкуренция играет важную роль в рыночных отношениях. Она  стимулирует развитие экономики  и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее  товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя  приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса.

Именно конкуренция обеспечивает единство действия всех элементов рыночного  механизма, объединяя в единое целое  всех хозяйствующих субъектов, конкурирующих  между собою, навязывая им одну и  ту же игру или обязывая их играть по одним и тем же, единым для всех, правилам, установленным государством.

Конкурентоспособность продукции  – совокупность качественных и стоимостных  характеристик продукции, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности  покупателя и позволяющая потеснить  аналогичные товары предприятий  – конкурентов на целевом рынке.

Конкурентоспособностью  называется степень притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя.

К основным критериям конкурентоспособности  товара можно отнести: уровень качества товара и его стоимость; уровень  новизны товара; имидж товара; информативность  товара; цена потребления товара.

Конкурентоспособность товара выражается через его конкурентные преимущества на внутреннем и внешних рынках. Это достигается за счет производства, прежде всего, нового товара или на основе сочетания эффективного использования всех ресурсов предприятия и снижения издержек производства с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товара, который имеет спрос на рынке, выгодно отличается от аналогичных товаров конкурентов, удовлетворяет конкретные потребности покупателя и обеспечивает товаропроизводителю стабильность в получении прибыли, повышении эффективности производства и на этой основе расширенное воспроизводство.

Таким образом, конкурентоспособность  можно определить, как комплексную  многоаспектную характеристику товара, определяющую его предпочтение на рынке  по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами, как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и  по затратам на ее удовлетворение, которое  обеспечивает возможность реализации этого товара в определенный момент времени на конкретном рынке.

 

1.2  Показатели оценки  конкурентоспособности продукции

 

Применительно к продукции  конкурентоспособность является развитием  категории качества. При приобретении товара потребитель останавливает  свой выбор на том образце среди  аналогичных, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность. Каждая потребность, независимо от того, относится ли она к сфере производства, или к сфере личного пользования, характеризуется совокупностью параметров, описывающих область ее существования и содержание необходимого полезного эффекта. Для того, чтобы рассматриваемый вид продукции был пригоден для удовлетворения данной потребности и представлял интерес для покупателя, он должен обладать комплексом соответствующих параметров. Для изготовления конкурентоспособной продукции производитель должен стремиться максимально точно прогнозировать потребности потенциального покупателя. Для покупателя товара исключительно важное значение имеет величина затрат, необходимых для удовлетворения соответствующих потребностей. Общую сумму затрат при анализе конкурентоспособности называют "ценой потребления" [7, c. 65].

Информация о работе Обеспечение качества и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции (на примере ОАО "Березинский райагросервис")