Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 14:51, курсовая работа
Объект исследования: ОАО «Березинский райагросервис». В работе проведен анализ позиции ОАО «Березинский райагросервис» завод на рынке, выявлены факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции, определены направления повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции. Область возможного практического применения проведенных исследований: ОАО «Березинский райагросервис». Целью курсовой работы является проведение анализа различных составляющих элементов организационно-экономического механизма, позволяющего предприятиям быть конкурентоспособными, а также выявление путей повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Березинский райагросервис».
Введение……………………………………………………………………… 4
1 Система управления как основной фактор, обеспечивающий конкурентоспособность продукции…. 6
1 Место конкурентоспособности в управлении предприятием………………6
1.2 Показатели оценки конкурентоспособности продукции………………… 8
2 Оценка конкурентоспособности выпускаемой продукции ОАО «Березинский РАЙАГРОСЕРВИС»……………….14
2.1 ОАО «Березинский райагросервис» как объект исследования…………..14
2.2 Анализ конкурентоспособности продукции ………………………………17
3. Предложения по повышению конкурентоспособности продукции……………………………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИсТОЧНИКОВ………………………… 29
Таким образом, конкурентоспособность обусловливается качественными и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей. Отсюда следует, что конкурентоспособность более полно раскрывается через систему показателей, среди которых выделяются:
качественные;
экономические [2, с.64].
Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства товара, благодаря которым он удовлетворяет конкретную потребность. Они подразделяются на классификационные и оценочные (рис. 1.1.).
Классификационные показатели характеризуют принадлежность товара или услуги к определенной классификационной группировке и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара и услуги.
Качественные показатели
конкурентоспособности товаров
Классификационные |
Оценочные | |||
| ||||
Регламентируемые |
Сопоставительные | |||
| ||||
Экологические
|
Функциональные | |||
Безопасности
|
Надежности в потреблении | |||
Патентно-правовые
|
Эргономические | |||
Взаимозаменяемости и совместимости
|
Эстетические |
Рисунок 1.1. Классификация качественных показателей [2, с.65]
Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество товара. Они используются для нормирования требований к качеству и сравнения различных образцов товаров, отнесенных к одному классу по классификационным показателям.
По роли, выполняемой при оценке конкурентоспособности, оценочные показатели разделяют на две группы:
– показатели, используемые
для проверки выполнения обязательных
требований, которым должна удовлетворять
продукция;
– показатели, используемые
для сопоставления
рынке товаров по степени удовлетворения
потребителя теми или иными
свойствами.
С позиций
конкретного потребителя
Экономические показатели конкурентоспособности характеризуют суммарные затраты потребителя на удовлетворение его потребности посредством данного товара или услуги.
Уровень цены потребления представляется для покупателя составным элементом конкурентоспособности товара и зависит, прежде всего, от потребительских свойств конкретного изделия. Кроме того затраты на удовлетворение потребности определяются условиями приобретения и потребления, т.е. обстоятельствами, в определенном смысле независимыми от самого товара и услуги, выносимого на рынок. Они, в частности, связаны с социально-экономическим положением потребителей, наличием услуг, их стоимостью, а также зависят от факторов общеэкономического характера. Таким образом, цена потребления является мощнейшим фактором конкурентоспособности товаров [2, с.65].
Особое внимание следует
обратить на регламентируемые показатели,
которые обусловливают
В целом по совокупности
деятельности на всех рынках или относительно
отдельных рынков и их секторов критерии
конкурентоспособности
1. Продукт.
2. Цена.
3. Доведение продукта до потребителя.
4. Продвижение продукта (маркетинговые коммуникации) [5, с. 59].
Для
подсчетов используются
где ОП — объем продаж продукта фирмой;
ООПР — общий объем продаж продукта на рынке.
Коэффициент показывает долю, занимаемую фирмой на рынке.
Коэффициент предпродажной подготовки:
где ЗПП — сумма затрат на предпродажную подготовку;
ЗПОП — сумма затрат на производство (приобретение) продукта и организацию его продаж.
Этот показатель характеризует
усилие фирмы к росту
Коэффициент изменения объема продаж:
где ОПКОП — объем продаж на конец отчетного периода;
ОПНОП — объем продаж на начало отчетного периода.
Показывает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет роста объема продаж [5, с.60].
где Цmax — максимальная цена товара на рынке;
Цmin— минимальная цена товара на рынке;
Цуф — цена товара, установленная фирмой.
Показывает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет динамики цен на продукт [5, с.61].
3. По доведению продукта до потребителя:
Коэффициент доведения продукта до потребителя:
где КИОП — коэффициент изменения объема продаж — формула (3);
ЗСБкоп — сумма затрат на функционирование системы сбыта на конец отчетного периода;
ЗСБноп — сумма затрат на функционирование системы сбыта на начало отчетного периода.
Показывает стремление фирмы
к повышению
Коэффициент рекламной деятельности:
где ЗРДкоп — затраты на рекламную деятельность на конец отчетного периода;
ЗРДноп — затраты на рекламную деятельность на начало отчетного периода;
Характеризует стремление фирмы
к росту конкурентоспособности
за счет улучшения рекламной
Коэффициент использования персональных продаж:
где ЗПТАкоп— сумма затрат на оплату труда торговых агентов на конец отчетного периода;
ЗПТАноп — сумма затрат на оплату труда торговых агентов на начало отчетного периода.
Показывает стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счет роста персональных продаж с привлечением торговых агентов [5, с.62].
Коэффициент использования связей с общественностью:
гдеЗРкоп — затраты на связи с общественностью на конец отчетного периода;
ЗРноп — затраты на связи с общественностью на начало отчетного периода.
Показывает стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счет улучшения связей с общественностью [5, с.62]
Существует много других методов оценки конкурентоспособности товаров, предприятий, услуг в зависимости от объема продаж, в сравнении с конкурентами, оценка жизненного цикла продукта. Рассмотрим кратко некоторые из них.
С недавнего времени в научной
литературе появилось новое
Оценка
конкурентоспособности товара производится
также путем сопоставления параметров
анализируемой продукции с параметрами
базы сравнения. Сравнение проводится
по группам технических и экономических
параметров. При оценке используются дифференциальный
и комплексный методы оценки. Если технические
параметры продукции не имеют количественной
оценки, для придания этим параметрам
количественных характеристик используются
экспертные методы оценки в баллах.
Дифференциальный метод позволяет лишь
констатировать факт конкурентоспособности
анализируемой продукции или наличия
у нее недостатков по сравнению с товаром
- аналогом. Он, однако, не учитывает влияние
на предпочтение потребителя при выборе
товара весомости каждого параметра. Для
устранения этого недостатка используется
комплексный метод оценки конкурентоспособности.
Он основывается на применении комплексных
показателей или сопоставлении удельных
полезных эффектов анализируемой продукции
и образца. Есть также смешанный метод
оценки, который представляет собой сочетание
дифференциального и комплексного методов.
При смешанном методе оценки конкурентоспособности
используется часть параметров рассчитанных
дифференциальным методом и часть параметров
рассчитанных комплексным методом.
Данный подход является общеупотребительным
и повсеместно встречается, по крайней
мере, в отечественной литературе. Следует
заметить его существенный недостаток
- потребительские свойства товара и их
набор определяются без учета мнения потребителя.
Анализ других подходов к оценке конкурентоспособности
товара, основанных на выявлении мнения
потребителя показывает, что и в этом случае
такая важнейшая составляющая конкурентоспособности
товара как «особенности потребителей»
учитывается недостаточно. В тех редких
изданиях, которые посвящены проблеме
конкуренции, в лучшем случае говорится
лишь о потребителях как об одной из сторон
рыночного механизма без изучения такой
важнейшей составляющей поведения покупателя
как потребительское поведение.
В экономической теории рассматривается
несколько видов конкуренции, при анализе
которых, опять-таки, исследуются только
поставщики товара на рынок и их поведение,
но никак не изучаются свойства потребителей
и влияние этих свойств на конкуренцию
и конкурентоспособность товаров. Единственный
шаг в этом направлении экономисты, занимающиеся
изучением конкуренции и конкурентоспособности,
сделали, введя понятие «дифференциация
продукта». Таким образом, учитывается
то обстоятельство, что различие в свойствах
товара ведет к различной реакции на товар
со стороны потребителя. В тех же случаях,
когда существует возможность дифференциации,
объем сбыта зависит, напротив, от того,
насколько удачным является отличие данного
товара от других и насколько оно способно
заинтересовать особую группу покупателей
[9, с. 91].
Таким образом, проблема анализа и оценки конкурентоспособности продукции должна решаться на основе согласованного применения теоретического и прикладного аппарата и включать решение следующих проблем: изучение запросов и предпочтений потенциальных покупателей продукции; организация мониторинга рынка с целью сбора информации об условиях сбыта продукции, фирмах и товарах - конкурентах; разработка единой системы показателей качества продукции, используемой как ее производителем, так и потребителем; конструирование обобщенной модели исследуемой проблемы, в том числе формирование множества факторов, влияющих на конкурентоспособность и определение их взаимосвязей; анализ динамики конкурентоспособности продукции в целом и факторов, ее определяющих; определение уровня конкурентоспособности продукции, обеспечивающего заданный объем прибыли или необходимую долю рынка.
2 Оценка
конкурентоспособности
2.1 ОАО «Березинский райагросервис» как объект исследования
Открытое акционерное общество «Березинский райагросервис» реорганизовано путем присоединения к нему открытого акционерного общества «Сельхозхимия» г.Березино согласно протоколам общих собраний акционеров ОАО «Березинский райагросервис» от 09.04.2004г. № 3 и ОАО «Сельхозхимия» г.Березино 23.08.2004г.№47. ОАО «Березинский райагросервис» является правопреемником ОАО «Сельхозхимия» г.Березино по всем обязательствам в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, согласно передаточному акту.
В настоящее время в ОАО «Березинский райагросервис» в своей структуре имеет следующие подразделения: отдел технического сервиса и ремонта, который занимается ремонтом и техническим обслуживанием зерно- и кормоуборочных комбайнов, тракторов; транспортный отдел занимается перевозкой строительных и сельскохозяйственных грузов, минеральных удобрений и др.; отдел агрохимического обслуживания, включающий базу минеральных удобрений и химизации, занимается обеспечением сельскохозяйственных предприятий района минеральными удобрениями, химическими и биологическими средствами защиты растений; отдел сельскохозяйственного производства, включающий 4 полеводческие бригады и 2 молочно-товарные фермы; отдел материально-технического снабжения и сбыта; механизированный отряд оказывает услуги сельскохозяйственным предприятиям по подготовке почвы, заготовке кормов, уборке урожая различных видов культур; строительная бригада.
Органами управления Общества являются: общее собрание акционеров; наблюдательный совет; исполнительные органы (дирекция и директор).