Обеспечение качества и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции (на примере ОАО "Березинский райагросервис")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: ОАО «Березинский райагросервис». В работе проведен анализ позиции ОАО «Березинский райагросервис» завод на рынке, выявлены факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции, определены направления повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции. Область возможного практического применения проведенных исследований: ОАО «Березинский райагросервис». Целью курсовой работы является проведение анализа различных составляющих элементов организационно-экономического механизма, позволяющего предприятиям быть конкурентоспособными, а также выявление путей повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Березинский райагросервис».

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 4
1 Система управления как основной фактор, обеспечивающий конкурентоспособность продукции…. 6
1 Место конкурентоспособности в управлении предприятием………………6
1.2 Показатели оценки конкурентоспособности продукции………………… 8
2 Оценка конкурентоспособности выпускаемой продукции ОАО «Березинский РАЙАГРОСЕРВИС»……………….14
2.1 ОАО «Березинский райагросервис» как объект исследования…………..14
2.2 Анализ конкурентоспособности продукции ………………………………17
3. Предложения по повышению конкурентоспособности продукции……………………………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИсТОЧНИКОВ………………………… 29

Вложенные файлы: 1 файл

конкурентоспособность сх продукции КР.docx

— 97.60 Кб (Скачать файл)

КРД  = ОП / ООПР      = 7731,3 : 4600 000 = 0,00168

где ОП — объем продаж продукта производителем; ООПР — общий  объем продаж продукта на рынке.

Коэффициент предпродажной подготовки:

КПП = ЗПП / ЗПОП = 1

где ЗПП — сумма затрат на предпродажную  подготовку; ЗПОП — сумма затрат на производство (приобретение) продукта и организацию его продаж.

Коэффициент изменения объема продаж: 

КИОП = ОПКОП / ОПНОП = 6530/5606= 1,165

где ОПКОП — объем продаж на конец отчетного периода; ОПНОП  — объем продаж на начало отчетного  периода.

Коэффициент уровня цен на 1 кг свинины:

КУЦ = (Ц max + Ц min) / (2 ´ ЦУФ) = 52400+42800 : 2*44630 = 95200/89260= 1,06

где Цmax — максимальная цена товара на рынке; Цmin — минимальная цена товара на рынке; ЦУФ — цена товара, установленная производителем.

Коэффициент рекламной деятельности:

Крекл. д = КИОП × ЗРДКОП / ЗРДНОП = 1,165 * 2,9 / 2,3 = 1,46

где ЗРДКОП — затраты на рекламную  деятельность на конец отчетного  периода; ЗРДНОП — затраты на рекламную  деятельность на начало отчетного периода.

Суммируя вышеперечисленные коэффициенты и находя среднеарифметическую величину, определим итоговый показатель конкурентоспособности  маркетинговой деятельности, коэффициент маркетингового тестирования конкурентоспособности (КМТК):

                   КМТК =   1+1,165+1,06+1,46

                                                  4

                   КМТК = 1,17

Таким образом,  коэффициент маркетингового тестирования конкурентоспособности (КМТК) продукции животноводства ОАО «Березинский райагросервис» больше единицы, что свидетельствует о конкурентоспособности продукции исследуемого предприятия.

 

 

 

 

3. Предложения  по повышению конкурентоспособности  продукции

 

 

Основная задача повышения  эффективности функционирования сельскохозяйственного  предприятия состоит в том, чтобы  обеспечить гармоничное развитие всех его элементов как единого  целого, поскольку любые диспропорции могут привести к нарушениям производственного  ритма, что повлияет на результат  деятельности – удовлетворение потребности  населения в качественной продукции.

Роль конкурентоспособности  сельскохозяйственной продукции значительно  возрастает в связи с тем, что  производимые продовольственные товары выполняют особую функцию – используются населением для пищевых целей. В  связи с этим составляющие конкурентоспособности  продовольственной продукции –  высокое качество, сбалансированность по питательным веществам и калориям, содержание допустимых пределов загрязнения  нитратами, радионуклидами и другими  вредными для здоровья людей элементами - должны быть соответствующего уровня и выдерживать конкуренцию на внутренних и зарубежных рынках, т.е. быть конкурентоспособными.

Важным показателем конкурентоспособности  продукции является ее качество. Ориентация экономики на высокое качество продукции  особенно актуальна для государств с ограниченной сырьевой базой, к  каковым относится Республика Беларусь. Высокое качество отечественных  товаров позволит им выдержать конкуренцию  с товарами зарубежных фирм, как  на внутреннем, так и на внешнем рынках. Снижение качества продукции на 10% по сравнению с мировым уровнем вынуждает снизить цену на 15-20%, снижение качества на 15-20% ведет к снижению цены уже на 40-50%, а продукт, качество которого на 40-50% ниже мирового уровня, практически невозможно реализовать.

Несоответствие качества отечественных товаров мировому уровню и

объясняет незначительный удельный вес экспорта и его невысокую  доходность. Это проявляется при  экспорте продукции ОАО «Березинский райагросервис» на рынок Российской Федерации, при этом продукция поставляется по сниженным ценам, обуславливая убыточность экспорта.

Основными факторами повышения  качества продукции являются:

- научно-технологические:  разработка новых видов продукции,  внедрение прогрессивных технологических  процессов и др.;

- организационные: совершенствование  организации производства, труда  и управления;

- социально-экономические: мотивация труда.

Проблему улучшения качества продукции необходимо решать путем  увеличения ее повышенной биологической  ценности, отвечающей современным требованиям  рационального питания населения; освоения технологий, обеспечивающих механизацию и автоматизацию производственных процессов; повышения стойкости продуктов при хранении; улучшения санитарно-гигиенических условий труда. Особое внимание следует уделять организации мероприятий, предупреждающих попадание в продукты питания опасных для здоровья человека веществ.

Также необходимо обновлять  ассортимент продукции, пополнять  его новыми видами, но при этом отбирать и вырабатывать действительно новые  виды продукции, отличающиеся вкусовыми  достоинствами и питательной  ценностью, улучшенным качеством, а  не просто увеличивать количество их наименований. Разработка и освоение новой конкурентоспособной продукции, отвечающей требованиям потребителя, должны учитывать степень удовлетворенности  потребителя. Ведь если уровень ожиданий относительно качества продукции соответствует  уровню воспринятого качества купленной  продукции, то потребитель останется  довольным и даже восхищенным.

Немаловажным элементом  конкуренции на рынке является упаковка, причем на только ее красочность и  практичность, но и способность обеспечивать длительные сроки хранения без потери качества продукции. Целесообразным с  точки зрения маркетинговых технологий является создание оригинального стиля  для всей продукции предприятия, товарного знака, дизайна.

В настоящее время ОАО «Березинский райагросервис» реализует овощи торговым предприятиям в крупноразмерных мешках, пластмассовых ящиках, поэтому для продажи конечному потребителю продукция нуждается в доработке, расфасовке. В настоящее время укрупнение торговых сетей привело к повышению требований на поставляемую овощную продукцию. Претензии предъявляются как к качеству, так и к фасовке товара. Следовательно, для того, чтобы овощная продукция ОАО «Березинский райагросервис» была конкурентоспособной, она должна поставляться в магазины в современной упаковке, а овощи должны быть чистыми. Предварительная обработка овощей перед их упаковкой также обеспечивает их дальнейшее длительное хранение. Очистить овощи от загрязнений позволяют машины для предварительного замачивания, моечные машины, оборудование для сухой очистки и полировочные машины, применяемые на финальной стадии перед фасовкой.

Данное технологическое  оборудование отличается большой вместимостью, имеет соответствующие габариты, однако позволяет быстро справляться  с поставленной задачей по очистке  больших партий овощей, не задерживая процесс упаковки.

Непрерывность технологической  линии по фасовке и упаковке позволяют  обеспечить многофункциональные упаковочные  машины для овощей, фруктов, позволяющие  упаковывать овощи в пакетах  по 1 – 25 кг, и дозаторы комбинационного  типа.

Для линий по упаковке овощей на рынке предлагаются калибровочные  машины и модули, устройства по отделению  почвы, гидравлические опрокидыватели контейнеров и другое оборудование, позволяющее максимально оптимизировать очистку и упаковку овощей.

В рамках курсового исследования мы предлагаем для внедрения в ОАО «Березинский райагросервис» комплекс оборудования (линии) для автоматизации работы овощехранилища, картофелехранилища, склада. 
Оборудование выполняет следующие функции: приём продукта, переработка, обработка и предпродажная подготовка плодоовощной продукции (картофель, лук, свекла, морковь).

Оборудование позволит обеспечить надежную работу производства на всех его стадиях. Оно  может использоваться для работы, как в линии, так  и в автономном режиме.

Разработчики оборудования – РПДУП "Экспериментальный завод" 
РУП"НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства" 
РБ, г. Минск, ул. Кнорина 1а.

Стоимость одной укомплектованной линии – 380 млн руб.

Эффективные операции по предпродажной  подготовке обеспечивают:

для клиентов агрокомбината:

- более четкое представление  о целевом назначении товара  и, как следствие, повышение  объема закупок; 

- изменение потребительских  качеств товара: улучшение товарного  вида упаковки и/или продукта;

- привлечение дополнительного  покупательского внимания к товару;

- донесение до конечного  покупателя специальной информации;

- дополнение товара идентификационными  свойствами;

- увеличение объема поставок  в сети дистрибуции; 

для агрокомбината:

- качественное удовлетворение  потребностей клиентов;

- технологическое развитие  и повышение профессионального  статуса; 

- реализацию с маркетинговой  точки зрения дополнительного  потенциала и превращение своих  возможностей (opportunities) в сильные стороны (strengths).

Рассчитаем эффективность  от внедрения оборудования взамен ручных операций.

 

Таблица 3.1 - Исходные данные обоснования эффективности использования упаковочного оборудования

Показатели

Ед.

изм.

Величина показатели

До внедрения

После внедрения

Затраты времени:

а) на выполнение технологических  операций

упаковки продукции

 

мин.

 

 

          5

 

1

           

Часовая тарифная ставка

руб.

20830

20830

Процент премии

%

30

30

Дополнительная заработная плата

Руб.

1500000

1500000

Заработная плата одного рабочего за год

Руб.

60000000

60000000

Отчисления от ФЗП в  ФСЗН (34%)

Руб.

20400000

20400000

Стоимость единицы оборудования

руб.

-

380000000

Амортизационные отчисления

%

Руб./год

-

11

41800000

Эксплуатационные расходы, включая электроэнергию, воду

Руб.

 

442 600 000

Годовой выпуск продукции

ед.

-

1080 000

Величина затрат

 

- в т.ч. на 1 упаковку

Руб.

 

Руб.

-

907 200 000

 

907200000:1008000=

900

Стоимость расходных материалов

Руб.

-

540

Себестоимость 5 кг картофеля

Руб.

16 000

(3200 х 5кг)+900+500= 17400

Рентабельность 

%

15

17400 х15:100=

2610

Отпускная цена одной 5-ти кг упаковки вымытого картофеля

Руб.

-

17400+2610=20010


 

Рост производительности труда при автоматической упаковке овощей составит:

ПТоп = (5-1):1х100 = 400 %.

Средние затраты на одну упаковку составят 900 руб. Стоимость расходных материалов (упаковочный материал, электроэнергия) – 500 руб.

Рентабельность при новой  упаковке установим в размере 15%, тогда отпускная цена пятикилограммовой  упаковки картофеля составит 20010 руб. Стоимость 1 кг картофеля – (20010:5) 4000 руб. Сформированная цена не превышает предельно максимальную, которая составляет 5170 руб.

На ноябрь 2013 г. решением Минского облисполкома установлены предельные максимальные отпускные цены на свежие картофель и овощную продукцию урожая 2013 г. следующих пределах:

Картофель свежий – 5 170 руб./ кг.

Капуста белокочанная свежая – 5 490 руб./ кг.

Морковь столовая свежая – 5490  руб./ кг.

Свекла столовая свежая – 4710 руб./ кг.

Таким образом, установка  линии по обработке и фасовке  овощей позволит повысить конкурентоспособность  овощной продукции ОАО «Березинский райагросервис». При дополнительной обработке овощей будет увеличена отпускная цена на продукцию, но по расчетам она не превысит предельно допустимый максимум на овощную продукцию.

При установленной норме  прибыли на одну упаковку 2610 руб. и  годовом объеме 1008000 единиц упаковок, прибыль от реализации за год составит 2630 млн руб. (1008000х2610).

Внедрение СМК на предприятиях АПК повышает эффективность на всех уровнях управления, создает базу для дальнейшего совершенствования  управленческой деятельности путем  использования самых передовых  методов управления.

Для того чтобы построить  систему менеджмента качества в  соответствии со стандартами ISO 9001, в  ОАО «Березинский райагросервис» должны быть созданы следующие элементы СМК:

документ, в котором необходимо сформулировать цели и задачи СМК, а  также принципы их достижения (политика в области качества);

соответствующая «Политике  в области качества» система  взаимосвязанных и взаимодополняющих  процессов;

нормативные документы, описывающие  и регулирующие бизнес-процессы деятельности в рамках СМК;

эффективный механизм реализации требований, регламентированных нормативной  базой;

подготовленный персонал организации.

Система менеджмента качества организации предназначена, прежде всего, для удовлетворения внутренних потребностей управления организацией. Она шире, чем требования определенного  потребителя, который оценивает  только ту часть системы качества, которая относится к этим требованиям.

Информация о работе Обеспечение качества и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции (на примере ОАО "Березинский райагросервис")