Особенности организации финансов малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Важную роль в формировании антимонопольной структуры рынка, в преодолении не только ведомственного, но и экономического монополизма играют малые предприятия. Малому бизнесу принадлежит особое место в становлении новой социальной структуры общества, в решении проблем хронического дефицита, унаследованного от командной экономики, в решении многих социально-экономических проблем, которые не могут быть решены более крупными хозяйственными структурами в силу громоздкости их управления, отсутствия у них обратных связей с потребителями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1. Особенности организации финансов малого бизнеса……………………
1.1. Малый бизнес: понятие, нормативная база функционирования………
1.2. Основные финансовые параметры предприятий малого бизнеса
на разных этапах его жизненного цикла…………………………………….
2. Особенности финансового менеджмента малого бизнеса……………….
2.1. Особенности управления ликвидностью и обеспечение
финансовой устойчивости малых предприятий……………………………
2.2. Возможности и условия привлечения внешних источников
финансирования. Особенности инвестиционного анализа для малого
предприятия……………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………
Приложения…………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание2.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

 

Показатель предпринимательского риска

• Вариация нетто-результата эксплуатации инвестиций

±21,94% от среднего уровня НРЭИ

±7,71% от среднего уровня НРЭИ

Показатель дивидендной  политики

• Доля чистой прибыли, направляемая на выплату дивидендов

2,9%

40,52%

Приступаем к анализу этих данных. Прежде всего бросается в глаза совершенно разная дивидендная политика, свидетельствующая не только о неодинаковых возможностях, но и о различных целях малых и крупных предприятий. Если крупные предприятия вознаграждают (или вынуждены вознаграждать?) своих акционеров более чем сорока процентами чистой прибыли, то предприятия малого бизнеса, если и выплачивают дивиденды, то чисто символические, расходуя на них в среднем лишь 2,9% чистой прибыли. Кстати, поучительный факт: различие в дивидендной политике сохраняется, даже когда малое предприятие преобразуется в акционерное общество и выходит на фондовый рынок. 74 процента таких предприятий не выплачивают дивидендов в течение года после первичного размещения своих акций.

Далее, нельзя не отметить пониженную ликвидность малых предприятий по сравнению с крупными (средний коэффициенттекущей ликвидности для малого бизнеса показывает двукратное превышение текущих пассивов текущими активами, а для крупного — почти трехкратное). Это значит, что малое предприятие испытывает гораздо большие трудности с мобилизацией «живых денег» для выполнения своих текущих обязательств по кредиторской задолженности и банковскому кредиту, т. е. в целом оказывается менее платежеспособным, нежели крупное.

Коэффициент текущей ликвидности  на уровне двух — само по себе не так уж плохо, однако не следует забывать, что мы имеем здесь дело с данными, не только усредненными, но и — «импортными». Так или иначе, пониженная ликвидность предприятия малого бизнеса налицо.

За счет чего же малое предприятие  оказывается менее ликвидным? Цифры дают такие ответы на этот вопрос:

• в малом бизнесе относительно меньше денег вкладывается в запасы и дебиторскую задолженность (об этом говорят и более высокие показатели оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности);

• у предприятий малого бизнеса относительно выше текущие обязательства (83,70% суммарной задолженности против 62,99% у крупных предприятий).

Ликвидность — самое больное  место малой фирмы. Поэтому мы не устаем повторять, что

Наиважнейшей целью финансового  менеджмента малого бизнеса является грамотное управление оборотным капиталом: запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и краткосрочными обязательствами. Это приносит предприятию достаточное количество ликвидных средств и делает его платежеспособным.

Необходимость эффективного управления оборотным капиталом диктуется, кроме всего прочего, и затрудненностью доступа на рынки капиталов для малых предприятий: раз средств мало, их тем более надо использовать так, чтобы каждый рубль приносил максимум экономического эффекта.

Многие опытные и удачливые  предприниматели даже считают рациональное управление оборотным капиталом  — тактику финансового менеджмента — главным содержанием финансовой работы на малом предприятии. Но самые опытные и удачливые знают: нет тактики без стратегии. Именно поэтому в нашем учебникестратегия (инвестиционная политика) и тактика (комплексное управление текущими активами и текущими пассивами) рассматриваются в их нерасторжимом единстве.

Заканчивая рассуждения  о ликвидности, констатируем, что  в пониженном ее уровне находит выражение  повышенная склонность очень многих владельцев и руководителей малых предприятий к риску. По-житейски это понятно: рискнуть десятком миллионов легче, чем десятком миллиардов, тем более, что принимаешь решение не в соответствии с бюрократической процедурой крупной корпорации, а единолично. Это не означает, впрочем, что миллионы зарабатываются легче, нежели миллиарды. Перейдем, однако, к рискам — предпринимательскому и финансовому.

О повышенном уровне предпринимательского риска свидетельствует очень большая изменчивость НРЭИ, величина которого может в различные периоды отклоняться от средней на 22% в ту или иную сторону. У крупных предприятий этот показатель втрое «спокойнее» — 7%. Думается, что повышенную вариацию финансовых результатов дает ограниченность возможностей диверсификации портфеля инвестиций, хотя бы и географически. Действительно, предприятие, вынужденное «складывать все куриные яйца в одну корзину», подвергает себя огромному риску получить не просто убыток, а убыток, который невозможно компенсировать за счет других своих проектов, потому что этих других проектов просто нет. Что же касается финансового риска, то о повышенном его уровне говорит более выраженная ориентация на заемное финансирование (обязательства составляют у малых предприятий 49% пассивов против 38,06% у крупных фирм) в сочетании с явственно просматривающейся тенденцией к преобладанию краткосрочного кредита. Руководители малых предприятий набирают (если могут, конечно) деньги в долг не из прихоти или болезненного пристрастия к риску, а вынужденно, стараясь во что бы то ни стало избежать гибели своего бизнеса.

Теперь — о проблемах  анализа, возникающих при оценке финансовой устойчивости малого предприятия.

главным инструментом финансового анализа деятельности малого предприятия является коэффициентный метод. Но его применению для реалистичной оценки положения малой фирмы препятствует недостаточная уверенность в адекватности представленных в отчетности данных. Если сомнения сняты, лучшего метода, чем расчет финансовых коэффициентов, нечего желать. Нужно проанализировать платежеспособность, ликвидность, деловую и рыночную активность предприятия Проблема достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности наводит на мысли о культуре и этике деловых отношений, об известных аспектах налогообложения. давно замечено, что небрежная, неграмотная бухгалтерия и отчетность безошибочно указывают на плохой финансовый менеджмент. Действительно, невозможно принимать рациональные финансовые решения на основе искаженных данных либо вообще при отсутствии таковых. В обратную сторону, впрочем, это правило не работает: отличная бухгалтерия и достоверная отчетность сами по себе еще не являются гарантированным свидетельством высокого профессионализма финансового менеджмента на предприятии.

Количественные значения рассчитанных для предприятия малого бизнеса финансовых коэффициентов обычно свидетельствуют о повышенном предпринимательском и/или финансовом и др. рисках, генерируемых этим предприятием. Поэтому коэффициентный (количественный) анализ должен обязательно сопровождаться качественным исследованием природы рисков. Необходимо ответить по крайней мере на три жизненно важных для малого бизнеса вопроса:

1) достаточно ли диверсифицирована  клиентура? Большое предприятие с многочисленными клиентами вряд ли будет выбито из седла потерей одного-двух крупных покупателей. Для небольшого же предприятия это катастрофа;

2) достаточно ли диверсифицирована гамма производимых товаров (услуг)? Ориентация на монотонное производство доводит предпринимательский риск до опасного предела, поскольку даже незначительное ухудшение конъюнктуры способно ввергнуть небольшое предприятие в зону убыточности. Плюс к тому, в контексте концепции эффекта операционного рычага, порога рентабельности и «запаса финансовой прочности» предприятия ориентация на один «звездный» товар далеко не всегда оправдывается снижением порога рентабельности и укреплением финансовой устойчивости, потому что постоянные затраты не раскладываются на несколько товаров, а ложатся тяжелым бременем на один товар, перспективы наращивания выручки от которого зачастую весьма проблематичны из-за ограниченности спроса;

3) будет ли продолжаться  бизнес в случае внезапной утраты «души и мозга предприятия» — его нынешнего владельца (руководителя), или погибнет вместе с ним. вводя в убытки или упущенную выгоду кредиторов, поставщиков, остальных совладельцев? При всей щекотливости такого вопроса — c'est la vie.

Таким образом, речь, действительно, идет об оценке жизнеспособности малого бизнеса — оценке, в результатах которой заинтересованы не только владельцы малого предприятия, но и его кредиторы.

Кроме расчета коэффициентов, западные банкиры обычно проводят анализ деятельности предприятия малого бизнеса по пяти основным параметрам (подобную систему оценки в США называют «системой пяти Си»):

1. Личность ключевой  фигуры предприятия (Character): заслуживает ли владелец (директор) доверия? Какова его деловая репутация? Всегда ли он выполняет свои обязательства?

2. Способность к грамотному  управлению (Capacity to manage): может ли  руководитель обеспечить качественный  менеджмент и привести предприятие  к успеху?

3. Денежные потоки (Cashflows): способно ли предприятие сгенерировать достаточно денежных средств для возмещения кредита и выплаты процентов?

4. Активы, могущие служить  обеспечением кредита (Collateral): какова  стоимость, структура, качество, ликвидность активов? Могут ли они служить залогом? Действительно ли такой залог в случае необходимости способен компенсировать кредитору его потери по данному кредиту?

5. Условия бизнеса  (Conditions): благоприятствует ли общеэкономическая, отраслевая, конъюнктурная, налоговая ситуация успеху предприятия?

Обращаясь за кредитом, руководителю предприятия надо не только четко определить целевое использование ссуды (как будут потрачены деньги?), но и быть готовым к ответу на «коронные вопросы» банкира:

• Почему требуются дополнительные деньги? Почему предприятие не генерирует достаточно средств для своей деятельности? Действительно, одно дело, если кредит объективно необходим для наращивания оборота, для расширения бизнеса, попавшего в ловушку «рентабельность или ликвидность», и совсем другое — если речь идет о латании дыр в бюджете предприятия, порожденных непрофессионализмом, расточительностью или нерадивостью;

• За счет чего будет  возмещена ссуда и выплачены  проценты? Если ставка делается на рост выручки, то насколько реалистичен прогноз объема продаж? Если сбыт подвержен сезонным колебаниям, то сообразуется ли срок возмещения кредита со временем притока денежных средств на предприятие? Насколько грамотно и эффективно ведется дебиторский контроль, а также управление запасами? Если выручка не подвержена серьезным сезонным колебаниям, то достаточна ли валовая маржа для возмещения кредита и процентов (проценты, как известно — условно-постоянные затраты)?

• Какова самая большая  проблема предприятия? За рубежом считается, что бизнес без проблем не существует по определению, и, если руководитель не желает указать на «ахиллесову пяту» предприятия, то он демонстрирует закрытость по отношению к банкиру и не заслуживает доверия.

Многовато вопросов, да и  каждый не из легких. Но разве клиент, в свою очередь, не вправе выбирать? Выбирать банк надежный, обладающий достаточным капиталом и высокой репутацией, банк, где деятельность предприятия встречает понимание, где демонстрируют заинтересованность в процветании этого предприятия, где имеется достаточный опыт работы с малым бизнесом и где не только предоставляют кредит, но и предлагают дополнительные банковские услуги. Кроме того, можно посоветовать руководителю малого предприятия стараться получать кредиты у разных банков, а не у одного и того же. Во-первых, ориентация на единственного кредитора ставит заемщика в исключительную зависимость от этого кредитора. Во-вторых, обращаясь к разным банкам, клиент повышает свои шансы получить больший объем денежных средств.

 

 

 

 

 

 

2.3. Особенности  инвестиционного анализа для малого предприятия

Временной горизонт инвестирования в малом бизнесе, к сожалению, зачастую ограничен продолжительностью жизни владельца, да и глубокий инвестиционный анализ сам по себе — дорогое удовольствие, и затраты на него далеко не всегда имеют реальный шанс окупиться поступлениями от данного проекта. Суммируя сказанное и руководствуясь собственным практическим опытом, Автор полагает, что на малом предприятии для внутреннего анализа проектов инвестиций проще и надежнее пользоваться мето-

612

дами срока окупаемости инвестиций* — бездисконтным (т. е. не учитывающим временную стоимость денег и возможности их альтернативного использования), либо дисконтным (включающим указанные факторы и поэтому предпочтительным). И, естественно, при оценке прибыльности вложений и выборе источников финансирования необходимо следить, чтобы дифференциал финансового рычага сохранял положительное значение.

Сейчас мы овладеем применением  методов срока окупаемости инвестиций на примере, все суммы в котором  представлены в долларах, чтобы снять вопрос об инфляции. Сегодняшняя (приведенная, или текущая) стоимость проекта — 50 тыс. ам. долл. Владелец считает для себя желательным и достаточным получение 15-процентной прибыли (положи он эти деньги в банк, пришлось бы, видимо, довольствоваться меньшим процентом). Необходимо узнать, когда денежные потоки доходов покроют денежные потоки расходов, т. е. определить срок окупаемости инвестиций, по следующим данным (ам. долл.):

Годы

Прогнозируемые денежные доходы

Прогнозируемые денежные доходы нарастающим итогом

Приведенная стоимость  прогнозируемых денежных доходов

Приведенная стоимость  прогнозируемых денежных доходов нарастающим  итогом

1

12000

12000

10435

10435

2

14000

26000

10586

21021

3

17000

43000

11178

32199

4

20000

63000

11435

43634

5

20000

83000

   

Информация о работе Особенности организации финансов малого бизнеса