Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 21:32, курсовая работа
Важную роль в формировании антимонопольной структуры рынка, в преодолении не только ведомственного, но и экономического монополизма играют малые предприятия. Малому бизнесу принадлежит особое место в становлении новой социальной структуры общества, в решении проблем хронического дефицита, унаследованного от командной экономики, в решении многих социально-экономических проблем, которые не могут быть решены более крупными хозяйственными структурами в силу громоздкости их управления, отсутствия у них обратных связей с потребителями.
Введение……………………………………………………………………….
1. Особенности организации финансов малого бизнеса……………………
1.1. Малый бизнес: понятие, нормативная база функционирования………
1.2. Основные финансовые параметры предприятий малого бизнеса
на разных этапах его жизненного цикла…………………………………….
2. Особенности финансового менеджмента малого бизнеса……………….
2.1. Особенности управления ликвидностью и обеспечение
финансовой устойчивости малых предприятий……………………………
2.2. Возможности и условия привлечения внешних источников
финансирования. Особенности инвестиционного анализа для малого
предприятия……………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………
Приложения…………………………………………………………………….
9944
53578
ИТОГО приведенная стоимость денежных доходов
53578
______________________________
* Вниманию специалистов по
613
Как считаются те или иные суммы нарастающим итогом, из -вестно всем, а вот как получены данные колонки 4, следует пояснить:
Таким способом и закладывается в расчет желательная прибыльность. Теперь предстоит обработка результатов и собственно решение задачи.
1. По бездисконтному методу
2. По дисконтному методу срока
окупаемости инвестиций. На возмещение
затрат и получение 15-
При поиске источников финансирования владельцу нужно будет учесть, что брать кредит под более, чем 15% годовых, ему явно невыгодно, поскольку тогда эффект финансового рычага сработает против предприятия.
По поводу выбора наиболее дешевого источника финансирования проекта Автор этой главы может рассказать поучительную историю. Это было в начале 90-х годов, перед выходом первой в России книги по финансовому менеджменту, авторский коллектив которой мне посчастливилось возглавить. Мой Издатель попросил меня подтвердить или опровергнуть правильность его выбора источника финансирования проекта. А обстоятельства были таковы. Издателю хватало собственных средств, чтобы покрыть примерно половину стоимости издания книги, а за недостающей половиной он обратился в банк и получил кредит под 100% годовых (и сам проект был также рассчитан на год). В то же время, у Издателя была возможность привлечь к долевому финансированию своего давнего коммерческого Партнера на условиях пропорциональности затрат и прибыли. То есть, если бы Партнер покрыл половину затрат, то он получил бы и половину прибыли. Как бы Вы поступили на месте Издателя? Он же прежде всего оценил рентабельность проекта — 300% годовых, а дальше рас-
614
суждал так: «За каждый рубль, который я получу от своего Партнера, я должен буду ему выплатить по 3 рубля. А за каждый рубль, полученный от банка, мне нужно будет заплатить по 2 рубля (один — в возмещение кредита и еще один — как проценты). Выгоднее взять кредит».
Я подтвердила правоту Издателя, воспользовавшись концепцией эффекта финансового рычага. Действительно, при долевом финансировании дифференциал оказывается нулевым (300% — 300%), что вообще сводит на нет весь эффект финансового рычага и лишает долевое финансирование смысла. Оно оказывается равновыгодным с вариантом опоры исключительно на собственные средства. А вот при банковском кредите не только положительный, но и весьма высокий дифференциал (300% — 100%) даже в сочетании со спокойным плечом рычага (1/3 : 2/3 = 1/2) и не самым легким налогом на прибыль дает весомую прибавку к рентабельности использования собственных средств. Высокая ставка процентов за кредит оказывается для предприятия посильной.
2.4. Рыночная оценка взносов в
уставный капитал малого
Жизнь преподносит предприятию малого бизнеса немало сюрпризов. Возьмем, например, такую типичную, пережитую многими владельцами малого бизнеса ситуацию, как выход одного или даже нескольких учредителей из дела. Эта драма, способная подвергнуть сомнению само существование предприятия, не обходится без решения коренного вопроса «В какую сумму рынок может оценить вклад выходящего лица в Уставный капитал, иначе говоря, сколько стоит сегодня этот взнос?».
Большинство применяемых рыночных методов оценки взносов в Уставный капитал предприятия, или его акций основаны на предположении, что взнос (акция) стоит столько, сколько приносит дивидендов. Будущие дивиденды приводятся с помощью широко известных формул дисконтирования к их сегодняшней (настоящей, текущей, приведенной) стоимости, складываются и дают сумму, которую было бы разумно заплатить или запросить сегодня за акцию или взнос, вклад в данное предприятие. Однако этот прием, носящий название метода капитализации дивидендов, неприменим ко всем предприятиям малого бизнеса, поскольку чаще всего даже высокорентабельные малые предприятия не выплачивают дивидендов и не планируют этого делать. В первые годы деятельности дивиденды не выплачиваются потому, что вы-
615
ручки едва хватает на покрытие текущих расходов и инвестиции, а в последующие годы, когда оборот начинает бурно расти, столь же стремительно, если не еще быстрее, увеличивается дефицит ликвидных средств. На обоих этих этапах предприятию малого бизнеса не до дивидендов. Вся чистая прибыль — единственный и, к сожалению, небогатый источник финансирования развития — остается нераспределенной.
Кредит был бы весьма кстати, чтобы покрыть потребности развития и дефицит оборотных средств, а также увеличить рентабельность собственных средств и дивидендные возможности, заставив работать финансовый рычаг, но предприятию, еще недостаточно зарекомендовавшему себя на рынке и в деловом мире, трудно ожидать от банкиров не только относительно дешевого кредита, но и кредита вообще. Если же все-таки удается получить кредит, то он может сработать и не на пользу предприятию, ибо, пока не достигается пороговое значение НРЭИ, заемные средства обходятся предприятию дороже самофинансирования и, следовательно, не способствуют быстрейшему выходу на желаемый уровень прибыльности и приближению момента выплаты первых дивидендов.
Это рассуждение справедливо для данного соотношения заемных и собственных средств, данного уровня рентабельности активов и данной стоимости кредита. Меняются один, два или все три этих параметра — меняется и пороговое значение нетто-результата: его можно снизить дешевым кредитом при высокорентабельном использовании активов и разумным соотношением заемных и собственных средств. Последнее, впрочем, весьма трудно достижимо.
Конечно, среди предприятий малого бизнеса встречаются и такие, которые благодаря своей чрезвычайно высокой рентабельности позволяют себе выплачивать дивиденды. В таких случаях, как правило, в первые годы дивидендные выплаты возрастают очень быстрыми темпами, а впоследствии, по мере взросления бизнеса, приобретают более спокойную динамику роста.
Если необходимо оценить рыночную стоимость не котирующихся на бирже акций или взносов в Уставной капитал малого предприятия, которое все-таки выплачивает или собирается выплачивать дивиденды, то просчитать результат по методу капитализируемых дивидендов, в принципе, возможно. Здесь встречаются три основных случая:
616
1. Планируется неизменный
2. Планируется рост уровня
3. Сначала (в так называемый супернормальный период) предполагается бурный рост уровня дивиденда, а затем его наращивание пойдет более спокойными (нормальными) темпами. Продолжаем пользоваться принципом: «рыночная стоимость взноса (акции) прямо пропорциональна дивиденду и обратно пропорциональна рыночной ставке депозитного процента», но проводим более аккуратное дисконтирование. Сначала выясняем, когда планируется приступить к выплате дивидендов, узнаем сумму первого дивиденда на акцию или взнос, темпы роста уровня дивиденда в супернормальный период, длительность супернормального периода, нормальный (постоянный) темп роста дивидендов и процентную ставку, обычно требуемую инвесторами по аналогичным вложениям. Последнюю и приравнивают обычно к среднему уровню депозитного процента. Затем проводим отдельное дисконтирование для каждого из годов супернормального и нормального периодов, и, наконец, суммируем результаты.
Проясним механизм расчета на весьма красноречивом примере, приводимом профессором Е. Бригхэмом. Предприятие малого бизнеса WonderLure Inc. производит электронные приманки (!) для рыбной ловли. До сегодняшнего дня удавалось наращивать выручку в среднем на 200% в год. Руководство предприятия прогнозирует достаточно высокие, но все-таки понижающиеся темпы прироста выручки в течение ближайших десяти лет, а затем —
617
стабилизацию динамики выручки на среднегодовом уровне +10%. Решено не выплачивать дивиденды в ближайшие пять лет, а затем, если благоприятный прогноз сбыта оправдается, приступить к выплате дивидендов: 0,2 ам. долл. на акцию за шестой год, по 0,3 ам. долл. за седьмой год, по 0,4 ам долл. за восьмой год, по 0,45 ам. долл. за девятый и по 0,5 ам. долл. за десятый год. По истечении десятого года предполагается ежегодно увеличивать дивиденд на 10% в год. Уровень депозитного процента — 15% годовых. Рыночная стоимость акции рассчитывается так:
Соответственно, рыночной стоимостью предприятия будет произведение полученной оценки взноса (пая, вклада, акции) на количество взносов.
Но как же все-таки оценить рыночную стоимость взноса (акции), если вопрос о дивидендах не стоит на повестке дня? В большинстве случаев для этого достаточно прикинуть, за какую сумму можно было бы продать все активы предприятия, вычесть обязательства (кредиты и кредиторскую задолженность), и полученную таким образом чистую ликвидационную стоимость активов разделить на количество взносов.
2.5. Выпуск акций и их размещение. Дивидендная политика
Для многих владельцев малого бизнеса преобразование предприятия в акционерное общество и выход его акций на фондовый рынок — голубая мечта. Что же происходит при ее осуществлении? В ПЕРВИЧНОМ РАЗМЕЩЕНИИ АКЦИЙ МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ТЕРЯЕТ, А НЕ ВЫИГРЫВАЕТ! ЭТО ЛОВУШКА!
Действительно, в первичном размещении акции стоят меньше, чем при последующем обращении. Разница составляет упущенную выгоду предприятия. Вот свидетельство Е. Бригхэма. Удачливое малое предприятие выходит на рынок ценных бумаг со своими акциями, которые в первичном размещении стоят 12 долларов минус 8-процентная комиссия. Итого — 11 долларов. Если во вторичном обращении курс акции поднимается до 15 долларов, то выходит, что само предприятие или его акционеры-учредители недополучили по четыре доллара на каждой акции. Известны слу-
618
чаи, когда во вторичном обращении акции котировались вдвое выше цены первичного размещения.
Следует отметить, что вторичный рынок столь высоко оценивает акции предприятия не потому, что ему удалось между первичным и вторичным размещением достичь каких-либо замечательных успехов. Это типичный технический феномен торговли фондовыми ценностями — «феномен первого дня торговли», когда рынок слишком высоко (и чаще всего неадекватно высоко) оценивает акции предприятия. Их действительно трудно оценить. Ведь когда не выплачивается дивиденд, то к оценке акции невозможно применить классическую формулу «курс акций прямо пропорционален дивиденду и обратно пропорционален процентной ставке по альтернативным вложениям», например, по депозиту, по другим ценным бумагам и т. д. (Эту формулу мы уже приводили в разделе 3.2 главы 3 части III.) Скажем в этой связи пару слов о дивидендной политике. Выплата дивидендов имеет оборотной стороной медали отвлечение средств от развития предприятия. На первых стадиях его жизни, при бурном наращивании темпов выручки дефицит ликвидности просто снимает с повестки дня вопрос о дивидендах. По мере перехода к зрелости темпы роста выручки несколько снижаются, соответственно, относительно снижаются и финансово-эксплуатационные потребности. Тогда предприятие и начинает выплачивать дивиденды. Инвесторы воспринимают это как свидетельство повышения рыночной стоимости предприятия...
...ВНИМАНИЕ!
Инвесторы могут высоко оценить
стоимость начинающего
619
ПРАКТИКУМ
Эта учебно-деловая ситуация, заимствованная из американского учебника по финансовому менеджменту, чрезвычайно полезна для усвоения практических навыков и, кроме того, дает представление об особенностях управления финансами в малом бизнесе.
Мария М. планирует продажу плакатов для туристов по 3,5 ам. долл. за штуку. Она может приобретать плакаты у оптовика по 2,1 ам. долл. и возвращать непроданные плакаты за полную стоимость. Аренда палатки обойдется в 700 ам. долл. в неделю.
Информация о работе Особенности организации финансов малого бизнеса