Особенности организации финансов малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Важную роль в формировании антимонопольной структуры рынка, в преодолении не только ведомственного, но и экономического монополизма играют малые предприятия. Малому бизнесу принадлежит особое место в становлении новой социальной структуры общества, в решении проблем хронического дефицита, унаследованного от командной экономики, в решении многих социально-экономических проблем, которые не могут быть решены более крупными хозяйственными структурами в силу громоздкости их управления, отсутствия у них обратных связей с потребителями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1. Особенности организации финансов малого бизнеса……………………
1.1. Малый бизнес: понятие, нормативная база функционирования………
1.2. Основные финансовые параметры предприятий малого бизнеса
на разных этапах его жизненного цикла…………………………………….
2. Особенности финансового менеджмента малого бизнеса……………….
2.1. Особенности управления ликвидностью и обеспечение
финансовой устойчивости малых предприятий……………………………
2.2. Возможности и условия привлечения внешних источников
финансирования. Особенности инвестиционного анализа для малого
предприятия……………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………
Приложения…………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание2.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

700,0 х x0,32= =224,0

700,0x x0,68= =476,0

700,0

Порог рентабельности предприятия, ам. долл.

700,0 =

0,363

=1930,0

Порог рентабельности отдельных товаров, ам. долл.

224,0 = 

0,4

= 560,0

476,0 =

0,347

= 1370,0

Порог рентабельности отдельных товаров, шт.

558,0 =

3,5

=160*

1370,0 =

6,0

=229*

* округлено

Из наших вычислений следует, что  порог рентабельности в сумме 1930 ам. долл. может сложиться из продажи 160 обычных плакатов и 229 больших.

Проверка: (3,5 ам. долл.х 160) + (6,0 ам. долл.х 229) = 1930 ам. долл.

Итак, порог рентабельности предприятия  в денежном выражении оказывается практически одинаковым вне зависимости от методов анализа, однако складываться эта выручка может из раз-

626

ных объемов реализации отдельных товаров. Мария М. должна сравнить шансы быть проданными для обычных и больших плакатов и выбрать соответствующий вариант формирования порога рентабельности. Если обычные плакаты продаются быстрее, то можно ожидать, что в жизни порог рентабельности сложится вероятнее всего так, как это показал второй вариант расчета.

9. Ранее уже было показано, что,  если бы Мария М. торговала  только обычными плакатами, то  порог рентабельности ее предприятия составил бы 1750 ам. долл. Продав 400 таких плакатов, Мария М. выручила бы всего 1400 ам. долл. и получила бы убытки вместо прибыли. Продавая оба вида плакатов и выручая 3400 ам. долл., Мария М. снижает порог рентабельности предприятия до 1930 ам. долл. и имеет запас финансовой прочности в сумме (3400 ам. долл. — 1930 ам. долл.) = 1470 ам. долл., что составляет 43,3% выручки от реализации. Но, если Мария М. решит торговать только большими плакатами, то порог рентабельности предприятия составит (700 ам. долл. : 0,347) = 2017,2 ам. долл., и выручка за большие плакаты (3000 ам. долл.) перекроет его с запасом финансовой прочности 32,8%. Все данные свидетельствуют о преимуществах торговли обоими видами плакатов вместо какого-либо одного.

ПОВТОРЯЕМ ВАЖНОЕ ПРАВИЛО:

Выручка по каждому из товаров должна превышать прямые затраты (переменные и прямые постоянные). Тогда каждый рубль, полученный сверх прямых затрат, вносит свою лепту в покрытие постоянных затрат всего предприятия и дает увеличение прибыли.

2.2Виды анализа 
На всех стадиях проекта (и особенно на стадии разработки) необходим анализ его основных аспектов. Различают следующие виды анализа. 
1. Технический анализ, на основе которого определяется наиболее подходящая для данного инвестиционного проекта техника и технология. 
2. Коммерческий анализ, охватывающий анализ рынка сбыта той продукции, которая будет производиться после реализации инвестиционного проекта. 
3. Институциональный анализ, в задачу которого входит оценка организационно-правовой, административной и даже коммерческой среды, в которой будет реализовываться проект и приспособление его к этой среде, особенно к требованиям государственных организаций. Другой важный момент – приспособление самой организационной структуры предприятия к проекту. 
4. Социальный (социально-культурный) анализ, задача которого состоит в том, чтобы исследовать воздействие проекта на жизнь местных жителей, добиваться благожелательного или хотя бы нейтрального отношения к проекту. 
5. Анализ окруж...4.59105014801025 
 
Классификация по размерам предприятия 
Одной из важнейших характеристик предприятия являются его размеры, определяемые в первую очередь количеством (занятых) работников. Как правило, по этому признаку предприятия подразделяются следующим образом: мелкие–до 50 занятых; средние – от 50 до 500 (иногда – до 300); крупные – свыше 500, в том числе особо крупные – свыше 1000 занятых. Определение размеров предприятия по числу занятых может дополняться другими характеристиками –объемом продаж, активами, полученной прибылью и т.п. 
Размеры предприятий тесно связаны с их отраслевой принадлежностью. Например, предприятия черной металлургии и машиностроения обычно крупные и очень крупные предприятия. В легкой, пищевой, нефтеперерабатывающей промышленности действуют в основном средние предприятия; в деревообрабатывающей и швейной промышленности – средние и близкие к мелким предприятия. 
В целом ведущую роль в национальном хозяйстве, несмотря на относительно небольшое их количество, играют крупные предприятия. Основное же число предпр...4.49656200408936 
 
Анализ исполнения инвестиционного бюджета 
Методологически правильно проводить вторым после операционного бюджета план-факт анализ исполнения инвестиционного бюджета. Это обусловливается тем, что отклонения финансового бюджета (баланс движения денежных средств, динамика чистого оборотного капитала) определяются как текущей хозяйственной деятельностью (операционный бюджет), так и вложениями во внеоборотные активы (инвестиционный бюджет). Таким образом, последовательность проведения план-факт анализа «повторяет» последовательность составления сводного бюджета предприятия. 
Отметим важную особенность инвестиционного бюджета: баланс инвестиций предприятия за бюджетный период представляет из себя следующее: 
Вообще, доходность инвестиций (показатели окупаемости, чистой текущей стоимости, внутренней нормы рентабельности и др.) планируется в рамках долгосрочного бюджета («бюджета развития») на 1 - 3 года. В рамках же краткосрочного (квартального) бюджета подход к инвестициям осуществляется главным образом через призму освоения, то...4.2916522026062 
 
Упрощенная форма бухгалтерского учета 
Книга (журнал) учета хозяйственных операций (форма № К-1)-является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. 
Книга (журнал) учета хозяйственных операций является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса. 
Малое предприятие может вести Книгу (журнал) в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме Книги (журнала), в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число ...4.26760005950928

 

 

 

 

Заключение 

Малое предпринимательство, сформировавшееся в России за несколько лет как особая сфера экономики доказало свою общественную полезность и необходимость для реализации индивидуальной предприимчивости и самообеспечения. С его появлением многие российские граждане получили работу, а бюджеты всех уровней -небольшие, но относительно стабильные налоговые поступления. Рынок же, в свою очередь, стал насыщаться товарами и услугами отечественного производства, зачастую не уступающими по качеству импортным. Малое предпринимательство в настоящее время является неотъемлемой частью рыночной системы' хозяйства и с течением времени приобретает все большее значение.

В целом на основании проведенного в диссертации анализа финансовых основ деятельности малого предпринимательства можно сделать вывод о положительной динамике его развития, о привлекательности частного бизнеса в глазах экономически активного населения.

Малые предприятия генерируют более  высокие финансовые результаты финансово-хозяйственной деятельности по сравнению с крупными и средними • организациями, что свидетельствует о высокой эффективности организации различных направлений их функционирования, стремлении, даже при существенно низких финансовых возможностях, завоевывать свою нишу в рыночной системе хозяйствования, но в тоже время в процессе своей деятельности малые предприятия подвержены воздействию многообразных рисков, среди которых особое место занимают финансовые риски.

В соответствии с имеющимися подходами  к определению сущности финансового риска, он отражает неопределенность, возникающую из-за способа, которым компания финансирует свои инвестиции. Если финансирование идет исключительно за счет собственного капитала, финансовый риск полностью отсутствует. Если финансирование идет частично за счет заемного капитала (это обычно обходится дешевле) -возникает риск,, что после выплаты процентов по займам, на дивиденды акционерам уже ничего не останется. Кроме того, чем выше доля займов в структуре капитала компании, тем труднее ей получить новые займы. Таким образом, финансовый риск оценивается по соотношению заемного капитала к собственному. Компания, у которой такое соотношение большое (высокий финансовый рычаг) в случае внезапной потребности в денежных средствах может столкнуться с отказом кредиторов и обанкротиться - такие компании менее устойчивы к неблагоприятным изменениям на финансовых рынках.

Применительно к малым предприятиям в диссертации обосновано, что  вследствие того, что в основном финансирование малого бизнеса осуществляется за счет заемных средств, что видно из представленных в диссертации расчетов показателей финансовой устойчивости малых предприятий финансовые риски этих субъектов хозяйствования очень велики. Причем существует не только риск утраты финансовой устойчивости, но и потери платежеспособности и ликвидности, о чем также свидетельствуют результаты оценки этих коэффициентов и показателей.

В диссертации определено, что для  создания условий повышения финансовой устойчивости малых предприятий  необходима более широкая государственная поддержка их деятельности как в формах прямого государственного финансирования, так и через косвенные методы ее оказания.

Вопросам, касающихся развития и поддержки малого бизнеса уделялось существенное внимание на протяжении последних лет. Эти проблемы решались на законодательном, организационном уровнях через создание соответствующей нормативной и организационно-правовой базы необходимой для его нормального функционирования. Только за последние два года произошли серьезные административные изменения, направленные на создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства. И если меры бюджетного финансирования малых форм хозяйствования непосредственно влияют на финансовые условия их деятельности, увеличивая уровень финансовой устойчивости этих организаций, то принимаемые в законодательном порядке изменения в механизме налогообложения являются мерами косвенного воздействия на формирование позитивной финансовой среды деятельности субъектов малого предпринимательства. Поэтому система налогообложения малого бизнеса, которая сегодня в основном придерживается принципа нейтральности в отношении субъектов малого бизнеса и выполняет фискальную функцию, должна приобрести стимулирующую ориентацию. Необходимо временно оставить малым предприятиям денежные ресурсы, которые они должны выплачивать через налоги, введя налоговые каникулы для малого бизнеса,.'При этом необходимо выработать систему г приоритетов в соответствии с\которой будут предоставляться данные налоговые льготы и закрепить ее в законодательном порядке.

В работе определено, что первый уровень приоритетности должен соответствовать масштабам общегосударственного применения и способствовать ускоренному накоплению денежных ресурсов необходимых для экономических и социальных преобразований, обеспечивая высокую результативность налоговых каникул и развития конкретных групп малых предприятий, являющихся стратегически важными для социально-экономического развития страны в целом.

Второй уровень- приоритетности должен соответствовать целям социально-экономического развития на региональном и муниципальном уровнях и обеспечивать поддержку через налоговые каникулы наиболее эффективно и быстро развивающиеся малые предприятия, а так же имеющие высокую социальную значимость.

При этом малые предприятия, включенные в приоритеты первого и второго уровня должны отвечать социальным, экономическим и финансовым критериям.

В социальные критерии должны быть включены гарантии создания новых рабочих  мест, сохранение фонда оплаты труда на уровне 2008г., исходя из экономических приоритетов необходимо предоставить налоговые каникулы инновационным малым предприятиям, организациям торговли, как занимающих ведущее место по количеству (около 50%) и численности занятых (более 30%) и организациям, реализующих услуги социального характера. Финансовым критерием предоставления налоговых каникул могут быть следующие: отсутствие «плохой» кредитной истории и просрочек налоговых платежей, устойчивая тенденция развития на протяжении последних лет, уровень финансовой устойчивости не ниже среднего по организациям малого бизнеса конкретной сферы экономической деятельности.

В качестве мероприятий, связанных  с дальнейшим развитием и совершенствованием форм и методов государственной  поддержки малых предприятий  с целью повышения их финансовой устойчивости определена необходимость создания новых и улучшение деятельности действующих институтов финансовой инфраструктуры малого бизнеса (Венчурных, Гарантийных и Залоговых фондов), обеспечивающих условия для привлечения в малое предпринимательство ресурсы кредитно-банковских институтов под определенные гарантии государства и региональных органов власти.

В работе также предложено средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния использовать на поддержку малого бизнеса, усиления его финансовой устойчивости. Исходя из того, что денежные ресурсы фондов будут направляться на реализацию конкретных проектов малых предприятий на принципах возвратности, платности и срочности, а кроме того, реально смогут заложить основу будущей «несырьевой» экономики использование части этих средств в целях финансирования' малого предпринимательства представляется правомерным.

Для привлечения этих денежных ресурсов в малый бизнес следует принять соответствующие решения законодательной и исполнительной органов власти и разработать соответствующий механизм, позволяющий распределять денежные ресурсы из этих фондов в поддержку малого бизнеса и контролировать их использование. Реализация этого механизма должна осуществляться на взаимовыгодных условиях долгосрочного кредитования. В качестве критериев при выделении подобных кредитов могут служить не только показатели финансовой деятельности каждого конкретного хозяйствующего субъекта, но и заявленные им возможности по увеличению рабочих мест и приоритетность видов деятельности с позиций государственных, либо региональных потребностей. Подобный подход к использованию потенциальных источников финансовых ресурсов для малого бизнеса позволит существенно уменьшить нагрузку на федеральный и региональные бюджеты в части финансирования малых предприятий, диверсифицирует источники их финансирования, поскольку потребности в привлечении дополнительных финансовых ресурсов можно будет р'еализовывать не только через банковскую систему. Это обстоятельство в свою очередь послужит основой для создания условий развития конкуренции между банками, предоставляющими кредитные продукты малому бизнесу.

В работе показано, что для осуществления  мероприятий, направленных на увеличение финансовой устойчивости малых предприятий лежащих в плоскости их взаимоотношений с государственными либо кредитно-банковскими структурами, необходимо иметь четкое представление об уровнях финансового риска, с которьш связана система взаимоотношений любого субъекта с малыми предприятиями. В диссертации разработана модель оценки уровня финансовой устойчивости малого предприятия, позволяющая определять запас ликвидности активов малого предприятия и четырехфакторная модель управления структурой капитала, позволяющая проводить два вида оценок финансовой устойчивости малого предприятия.

Приведенная в диссертации оценка основных условий повышения финансовой устойчивости малых предприятий, обеспечения  их стабильного развития на современном  этапе и роль, которая отводится  малому предпринимательству в преодолении кризиса, сохранении и обеспечении стабилизации российской экономики позволяет сделать вывод о том, что настоящий период в развитии малого бизнеса будет представлять новый этап его функционирования на более совершенной количественной и качественной основах. Особенностью этого этапа должна стать реализация всех преимуществ достаточно зрелой стадии развития российского малого бизнеса, активное его включение в формирование общей предпринимательской среды российской экономики, ее полноценных рыночно-конкурентных основ.

Таким образом, постановка и организация  финансового менеджмента на предприятиях малого бизнеса, так же как и на крупных предприятиях, сложны и трудоемки.

Основной задачей финансового  менеджера (финансового директора) малого предприятия является формирование, распределение и использование денежных фондов с целью эффективного производства и сбыта, а также осуществления простого и расширенного воспроизводства.

Процесс финансового менеджмента  включает: анализ финансового состояния, планирование, учет, подготовку управленческой и финансовой отчетности, а также контроль. На каждом этапе имеются свои особенности, обусловленные спецификой самого малого бизнеса. Финансовому менеджеру необходимо быть осмотрительным, так как финансовая устойчивость малого предприятия не стабильна, малое предприятие может быть подвергнуто агрессивному нападению со стороны конкурентов и компаний-поглотителей, а руководители малого бизнеса не всегда осознают опасность, окружающую финансы малого предприятия.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Хотелось бы заметить, что несомненная  перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Информация о работе Особенности организации финансов малого бизнеса