Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 12:41, дипломная работа
Цель данной работы – рассмотреть особенности стратегии и тактики управления персоналом предприятия.
Для достижения данной цели в процессе работы необходимо решить ряд задач:
- раскрыть теоретические особенности стратегии и тактики управления персоналом;
- рассмотреть менеджмент персонала и эффективность производства;
Введение 3
1. Теоретические особенности стратегии и тактики управления персоналом 7
1.1 Менеджмент персонала и эффективность производства 7
1.2. Социально-экономическая эффективность кадровой работы 16
1.3 Методология управления персоналом в организации 30
2. Анализ управления персоналом в ООО «Бахетле» 38
2.1 Характеристика финансово-экономической деятельности ООО «Бахетле» 38
2.2 Управление персоналом в ООО «Бахетле» 49
2.3 Особенности стратегии и тактики управления персоналом в ООО «Бахетле» 55
3. Совершенствование управления персоналом в ООО «Бахетле» 63
3.1 Мероприятия по совершенствованию управления персоналом в ООО «Бахетле» 63
3.2 Внедрение мероприятий по совершенствованию управления персоналом в ООО «Бахетле» 86
Заключение 102
Список использованной литературы 106
1. Средняя продолжительность рабочего периода:
Тср.п. = tср. : Чср
где Тср.п. – число дней, отработанных одним работником за период;
tср. – общее число человеко-дней, отработанных работниками за период
Чср – среднесписочное число работников за период.
2. Фактическая продолжительность рабочего дня:
Тф.д. = tср.ч. : Чф
где Тф.д. – фактическая продолжительность рабочего дня;
tср.ч. – общее количество
Чф – фактическая численность работников за период.
3. Среднее число часов работы одного списочного работника за период:
Тср = Тф.д. * Тп.
где Тср – среднее число часов работы;
Тф.д. – фактическая продолжительность рабочего дня;
Тп – средняя продолжительность рабочего периода.
Показатели использования рабочего времени Супермаркет «Бахетле-Ямашева» в 2009 г.:
1. Тср.п. = 28625 / ((120+126)/2 = 232,7 (человеко-дней отработано одним сотрудником за 2009 г.).
2. Тф.д. = 232700 / 29455,7 = 7,9 час (средняя продолжительность рабочего дня, при норме в 8,0 час, следовательно, каждый сотрудник недорабатывал в среднем 0,1 часа в день).
3. Тср. = 7,9 * 232,7 = 1883,3 час в среднем отрабатывал работник в 2009 г.
Под производительностью живого труда понимают его способность производить в единицу времени определенное количество продукции. Производительность труда можно охарактеризовать либо прямым показателем – выработка продукции в единицах затраченного рабочего времени, либо обратным показателем – трудоемкостью.
Для разных подразделений следует использовать различные измерители результата:
1. Натуральный:
где q – объем услуг в натуральном выражении;
Т – затраты труда, времени;
0, 1 – обозначение двух
I - объем услуг в натуральном выражении на единицу времени.
2. Трудовой:
а. индекс производительности труда по трудовому методу:
б. индекс производительности труда по нормативной трудоемкости:
где I – индекс производительности;
q – объем услуг;
Т – затраты труда (времени);
0, 1 – обозначение двух периодов;
n – нормативный показатель;
ф – фактический показатель.
в. экономия фактических затрат труда:
Эт = Σq1t0 - Σq1t1 = Σq1 * (t0 - t1)
3. Стоимостной. Объем произведенного
результата оценивается в
где I – индекс производительности труда;
q – объем услуг;
р – денежные оценки соизмерителей объема услуг, стабильные для обоих периодов;
0, 1 – обозначение двух периодов.
где Iw – сводный индекс производительности труда;
iw – индивидуальные индексы производительности труда по каждому подразделению;
Т1 – фактические затраты труда в подразделениях в отчетном периоде.
Расчет средней выработки и трудоемкости проведем на примере супермаркета «Бахетле-Ямашева», данные для анализа представлены в таблице 3.1.4.
Таблица 3.1.4 - Данные для анализа
Показатели |
Обозна-чение |
2008 |
2009 |
Коэффициент динамики |
Абсолютное изменение |
Стоимость услуг в сопоставимых ценах, тыс. руб. |
Q |
25000 |
22000 |
88,0 |
-3000 |
Отработано человеко-дней, тыс. |
T |
10,0 |
10,5 |
105,0 |
0,5 |
Средняя дневная выработка (стр. 1 / стр. 2), руб./чел.-день |
W |
2500 |
2095,24 |
83,8 |
-404,76 |
Средняя трудоемкость услуг (стр. 2 / стр. 1), чел.-дней/руб. |
T |
0,0004 |
0,000477 |
119,25 |
0,00007 |
W = 1 / t; Q = W*Т; Т = t * Q.
Изменение объема услуг в 2009 г. по сравнению с 2008 г. объясняется увеличением затрат рабочего времени при снижении производительности труда.
(-404,76)*10,5 = -4250; 2500 * 0,5 = 1250. В результате совокупное влияние этих двух факторов объем услуг снизился на 3000 тыс. руб.
Изменение общих затрат труда в 2009 г. по сравнению с 2008 г. произошло из-за уменьшения объема услуг и роста трудоемкости ее единицы.
0,000077 * 22000 = 1,7; 0,00040 * (-3000) = -1,2. В результате возросли общие затраты труда на 0,5 тыс. чел.-дней. Индекс объема услуг равен произведению индексов выработки и затрат труда, а индекс общих затрат труда – произведению индексов объема услуг и трудоемкости ее единицы (1,05 * 0,838) = 0,8800 и 0,88 * 1,1925 = 1,05).
Оценка экономической эффективности применения и потребления ресурсов живого труда строится на основе следующей взаимосвязи показателей (2.16).
У = Х1 * Х2 * Х3 * Х4
где У – зависимая переменная – общая сумма затрат, включенная в издержки деятельности и обращения организации и относящиеся непосредственно к использованию ресурсов живого труда в отличие от других элементов затрат, связанных с использованием средств труда, оплатой услуг сторонних организаций;
Х1 – коэффициент увеличения затрат на оплату труда в связи с включением в издержки, кроме фонда потребления начислений, базой которых является фонд потребления или фонд оплаты труда, так как некоторая часть фонда потребления может иметь своим источником чистую прибыль учреждения и, следовательно, не включаться в общие издержки;
Х2 – средние размеры фонда оплаты труда (фонда потребления), приходящиеся на единицу затрат живого труда, в человеко-часах, человеко-дня или средним списочным числом работников;
Х3 – трудоемкость производства единицы продукции, выраженная в соответствующих единицах измерения затрат живого труда;
Х4 – суммарный объем произведенной продукции (товаров или услуг) на соответствующий период времени.
Возможности практического применения рекомендуемой модели оценки экономической эффективности применения и потребления ресурсов труда рассмотрим на примере анализа данного отдела супермаркета «Бахетле-Ямашева», данные для анализа представлены в таблице 3.1.5.
Таблица 3.1.5 - Данные для анализа затрат на рабочую силу
Показатель |
Уровень показателя | |
Базисный год, 2008 |
отчетный год, 2009 | |
Объем оказанных услуг, млн. руб. |
25,0 |
28,0 |
Средняя списочная численность персонала отдела, чел. |
5 |
7 |
Средняя трудоемкость единицы услуги, чел/млн. руб. (стр. 2 / стр. 1) |
0,2 |
0,25 |
Фонд оплаты труда, подлежащий включению в издержки и начисленный всем сотрудникам отдела, млн. руб. |
0,28 |
0,45 |
Среднегодовая оплата труда одного списочного сотрудника отдела, млн. руб. (стр. 4 / стр. 2) |
0,056 |
0,06 |
Начисления по фонду оплаты труда, включаемые в издержки, % |
38,5 |
38,7 |
В итоге, издержки, связанные с потреблением живого труда равны:
-затраты базисного года: 138,5 * 0,056 * 0,2 * 25 = 0,388 млн. руб.
-затраты отчетного года: 138,7 * 0,06 * 0,25 * 28 = 0,583 млн. руб.
Следовательно:
Под влиянием изменений всех включенных в исходную модель факторов, общая величина издержек, связанных с потреблением живого труда и подлежащих включению в общие издержки производства, увеличились в отчетном году: 0,583 – 0,388 = 0,195 млн. руб.
Это общее изменение можно распределить на величины, характеризующие влияние изменения отдельных факторов, включенных в модель:
А. влияние увеличения коэффициента нарастания затрат, связанных с использованием живого труда, в связи с применением нормативов начислений на фонд оплаты труда составляет:
(1,387 – 1,385) *0,06 * 0,25 * 28 = 0,0084 млн. руб.
Б. влияние увеличения среднегодовой оплаты труда одного списочного работника отдела привело к росту общей суммы издержек производства, связанных с использованием живого труда:
1,387 * (0,06 – 0,056) * 0,25 * 28 = 0,039 млн. руб.
В. влияние снижения производительности живого труда (рост трудоемкости единицы услуг) привело к росту издержек, связанных с потреблением в производстве живого труда:
1,387 * 0,06 * (0,25 – 0,2) * 28 = 0,12 млн. руб.
Г. влияние увеличения стоимости произведенных услуг привело к возрастанию издержек, связанных с применением живого труда, в их общей величине:
1,387 * 0,06 * 0,25 * (28 – 25) = 0,062 млн. руб.
Совершенно очевидно, что сумма оценок факторных влияний совпадает с общим изменением результативного показателя – общей суммы издержек производства, связанных с использованием живого труда. Действительно:
0,0084 + 0,039 + 0,12 + 0,062 = 0,2294.
Следовательно, все учтенные факторы повлияли на снижение экономической эффективности использования и производства затрат живого труда.
В итоге, предложенная методика по оценке персонала супермаркете «Бахетле-Ямашева»:
- не требует значительных финансовых затрат,
- обоснована к использованию и необходима для составления качественных и количественных характеристик персонала супермаркет а «Бахетле-Ямашева».
Применение данной методики позволит:
- определить наличие персонала, его изменения и квалификационный состав,
- определить затраты времени, его эффективность,
- оценить производительность труда,
- проанализировать эффективность использования рабочей силы,
- на основании полученных данных создать программу повышения эффективности использования персонала в супермаркете «Бахетле-Ямашева».
3.2 Внедрение мероприятий по
совершенствованию управления
Анализ выявил проблему неудовлетворенности сотрудниками компании (с начальниками отделов, специалистами отдела продаж 1 и 2 категории, главными специалистами и т. д.) вопросами реализации карьерного роста. В ходе исследования, сотрудникам супермаркета «Бахетле-Ямашева» было предложено оценить по пятибальной шкале значимость фактора карьерного роста и степень удовлетворенности своим продвижением по служебной лестнице.
По данным анализа 70% опрошенный респондентов оценили карьеру как значимый мотиватор повышения производительности труда (средний показатель 4,4) в то время как степень удовлетворенности собственным продвижением по службе составила 2,9.
Необходимо отметить, что отсутствие внимания к данному вопросу приведет к тому, что фактор карьерного роста может стать демотиватором.
В качестве рекомендации в данной дипломной работе предлагается программа управления карьерой руководителей младшего и среднего звена.
Планирование и развитие карьеры руководящего состава супермаркета «Бахетле-Ямашева»:
Цель:
- продвигать в первую очередь собственных сотрудников,
- использовать фактор карьеры как оценку заслуг работника, основополагающий стимул в деятельности руководителя.
Задачи управления карьерой руководителей младшего и среднего звена супермаркета «Бахетле-Ямашева»:
- определение критериев и портрета руководителей,
- развивать способности, навыки, умения руководителя,
- формировать лидера коллектива, способного управлять группой,
- использовать принцип равных и справедливых возможностей руководителей всех рангов в движении по «служебной лестницы»,
- формировать команду руководителей супермаркета «Бахетле-Ямашева», способных действовать в современных рыночных условиях, с успехом для всей компании,
- создавать единый социальный организм фирмы.
Этап 1: изучение цели и задач фирмы, наличие кадровой политики, позволяющей предъявлять требования к кандидатам на их соответствие организационной культуре учреждения.
Детализированный учет руководящих должностей учитывает:
- анализ работы руководителя в данной должности,
- описание работ, выполняемых руководителем, характер работы,
Информация о работе Стратегия и тактика управления персоналом организации