Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 22:42, контрольная работа
История становления нашей цивилизации свидетельствует о том, что макроэкономические кризисы, проявляющиеся в неравномерности развития экономики, долгих периодах застоя и глубоких спадах производства, следует рассматривать как закономерность, они проявляются периодически
Введение
1.Содержание понятия «Кризис системы регуляции», его проявление 3
2. Роль государства в антикризисном управлении 6
3.Направления и меры преодоления современного кризиса государственной власти в России 10
4. Нормативно-законодательная деятельность12
5.Основные направления финансового регулирования кризисных ситуаций 14
Заключение.17
Задача.
Содержание
Введение
1.Содержание понятия «Кризис системы регуляции», его проявление 3
2. Роль государства в антикризисном управлении 6
3.Направления и меры
4. Нормативно-законодательная деятельность12
5.Основные направления финансового регулирования кризисных ситуаций 14
Заключение.17
Задача.
Список литературы.
Введение
Тема моей
контрольной работы «
История
становления нашей цивилизации
свидетельствует о том, что макроэкономические
кризисы, проявляющиеся в
Кризисы
не обязательно разрушительны, они
могут протекать с разной
Целью данной
контрольной работы будет
1.Содержание понятия «Кризис системы регуляции», его проявление
С позиции
теории регуляции кризисы можно классифицировать
следующим образом:
-кризис как результат «внешнего» шока.
В этом смысле под кризисом понимается
ситуация, когда продолжение экономического
развития той или иной географической
общности оказывается заблокированным
из-за нехватки ресурсов, связанной с природными
или экономическими катастрофами;
-циклический кризис. Здесь кризис представляет
собой фазу устранения напряжений и неравновесий,
накопившихся за время подъема в экономических
механизмах и социальных процессах;
-структурный (большой) кризис. Любой случай,
когда экономическая и общественная динамика
входит в противоречие со способом развития,
который придает ей постоянный импульс,
т. е. любой случай проявления противоречивого
хар-ра долгосроч-го воспроизв-ва системы
в целом;
-кризис системы регуляции. Ситуация, когда
механизмы, связанные с существующей системой
регуляции, оказываются не в состоянии
изменить неблагоприятные конъюнктурные
процессы, хотя режим накопления остается
вполне жизнеспособным;
-кризис способа производства. Этот кризис
характеризуется обострением противоречий,
развивающихся в недрах наиболее важных
институциональных форм - форм, определяющих
режим накопления. В ходе кризиса оказываются
нежизнеспособными самые важные закономерности,
на которых базируются организация производства,
перспективы прибыльного использования
капитала, распределение стоимости и структура
общественного спроса. Это ситуация, когда
блокируется вся динамика воспроизводства
данной конкретной экономики.
Французский
экономист Робер Буайе в своей типологии
кризисов указывает на их четыре типа:
кризис 1-го типа «нарушение характера»,
2-го - «частичное нарушение в системе регуляции»
3-го - «кризис системы регуляции» и 4-го
- «кризис режима накопления и системы
регуляции». Применительно к этой типологии
из указанных выше кризисов кризис «внешнего
шока» будет относиться к 1-му типу, циклический
и структурный - ко 2-му, а перечисленные
далее соответственно к 3-му и 4-му.
Выявить и обозначить причины подъема производства, колебаний конъюнктуры, стагнации и нестабильности - такова цель исследовательской деятельности менеджера, государственного аппарата управления. Это главное условие для выработки и осуществления мер по государственному регулированию кризисных ситуаций.
Проблемы регулирования развития народного хозяйства широко обсуждались и в СССР. Однако само понятие «регулирование» применялось больше для обозначения государственной экономической политики. Например, государственное регулирование заработной платы выражалось в утверждении тарифных ставок и должностных окладов работникам, введении тех или иных систем оплаты труда. В принципе, централизованное планирование и управление было не чем иным, как формой государственного регулирования при осуществлении социально-экономической политики КПСС. Но государственное регулирование в директивно-плановой экономике и государственное регулирование в рыночной экономике как понятия имеют различия.
Классифицировать кризисы можно по следующим критериям:
1) по масштабам проявления:
1.1. общие – охватывают
всю социально-экономическую
1.2. локальные – охватывают только часть
социально-экономической системы;
2) по проблематике кризиса:
2.1. макрокризисы – довольно большие
объемы и масштабы проблем;
2.2. микрокризисы – охватывают только
отдельные проблемы или группу проблем;
3) по структуре отношений
в социально-экономической системе:
3.1. экономические – отражают острые противоречия
в экономике страны или экономическом
состоянии предприятия, фирмы, региона,
отрасли и т.д. (кризисы производства и
реализации товара; кризисы неплатежей;
потери конкурентных преимуществ и
т.д.);
3.1.1. финансовые – характеризуют
противоречия в состоянии
3.2. социальные – возникают при обострении
противоречий или столкновении интересов
различных социальных групп (например,
работник и работодатель, профсоюз и предприниматель);
очень часто социальные кризисы являются
продолжением и дополнением экономических
кризисов, но могут возникать и сами по
себе, хотя крайне редко (например, этнические,
национальные конфликты; недовольства
условиями труда);
3.3. политические – в политическом устройстве
общества («кризис власти»), кризисы реализации
интересов различных групп; такие кризисы,
как правило, затрагивают все стороны
жизни общества и переходят в кризисы
экономические;
3.4. организационные – проявляются как
кризисы разделения деятельности, распределения
функций и осуществления деятельности
отдельных подразделений (кризисы распределения
полномочий), также под ними понимается
обострение организационных отношений
(деловые конфликты); очень часто итогом
такого кризиса является чрезмерная бюрократизация,
парализуется организационная деятельность;
3.5. психологические – кризисы
психологического состояния
3.6. технологические – кризисы новых технологических
идей, когда существует явная потребность
в новых технологиях (кризисы НТП, проблема
использования атомной энергии);
4)по непосредственным причинам возникновения:
4.1. природные – вызваны
4.2.общественные – кризисы общественных
отношений;
4.3. экологические – кризисы, возникающие
при изменении природных
5)по характеру проявления:
5.1. предсказуемые (закономерные) –
возникают как очередной этап
развития, они могут прогнозироваться
и вызываются объективными
5.2. неожиданные (случайные) – результаты
ошибок в управлении, возникающие в результате
природных явлений;
5.3.явные – протекают заметно и легко обнаруживаются;
5.4.скрытые (латентные) – более опасный вид кризиса;
5.5. глубокие – протекают сложно
и неравномерно и часто
5.6. легкие – протекают более
последовательно и
6)по фактору времени:
6.1. затяжные – зачастую являются следствием неумения управлять кризисом, непонимания сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий;
6.2. краткосрочные.
Классификация
кризисов имеет очень большое
значение в их распознавании,
а, следовательно, и в успешном
управлении ими.
Классификация подсказывает и определяет
оценку ситуации, разработку и выбор положительных
управленческих решений. Опасность кризиса
существует всегда, даже когда его нет,
поэтому очень важно знать признаки наступления
кризисных ситуаций и оценивать возможности
их разрешения.
Преодоление кризисов – управленческий
процесс и успех управления зависит от
своевременного распознавания кризиса.
2. Роль государства в антикризисном управлении
Анализ итогов реформ в современной России показывает, что их идеологи, взяв на вооружение лозунг «реальный социализм побежден капитализмом», предприняли попытку перенести на страну принципы развития экономики, распространенные в совершенно иных географических и исторических границах, проигнорировав тем самым уроки практики: режимы функционирования экономики различаются во времени и пространстве. Наглядным подтверждением этого являются различные варианты капиталистического развития, например, в Германии, США, Швеции, Франции, Японии.
Рыночная экономика — это не самоцель, а средство. Поэтому усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ.
В соответствии с этим должны разрабатываться конкретные методы проведения активной промышленной и социальной политики, особое внимание следует уделять проблеме формирования всего многообразия институтов, без которых рыночная экономика нормально функционировать не может. Последнее очень важно для России. Ведь если даже предположить, что рынок — это саморегулируемая система, что может быть верным только при очень жестких условиях, он тем не менее никогда не может быть самообразующейся системой. В нашей стране ныне — не рынок, на котором господствует чистая и совершенная конкуренция, а иллюзия рынка с процветанием различных мафиозных образований.
В этих непростых условиях совсем не риторическим является вопрос: почему те же самые факторы, которые позволили институ - анализировать режим массового производства и потребления после второй мировой войны, ныне усугубляют структурный кризис, характерный для многих европейских стран?
Строго говоря, разгадка феномена механизма развития, разложения и упадка является одной из самых актуальных задач. Ей посвящены труды многих видных ученых мира. Для нас, россиян, осмысление этого феномена, как и всей современной теории регулирования, имеет непреходящее значение.
Центральная проблема развития - это взаимодействие между правительством и рынком. Это вопрос не о том, вмешиваться или не вмешиваться государству в дела экономики. Мировой опыт подтверждает, что рынок конкурирующих продавцов является пока лучшим способом эффективной организации производства и распределения товаров и услуг. Однако рынок не может развиваться в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе.
И государство формирует такую основу для развития, защищая и охраняя права собственности, создавая правовые и другие регулирующие системы, содействуя эффективной предпринимательской деятельности граждан и сохранению окружающей среды. Как рынок вообще отличается от его различных форм, так и государство дает знать о себе тоже различными способами и формами.
Вмешательство государства необязательно должно выражаться в организации какой-либо деятельности. Оно может выступать в виде регулирования частной активности, принимать форму финансовой поддержки или трансфертов благ и услуг, в иных проявлениях.
Внутренняя экономика без чрезмерных «перекосов» вознаграждает тех, кто формирует свой человеческий капитал более бережно, чем это делает «перекошенная» экономика. В то же время образование делает внутреннюю экономику более производительной благодаря тому, что ускоряется освоение новых технологий. Или другой пример: стабильная макроэкономика помогает внутренней системе цен, поскольку она рассеивает туман инфляции. Но эффективность микроэкономики также облегчает возможность поддерживать инфляцию на низком уровне: чем меньше нежизнеспособных предприятий, тем меньше потребность в субсидиях, усиливающих дефицит государственного сектора. Все четыре направления деятельности по праву заслуживают того, чтобы ими заниматься. Однако ввиду существования таких связей результаты, по-видимому, будут несоизмеримо более надежными, если все они будут осуществляться вместе.
Реформы предполагают коренные изменения в обязанностях государства, предприятия и гражданина. В условиях советской системы экономические функции государства сводились в основном к удовлетворению запросов и потребностей не только людей, но и предприятий. В условиях рынка предприятия сами обеспечивают эффективность и прибыльность производства. Люди сами несут ответственность за поиск для себя работы и реализацию своих возможностей. Государство призвано отслеживать взаимосвязи между масштабами и скоростью преобразований и возникновением опасных тенденций, угрожающих социальной стабильности и безопасности страны.
Эта функция государства обеспечивается наличием демократической власти, заинтересованной в социально ориентированном характере проводимых реформ, способной осуществлять политику в интересах общества в целом, а не каких-либо групп, кланов и элит. Следовательно, речь идет о превращении власти в нормально действующий структурный механизм общества, обеспечивающий спокойную смену администраций в соответствии с волей избирателей и защищающий общество от монополизации власти. Решить эту задачу можно лишь при наличии государственного и общественного контроля за властью.
Для приведения в действие социальных факторов, получения их максимальной отдачи необходимо обеспечить ряд условий. Прежде всего это развитие законодательной базы и эффективных механизмов исполнения всеми законов. В обществе, где не создана государственно-правовая система, гарантирующая силой закона предупреждение разрушительных конфликтов, растет теневая экономика.
Опираясь на уроки зарубежного опыта и анализ отечественной практики, нельзя не увидеть, что определяющую роль в резком росте масштабов теневой экономики в России сыграли просчеты и ошибки в проведении экономических преобразований. Именно это привело к формированию дестимулирующего механизма легальной экономической деятельности и дестабилизации материального положения основной массы населения.