Виды кризисов, антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:13, курс лекций

Краткое описание

В трудах ученых-экономистов отсутствует единая точка зрения на кризисы в развитии различных систем. В России доминировала точка зрения, что кризисы свойственны только капиталистическому способу производства и не могут возникать при социалистическом, для которого характерны только «трудности роста». Другие ученые-экономисты считают, что понятие «кризис» применима только к макроэкономическому уровню, а для микроуровня более подходят менее острые проблемы, которые вызваны неэффективной системой производства и управления.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции.docx

— 214.30 Кб (Скачать файл)

 

Существуют различные методы преодоления  конфликтной ситуации.

 

1. Административные методы. Представляют  собой достаточно жесткие меры, основывающиеся на непосредственном  вмешательстве в ход конфликта.

 

Часто используются при разрешении конфликтов между подразделениями  и отделами путем их так называемого  «разведения» по целям и средствам. Сюда относятся такие меры, как  решение суда.

 

2. Организационные методы. Используются  для проведения изменений в  структуре предприятия:

 

1) четкая формулировка и распределение  задач между работниками;

 

2) установление должностных полномочий  и рассмотрение промежуточных  структур;

 

3) установление общих целей и  задач, единой программы деятельности  предприятия в целом и его  работников в отдельности.

 

3. Методы межличностного управления.

 

Выделяют несколько основных видов  таких методов:

 

1) сглаживание ситуации. В подобной  ситуации руководитель не пытается  детально разобраться в ситуации, для него главное – наладить  отношения в коллективе. Его действия  носят обыденный характер, словно  проблема отсутствует. Но в  большинстве случаев этот метод  не приносит положительных результатов,  так как причины возникновения  конфликта не были устранены,  и он может на время «затихнуть»  или перейти из явной формы  в скрытую, что еще более опасно. Такой метод следует использовать только в том случае, если возникшие разногласия незначительны;

 

2) уход от проблемы. Руководитель ни в какой степени не вмешивается в конфликт, что еще больше накаляет обстановку, так как стороны чувствуют, что их игнорируют. Обычно стороны не могут добиться своих целей в этом конфликте, если только не переводят его на другой уровень. Однако в некоторых ситуациях руководителю действительно лучше не вмешиваться во взаимоотношения работников, если они не носят острый характер и не мешают осуществлению деятельности;

 

3) противостояние – обычно здесь  используются жесткие меры и  властные полномочия, которые позволяют  достичь цели. Не всегда действия  оппонентов честны и справедливы.  Вообще весь этот метод носит  агрессивный характер и, в конечном  счете, всегда приводит к ущемлению  интересов одной из сторон. Однако  подавленная сторона вряд ли  будет долгое время находиться  в подобном положении, таким  образом, конфликты будут вспыхивать  постоянно, причем с нарастающей  силой.

 

4) компромисс. Это метод, при  котором во внимание принимается  мнение каждой из сторон, что  позволяет разрешить конфликт  в достаточно быстрые сроки.  Однако здесь существует другая  проблема – качество решения.  Как правило, здесь нет детального  рассмотрения всей ситуации и  возможных альтернатив разрешения  ситуации.

 

5) сотрудничество – по мнению  большинства исследователей, он  является наиболее предпочтительным, так как происходит обсуждение  позиции каждой из сторон, выявление  различий и схожих моментов  и принятие оптимального решения.

 

Помимо вышеперечисленных методов, существует четыре структурных метода разрешения конфликтов и целый ряд  способов управления конфликтами:

 

1. Действия по разъяснительной  работе. Для того чтобы эффективнее  воздействовать на ситуацию, необходимо  проводить информационно-разъяснительные  работы. В их состав обязательно  должны входить следующие элементы: желаемый результат, который хочется  достичь, объекты и субъекты  информационной системы и ее  распространения, система полномочий  и ответственности, а также  четко определены политика, процедуры  и правила.

 

2. Координирующие действия. Чаще  всего здесь используют совокупность  команд. Говоря об управлении  в период конфликта, стоит отметить, что его эффективность повышают  средства интеграции, такие как  управленческая иерархия, использование  служб, осуществляющих связь между  функциями, межфункциональные группы, целевые группы.

 

О рациональности применения интеграции говорят и исследования, в которых  данные свидетельствуют о большей  эффективности деятельности организаций, поддерживающих интеграцию.

 

3. Разработка системы поощрений.  Поощрения (или вознаграждения) можно  использовать как метод управления  конфликтной ситуацией.

 

Оглавление

Лекция № 1. Кризисы в тенденциях макро– и микроразвития

  1. Понятие кризиса в социально-экономическом  развитии 

  2. Причины и последствия  возникновения кризисов 

  3. Разновидности кризисов 

  4. Признаки кризиса 

  5. Сущность и закономерности  экономических кризисов 

  6. Причины экономических кризисов 

  7. Фазы цикла и виды экономических  кризисов 

  8. Кризисы государственного  управления: причины, последствия,  преодоление 

  9. Кризисы в развитии организации 

Лекция № 2. Возможность, необходимость  и содержание антикризисного управления

  1. Необходимость и возможность  антикризисного управления 

  2. Признаки и особенности  антикризисного управления 

  3. Эффективность антикризисного  управления 

  4. Понятие технологии антикризисного  управления 

  5. Общая схема механизма  управления в кризисной ситуации 

  6. Технология разработки управленческих  решений в антикризисном управлении 

  7. Параметры контроля кризисных  ситуаций в механизмах антикризисного  управления 

  8. Аналитическая основа государственного  регулирования кризисной ситуации 

  9. Роль государства в антикризисном  управлении 

  10. Виды государственного регулирования  кризисных ситуаций 

Лекция № 3. Банкротство предприятий 

  1. Признаки и порядок установления  банкротства предприятия 

  2. Роль и деятельность арбитражного  суда 

  3. Виды и порядок осуществления  реорганизационных процедур 

  4. Ликвидация предприятий 

  5. Основные параметры диагностирования  банкротства 

  6. Этапы диагностики кризиса 

  7. Информация в диагностике 

  8. Особенности банкротства  кредитных организаций 

Лекция № 4. Стратегия и тактика  антикризисного управления

  1. Роль стратегии в антикризисном  управлении 

  2. Разработка антикризисной  стратегии в организации 

  3. Реализация выбранной антикризисной  стратегии 

  4. Организация осуществления  антикризисной стратегии 

  5. Цели и функции маркетинга  в антикризисном управлении 

  6. Формирование маркетинговых  стратегий в антикризисном управлении  и их классификация 

  7. Использование средств маркетинга  в антикризисном управлении 

  8. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта  – программа вывода американской  экономики из кризиса 

  9. Антикризисная направленность  реформ Л. Эрхарда

  10. Деятельность Ли Якокки в крупнейшей корпорации Крайслер

Лекция № 5. Ключевые факторы антикризисного управления

  1. Природа и классификация  управленческих рисков 

  2. Антикризисное управление  риском 

  3. Методы оценки инвестиционного  риска 

  4. Характеристика состояния  инвестиционного процесса как  база для принятия инвестиционных  решений в антикризисном управлении 

  5. Источники финансирования  инвестиций в условиях ограниченных  финансовых ресурсов 

  6. Методы оценки инвестиционных  проектов и привлекательности  предприятий 

  7. Инвестиционный процесс как  фактор антикризисного управления 

  8. Инновационный потенциал  предприятий, его роль в антикризисном  управлении 

  9. Формирование инновационных  инфраструктур как условие выхода  из кризиса 

Лекция № 6. Человеческий фактор антикризисного управления

  1. Характеристики управления  персоналом кризисного предприятия 

  2. Система антикризисного управления  персоналом 

  3. Стиль, типы, условия разработки  кадровой политики на кризисном  предприятии 

  4. Принципы и методы управления  персоналом кризисного предприятия 

  5. Стратегия поведения антикризисного  управляющего 

  6. Регулирование трудовых отношений  в процессах антикризисного управления 

  7. Социальное партнерство в  антикризисном управлении 

  8. Ведение переговоров с  профсоюзами 

  9. Основные направления действий  профсоюзов в условиях кризиса 

  10. Причины возникновения конфликтов  на кризисном предприятии 

  11. Антикризисное управление  конфликтами


Информация о работе Виды кризисов, антикризисное управление