Виды кризисов, антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:13, курс лекций

Краткое описание

В трудах ученых-экономистов отсутствует единая точка зрения на кризисы в развитии различных систем. В России доминировала точка зрения, что кризисы свойственны только капиталистическому способу производства и не могут возникать при социалистическом, для которого характерны только «трудности роста». Другие ученые-экономисты считают, что понятие «кризис» применима только к макроэкономическому уровню, а для микроуровня более подходят менее острые проблемы, которые вызваны неэффективной системой производства и управления.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции.docx

— 214.30 Кб (Скачать файл)

 

1) эффективность инвестиций;

 

2) остаточный доход.

 

Что касается этапов, которые используются в процессе принятия инвестиционных решений, то на данный момент выделяют три основных:

 

1) размер инвестиций и определение  источников финансирования;

 

2) оценка предполагаемых денежных  потоков от реализации инвестиционного  проекта;

 

3) оценка финансового состояния  предприятия и шансов его участия  в инвестиционной деятельности.

 

1. Пожалуй, самым важным этапом  оценки инвестиционной привлекательности  выступает анализ финансовохозяйственной деятельности предприятия. С его помощью оценивается привлекательность и перспективность данного предприятия с точки зрения возможности мобилизации доступных источников.

 

Обозначим, что такое финансовое состояние предприятия. Финансовое состояние предприятия – это  понятие и его характеристики, которые опираются на оценку эффективности  размещения средств, наличие необходимой  финансовой базы, организация расчетов и устойчивость платежеспособности. Как известно, данные финансовой отчетности служат источником информации для характеристики финансового состояния, эти данные оценивают за четко определенный период.

 

Очень широко распространены различные  методики, созданные для оценки финансового  положения предприятия, которые  основаны на анализе системы финансовых коэффициентов.

 

При всем широчайшем разнообразии существующих методик с использованием финансовых коэффициентов их существенные и  основные различия определяются такими обстоятельствами:

 

1) степенью разнообразности финансовых  коэффициентов, которые используются  при анализе;

 

2) принципами оценки влияния  этих коэффициентов;

 

3) методами получения общей оценки  состояния финансов на предприятии.

 

2. В условиях спадов в экономике,  характерных для нашей страны, очень важно ориентироваться  на предприятия, остающиеся прибыльными  в любой сложной экономической  ситуации. Такая информация может  быть получена на основе динамики  прибыли предприятия за определенное  количество предшествующих периодов  по данным отчетов о прибылях  и убытках.

 

3. На основе данных этого же  отчета определяются соотношения  коэффициентов повышения выручки  от реализации товаров, услуг  и суммарной стоимости активов.  Если мы наблюдаем, что коэффициенты  роста выручки больше коэффициентов  роста активов, то можно смело  заявлять о росте эффективности  использования ресурсов предприятия.  Если, наоборот, стоимость активов  повышалась быстрее выручки от  реализации, то вывод таков: эффективность  использования ресурсов падала.

 

4. Крайне весомое значение имеет  наличие или отсутствие у предприятия  собственных оборотных средств.  Величина этих средств определяется  как разница между оборотными  средствами и краткосрочными  обязательствами. Наличие собственных  оборотных средств – это важнейший  показатель финансовой прочности  предприятия и надежности для  партнеров.

 

5. Анализ номенклатуры выпускаемой  продукции вызывает несомненный  интерес для инвесторов. Такой  анализ рассматривается с точки  зрения взаимодействия постоянных  и переменных затрат в системе  ее себестоимости. Предприятия,  на которых очень высокий уровень  постоянных затрат в их общей  сумме на производство, крайне  восприимчивы к малейшим изменениям  объема продаж.

 

Постоянные затраты – это  такие затраты, сумма которых  не изменяется при изменении объема производства. К ним относятся, например: арендная плата за помещение, заработная плата руководителей и т. д.

 

В том случае, если объем продаж товаров падает, постоянные затраты  останутся на прежнем уровне, и  в итоге прибыль упадет еще  больше, чем выручка. Переменные затраты  изменяются так же, как и объем  производства. Таким образом, можно  сделать вывод, что бизнесриск на предприятиях, где больше постоянных затрат, гораздо выше, чем там, где преобладающее значение имеют переменные затраты.

 

6. В отчетах предприятия должно  быть уделено особое внимание  наличию убытков, займам и кредитам, не погашенным в срок, и обязательно  просроченной дебиторской и кредиторской  задолженности. Следующий этап  анализа – оценка финансового  состояния предприятия. Эта оценка  проводится с помощью системы  финансовых коэффициентов.

 

При всем их разнообразии, они должны включать показатели таких направлений  оценки финансового состояния.

 

Первая группа – показатели ликвидности.

 

Вторая группа – показатели финансовой устойчивости.

 

Третья группа – показатели деловой  активности.

 

Четвертая группа – показатели рентабельности.

 

Выбор и обоснование критериев  для оценки, с которыми можно сопоставить  финансовые коэффициенты конкретного  предприятия, представляют особую проблему. В первую очередь необходимо учитывать, что не может быть единых для всех предприятий значений коэффициентов  по причине специфики технологических  процессов и трудоемкости изготовляемой  продукции. По этой причине следует  использовать показатели лучших в данной отрасли предприятий или среднеотраслевые значения финансовых коэффициентов. Наличие  информации о соответствующих показателях  предоставляет возможность получить по каждой группе коэффициентов оценку категории, в которую попадает соответствующее  предприятие. Существует здесь три  категории:

 

1) уровень ниже среднего;

 

2) средний уровень;

 

3) уровень выше среднего.

 

Если такие ориентиры отсутствуют, при оценке финансовых коэффициентов  сохраняется возможность отследить  их динамику за периоды и описать  тенденцию их изменения. Следующим  шагом служит интерпретация по трем тенденциям:

 

1) благоприятная, которая улучшает экономическое состояние предприятия;

 

2) неблагоприятная, вызывающая ухудшение экономического состояния;

 

3) нейтральная, когда финансовые коэффициенты остаются в одном и том же положении.

 

Путем подсчета баланса положительных  и отрицательных моментов можно  получить общий вывод об изменениях финансового состояния предприятия.

7. Инвестиционный процесс как  фактор антикризисного управления 

 

Любая социальноэкономическая система может достичь своего наивысшего успеха лишь при наличии основного показателя, который заключается в том, что эта система должна находиться в состоянии неуклонного развития.

 

Развитие – приобретение нового качества, которое определяет усиление и устойчивость жизнедеятельности  предприятия и его рост.

 

Предприятие рискует стать неконкурентоспособным, как бы успешно оно не функционировало, если целью руководства не является освоение новых технологий, на основе которых можно производить новые  виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами.

 

Неконкурентоспособность – ослабление позиций на рынке сбыта, снижение количества потребителей продукции  и уменьшение размеров прибыли.

 

Совсем недавно для экономики  нашей страны эта проблема была особенно актуальна, так как она находилась на стадии перехода к рыночной экономике. Характерной чертой сложившейся  тогда ситуации в российской экономике  был общий спад производства и  конкурентоспособности продукции, отсутствие заинтересованности большинства  товаропроизводителей и осуществлений  внедрения инноваций.

 

Кризис в экономике страны усугубляется инновационным кризисом, проявляющимся  в ряде факторов:

 

1) снижение управляемости процессами  создания и внедрения новшеств;

 

2) отсутствие источников финансирования;

 

3) сворачивание деятельности исследовательских  коллективов.

 

С учетом этого поиск вариантов  решений задач управления инновационными процессами является важнейшей целью  антикризисного управления.

 

Параллельно особенности и характер развития инновационных технологий определяет общая экономическая  ситуация и закономерности ее развития, которые характерны непосредственно  инновационной сфере. Их исследование протекает в рамках теории нововведений с момента ее происхождения.

 

Эдвард Деминг – известный американский экономист. Вся японская промышленность обязана ему рождением, развитием и мировым успехом. Он написал книгу «Выход из кризиса», в которой изложил свою программу управления корпорацией. Эта программа заключается в том, что «успех одних порождает сложные проблемы у других».

 

А ее суть Деминг сформулировал в 14 знаменитых принципах. Он призывает следовать этим принципам руководство всех компаний. Обозначим некоторые из них:

 

1) стремитесь к тому, чтобы совершенствование  товаров и услуг было постоянным. Ваша цель – быть конкурентоспособным,  обеспечить рабочие места и  оставаться в бизнесе;

 

2) создайте систему подготовки  кадров на имеющиеся вакансии;

 

3) беспрестанно стремитесь к  усовершенствованию системы производства  и обслуживания с целью повышать  качество и производительность, а соответственно, непрерывно снижать  затраты;

 

4) внедрите глобальную программу  повышения квалификации и самосовершенствования;

 

5) добейтесь, чтобы каждый сотрудник  участвовал в системе преобразований;

 

6) сформируйте группу эффективного  руководства.

 

На практике эти принципы неизбежно  связаны с формированием эффективной  системы инновационного управления предприятием.

 

Они позволяют предприятию успешно  функционировать, не сталкиваясь с  кризисными ситуациями.

 

Теоретические знания, с помощью  которых гораздо проще понять структуру инновационного процесса, основанного на инновационных циклах, являются важным условием восприятия целей и задач инновационного развития предприятия.

 

Й. Шумпетер – выдающийся австрийский экономист, которому принадлежит наибольший вклад в развитие теории инновации. В начале прошлого века он разработал свою теорию экономического развития.

 

По его мнению, основой экономического роста являются нововведения. В соответствии с разработанной им классификацией, нововведения это:

 

1) производство нового, ранее не  известного потребителям блага.  Либо создание этого блага  нового качества;

 

2) освоение нового рынка сбыта,  на котором до этого данная  отрасль этой страны не была  представлена;

 

3) нахождение или получение нового  источника сырья;

 

4) внедрение нового способа производства, ранее не известного данной  отрасли, основой которого являются  научные открытия.

 

5) проведение соответствующей реорганизации.

 

Н. Д. Кондратьев – автор теории больших конъюнктурных циклов.

 

Он является представителем русских  исследователей, внесших значительный вклад в развитие теории инноваций. С помощью теория Н. Д. Кондратьева  многие специалисты в области  управления получили возможность изучать  причины спадов в промышленности и определять возможные пути преодоления  кризисов за счет инновационного обновления капитала.

 

НИОКР – научно-исследовательские  и опытноконструкторские работы.

 

На начальной фазе НИОКР проводились  теоретические исследования и различные  разработки. В результате их проведения появились новые знания, идеи, полезная информация высшего качества.

 

Фазы жизненного цикла продукции.

 

Существует фаза технологического освоения производства, основными целями которой считаются его подготовка к использованию результатов  разработок и обеспечение необходимых  условий. Здесь мы наблюдаем взаимодействие науки и производства, от которого зависят:

 

1) сроки внедрения и начало  массового производства новых  продуктов;

 

2) темпы освоения новшеств.

 

Также есть фаза тиражирования новых  продуктов, сущность состоит в стабильном производстве, призванном обеспечить удовлетворение потребностей общества в конкретных видах изделий.

 

Последняя фаза показывает стадию, на которой рынок достигает насыщения.

 

Тогда происходит снижение объемов  продажи, обеспечение спроса.

 

Можно обозначить ряд выводов, вытекающих из изучения жизненного цикла продукции.

 

Эти выводы стоит иметь в виду, изучая стратегию инновационного процесса.

 

1. Показатели изменения прибыли  и объема продаж ярко показывают  случаи успешного внедрения на  рынок новшеств. Повышение прибыли  значительно даже после компенсации  всех затрат на НИОКР, требующих  инвестиций.

 

Но в любом случае существует немалый риск неудачи новшества, внедряемого на рынок, так как  инновационному процессу присуща неопределенность.

 

2. От способности разработать  неоспоримо новый продукт зависит  первоначальный успех. А вот  уже последующая прибыль зависит  от маркетинга и уровня производства.

8. Инновационный потенциал предприятий,  его роль в антикризисном управлении 

 

На процесс формирования инновационной  системы влияет уровень инновационного потенциала предприятия, т. е. его возможности  в достижении поставленных целей. Реализация этих целей выступает как один из способов получения высокой прибыли, увеличение конкурентных возможностей на рынке, решение проблемы выживания  и конкретно кризисной проблемы. Предприятие тем успешнее избегает кризисные ситуации, чем больше инновационный потенциал предприятия.

 

Существуют управленческие и технические  факторы, которые определяют инновационный  потенциал предприятия:

 

1) состояние системы управления;

 

2) уровень развития производства;

 

3) тип организационной структуры;

Информация о работе Виды кризисов, антикризисное управление