Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 11:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение закономерностей развития экономики как подсистемы общества.
Задачи:
1. Изучить подсистемы общества и их взаимодействие.
2. Рассмотреть цивилизационный подход к развитию общества.
3. Изучить развитие экономики в цивилизациях различного типа.
4. Определить характер экономических кризисов в цивилизациях различного типа.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
1 ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ………………….5
2 ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВА …………..13
3 РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ В ЦИВИЛИЗАЦИЯХ РАЗЛИЧНОГО ТИПА….26
4 ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ В ЦИВИЛИЗАЦИЯХ РАЗЛИЧНОГО ТИПА…………………………………………………………...…32
5 ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА В ЦИВИЛИЗАЦИЯХ РАЗЛИЧНОГО ТИПА...44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………
При этом идея детерминации надстроечных
учреждений экономическим базисом
неразрывно связана с идеей относительной
самостоятельности и постоянной
активности надстройки. Относительная
самостоятельность учреждений надстройки
вырастает из общественного разделения
труда и связанных с ним
процессов постепенной
Вокруг указанных функций
Слова «область» и «сфера»
Во многом эта сфера является определяющей по отношению к другим, так как материальное производство является основным условием жизнедеятельности людей. В нее входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.
Политическая сфера – это деятельность субъектов общественных отношений по обеспечению согласия между членами общества, регулированию его состояния. Основанием этой сферы общества выступают властные отношения. Они же определяют и ее специфику.
Возникновение политической власти обуславливается четким осознанием политических интересов. Поэтому политическая власть всегда направлена прежде всего на их удовлетворение. В эту сферу общества входят государство, его институты, политические партии, право, а также связь между ними.
Социальная сфера – это деятельность субъектов общественных отношений, направленная на удовлетворение своих потребностей. Этот процесс тесно связан с уровнем экономического развития общества.
Можно выделить два подхода к рассмотрению социальной сферы общества:
1) совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние, направленная на все слои населения;
2) совокупность социальных организаций и учреждений социальной защиты и социального обеспечения незащищенных слоев населения.
Социальная сфера включает в себя слои и классы, нации и национальные отношения, институты образования, здравоохранения, досуга.
Духовная сфера – деятельность субъектов общественных отношений по производству, потреблению и передаче духовных ценностей. Главными функциями, которые выполняет данная сфера общества, являются добыча новых знаний, их передача, формирование нематериальных ценностей. Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей. Стержнем духовной сферы общества является религия.
Все четыре сферы взаимосвязаны друг на друга и оказывают взаимное влияние. Несмотря на то, что в отличие от марксизма в цивилизационном подходе признается равенство всех подсистем общества, можно представить их вертикальную структуру в зависимости от их собственной роли в общественной жизни. Так, экономическая сфера играет роль добывания средств существования, являясь фундаментом общества. Политическая сфера осуществляет функцию управления и является верхушкой общества. Социальная и духовная сфера носят сквозной универсальный характер, пронизывая все общество и объединяя его экономическую и политическую составляющую. Подводя итог, необходимо сказать, что только взаимосвязь всех подсистем общества обеспечивает его нормальное существование [2, c. 132].
2 ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВА
Слово “цивилизация” происходит
от латинского “civis”, что означает
“городской, государственный, гражданский”.
Уже в античные времена оно
противопоставлялось понятию “
Цивилизация - это норма,
имеющая значимость для субъекта
в качестве общественного закона,
традиции или норм. Сущность цивилизационного
подхода в отрицании единого
пути развити человеческого
Существуют различные теории цивилизации.
Среди них можно выделить две основные
разновидности.
Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время произошли большие общественные изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную сферу. Так, видный американский социолог, экономист, историк ХХ века Уолт Уитмен Ростоу создал теорию стадий экономического роста. Таких стадий он выделял пять:
Традиционное общество. Существуют
аграрные общества с довольно примитивной
техникой, преобладанием сельского
хозяйства в экономике, сословно-классовой
структурой и властью крупных
земельных собственников.
Переходящее общество. Растёт сельскохозяйственное
производство, появляется новый вид деятельности
– предпринимательство и соответствующий
ему новый тип предприимчивых людей. Складываются
централизованные государства, усиливается
национальное самосознание. Таким образом,
созревают предпосылки для перехода общества
на новую ступень развития.
Стадия “сдвига”. Происходят промышленные революции, за которыми следуют социально-экономические и политические преобразования.
Стадия “зрелости”. Идёт научно-техническая революция, растёт значение городов и численность городского населения.
Эра “высокого массового потребления”. Наблюдается значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики.
Теории локальных (локальный с лат. – “местный”) цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития.
Локальные цивилизации –
это своего рода элементы, составляющие
общий поток истории. Они могут
совпадать с границами
а) объектом исследования являются
не социально-экономические
б) человек исследуется «стереоскопически», т. е. во всех своих свойствах и проявлениях в жизни, — как человек, имеющий потребности, как человек, имеющий социальные и нравственные ориентации, как человек действующий, как человек, чья деятельность имеет мотивы, как человек, оценивающий свое отношение к другим людям, группам людей;
в) все сферы жизни общества — экономика, политика, право, культура, мораль, религия, этнические ценности — являются равнонеобходимыми звеньями исторического прогресса. При этом мораль и право, с одной стороны, и классовая борьба, с другой, являются противоположностями. Они взаимоисключают друг друга. Поэтому мораль и право играют особую роль в цивилизационном подходе.
Основоположники специальных
цивилизационных исследований и
их современные последователи (Н.Я.Данилевский,
А.Тойнби, С.Хантингтон и др.) трактуют
цивилизационное развитие как цикличный
процесс зарождения, зрелости и угасания
отдельных цивилизаций. Названные
и другие авторы каждый по-своему выделяют
число живых и мертвых
Американский социолог Ф.Фукуяма
формулирует эту проблему как
“конец истории”. Либеральная демократия
(экономическая и политическая) и
потребительская культура населения
развитых капиталистических стран
(“золотой миллиард”) завершают, по его
мнению, историю. История продолжается
лишь в странах, которые еще не
достигли уровня жизни “золотого
миллиарда”. В отличие от цивилизационной
цикличности здесь утверждается
идея восходящего развития – становления
мировой цивилизации на основе жизненных
стандартов развитых капиталистических
стран.Суть этой “постисторической”
цивилизации Ф.Фукуяма
Информация о работе Закономерности развития экономики как подсистемы обществ