Концептосфера произведения “Ethan Frome”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 03:40, курсовая работа

Краткое описание

Говоря о статусе концепта в процессе познания и коммуникации, необходимо учитывать феноменологический аспект культуры как специфики человеческой деятельности, обладающей внутренней телеологичностью, т.е. конституированностью, некоторой целью. По мысли Ю.М. Лотмана «понятие цели неизбежно включает в себя представление о неком конце события. Человеческое стремление приписывать действиям и событиям смысл и цель подразумевает расчлененность непрерывной реальности на некоторые условные сегменты; осмысление связано с сегментацией недискретного пространства» [Лотман, 2000: 137].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. КОНЦЕПТ КАК ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА
ИССЛЕДОВАНИЯ В КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНОЙ
ПАРАДИГМЕ ЯЗЫКА
I.1. Когнитивная лингвистика как новое направление
исследования связи языка и мышления …………………………7
I.2. Понятие «концепта» и «концептосферы»……………………….9
I.3. Особенности художественного концепта……………………...16
I.4. Понятие концептуального анализа и концептуальной
модели…………………………………………………………....19
I.5. Дискурс как лингвистическое понятие………………………..28

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПТОСФЕРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЭДИТ ВАРТОН
II.1. Концептосфера произведения “Ethan Frome”…………………32
II.2. Концептосфера произведения “Xingu”…….…………………..45


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..60

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

DIPLOM_-_OSOBENNOSTI_KONCEPTOSFERY_PROIZVEDENIJ_EDIT_VARTON-984.doc

— 271.00 Кб (Скачать файл)

При рассмотрении в логике дискурс-анализа вытекает и такое  универсальное свойство художественного  текста как диалогизм. Идеи М.М. Бахтина по этому поводу являются актуальными до сих пор: «Быть – значит общаться диалогически. Когда диалог кончается, все кончается. Поэтому диалог в сущности и не должен кончиться […] Все – средство, диалог – цель. Один голос ничего не кончает и ничего не разрешает».

Диалогизм пронизывает  и охватывает все стороны литературной коммуникации и художественного текста как наиболее совершенной формы творческой ментально-речевой деятельности людей. Без учета диалогического взаимодействия между автором и читателем невозможно рассмотрение такой характеристики как суггестивность. В значении самого слова уже заложена сема диалога сознаний, стремление автора соединить собственное поэтическое переживание с воздействием на читателя, стимулируя последнего к сопереживанию, к размышлениям определенного плана.

В теории диалогизма литературного произведения М.М. Бахтина особую значимость приобретают «индивидуализированное языковое сознание» и «воля» персонажа, способные создать в прозаическом литературном тексте «внутреннюю диалогичность слова». По мнению М.М. Бахтина, «заваевывается новая авторская позиция, лежащая выше монологической позиции» [Гончарова, 2007: 7-14].

 

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПТОСФЕРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЭДИТ ВАРТОН

II.1. Концептосфера произведения “Ethan Frome”

 

Безусловно, произведение подобного  рода не могло остаться без отзывов современников и литературных критиков, а также приобрело широкую популярность среди любителей романов с драматической сюжетной линией. Принадлежавшая к нью-йоркской аристократии Эдит Вартон (1862–1937), в своих произведениях раскрыла слабые стороны старого общественного уклада, с его ограниченной культурой и жесткими нормами поведения. Местом действия самого известного своего произведения, повести “Ethan Frome” (1911), она выбрала унылую Новую Англию, с иронией и убедительностью поведав историю подавленной любви. Произведение повествует нам о жизни обедневшего фермера, Итана Фроума, который после смерти родителей вынужден был жениться на свой кузине, Зенобии, которая в свою очередь ухаживала за его больной матерью. После нескольких утомительных лет совместной жизни, в жизни Итана появляется молодоя и красивая девушка, Мэтти Силвер, родственница Зенобии. Мэтти приехала к Фроумам, чтобы помогать им по хозяйству. Итан сразу же влюбляется в нее, он видит в ней что-то светлое и доброе, чего раньше в его однообразном существовании просто не было. Но будучи истинным пуританином, Итан чувствует определенные обязательства перед своей женой, что не дает ему возможности бросить ее и остаться с Мэтти. То чувство утешения, поддержки, спокойствия, которое он находит в компании с Мэтти, находится под угрозой разрушения, исчезновения, когда Зенобия хочет отправить ее обратно домой, что подобно смерти для Итана. Единственный выход из случившейся ситуации Итан и Мэтти видят в смерти. Они решают покончить с собой, но их попытка заканчивается провалом. Они оба остаются живы, но при этом сильно покалечены, и теперь Итан вынужден обеспечивать сразу же двух женщин, свою жену и свою покалеченную возлюбленную.

Центральный персонаж носит имя Ethan Frome, рассмотрим некоторые факты из истории его появления: “Name Ethan suggests Nathaniel Hawthorne’s (1804 – 1864) short story, “Ethan Brand” (1851), in which Ethan Brand finds the Unpardonable Sin in his own heart – intellect divorced from love. Echoes of the New England Hawthorne recur throughout in setting, imagery and names.” [Ethan Frome, 1911: 3]. Очевидно, что имя Ethan изначально заключает в себе некую сему греховности, а согласно сюжету, поступки персонажа с данным именем часто не могут быть одобрены истинным пуританином. Проявление семы греховности проявляется и на лексическом уровне. Слово “Sin” часто встречается на протяжении всего произведения.

Другим центральным  персонажем является жена Итана, женщина с именем Zenobia (производное ласкательное имя – Zeena). “Zenobia” named after Zenobia, Queen of Palmyra, who openly defied the Roman Emperor A.D. 270. Thus any powerful ambitious woman” [Ethan Frome, 1911: 4]. Словарь Вебстера (Webster's International Dictionary) представляет следющую трактовку данного имени: “A beautiful and strong-minded woman …” [Webster’s International Dictionary, 1894: 1716]. Обе трактовки сходятся в том, что обладательница данного имени способна стойко выстоять в любых жизненных ситуациях, что мы и наблюдаем в произведении.

Еще одни не менее важный персонаж в данном произведении –  это возлюбленная Итана Фроума, девушка, которую зовут Matty Silver. Если обратиться к словарю Вебстера (Webster’s International Dictionary), то он дает следующее определение слова “silver”: sweet, gentle, peaceful; bright, resplendent, white; precious. Можно проследить связь между значениями слова “silver” и образом Matty. Для Итана она является как раз чем-то «нежным», «светлым», «драгоценным», «великолепным». Для Итана Matty – это нечто большее, чем просто увлечение, это – любовь всей его жизни, то, чем он дорожил возможно также сильно как своим хозяийством, своей фермой. Можно сделать вывод, что “silver” здесь – это символ доброты, красоты и чего-то светлого.      

Как мы видим, выбор имени не только определяет образ, характер и поведение персонажей в тех или иных ситуациях, но и усиливает восприятие произведения в целом и способствует более глубокому пониманию целей автора. 

Действие произведения “Ethan Frome” происходит в Новой Англии, где ведущей религией является протестантизм. Большинство исследователей связывает основные характеристики американского характера с основопологающей ролью протестантизма как основной Северо-Американской конфессии и предлагают следующий инвентарь характеристик: высокая ценность плодотворного действия, аскетизм, рационализм, практицизм, утилитаризм, прагматизм. [Бочегова, 2005: 41]

В своей книге «Протестантская  этика и дух капитализма», М. Вебер раскрывает сущность религии протестантизма как таковой. Он выявляет отличия протестантизма от католицизма, проводя параллель между ними. В начале своей знаменитой книги М. Вебер проводит детальный анализ статистических данных, отражающих распределение протестантов и католиков в различных социальных слоях. Он приходит к выводу, что протестанты преобладают среди владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев рабочих.

Кроме того, совершенно очевидны различия в образовании. Так, если среди католиков преобладают люди с гуманитарным образованием, то среди протестантов, готовящихся, по мнению Вебера, к «буржуазному» образу жизни, больше людей с техническим образованием. Он объясняет это своеобразным складом психики, складывающийся в процессе начального воспитания.

Так же Вебер замечает, что католики, не занимая ключевых постов в политике и коммерции, опровергают  тенденцию о том, что национальные и религиозные меньшинства, противостоящие в качестве подчиненных какой-либо другой «господствующей» группе … концентрируют свои усилия в области предпринимательства и торговле.

Он задается вопросом, с чем связанно столь четкое определение  социального статуса во взаимосвязи  с религией. И, несмотря на то, что  действительно существуют объективно-исторические причины преобладания протестантов среди наиболее обеспечнных слоев населения, он все же склоняется к тому, что причину различного поведения следует искать в «устойчивом внутреннем своеобразии», а не только в историко-политическом положении.

Важно отметить, что для  М. Вебера было наиболее ценно в 
человеческих и деловых отношениях понимание долга, ответственности. В 
деловом мире очень важно понимание этики ответственности.

Так же следует обратить внимание на морфологический разбор слова «призвание» (calling). Это слово впервые появилось в Библии и далее оно обрело свое значение во всех светских языках народов, исповедующих протестантизм. Новое в этом понятии то, что выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая нравственная задача человека. В этом утверждении находит подтверждение центральный догмат протестантской этики в противу католицизму, отвергающий пренебрежение мирской нравственностью с высот монашеской аскезы, а предлагает выполнение мирских обязанностей так, как они определены для каждого человека его местом в жизни. Тем самым обязанность становится его призванием. То есть декларируется равенство всех профессий перед Богом.

Основные значимые догматы  протестантизма:

  1. Человек изначально грешен.
  2. До начала жизни все предопределено.
  3. Знак о том, спасен ты или нет можно получить лишь совершенствуясь в своей профессии.
  4. Послушание властям.
  5. Отрицание превосходства аскетического долга над мирским.
  6. Примирение со своим местом в мире.

Протестантская церковь  отменила выкуп грехов. Взаимоотношения Бога и человека были определены предельно жестко – есть избранные и есть неизбранные, изменить ничего нельзя, но можно почувствовать себя избранным. Для этого необходимо, во-первых, тщательно исполнять свой профессиональный долг, а во вторых, избегать наслаждений – и в совокупности это должно обеспечить рост богатства. [Вебер, 1990]

Говоря о концептуальном пространстве данного произведения, можно выделить концепты “love”, “sin”, “duty” как наиболее значимые. Данные концепты пронизывают все произведение и неразрывно связаны друг с другом.  Они являются своего рода символами страданий Итана Фроума, его безысходности и невозможности что-либо изменить.

Концепт “love”, как один из наиболее важных и ярко выраженных, включает в себя такие понятия как «доброта», «близость», «забота», «трепетное отношение», «ухаживание», «страстное желание», «всплеск эмоций», что прослеживается на протяжении всего произведения. В качестве лексической репрезентации данного концепта можно выделить такие единицы как “care”, “intimacy” и “inclination”, “outburst of emotion”, “to woo”. Следует также обратиться к определениям данной лексической единицы, представленным в этимологических словарях. Так, например, этимологический словарь под редакцией Вебстера (Webster’s International Dictionary) дает следующие определения концепта “love”: “to regard with passionate and devoted affection, as that of one sex for the other”, “affection; kind feeling; friendship; strong liking or desire; fondness; good will”, “especially, devoted attachment to, or tender or passionate affection for, one of the opposite sex”. По определению Оксфордскового словаря под редакцией Hornby (Oxford Advanced Learner’s Dictionary of Current English) “love” – это: “warm, kind feeling between two persons; sexual passion or desire”. Если обратиться к словарю Longman Dictionary of Contemporary English, то можно обнаружить следующее определение: “a strong feeling of fondness for another person, especially between people of the opposite sex”. Macmillan English Dictionary for Advanced Learner’s же дает следующее определение: “someone you have a sexual or romantic relationship with”. Рассмотренные выше определения объединяют в себе такие понятия как “intimacy” и “inclination”, “outburst of emotion”, которые в полной мере помогают нам понять характеры герой, их внутренний мир и их переживания. Будучи истинным пуританином, Итан не может действовать так, как велит ему сердце, не может быть с Мэтти, а вынужден мириться с предначертанным ему существованием, которое он не в праве изменить. Чувство, которое заставило его жениться на Зинобии – это не любовь, а всего лишь нежелание быть одному. Его мечтания и иллюзии, выраженные такими лексическими единицами как “inclination”, “to woo”, “to long” можно проследить в следующих строках: “They had never before avowed their inclination so openly, and Ethan, for a moment, had the illusion that he was a free man, wooing the girl he meant to marry. He looked at her hair and longed to touch it again, and to tell her that it smelt of the woods; but he had never learned to say such things” [Ethan Frome, 1911: 63]. Проанализировав данный пример, можно придти к выводу, что страдания Итана Фроума намного сильнее, чем могут показаться на первый взгляд, доказательством этому может послужить тот факт, что Итан до  последнего момента не решается признаться в любви Мэтти.

Нельзя не отметить такие  лексические репрезентанты концепта “love” как “intimacy” и “outburst of emotion”, которые не менее остальных важны для понимания всей сущности отношений Итана и Мэтти: “They spoke of every-day things … The commonplace nature of what they said produced in Ethan an illussion of long-established intimacy which no outburst of emotion could have given, and he set his imagination adrift on the fiction that they had always spent their evenings thus and would always go on doing so …” [Ethan Frome, 1911: 38].

Ощущая свою бессильность перед Зинобией и перед обстоятельствами, Итан расскрывает свои чувства к  Мэтти, рассказывает ей о своих несбыточных  мечтах, что мы можем обнаружить в речи самого героя: “I want to put my hand out and touch you. I want to do for you and care for you. I want to be there when you’re sick and when you’re lonesome” [Ethan Frome, 1911: 65].

Рассмотрев концепт “love”, мы не можем обойти стороной концепт “sin”, который в данном произведении играет не менее важную роль, чем остальные концепты. Следует отметить, что проявление концепта “sin” тесно связано с основными догматами протестантской религии. Раскрытие образа Итана было бы неполным без раскрытия данного концепта. Рассматривая концепт “sin” в рамках данного произведения можно опираться на такие понятия как «нарушение моральных норм», «нарушение законов, предписанных человеку Богом», а так же «тайное желание и влечение к человеку противоположного пола». Для полного понимания сущности данного концепта следует обратиться к этимологии слова “sin”. Например, Вебстеровский  этимологический словарь (Webster’s International Dictionary) дает следующее определение: “to depart voluntarily from the path of duty prescribed by God to man; disobedience of the divine command; any violation of God's will, either in purpose or conduct; moral deficiency in the character; iniquity”. Обратимся к Оксфордскому словарю под редакцией Hornby (Oxford Advanced Learner’s Dictionary of Current English): “breaking of God’s laws; behaviour that is against the principles of morality”. Что касается словаря Macmillan English Dictionary for Advanced Learner’s, то по его определению “love” – это “disobedience to God; the breaking of law regarded as holy”. Macmillan English Dictionary for Advanced Learner’s под “love” понимает “an action, thought, or way of behaving that is wrong according to religious laws”, а так же “an action or way of behaving that you think is morally wrong”.

 Говоря о его лексических репрезентантах концепта “sin” можно выделить такие единицы как “passion”, “to long”, а так же “to fancy”, которые можно неоднократно встретить в данном произведении.

Концепты “love” и “sin” неразрывно связаны друг с другом, так же как и понятия, репрезентующие их. Как было отмечено выше, Итан Фроум испытывал определенные обязанности перед Зинобией и это в сочетании с законами протестантизма не давало ему возможности провести остаток своей жизни с человеком, которого он по-настоящему любил. Данное обстоятельство угнетало его, он был в не состоянии показать свои чувства к Мэтти, он постоянно испытывал внутренние противоречия и это заставляло его мучаться. Он не видел выхода из сложившейся ситуации, а возможно даже и не пытался его найти.

Информация о работе Концептосфера произведения “Ethan Frome”