Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:27, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ деятельности предприятия и оценка эффективности проводимых мероприятий в условиях экономического кризиса. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: - изучение теоретических основ анализа функционирования предприятий в условиях кризиса;
- рассмотрение особенностей деятельности российских предприятий в условиях экономического кризиса;
- анализ деятельности предприятия в условиях экономического кризиса на конкретном примере;
- оценка эффективности проведенных исследуемым предприятием мероприятий и принятого управленческого решения по устранению последствий влияния экономического кризиса.
Введение
Глава 1. Теоретические основы анализа функционирования предприятий в условиях кризиса
1.1. Понятие кризиса и кризисной ситуации на предприятии
1.2. Экономический кризис как элемент внешней среды деятельности предприятия
1.3. Причины (факторы) возникновения экономического кризиса на предприятии
1.4. Понятие и сущность антикризисной политики предприятия
1.5. Принятие управленческих решений в антикризисной политике предприятия
1.5.1. Основные факторы, определяющие эффективность антикризисного управления
1.5.2. Основные стратегии антикризисного управления
Глава 2. Особенности деятельности российских предприятий в условиях экономического кризиса
2.1. Влияние экономического кризиса на результаты деятельности предприятий
2.2. Разработка антикризисной политики на российских предприятиях
2.3. Пример эффективной деятельности предприятия в условиях экономического кризиса
Глава 3. Анализ деятельности ООО Центр информационных технологий «Телеком Софт» в условиях экономического кризиса
3.1. Общая характеристика предприятия
3.2. Влияние экономического кризиса на предприятие
3.3. Мероприятия, проводимые предприятием для устранения последствий влияния экономического кризиса
3.4. Управленческий подход (решение) для устранения последствий влияния экономического кризиса
3.5. Оценка эффективности проведенных предприятием мероприятий и принятого управленческого решения по устранению последствий влияния экономического кризиса
3.5.1. Оценка эффективности проведенных мероприятий по устранению последствий влияния экономического кризиса
3.5.2. Оценка эффективности принятого управленческого решения по устранению последствий влияния экономического кризиса
Заключение
Список использованной литературы
Решение задач по предотвращению кризисных явлений или смягчения их влияния на результаты деятельности организаций возможно с помощью системы мер, именуемой за рубежом «кризис-менеджмент» (crisis-management), а в России — «антикризисное управление».
1.3. Причины (факторы) возникновения экономического кризиса на предприятии.
Всю совокупность факторов, которые способны привести предприятие к экономическому кризису, можно разделить на две группы:
- внешние факторы по отношению к предприятию, на которые оно не в состоянии влиять или его влияние ограничено;
- внутренние факторы,
К внешним факторам влияния относятся:
1. Социально-экономические факторы:
- снижение темпов
- рост цен и уровня инфляции;
- нестабильность налоговой системы;
- нестабильность
кредитной и финансовой
- снижение реальных доходов населения;
- рост уровня безработицы и снижения занятости;
- плохая поддержка
2. Политические факторы:
- политическая нестабильность в стране;
- плохая координация органов власти в регионах;
- стихийные бедствия и крупные аварии;
- ухудшение криминогенной
- нечеткое антикризисное и антимонопольное законодательство;
- бюрократия и коррупция в органах власти.
3. Отраслевые факторы:
- интенсификация отраслевой
- снижение емкости внутреннего рынка;
- усиление монополизма на рынке;
- нестабильность валютного
- рост предложения товаров-аналогов;
- необоснованная диверсификация производства;
- плохая кооперация и
К внутренним факторам влияния относятся:
1. Управленческие факторы:
- низкий уровень
- высокий уровень коммерческого риска;
- недостаточное знание
- неэффективный финансовый
- плохое управление издержками и законами;
- отсутствие гибкости в
- некачественная система
- нерациональная возрастная и квалификационная структура персонала.
2. Рыночные факторы:
- низкая конкурентоспособность;
- зависимость от ограниченного круга партнеров;
- нечеткий выбор рыночной ниши;
- проблемы с ростом объемов продаж;
- плохой маркетинг и продвижение продуктов.
3. Производственные факторы:
- низкая производительность
- устаревшие и изношенные
- низкое качество продукции по сравнению с зарубежными аналогами;
- высокие энергетические и
- устаревшая технология
Причинами кризисного состояния российских предприятий являются неблагоприятные внешние условия:
- нарушение традиционных хозяйственных связей;
- спад спроса;
- резкое, трудно прогнозируемое изменение экономической политики правительства;
- инфляция;
- разбалансированность рынка;
политическая нестабильность.
Состояние национальной экономики может также сильно повлиять на возможность получения организацией капитала для своих нужд. Это, в основном, обусловлено тем, что правительство может пытаться сгладить последствия ухудшения экономической обстановки, регулируя налоги, денежную массу и ставку банковского процента. Ужесточение налогообложения не способствует стимулированию предпринимательской деятельности, а удорожание кредита приводит к росту издержек.
Среди политических факторов, способных спровоцировать кризисное состояние предприятия, можно выделить:
- отношение государства к предпринимательской деятельности запретительного или ограничительного характера;
- политическую нестабильность деятельности правительства;
- национализацию собственности и т. д.
Все это ухудшает инвестиционный климат, способствует вывозу капитала из страны.
Такие факторы правовой сферы как недостаточное антимонопольное регулирование, ограниченное регулирование ВЭД, неразвитость законодательной базы по вопросам предпринимательства также могут способствовать наступлению экономического кризиса деятельности предприятия.
Социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, также влияют на организацию. Дополнительные социальные факторы, способствующие возникновению и развитию кризиса экономической деятельности предприятия, - приобретают в современной России все больший вес и становятся для многих предприятий непреодолимым барьером в бизнесе.
Технологические нововведения влияют на:
- эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать;
- скорость устаревания продукта;
- то, как можно собирать, хранить и распределять информацию;
- то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.
Низкие расходы государства на науку и технику ведут к технологическому застою, предприятия для производства товаров и услуг используют устаревшую технологию, неудовлетворительная патентная защита не стимулирует предпринимателей приобретать новейшие технологии. Все это снижает конкурентоспособность продукции и ведет предприятие к экономическому кризису. [5]
Не менее важны среди внешних факторов и взаимоотношение с покупателями и поставщиками. Замедление темпов роста выручки, либо ее абсолютное снижение наблюдается при растущем невозврате платежей за отгруженную продукцию, когда предприятие работает с ненадлежащим покупателем или не свободно в его выборе. Задержки поставок сырья и материалов, либо их низкое качество могут снизить объем производства и качество готовой продукции.
Если проблем с продажей продукции нет, значит, причины в другом. Поэтому следует выяснить оборачиваемость оборотных средств. Если оборачиваемость малая, то проблемы связаны с большой длительностью производственного цикла. Это может быть, например, длительность оплаты отпущенных товаров, услуг. Тогда причины кризиса связаны с ценовой политикой и контролем цен, с условиями договора на продажу товара (например, поставки товара осуществляются без предоплаты).
Высокие цены могут быть с издержками производства. Тогда следует выяснить динамику изменения затрат на производство товара и причины роста издержек. Если оборачиваемость средств большая, причины экономического кризиса связаны с рентабельностью товара.
Если объем продаж уменьшается, то существует проблема с реализацией продукции. Дальнейшие вопросы должны уточнить наличие запасов готовой нереализованной продукции, потребительские свойства товара, ценовую политику и систему распределения и продвижения товара, ответы на которые могут дать представление о причинах сложившегося экономического кризиса деятельности предприятия.
К внутренним факторам, усиливающим кризисную ситуацию предприятия, также можно отнести:
- утрата уровня культуры производства и культуры предприятия вообще, которая включает квалифицированный состав персонала, технический уровень производства, психологическую атмосферу управляющего персонала и всего коллектива предприятия, его уверенность в эффективной работе;
- наличие стимулов труда у персонала предприятия.
В классической рыночной экономике, как отмечают зарубежные исследователи [1], 1/3 вины за банкротство падает на внешние факторы и 2/3 – на внутренние. Отечественные исследователи еще не провели подобной оценки, однако можно не без основания предполагать, что для современной России характерна обратная пропорция влияния этих факторов. Политическую и экономическую нестабильность, разрегулирование финансового механизма и инфляционные процессы следует отнести к наиболее значительным факторам, ухудшающим кризисную ситуацию российских государственных и частных предприятий.
Важным является система контроля
и раннего обнаружения
Конечно, все вышеперечисленные факторы могут лежать в основе кризиса предприятия, но большее влияние на состояние предприятия оказывают управленческие факторы. Так, например, слабый финансовый и производственный менеджмент на российских предприятиях привел к тому, что по данным Межведомственной балансовой комиссии 10, которой было проведено исследование финансового состояния российских предприятий, выявлено, что создалась специфическая, неведомая мировой цивилизации ситуация, базирующаяся на трех факторах:
- первый - это низкий уровень денежного компонента в расчетах. Деньги едва составляют треть во всех расчетах, остальные проводятся в неденежной форме;
- второй фактор - чрезвычайное обременение долгами. Объем долгов российских предприятий приблизился к объему их годовой выручки. Это значит, что средний срок расчета по долгам - больше года. Мировой цивилизации такое долговое бремя неведомо;
- третий фактор - специфическое обстоятельство, дополняющее эту неблагоприятную картину, - это низкая производительность труда.
Именно неэффективность
- отсутствием стратегии в
- низкая квалификация и
- низкий уровень
Борьба предприятий за выживание в кризисных условиях потребует взаимосвязи организационных, правовых, финансовых и управленческих аспектов.
Итак, можно сделать следующий вывод, что, несмотря на многообразие факторов, которые могут привести к кризису на предприятии, в большинстве случаев такими факторами являются недостатки управления
1.4. Понятие и сущность антикризисной политики предприятия.
В общем понимании управлять
– значит принимать решения, давать
обязательные для выполнения указания,
контролировать их выполнение. Управление
в социально-экономических
- обеспечивает сохранение
- поддерживает режимы
- обеспечивает реализацию
В экономической литературе можно
встретить самые различные
1. «Антикризисное управление – это система оперативных мер по реформированию всех систем управления с учетом возможных финансовых и иных рисков». (Синягин А.)
2. Под антикризисным понимается управление, «которое нацелено на предотвращение возможных серьезных осложнений в рыночной деятельности российского предприятия, обеспечение его стабильного, успешного хозяйствования с ориентацией расширенного воспроизводства на самой современной основе на собственные накопления». (Базаров Г.З.)
3. Под антикризисным управлением часто понимают «либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, в котором оно находится». (Градов А.П.)
Информация о работе Управление предприятием в условиях экономического кризиса