Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 20:54, реферат
В настоящее время в РФ функционирует 4х-звенная система АС, которая определяется ФКЗ о судебной системе РФ 31.12.1996г. и ФКЗ об АС от 5.04.1995г. уровни этой системы включают в себя:
1) 82 АС субъектов РФ. Недавно их было ещё 83, но в результате объединения Коми-Пермяцкого АО их стало меньше. На территории нескольких субъектов федерации может быть один АС, например, один суд объединяет город федерального значения Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Для них характерны 2 основных функции, они рассматривают дела по существу – ст.34 ФКЗ об АС, при чём таких споров большинство, только 3 категории экономических споров отнесены к исключительной компетенции ВАС; вторая функция – они пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам вынесенные ими вступившие в законную силу судебные акты.
3. Виды подведомственности дел арбитражным судам.
В настоящее время в науке признаются 2 классификации –
1. по количеству органов, обладающих правом рассмотрения дела:
Альтернативная, когда истец вправе выбирать орган, который будет рассматривать спор, например, о взыскании вексельной задолженности по п.1 ППВС и ВАС от 5.02.1998г.
Императивная, при которой для обращения в АС необходимо соблюдение определённого условия, как правило, в виде досудебного, в том числе претензионного порядка урегулирования спора. Обязательный претензионный порядок закреплён в нормах материального права – в ГК, в Законе о связи, в УЖТ, т.е. в основном по спорам, связанным с перевозками. Своеобразный случай закреплён в ст.212 АПК – если не исполнено требование заявителя о взыскании суммы в добровольном порядке. Т.е. не претензионный порядок, а добровольный, когда компетентный орган направляет требование погасить задолженность, а плательщик такой возможностью не воспользовался.
Договорная, ч.6 ст.4 – речь идёт об определении компетентного органа в соглашении сторон, по действующему законодательству таким органом может выступать третейский суд.
В литературе выделяется также смешанная подведомственность, которая сочетает признаки альтернативной и императивной. Она применяется по делам об оспаривании НПА и ненормативных ПА, действий, бездействий, решений органов власти и их должностных лиц. Вывод о наличии такого рода подведомственности можно сделать исходя из ч.3 ст.192 АПК. Обращение в вышестоящий орган по отношению к ДЛ не является обязательным условием обращения в АС.
2. Классификация по критериям определения подведомственности. Она является относительно новой, закреплена только в АПК 2002г. выделяются 2 вида подведомственности:
Общая, ст.27, 29 и 30 АПК, она основывается на применении 2 основных критериев определения подведомственности в совокупности, т.е. экономический характер спора и состав участников.
Специальная, ст.33 АПК, это подведомственность, основанная на применении только одного критерия, а именно характера спора. По этому признаку законодатель в виде исчерпывающего перечня закрепляет круг дел, подлежащих рассмотрению только АС, независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор, юридические лица, ИП или иные организации и граждане.
Нормы ст.33 АПК не подлежат расширительному толкованию, но они вызывают трудности в практическом применении из-за неточности формулировок. В п.2 ст.33 речь идёт только о коммерческих организациях.
1) дела о несостоятельности (банкротстве). Ст.33 ФЗ о банкротстве: независимо от того, кто подаёт заявление, рассматриваются АС. Что касается признания банкротом ФЛ, не являющегося ИП, то в соответствии с ФЗ о банкротстве параграф 1 гл.10 вступает в силу после изменений в ГК.
2) споры о создании, реорганизации, ликвидации организаций – подлежат рассмотрению в АС лишь при условии, что организация, в отношении которой возник спор, относится к числу коммерческих.
3) споры об отказе, уклонении
от государственной
Спор об отмене разрешения на хозяйственную деятельность разрешается АС, если разрешение выдавалось организации или ИП, СОЮ – если гражданину, не зарегистрированному в качестве ИП.
Т.о. по спорам, связанным с лицензированием, применяются общие критерии подведомственности, предусмотренные ст.27 АПК.
4) корпоративные споры – АПК не устанавливает их определения, в ст.33 эти споры определяются путём перечисления субъектного состава их участников, но такой подход не вполне соответствует природе корпоративного спора, т.к. организационно-правовая форма корпорация не имеет определённого значения для понимания корпоративного спора. По буквальному смыслу п.4 ч.1 ст.33 АПК к корпоративным спорам относят 2 категории – между акционером и АО и между участниками иных хозяйственных товариществ и обществ и их участниками. В качестве общего признака обеих категорий является то, что они должны вытекать из деятельности обществ, за исключением трудовых. К корпоративным можно также отнести споры просто между акционерами.
По данному вопросу есть 2 позиции:
ВС – в АС должны рассматриваться только споры, которые прямо указаны в ст.33,
Пленум ВАС – АС подведомственны споры, перечисленные в ч.4 ст.33, а также споры между участниками товариществ и обществ и обществ, связанные с осуществлением прав и обязанностей участником обществ. Споры между участниками обществ, если хотя бы один из них – гражданин, не имеющий статуса ИП, не подлежат рассмотрению в АС, за исключением случая, когда указанные споры связаны с предпринимательской или иной экономической деятельностью обществ.
Проблема применения п.4 ч.1
ст.33 АПК связана не только с определением
субъектного состава участников корпоративного
спора, законодатель не раскрывает понятия
деятельности общества, из которой должен
вытекать корпоративный спор. 2 вида деятельности
корпорации: внутренняя – организационно-
В процессуальной науке сложились 2 точки зрения по данному вопросу. 1 (Плешанов) – вид деятельности, из которой возник спор, не влияет на характер спора как корпоративного, 2 – к числу корпоративных споров относятся только те, которые вытекают из внешней деятельности.
5) дела о защите деловой
репутации в сфере
Дела о защите деловой репутации подлежат рассмотрению в АС и в случаях привлечения к участию в деле гражданина, не имеющего статуса ИП, в т.ч. автора опубликованных (раскрытых) сведений.
ППВАС от 9.12.2002г. называет ещё 2 категории дел, не названных АПК, но подведомственных АС:
6) иски к держателю реестра акционеров АО (депозитарию), связанные с осуществлением им деятельности, в т.ч. по учёту прав на акции и эмиссионные ценные бумаги общества,
7) споры о признании
выпуска ценных бумаг
4. Общие правила определения подведомственности дел АС.
Это принципиальные положения, отражающие соотношение компетенции АС и других органов гражданской юрисдикции, основанные на применении общих и дополнительных критериев разграничения подследственности.
1. споры между гражданами,
зарегистрированными в
2. споры с участием
граждан, занимающихся
3. если гражданин, имеющий статус предпринимателя, утрачивает этот статус в ходе производства по делу в АС (например, в связи с аннулированием государственной регистрации или истечением срока действия свидетельства о регистрации), это дело подлежит рассмотрению СОЮ, за исключением случая, когда оно было принято к производству АС с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных обстоятельств. Это п.3 ППВС и ВАС от 1.07.1996.
4. по общему правилу,
в арбитражном процессе в
5. не подлежат рассмотрению
в АС дела с участием
6. дела об оспаривании НПА, которыми затрагиваются права субъектов предпринимательской деятельности, рассматриваются АС при условии, что рассмотрение такого дела отнесено к компетенции АС специальным ФЗ.
7. в случае, прямо предусмотренном законом, требования о взыскании бесспорной задолженности, не подлежат рассмотрению АС, т.к. для них установлена несудебная процедура взыскания, т.е. взыскание осуществляется без обращения в АС. Например, согласно ч.1 ст.213 АПК взыскание обязательных платежей и санкций через АС допускаются при условии, что ФЗ не предусматривает иной порядок их взыскания.
Законом предусмотрен иной порядок взыскания
Налогов, ФЗ от 4.11.2005 №137 – изменения в НК,
Санкций в установленных размерах,
Страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Они взыскиваются по решению налоговых органов, территориальных органов Пенсионного фонда без обращения в суд. Закон об обязательном пенсионном страховании, Информационное письмо Президиума ВАС №105 от 20.02.2006.
Хотя процедура взыскания в этих случаях носит не судебный порядок, заинтересованные лица, не согласные с решением о взыскании задолженности, вправе оспаривать в АС такое решение или обращаться в вышестоящие органы в порядке подчинения с соответствующей жалобой – смешанная подведомственность.
В АС такое дело рассматривается в порядке гл.24 АПК.
Подсудность – САМОСТОЯТЕЛЬНО.
ППВАС от 12.10.2006 №54
Гл. 4 параграф 2 АПК, ст.34 – 39,
Инф.письмо Президиума ВАС от 22.12.2005 №99 – п.13.
П.14 – коллизия по подсудности между 2 статьями – ч.8 ст.38 и ч.3 ст.230: по одной категории дел установлено 2 правила о подсудности, ч.8 ст.38 носит специальный характер, а 230 – общий, хотя должно быть наоборот.
Доказательства.
1. Обязанность доказывания и
её распределение в
ППВАС №65 от 20.12.2006 о подготовке дела к судебному разбирательству, п.16 – 18,
ППВАС №66 от 20.12.2006 (законодательство об экспертизе),
Инф.письмо Президиума ВАС №82 от 13.08. 2004 о применении АПК, п.35 – 37,
Инф.письмо Президиума ВАС №99 от 22.12.2005 об отдельных вопросах применения АПК п.14,
Инф.письмо Президиума ВАС от 19.08.1994 №с1-7/оп-587, рекомендации по судебно-арбитражной практике.
Содержание обязанности по доказыванию и её распределение в значительной мере обусловлено действием принципа состязательности в АП, который предусматривает, что основная активность в процессе доказывания должна исходить от сторон, а АС должен оказывать им содействие в собирании ими доказательств, если в этом возникает необходимость. Стимул такой активности – это заинтересованность стороны в исходе дела (для истца – удовлетворение иска, для ответчика - отказ). Т.о. пассивность в доказывании может быть чревата негативными последствиями, т.е. проигрышем. В этом проявляется особенность обязанности по доказыванию – она не подкреплена какими-либо санкциями. Ст.65 АПК санкций не содержит.
Содержание обязанности по доказыванию включает в себя 3 элемента:
Информация о работе Арбитражные суды в РФ: их компетенция и структура