Арбитражные суды в РФ: их компетенция и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 20:54, реферат

Краткое описание

В настоящее время в РФ функционирует 4х-звенная система АС, которая определяется ФКЗ о судебной системе РФ 31.12.1996г. и ФКЗ об АС от 5.04.1995г. уровни этой системы включают в себя:
1) 82 АС субъектов РФ. Недавно их было ещё 83, но в результате объединения Коми-Пермяцкого АО их стало меньше. На территории нескольких субъектов федерации может быть один АС, например, один суд объединяет город федерального значения Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Для них характерны 2 основных функции, они рассматривают дела по существу – ст.34 ФКЗ об АС, при чём таких споров большинство, только 3 категории экономических споров отнесены к исключительной компетенции ВАС; вторая функция – они пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам вынесенные ими вступившие в законную силу судебные акты.

Вложенные файлы: 1 файл

Arbitrawnyj_process.doc

— 408.50 Кб (Скачать файл)

 

3. Виды подведомственности дел  арбитражным судам.

В настоящее время в науке признаются 2 классификации –

1. по количеству органов, обладающих правом рассмотрения дела:

    • Исключительная (единичная) правом на рассмотрения дела обладает только один орган, прямо указанный в законе.
    • Множественная, когда дело может рассматриваться различными органами в юрисдикционной системе. Она подразделяется на 3 основных подвида:

Альтернативная, когда истец вправе выбирать орган, который будет рассматривать спор, например, о взыскании вексельной задолженности по п.1 ППВС и ВАС от 5.02.1998г.

Императивная, при которой для обращения в АС необходимо соблюдение определённого условия, как правило, в виде досудебного, в том числе претензионного порядка урегулирования спора. Обязательный претензионный порядок закреплён в нормах материального права – в ГК, в Законе о связи, в УЖТ, т.е. в основном по спорам, связанным с перевозками. Своеобразный случай закреплён в ст.212 АПК – если не исполнено требование заявителя о взыскании суммы в добровольном порядке. Т.е. не претензионный порядок, а добровольный, когда компетентный орган направляет требование погасить задолженность, а плательщик такой возможностью не воспользовался.

Договорная, ч.6 ст.4 – речь идёт об определении компетентного органа в соглашении сторон, по действующему законодательству таким органом может выступать третейский суд.

В литературе выделяется также смешанная подведомственность, которая сочетает признаки альтернативной и императивной. Она применяется по делам об оспаривании НПА и ненормативных ПА, действий, бездействий, решений органов власти и их должностных лиц. Вывод о наличии такого рода подведомственности можно сделать исходя из ч.3 ст.192 АПК. Обращение в вышестоящий орган по отношению к ДЛ не является обязательным условием обращения в АС.

2. Классификация по критериям определения подведомственности. Она является относительно новой, закреплена только в АПК 2002г. выделяются 2 вида подведомственности:

Общая, ст.27, 29 и 30 АПК, она основывается на применении 2 основных критериев определения подведомственности в совокупности, т.е. экономический характер спора и состав участников.

Специальная, ст.33 АПК, это подведомственность, основанная на применении только одного критерия, а именно характера спора. По этому признаку законодатель в виде исчерпывающего перечня закрепляет круг дел, подлежащих рассмотрению только АС, независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор, юридические лица, ИП или иные организации и граждане.

Нормы ст.33 АПК не подлежат расширительному толкованию, но они вызывают трудности в практическом применении из-за неточности формулировок. В п.2 ст.33 речь идёт только о коммерческих организациях.

1) дела о несостоятельности (банкротстве). Ст.33 ФЗ о банкротстве: независимо от того, кто подаёт заявление, рассматриваются АС. Что касается признания банкротом ФЛ, не являющегося ИП, то в соответствии с ФЗ о банкротстве параграф 1 гл.10 вступает в силу после изменений в ГК.

2) споры о создании, реорганизации, ликвидации организаций – подлежат рассмотрению в АС лишь при условии, что организация, в отношении которой возник спор, относится к числу коммерческих.

3) споры об отказе, уклонении  от государственной регистрации  ЮЛ и ИП. Законодатель относит  эти дела к подведомственности  АС, поскольку они связаны с получением доступа к предпринимательской деятельности. Под ЮЛ понимаются коммерческие организации. В действующем законодательстве нет прямых указаний относительно подведомственности споров об обжаловании отказа в выдаче лицензии, об отмене разрешения на хозяйственную деятельность, когда отдельные виды деятельности по закону могут осуществляться только по специальному разрешению или при наличии лицензии. По смыслу разъяснений в ППВАС №12/12 от 18.08.1992г. данный вопрос должен разрешаться исходя из статуса субъекта, в отношении которого возник спор. СОЮ рассматривают дела об обжаловании отказа в выдаче разрешения, если за разрешением обратился гражданин, не имеющий статуса ИП, а АС рассмотрит дело, если требование о выдаче разрешения заявлялось организацией или ИП.

Спор об отмене разрешения на хозяйственную деятельность разрешается АС, если разрешение выдавалось организации или ИП, СОЮ – если гражданину, не зарегистрированному в качестве ИП.

Т.о. по спорам, связанным с лицензированием, применяются общие критерии подведомственности, предусмотренные ст.27 АПК.

4) корпоративные споры  – АПК не устанавливает их  определения, в ст.33 эти споры определяются путём перечисления субъектного состава их участников, но такой подход не вполне соответствует природе корпоративного спора, т.к. организационно-правовая форма корпорация не имеет определённого значения для понимания корпоративного спора. По буквальному смыслу п.4 ч.1 ст.33 АПК к корпоративным спорам относят 2 категории – между акционером и АО и между участниками иных хозяйственных товариществ и обществ и их участниками. В качестве общего признака обеих категорий является то, что они должны вытекать из деятельности обществ, за исключением трудовых. К корпоративным можно также отнести споры просто между акционерами.

По данному вопросу есть 2 позиции:

ВС – в АС должны рассматриваться только споры, которые прямо указаны в ст.33,

Пленум ВАС – АС подведомственны споры, перечисленные в ч.4 ст.33, а также споры между участниками товариществ и обществ и обществ, связанные с осуществлением прав и обязанностей участником обществ. Споры между участниками обществ, если хотя бы один из них – гражданин, не имеющий статуса ИП, не подлежат рассмотрению в АС, за исключением случая, когда указанные споры связаны с предпринимательской  или иной экономической деятельностью обществ.

Проблема применения п.4 ч.1 ст.33 АПК связана не только с определением субъектного состава участников корпоративного спора, законодатель не раскрывает понятия деятельности общества, из которой должен вытекать корпоративный спор. 2 вида деятельности корпорации: внутренняя – организационно-распорядительная, и внешняя – предпринимательская.

В процессуальной науке сложились 2 точки зрения по данному вопросу. 1 (Плешанов) – вид деятельности, из которой возник спор, не влияет на характер спора как корпоративного, 2 – к числу корпоративных споров относятся только те, которые вытекают из внешней деятельности.

5) дела о защите деловой  репутации в сфере предпринимательской  деятельности и иной экономической  деятельности. По смыслу п.5 ст.33 АПК в АС должны рассматриваться все дела о защите деловой репутации независимо от того, кем подано заявление – предпринимателем или гражданином, не имеющим такого статуса, пи условии, что подача заявления связана с ранее осуществляемой предпринимательской деятельностью.

Дела о защите деловой репутации подлежат рассмотрению в АС и в случаях привлечения к участию в деле гражданина, не имеющего статуса ИП, в т.ч. автора опубликованных (раскрытых) сведений.

ППВАС от 9.12.2002г. называет ещё 2 категории дел, не названных АПК, но подведомственных АС:

6) иски к держателю  реестра акционеров АО (депозитарию), связанные с осуществлением им деятельности, в т.ч. по учёту прав на акции и эмиссионные ценные бумаги общества,

7) споры о признании  выпуска ценных бумаг недействительным, в том числе о признании  актов государственных и иных  органов о регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, обязательства и отчёта об итогах выпуска.

 

4. Общие правила определения  подведомственности дел АС.

Это принципиальные положения, отражающие соотношение компетенции АС и других органов гражданской юрисдикции, основанные на применении общих и дополнительных критериев разграничения подследственности.

1. споры между гражданами, зарегистрированными в качестве  ИП, а также между ИП и ЮЛ разрешаются АС. За исключением споров, не связанных с осуществлением гражданми предпринимательской деятельности.

2. споры с участием  граждан, занимающихся предпринимательской  деятельностью, но не прошедших  государственную регистрацию в  качестве ИП, в том числе связанные с этой ПД, подведомственны СОЮ.

3. если гражданин, имеющий  статус предпринимателя, утрачивает этот статус в ходе производства по делу в АС (например, в связи с аннулированием государственной регистрации или истечением срока действия свидетельства о регистрации), это дело подлежит рассмотрению СОЮ, за исключением случая, когда оно было принято к производству АС с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных обстоятельств. Это п.3 ППВС и ВАС от 1.07.1996.

4. по общему правилу, в арбитражном процессе в качестве  соистцов, соответчиков и 3 лиц не  могут участвовать граждане, не имеющие статуса ИП, приобретённого в установленном законом порядке. В виде исключения ч.4 ст.27 АПК допускает возможность участия в арбитражном процессе ФЛ, не являющихся ИП, в качестве 3го лица без самостоятельных требований при соблюдении одного обязательного условия – если заявление было принято АС к производству с соблюдением правил подведомственности.

5. не подлежат рассмотрению  в АС дела с участием нотариусов, в т.ч. занимающихся частной практикой, т.к. в соответствии с ч.6 ст.1 Основ законодательства о нотариате нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует цели извлечения прибыли.

6. дела об оспаривании НПА, которыми затрагиваются права субъектов предпринимательской деятельности, рассматриваются АС при условии, что рассмотрение такого дела отнесено к компетенции АС специальным ФЗ.

7. в случае, прямо предусмотренном  законом, требования о взыскании  бесспорной задолженности, не подлежат рассмотрению АС, т.к. для них установлена несудебная процедура взыскания, т.е. взыскание осуществляется без обращения в АС. Например, согласно ч.1 ст.213 АПК взыскание обязательных платежей и санкций через АС допускаются при условии, что ФЗ не предусматривает иной порядок их взыскания.

Законом предусмотрен иной порядок взыскания

Налогов, ФЗ от 4.11.2005 №137 – изменения в НК,

Санкций в установленных размерах,

Страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Они взыскиваются по решению налоговых органов, территориальных органов Пенсионного фонда без обращения в суд. Закон об обязательном пенсионном страховании, Информационное письмо Президиума ВАС №105 от 20.02.2006.

Хотя процедура взыскания в этих случаях носит не судебный порядок, заинтересованные лица, не согласные с решением о взыскании задолженности, вправе оспаривать в АС такое решение или обращаться в вышестоящие органы в порядке подчинения с соответствующей жалобой – смешанная подведомственность.

В АС такое дело рассматривается в порядке гл.24 АПК.

 

Подсудность – САМОСТОЯТЕЛЬНО.

ППВАС от 12.10.2006 №54

Гл. 4 параграф 2 АПК, ст.34 – 39,

Инф.письмо Президиума ВАС от 22.12.2005 №99 – п.13.

П.14 – коллизия по подсудности между 2 статьями – ч.8 ст.38 и ч.3 ст.230: по одной категории дел установлено 2 правила о подсудности, ч.8 ст.38 носит специальный характер, а 230 – общий, хотя должно быть наоборот.

 

Доказательства.

 

1. Обязанность доказывания и  её распределение в арбитражном  процессе.

ППВАС №65 от 20.12.2006 о подготовке дела к судебному разбирательству, п.16 – 18,

ППВАС №66 от 20.12.2006 (законодательство об экспертизе),

Инф.письмо Президиума ВАС №82 от 13.08. 2004 о применении АПК, п.35 – 37,

Инф.письмо Президиума ВАС №99 от 22.12.2005 об отдельных вопросах применения АПК п.14,

Инф.письмо Президиума ВАС от 19.08.1994 №с1-7/оп-587, рекомендации по судебно-арбитражной практике.

Содержание обязанности по доказыванию и её распределение в значительной мере обусловлено действием принципа состязательности в АП, который предусматривает, что основная активность в процессе доказывания должна исходить от сторон, а АС должен оказывать им содействие в собирании ими доказательств, если в этом возникает необходимость. Стимул такой активности – это заинтересованность стороны в исходе дела (для истца – удовлетворение иска, для ответчика - отказ). Т.о. пассивность в доказывании может быть чревата негативными последствиями, т.е. проигрышем. В этом проявляется особенность обязанности по доказыванию – она не подкреплена какими-либо санкциями. Ст.65 АПК санкций не содержит.

Содержание обязанности по доказыванию включает в себя 3 элемента:

  1. бремя утверждения, т.е. обязанность стороны приводить ссылки на конкретные фактические обстоятельства в подтверждение своей правовой позиции в споре.
  2. бремя доказывания, т.е. обязанность предоставлять доказательства, подтверждающие факты, приведённые стороной в обоснование своих требований или возражений, а также участие в их исследовании,
  3. обязанность по раскрытию доказательств (только в АПК 2002г., отражается в ч.3 и 4 ст.65). ППВАС №65 толкует: под раскрытием доказательств следует понимать представление лицами, участвующими в деле, по своей инициативе по предложению суда другим лицам и суду всех имеющихся доказательств, на основании которых могут быть установлены обстоятельства, обосновывающие требования и возражения.

Информация о работе Арбитражные суды в РФ: их компетенция и структура