Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 17:38, курсовая работа
Одной из важнейших задач современного белорусского общества является сохранение культурного наследия. По словам Э.А.Баллера, культурное наследие - это «совокупность доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, критически осваиваемых, развиваемых и используемых в контексте конкретно-исторических задач современности в соответствии с объективными критериями общественного прогресса». Представляя собой высшую человеческую ценность, достояние нации, памятники истории и культуры выступают в качестве важного фактора интеграции общества, развития самосознания и исторической памяти народа
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ………………………………12
1.1 Сущность и история становления охраны объектов культурного наследия…………………………………………………………………………...12
1.2 Международное право в области сохранения историко-культурного наследия……………………………………………………………………………..23
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫХ АНСАМБЛЕЙ В РБ…………………………………………………………….…..28
2.1 Становление законодательства об охране культурного наследия Беларуси и участие РБ в международных организациях по сохранению культурного наследия……………………………………………………………..28
2.2.Дворцово-парковые ансамбли Беларуси как комплексные природные, культурно-исторические и архитектурные памятники………………………….39
ГЛАВА 3 ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫХ КОМПЛЕКСОВ…….……….50
3.1 Мировой опыт современного использования памятников архитектуры………………………………………………………………………50
3.2 Возможные пути использования культурно-исторического потенциала дворцово-парковых комплексов РБ……………………………………………….58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………..62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ………………………………12
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫХ
АНСАМБЛЕЙ В РБ…………………………………………………………….…..
2.1 Становление
законодательства об охране культурного
наследия Беларуси и участие РБ в международных
организациях по сохранению культурного
наследия…………………………………………………………
2.2.Дворцово-парковые
ГЛАВА 3 ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫХ КОМПЛЕКСОВ…….……….50
3.2 Возможные пути использования культурно-исторического потенциала дворцово-парковых комплексов РБ……………………………………………….58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...…………65
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших задач современного белорусского общества является сохранение культурного наследия. По словам Э.А.Баллера, культурное наследие - это «совокупность доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, критически осваиваемых, развиваемых и используемых в контексте конкретно-исторических задач современности в соответствии с объективными критериями общественного прогресса». Представляя собой высшую человеческую ценность, достояние нации, памятники истории и культуры выступают в качестве важного фактора интеграции общества, развития самосознания и исторической памяти народа. Особое место в структуре историко-культурного наследия занимают дворцово-парковые ансамбли, являющиеся, с одной стороны, глубинным отражением идей и представлений своей эпохи, с другой - вневременными символами государства и власти. Однако, несмотря на высочайшую историко-культурную ценность дворцы Беларуси до сих пор не являлись предметом всестороннего комплексного изучения. Утратившие свои исходные функции и назначение, преобразованные в музеи или переоборудованные под нужды различных организаций, они исследовались главным образом историками, искусствоведами и реставраторами. Рассмотрение дворцово-парковых ансамблей ограничивалось анализом конкретных памятников без учета общих закономерностей их развития и функционирования.
Сам культурно-исторический термин «дворец» изначально несет в себе некоторую смысловую двойственность. С одной стороны, начиная со времени зарождения государственности, княжеские дворцы (дворцово-парковые ансамбли) являлись символом власти страны, служили непременным атрибутом как внутренней, так и внешней политики государства.[16,c.11] Одновременно, они продолжали выполнять чисто утилитарные функции, оставаясь жилыми помещениями.
Строительством дворцов занимались лучшие архитекторы эпохи, для оформления их интерьеров заказывались специальные вещи, постепенно формировались великолепные коллекции прикладного и изобразительного искусства, открывались дворцовые музеи. Здания постоянно выполняли особую художественно-эстетическую функцию, являясь образцом для общегражданского строительства.
Дворцово-парковые ансамбли Беларуси в настоящее время являются памятниками истории и культуры. Согласно Закону Республики Беларусь от 13 ноября 1992 г. №1940-XII «Об охране историко-культурного наследия» «памятниками истории и культуры называют сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и художественного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». По классификации, указанной в Законе, памятники подразделяются на разные виды: памятники истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства, документальные и иные. Дворцово-парковые ансамбли относятся к памятникам архитектуры как архитектурные ансамбли и связанные с ними произведения садово-паркового искусства, но к ним применимы и понятия «памятники истории», «памятники искусства». Если обобщить эти понятия, то можно определить дворцово-парковые ансамбли как памятники истории и культуры.[29]
Следуя тезису о том, что к «культурному наследию общество относит разного вида недвижимые памятники истории культуры», мы смело можем назвать дворцово-парковые ансамбли особыми объектами культурного наследия, соединенные как в прошлом, так и в настоящее время «с символами государственности, централизованной власти». Памятники архитектуры (одна из ступеней классификации дворцово-парковых ансамблей) делятся на несколько групп: архитектурные ансамбли, городские кварталы и площади, церковное зодчество, гражданская архитектура, оборонительные сооружения, садово-парковые ансамбли и др. Дворцово-парковые ансамбли не выделяются отдельно, а включаются в группу архитектурных ансамблей, хотя, на наш взгляд, есть все основания для их вычленения в отдельную группу в рамках архитектурных памятников. В Беларуси дворцы традиционно относились к группе особо ценных историко-культурных объектов и только в 1930-х гг. произошло их включение в общую систему исторических сооружений, без определения каких-либо особых, присущих этой группе памятников подходов.
Термин дворец происходит от слова «двор», под которым имеется в виду «княжий двор», т.е. жилище князя. Изначально это слово обозначало резиденцию властителя или здание, где размещались органы государственной власти.
Уже в архаическую эпоху человеческой цивилизации существовали дворцы – монументальные парадные здания, построенные для властителей. В странах Древнего Востока и Греции дворцы состояли из комплекса залов и дворов для приемов и церемоний. Древнеримские, а позже и византийские дворцы имели симметричный план, окружались парками с фонтанами и скульптурой. В средние века в связи с усилением местных правителей земель и княжеств, появилось множество суверенных резиденций, входивших в состав крепостных сооружений. Дворцом стал являться замок - укрепленное жилище феодала, а сам термин теперь уже обозначал жилище не только верховного правителя, но и крупного землевладельца. В эпоху Возрождения в Италии сформировался новый тип дворца - палаццо - замкнутого снаружи и открытого аркадами во внутренний двор. Этот дворец-особняк мог принадлежать людям разных сословий - дворянам, купцам, горожанам, то есть значительно расширялись рамки принадлежности здания. Постепенно в Европе происходило формирование нового типа дворцов: вышеупомянутые палаццо с их внутренними садиками и замки, ставшие официальными резиденциями абсолютистской власти, породили в итоге тип дворцово-парковых ансамблей, где само здание главного (или большого) дворца доминировало над парком, в котором находился ряд так называемых малых дворцов. Для зданий был характерен богатый декор, монументальные лестницы, обилие скульптуры в интерьерах.
Понятие
ансамбль неразрывно связано с дворцом,
всегда парадное здание окружалось рядом
служебных построек, садом или парком,
увеселительными сооружениями. Ансамбли
- гармоническое единство художественных
компонентов - состояли либо из построек
разного времени, объединенных по определенным
принципам градостроительного искусства,
либо создавались на основе единого плана.
В любом случае, системообразующим принципом
ансамбля является неразрывная связь
его элементов. Архитектурный ансамбль
представляет собой «содержательно-структурное
единство, отражающее конкретные идеалы
красоты и пользы, соответствующие историческому
сознанию общества».[18,c.64] Таким образом,
ансамбли представляют собой «художественно-
Сегодня в условиях воздействия стремительно меняющейся окружающей среды, активной урбанизации, негативного влияния хозяйственной деятельности человека, умноженных на естественное природное старение памятников требуются особый подход и зачастую нестандартные решения в вопросах, связанных с обеспечением сохранности культовых объектов.
Решение проблемы сохранения памятников культовой архитектуры должно базироваться на трех основных аспектах: изучение современного состояния памятника, проведение реставрации (консервации) и создание оптимальных условий для их сохранения.
Проблемы
сохранения и эффективного
Всего на территории Беларуси в конце XIX – начале XX века было более 8000 различных усадеб, фольварков, имений. На сегодняшний день сохранилось около 1200 исторических усадеб и их фрагментов, из них более 300 перспективны для восстановления и современного использования. Однако согласно «Спісу матэрыяльных нерухомых гісторыка-культурных каштоўнасцей Рэспублікі Беларусь» под охраной государства находятся только 175 исторических усадеб.
Ограниченность государственного финансирования, невнимание правительственных структур к проблеме охраны памятников, отсутствие целенаправленной политики в этой области повсеместно приводят к разрушению и утрате многих культурных ценностей. Дворцово-парковые ансамбли, являющиеся чрезвычайно привлекательными объектами для использования, подвергаются нередко непродуманной реконструкции, приводящей к уничтожению их уникального исторического облика.
В настоящее время они в основном используются в качестве:
- административных учреждений (16 %);
- учреждений образования (14 %);
- медицинских учреждений (8 %);
- учреждений культуры (9 %);
- туристско-рекреационных объектов (16 %);
- жилья (17 %);
- культовых учреждений верующих различных конфессий (3 %);
- воинских частей (1 %);
- производственных и хозяйственных объектов (16 % )[7, c 15].
Изменение функционального назначения усадеб сопровождалось обычной перепланировкой, перестройкой, достройкой исторических зданий, что существенно изменило их облик.
Усадебных парков в стране было около 1000. Правильнее говорить о дворцово-парковых ансамблях в имениях наших соотечественников. В настоящее время в различном состоянии сохранилось около 600 парков. Причем многие из них сильно пострадали и не могут быть восстановлены. Большинство парков без надлежащего ухода превратились в лесные массивы, нарушена их территориальная и визуальная целостность, изменен режим водных систем.
Важно исследовать, осмыслить и использовать в современных условиях тот интересный и богатый опыт, который был накоплен в процессе формирования и функционирования органов охраны данных объектов культуры. Таким образом, особая специфика и значимость дворцово-парковых ансамблей как объектов культуры, наличие ряда белых пятен в научном изучении, а также серьезные недостатки в области их охраны делают особенно актуальным их комплексное исследование.
Несмотря на сложную историю, полную войн и разрушений, многие архитектурные ценности Беларуси сохранились. Однако предстоит огромная работа по сохранению и восстановлению исторических дворцово-парковых, усадебно-парковых, садово-парковых и культовых архитектурных объектов.
При восстановлении дворцово-паркового комплекса в современных условиях важно следующее:
- максимально
сохранить исторический облик
усадьбы, здания и сооружения, парковые
композиции, водные системы во
взаимосвязи с природным
- обеспечить
возможность свободного
- поддерживать хорошее техническое состояние усадьбы.
Этим критериям в наибольшей степени соответствует использование исторической усадьбы как культурно-туристического объекта. На его основе может быть создан музей, культурно-образовательный комплекс, туристическая гостиница. Первоочередной задачей является также сохранение старинного парка, ограничение хозяйственной деятельности и застройки.
Проблема изучения и сохранения культурно-исторического наследия белорусского региона приобретает в современных условиях особую значимость, ввиду его региональных исторических особенностей возникновения и существования.
Вопросам исследования культурно-исторического наследия и туристического потенциала Беларуси посвящено множество работ. Тем не менее, значительная культурная значимость, но недостаточная практическая разработанность потенциала туризма в Беларуси определяют несомненную новизну данного исследования.
Информация о работе Мировой опыт современного использования памятников архитектуры