Мировой опыт современного использования памятников архитектуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Одной из важнейших задач современного белорусского общества является сохранение культурного наследия. По словам Э.А.Баллера, культурное наследие - это «совокупность доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, критически осваиваемых, развиваемых и используемых в контексте конкретно-исторических задач современности в соответствии с объективными критериями общественного прогресса». Представляя собой высшую человеческую ценность, достояние нации, памятники истории и культуры выступают в качестве важного фактора интеграции общества, развития самосознания и исторической памяти народа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ………………………………12
1.1 Сущность и история становления охраны объектов культурного наследия…………………………………………………………………………...12
1.2 Международное право в области сохранения историко-культурного наследия……………………………………………………………………………..23
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫХ АНСАМБЛЕЙ В РБ…………………………………………………………….…..28
2.1 Становление законодательства об охране культурного наследия Беларуси и участие РБ в международных организациях по сохранению культурного наследия……………………………………………………………..28
2.2.Дворцово-парковые ансамбли Беларуси как комплексные природные, культурно-исторические и архитектурные памятники………………………….39
ГЛАВА 3 ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫХ КОМПЛЕКСОВ…….……….50
3.1 Мировой опыт современного использования памятников архитектуры………………………………………………………………………50
3.2 Возможные пути использования культурно-исторического потенциала дворцово-парковых комплексов РБ……………………………………………….58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………..62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

диплом по туризму.docx

— 113.76 Кб (Скачать файл)

Весьма эффективным средством для привлечения дополнительных средств на реконструкцию исторической застройки городов Беларуси может стать рекомендация органам местного самоуправления освободить собственников историко-культурных ценностей, расположенных на территории исторических городов, от долевого участия в развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктур. Субъекты хозяйствования – собственники историко-культурных ценностей при осуществлении работ по реконструкции исторической застройки будут освобождаться от обязательных для всех юридических лиц платежей, которые предназначаются для развития инженерно-транспортной (тепловые сети, водопровод, коммуникации, дороги) и социальной инфраструктур. Тем самым высвобожденные ресурсы могут быть направлены на возрождение конкретных исторических городов Беларуси.

Утвержденная данным постановлением Программа первоочередных мер по сохранению и возрождению исторической застройки городов Беларуси предусматривает выполнение таких важнейших практических мероприятий, как: паспортизация историко-культурных ценностей; разработка историко-архитектурных и инженерных обоснований регенерации городов Гомеля, Несвижа, Браслава, Постав, Турова; регенерация исторического квартала «Верхний город» в г. Минске; разработка проекта возрождения исторического центра г. Гродно и представление его в Секретариат Совета Европы для возможной совместной реализации; разработка плана мероприятий по регенерации исторической застройки г.п. Мир и проекта создания центра подготовки специалистов в области культурного туризма на базе Мирского замка.

С целью обеспечения государственной поддержки деятельности по учету, охране, сохранению, восстановлению и содержанию объектов историко-культурного наследия Правительством Беларуси 6 мая 2002 г. принято постановление № 579 «О вопросах сохранения историко-культурного наследия», которым утверждено Положение о порядке определения очередности в финансировании работ по сохранению и восстановлению материальных историко-культурных ценностей и участии в нем государства. В Положении предписано закончить формирование Государственного списка историко-культурных ценностей, реформировать (совершенствовать) систему органов охраны памятников, определить порядок государственного регулирования деятельности по возвращению историко-культурных ценностей Республики Беларусь и их реституции в случае незаконного присвоения. Предусмотрены ассигнования на финансирование Банка сведений об историко-культурном наследии Республики Беларусь.

Впервые на республиканском уровне отчасти урегулированы вопросы охраны археологических объектов: постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 651 от 22 мая 2002 г. утверждено Положение об охране археологических объектов при проведении земляных и строительных работ. Документом определен состав и порядок осуществления государственными органами, юридическими и физическими лицами обязательных мер по охране археологических объектов при проведении земляных и строительных работ с целью использования археологических объектов в интересах гуманитарного образования, науки и культуры, а также развития человеческой личности.

В контексте государственных мер по восстановлению исторического наследия находится Программа мероприятий по реставрации дворцово-паркового ансамбля в г. Несвиже и замкового комплекса в г.п. Мир, утвержденная постановлением

Совета Министров Республики Беларусь № 1370 от 2 октября 2002 г. Данный нормативно-правовой акт предусматривает конкретные объемы финансирования ремонтно-реставрационных работ на указанных выше объектах и проведение корректировки Национальной программы развития туризма с тем, чтобы обеспечить первоочередное включение в туристические маршруты наиболее значимых историко-культурных ценностей.

В целях государственной поддержки деятельности по учету, охране, сохранению и восстановлению приоритетных объектов историко-культурного наследия Совет Министров Республики Беларусь 8 октября 2002 г. принял постановление № 1395 «О системе мер, обеспечивающих проведение реставрационно-восстановительных работ на наиболее важных объектах историко-культурного наследия».

Большое значение для охраны культурного наследия Беларуси имеет тот факт, что в 2004 г. вступили в действие новые редакции Законов «О культуре в Республике Беларусь», «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», регламентирующие вопросы градостроительной охраны памятников культуры.

Беларусь вошла в состав ЮНЕСКО в 1954 году и на протяжении многих лет поддерживает с этой международной организацией плодотворные, динамичные отношения. С помощью ЮНЕСКО в нашей страна реализуется множество интересных проектов в сфере образования, науки, информации, коммуникаций и, безусловно, культуры. [26]

В октябре 1988 г. Беларусь присоединилась к Конвенции по охране всемирного культурного и природного наследия, принятой ЮНЕСКО в 1972 г. И сегодня уже 4 объекта, находящихся на территории нашей страны, включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первым из них в 1992 году стал Национальный парк «Беловежская пуща» (объект природного наследия) – уникальный заповедный лес Европы, охраняемый еще с XIV века.

В 2000 году в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО вошел построенный в начале XVI века замковый комплекс «Мир». Архитектура, сочетающая готику, барокко и ренессанс, сделала его одним из самых прекрасных замков Европы.

Еще два объекта Беларуси пополнили Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в 2005 году. Это «Архитектурно-культурный комплекс резиденции Радзивиллов в Несвиже» и пункты геодезической Дуги Струве.

Дворец в Несвиже на протяжении столетий был резиденцией одной из богатейших и влиятельных династий Европы – Радзивиллов. А сегодня великолепный отреставрированный замок – Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж» – является визитной карточкой Беларуси.

Всемирно известное геодезическое сооружение – Дуга Струве – соединяло 265 пунктов в 10 странах мира: Норвегии, Швеции, Финляндии, России, Эстонии, Литве, Латвии, Беларуси, Украине и Молдове. По историческим данным, в Беларуси было 34 пункта: 20 сохранилось, а пять из них, оборудованные специальными знаками, вошли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Объекты, представленные в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО:

Августовский канал (2004)

Спасо-Преображенская церковь и Софийский собор в Полоцке (2004)

Каменецкая башня (Белая Вежа) (2004)

Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно (2004)

Свято-Никольский женский монастырь в Могилеве (2004)

Брестская крепость (2004)

Дворцово-парковый ансамбль Румянцевых  и Паскевичей в Гомеле (2004)

Культовые сооружения оборонного типа в Беларуси, Польше и Литве (2004)

Архитектурный ансамбль проспекта Независимости в Минске (2004)

Деревянные церкви Полесья (2004)

Национальный парк "Беловежская пуща" (расширение, 2011)

Всемирное нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО в Беларуси:

Белорусский обряд «Колядные цари»

В предварительный список внесены:

Колядная игра «Жанiцьба Цярэшкi»

Традиция шаповальства в Дрибине

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Дворцово-парковые ансамбли Беларуси как комплексные природные, культурно-исторические и архитектурные памятники

 

В XVI–XVII веке в Беларуси строились дворцово-парковые ансамбли, отличавшиеся большим разнообразием.

С XVIII века дворцово-парковые ансамбли строились с учётом окружающего ландшафта. Впереди парадного дворца располагался замковый двор, сзади – большой парк, с широкой аллеей. К дворцу вела дорога, обсаженная красивыми деревьями. Прекрасен был замок в Ружанах, дворец в Святске, гомельский дворец, дворец в Снове, дворцово-парковый ансамбль в Жиличах, дворец Пусловских. Ни одна из европейских стилевых волн не обошла белорусской восприимчивой культурной почвы. Усадьбы эволюционировали от древних укрепленных дворов до хорошо отстроенных ренессансных комплексов и далее к художественным ансамблям барокко. Усадьбы наиболее богатых имений представляли собой величественные ансамбли, пользующиеся европейской известностью (Несвиж, Альба, Слоним, Ружаны, Бочейково), в которых архитектура, живопись, скульптура и садовое искусство отличались особым великолепием [30,c.12].

 Необычайно  представительной была эпоха  классицизма и особенно романтизма, расцвет которой приходится в  Беларуси на первую половину XIX в. Развитию романтизма благоприятствовала  спокойная красота белоруской  природы, а уважение к природе  было главной чертой стиля.

 Разнообразием  архитектурных форм, размерами, подчеркнутой  утилитарностью отличаются усадьбы, построенные в формах эклектики, а затем модерна (примерно с  середины XIX в.).

 Начиная со второй половины XV века в белорусском замковом зодчестве определились две характерные тенденции. Первая свидетельствовала о дальнейшем развитии местных строительных тенденций (замки в Мире, Гершенах, Любче и др.) с использованием собственной интерпретации достижений европейской фортификации. Вторая же тенденция отражала стремление к следованию образцам европейского замкового строительства (замки в Несвиже, Заславле, Леховичах и др.), которые преломлялись через призму давних традиций местного монументального зодчества.

 Наибольшей  мощью тогда отличались центры  латифундий крупнейших белорусских  магнатов – Радзивиллов, Сапегов, Ильиничей, Глебовичей и других. В целом система укреплённых владельческих городов служила основательным и прочным каркасом всей обороны Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, что не раз подтверждалось в ходе войн XVI–XVIII веков [30, c. 21].

Дворцово-парковые ансамбли немногочисленны и являются комплексными природными, культурно-историческими и архитектурными памятниками.

Многие дворцово-парковые ансамбли формировались на протяжении десятилетий или даже столетий несколькими поколениями архитекторов, поэтому в них нередко отражены различные культурные эпохи, архитектурные стили и школы.

Ниже мы кратко охарактеризуем наиболее примечательные из них.

Дворец Огинского.

Залесский дворец М. Огинского -памятник архитектуры классицизма. Он построен в начале XIX в. (между 1802 и 1822 гг.) виленскими зодчими М. Шульцем и И. Пусье.

Для построения дворца характерны простота и рациональность разработки, свойственные классицизму. Он располагается близ пруда, в начале парка, у пересечения двух дорог-аллей. Поэтому не случайно его план представляется подобием буквы Г. Главный корпус ориентирован в сторону подъезда к ансамблю. Протяженность фасада около 35 м. Его средняя часть выделена четырехколонным портиком дорического ордера и имеет два этажа. Угловые флигели двухэтажные; остальные части в один этаж.

 

Второй корпус дворца очевидно строился позднее и в несколько приемов. После достройки галереи-оранжереи он растянулся почти на 60 м и представлен разновысотными объемами. Неоднозначна и его архитектура.

В целом же наружная архитектура дворца отличается скромностью. Здание практически лишено декорации: окна без наличников, карнизные тяги простейшего профиля. Только портик входа и галерея-колоннада бывшей оранжереи имеют пластическое решение. Фасады дворца не раз ремонтировались и упрощались; внутренняя планировка анфиладной и коридорной системы также значительно изменилась.

Начатые реставрационные работы должны вернуть дворцу-памятнику зодчества и парку-памятнику садово-паркового искусства их первоначальный вид архитектурного ансамбля классицизма начала XIX в.

Парк, задуманный уже в "английском стиле", имеет пейзажный характер с пересеченным живописным рельефом у поймы реки. В прошлом здесь имелись малые архитектурные формы (павильоны, беседки, мостики, водяная мельница). Ныне сохранилась лишь каплица у дворца (перестроена), цокольная часть мельницы у моста, остатки ограды и хозяйственных построек [36, c. 123].

Парк сейчас хотя и привлекателен строем старых развесистых деревьев, но уже теряет былой характер осмысленного произведения садово-паркового искусства. Местами он поредел, местами зарос; потеряны трассы многих былых аллей и дорожек. Общий вид ансамбля в Залесье можно представить по рисунку художника Л. Ходько (1822 г.).

Дятловский дворцовый ансамбль.

Дятловский дворцовый ансамбль, построенный в середине XVIII века на берегу реки Дятловка. Сначала усадьба принадлежала Радзивиллам, а позже перешла в собственность маршалка Великого княжества Литовского С. Солтана. До сегодняшних дней сохранился дворцовый корпус, частично уцелели хозяйственные постройки, парк и пруды.

 

Первоначально он составлял значительный комплекс, в который помимо дворца входили малые архитектурные формы (павильоны, мостики, скульптуры и др.), расположенные в пейзажном парке у реки Дятловки. Воды реки, поднятые плотинами, образовали цепь прудов, растянувшихся с севера на юг, вдоль дворцового ансамбля. До сегодняшних дней, правда, со значительными изменениями сохранился дворцовый корпус, частично уцелели хозяйственные постройки, парк и пруды.

Дворец (1751) представляет собой симметричный двухэтажный объем под высокой вальмовой крышей. Сейчас в нем размещается районная больница, и поэтому внутренняя планировка корпуса изменена. Наружная архитектура -большой набор скульптурного декора позднего барокко и рококо -сохранилась достаточно хорошо[36, c. 134]. Фасады, убранные плоскими и профилированными пилястрами, богато украшены сандриками, гирляндами, медальонами, растительным орнаментом, геральдическими знаками.

Гомельский дворцово-парковый ансамбль.

Информация о работе Мировой опыт современного использования памятников архитектуры