Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 17:38, курсовая работа
Одной из важнейших задач современного белорусского общества является сохранение культурного наследия. По словам Э.А.Баллера, культурное наследие - это «совокупность доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, критически осваиваемых, развиваемых и используемых в контексте конкретно-исторических задач современности в соответствии с объективными критериями общественного прогресса». Представляя собой высшую человеческую ценность, достояние нации, памятники истории и культуры выступают в качестве важного фактора интеграции общества, развития самосознания и исторической памяти народа
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ………………………………12
1.1 Сущность и история становления охраны объектов культурного наследия…………………………………………………………………………...12
1.2 Международное право в области сохранения историко-культурного наследия……………………………………………………………………………..23
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫХ АНСАМБЛЕЙ В РБ…………………………………………………………….…..28
2.1 Становление законодательства об охране культурного наследия Беларуси и участие РБ в международных организациях по сохранению культурного наследия……………………………………………………………..28
2.2.Дворцово-парковые ансамбли Беларуси как комплексные природные, культурно-исторические и архитектурные памятники………………………….39
ГЛАВА 3 ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫХ КОМПЛЕКСОВ…….……….50
3.1 Мировой опыт современного использования памятников архитектуры………………………………………………………………………50
3.2 Возможные пути использования культурно-исторического потенциала дворцово-парковых комплексов РБ……………………………………………….58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………..62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Отсутствие выраженной системы правовых норм — отличительная черта.
Это относится не только к прецедентам, которые создавались по мере необходимости, но и к статутам, поскольку законы формировались под воздействием судебной практики, не отличающейся системностью. Здесь нет деления права на отрасли. Правда, имеет место такое понятие, как «институты права». Вопрос о том, к какой отрасли права относится тот или иной казус, поставит в тупик любого английского юриста. Однако не стоит отрицать систематизацию в виде сборников и обзоров судебной практики.
Прецедентное право не приемлет деления права на частное и публичное.
Между прецедентами нет иерархии. Они фактически главенствуют над законами в том смысле, что закон, не получивший судейского толкования, т. е. «не обросший» или не опосредованный прецедентами, еще не считается настоящим законом. Таковым он станет, когда будет представлен на фоне конкретного случая.
Все это означает, что государство выполняет минимальную роль в правотворчестве.
Процессуальное право в странах, составляющих эту семью, имеет приоритет перед материальным. Это результат жесткого правила: любое дело должно получить разрешение. Если нет материальной нормы, судья может ее создать, но если нет доказательств, ничто не поможет: ведь решение должно быть мотивированным и отличаться развернутым анализом доказательств.
Процесс рассмотрения дел состязательный. Это касается как гражданского, так и уголовного процесса.
Для результатов рассмотрения дела вина особого значения не имеет. Внимание судьи прежде всего приковано к выяснению того, имел ли место в действительности сам факт (преступления, причинения ущерба). Может быть, поэтому в англосаксонской семье права распространены сделки о вине (мы не можем доказать факт убийства, но накажем подсудимого за неуплату налогов).
Рекомендации ЮНЕСКО содержат общие принципы и методы, а конкретные меры определяются в соответствии с конституцией и законодательством, а также экономической и социальной структурой каждого государства. Речь идет таким образом, о выработке пожеланий наиболее общего характера, пригодных для любой страны. Каждый из документов ЮНЕСКО - это своего рода свод научно обоснованных рекомендаций в области охраны культурного наследия, отражающих современный уровень науки в этой области, опыт по сохранению культурных ценностей, в том числе и законодательный, накопленный в различных странах.
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫХ АНСАМБЛЕЙ В РБ
2.1 Становление законодательства об охране культурного наследия Беларуси и участие РБ в международных организациях по сохранению культурного наследия
Как система правовых норм подотрасль законодательства об охране историко-культурного наследия начала формироваться в первой четверти XX столетия. В период советской государственности охрана памятников регулировалась российским (1918 – 1922 гг.), союзным (1922 – 1991 гг.) и республиканским законодательством о культуре.[27]
Формировалась данная сфера права (и в этом ее особенность) во многом благодаря развитию учреждений и организаций, призванных изучать культуру и историю своего края. Первые шаги по исследованию древнебелорусской культуры были сделаны еще в дореволюционный период. Так, например, охрана природной территории Беловежской пущи известна ещё с 1409 года — польский король Ягайло, в частных владениях которого находилась тогда Беловежская пуща, издал указ, согласно которому охота на крупного зверя в пуще запрещалась.
Передовые круги общественности в начале ХХ в. образовали в ряде губерний общества защиты и сохранения памятников искусства и старины. В послеоктябрьское время исследование памятников культуры осуществлялось, в основном, в рамках краеведческих кружков и общественных организаций. Основная задача, которая ставилась перед исследователями, – выявление и учет монументальных памятников, предметов старины и искусства. Именно на этом этапе были заложены основы государственного учета объектов исторического наследия Беларуси.[7, c.19]
После революции, в 1921 г., в результате деятельности музейной комиссии Наркомпросвещения стало возможным открытие Белорусского государственного музея и его отделений в Гомеле, Могилеве и Витебске, в фонд которого были представлены собранные экспонаты.
В 1923 г. Совнарком Беларуси утвердил состав научно-экспертной комиссии при Наркомате просвещения, которая должна была выявлять на территории республики памятники древности и искусства, ставить их на учет, создать систему охраны.
Более целенаправленное изучение культурного наследия Беларуси начало проводиться после 1922 г., когда был образован Институт белорусской культуры, специальная комиссия которого возглавила краеведческое движение в нашей стране. Задачами деятельности этнографической комиссии Института стали выявление и сбережение нематериальной (духовной) культуры, предметов народного творчества. В 1925 г. был образован отдел древнебелорусского искусства, который обеспечивал выполнение правительственного декрета об охране памятников. Важнейшим моментом в развитии послереволюционной археологии стало учреждение при этом Институте историко-археологической секции.
Конституционное закрепление вопросы охраны и использования памятников истории и культуры впервые получили в ст. 68 Конституции СССР 1977 г., которая провозгласила обязанность граждан заботиться о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей. В предыдущих советских Конституциях аналогичная норма отсутствовала.[4,c.147]
Данная правовая норма была развита в Законе СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», абсолютное большинство положений которого нашли свое отражение в белорусском законодательстве. Закон разграничил компетенцию союзных, республиканских, местных органов в данной сфере. Он установил классификацию памятников истории и культуры по видам: памятники истории, памятники археологии, памятники архитектуры и градостроительства, памятники искусства, документальные памятники.
Конституция Республики Беларусь закрепляет право граждан на участие в культурной жизни (ст. 51), которое обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений.
В соответствии со ст. 54 Конституции Республики Беларусь каждый гражданин обязан беречь историко-культурное наследие и другие национальные ценности. В Основном законе Беларуси определены конституционные основы деятельности органов государства в области культурного строительства, охраны и использования культурных ценностей, а также закреплены нормы, имеющие общее значение для регулирования всех общественных отношений. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой, выражая в концентрированном виде задачи и цели правового регулирования в данной области, и служат базой для развития всей системы законодательства об охране и использовании историко-культурных ценностей.
Первым белорусским законом по вопросам охраны культурных ценностей, охраны и использования историко-культурного наследия был Закон БССР «Об охране памятников культуры» от 26 декабря 1969 г. Этот нормативный акт установил ряд императивов, перенесенных в последующие законодательные акты, а именно: учет и охрана государством всех находящихся на территории Белоруссии памятников; ведение Государственных списков памятников; сосредоточение вопросов управления и контроля историко-культурным наследием (учет, охрана, реставрация, использование и пропаганда) в органах Министерства культуры республики; установление зон охраны недвижимых памятников и др. Интересно, что в Законе содержались нормы, предусматривающие административную ответственность за уничтожение, разрушение или порчу памятников истории и культуры (ст. 24 Закона).[27]
В значительной степени воспроизведены основные положения указанного выше нормативного акта (и это по правилам союзного нормотворчества) в Законе БССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», с введением которого утратил силу названный выше Закон. Данный Закон действовал в Беларуси с 1978 по ноябрь 1992 г., а некоторые его положения сохраняли юридическую силу и в 1993 г.
Принципиальная разница между двумя вышеназванными белорусскими Законами состояла в классификации памятников по видам:
· Закон 1969 г. называл все объекты наследия Беларуси, имеющие историческую, научную или художественную ценность, памятниками культуры, подразделяя на 4 вида: памятники истории, памятники архитектуры; памятники искусства; памятники археологии;
· Закон 1978 г., сохраняя преемственность основных норм, объявляет находящиеся под охраной государства культурные ценности памятниками истории и культуры. Классифицированы они были уже по 5 видам: памятники истории; памятники градостроительства и архитектуры; памятники искусства; памятники археологии, документальные памятники.
Дальнейшая детализация положений указанного выше Закона была осуществлена в специально принятом постановлении Совета Министров СССР № 865 от 16 сентября 1982 г., которым было утверждено Положение об охране и использовании памятников истории и культуры.[32]
В 80-е годы XX столетия нормативные акты по данным вопросам принимались прежде всего на общесоюзном уровне. Некоторые из них, восполняя пробелы белорусского законодательства, до сих пор применяются в практической деятельности архитекторов, реставраторов и археологов.
К числу последних относятся, например, Инструкция по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденная приказом министра культуры СССР от 24 января 1986 г. № 33, а также Инструкция Министерства культуры СССР «О порядке учета, обеспечения сохранности, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры», утвержденная приказом № 203 от 13 мая 1986 г.109 Данными нормативными актами не только регламентировался порядок проведения ремонтно-реставрационных работ, но и были утверждены образцы документов (охранно-арендный договор на пользование недвижимым памятником истории и культуры; учетная карточка памятника; паспорт памятника), применяемые на практике и сегодня.
Вопросам охраны историко-культурного наследия посвящено постановление Совета Министров БССР № 255 от 10 июля 1980 г. «О мерах по улучшению охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры в Белорусской ССР», в котором отмечены как достижения, так и недостатки в данной сфере. В частности, говорится о том, что органы местного самоуправления нередко не реагируют должным образом на факты безответственного отношения к использованию и содержанию памятников, не проявляют должной заботы об их своевременном ремонте и благоустройстве прилегающей к ним территории; для некоторых памятников архитектуры и археологии не утверждены охранные зоны; в проектах генеральных планов городов и населенных пунктов не всегда учитывается градостроительная роль памятников, предлагается снос зданий, представляющих историческую и культурную ценность, недооценивается сложившаяся природно-ландшафтная среда, окружающая памятники; специальные научно-реставрационные производственные мастерские имеют слабую материально-техническую и проектную базу. Все эти выводы актуальны и сейчас. Конкретные правоприменительные вопросы нашли свое отражение в постановлении Совета Министров БССР № 350 от 1 октября 1984 г. «О фактах грубых нарушений законодательства об охране памятников истории и культуры». В частности, Белорусскому добровольному обществу охраны памятников истории и культуры рекомендовалось обеспечить исполкомы местных Советов депутатов Сводом памятников истории и культуры. Выход этого справочно-энциклопедического издания оказал большое влияние на научную и практическую памятникоохранную деятельность.
В настоящее время данное постановление утратило силу, оно отменено в 2001 г. Что касается Свода памятников, то он до сих пор применяется в практической деятельности.
Началом нового периода в памятникоохранной деятельности можно считать принятие постановления Президиума Верховного Совета БССР № 799-ХII от 16 мая 1991 г. «О реорганизации дела охраны историко-культурного наследия в Белорусской ССР». В преамбуле этого документа содержится следующая оценка состояния памятникоохранного дела: «...органы исполнительной власти всех уровней объективно не заинтересованы в сохранении историко-культурного наследия, что по статистике является причиной преимущественного большинства нарушений Закона Белорусской ССР об охране и использовании памятников истории и культуры».[7,c.117]
Продекларированная и проведенная реорганизация, заключавшаяся в принятии нового закона, привела к смешению правовых понятий. Нормативные акты, принятые после провозглашения независимости Беларуси, а также издаваемые в их развитие подзаконные правовые документы вплоть до 2001 г. отличаются внутренней противоречивостью и в значительной степени не обеспечивают надлежащей правовой охраны историко-культурного наследия. На практике это привело к низкой эффективности правоприменительной деятельности.
Именно с этого времени (т. е. после провозглашения независимости Беларуси) начался новый период в сфере охраны культурного наследия страны. Связан он с принятием Закона «Об охране историко-культурного наследия», положившего начало концептуально иному подходу к охранной деятельности государства в данной области.
Законом упразднено разделение памятников по видам. Все объекты объединены общим родовым понятием «историко-культурная ценность», минимизированы формы общественного контроля за охраной и использованием историко-культурного наследия. К числу немногих достоинств анализируемого Закона можно отнести предложенную градацию объектов по категориям ценности, чего не было в общесоюзном законе.
Наиболее продуктивный с точки зрения принятия новых правовых актов период с 2001 по 2005гг.
В это время трижды происходит реформирование специализированного органа по охране историко-культурного наследия, принимаются важные нормативно-правовые акты.
В частности, большое значение для сохранения исторического наследия имеет постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1085 от 23 июля 2001 г. «О первоочередных мерах по сохранению и возрождению исторических центров городов Беларуси».
Во исполнение данного правительственного постановления уполномоченными государственными органами разрабатывается долгосрочная программа реализации проектов регенерации городской застройки, имеющая важное историко-культурное значение.[7,c.129]
Информация о работе Мировой опыт современного использования памятников архитектуры