Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 10:38, реферат
Цель курсовой работы – исследовать влияние компьютера на психику ребёнка.
Объектом нашего исследования выбраны дети, а также группы детей младшего школьного возраста.
Практическая ценность курсовой работы вызвана современной проблематикой в вопросах влияния компьютеров на психику детей.
Введение 2
Глава 1. Особенности психического здоровья младших школьников 4
1.1. Границы младшего школьного возраста 4
1.2. Учебная деятельность – основа развития психики 5
1.3. Психика и поведение младших школьников 13
Глав 2. Влияние компьютеров на психику младших школьников 23
2.1. Проблема взаимоотношений детей и компьютеров 23
2.2. Увлеченность компьютерными играми 27
2.3. Негативное влияние компьютера на детскую психику 32
Заключение 35
Библиография 38
У детей с холерическим
темпераментом обострены
К холерическому типу (крайнему по своей выраженности) Н.И. Красногорский относил так называемых трудновоспитуемых детей, в поведении которых постоянно проявляются недисциплинированность, необузданность, стремление вступать в конфликты со взрослыми и сверстниками, упрощенность мышления. Воспитание их требует сугубо индивидуального подхода и является делом нелегким. Однако большинство детей холерического темперамента очень хорошо поддаются воспитательным воздействиям, если они строятся на верной педагогической основе, с учетом особенностей темперамента.
Меланхолический темперамент
соответствует слабому типу высшей
нервной деятельности. У меланхоличных
детей ослаблены корковые и подкорковые
функции нервной системы, наблюдается
малая подвижность нервных
Таким образом, адаптация к школьной жизни во многом зависит от типа высшей нервной деятельности ребенка, его эмоциональной сферы.
Немаловажное значение имеет и другой фактор — состояние здоровья младших школьников и прежде всего первоклассников. В младшем школьном возрасте довольно часто диагностируются ревматизм, хронический тонзиллит и другие заболевания, которые осложняют приспособление первоклассника к школьному режиму и отражаются на успеваемости. Это обстоятельство вынуждает вопросы об учебной нагрузке для больных и ослабленных детей решать совместно с врачом.
Характерной особенностью психоэмоциональной сферы детей в возрасте 7—10 лет является любознательность, живой интерес ко всему новому и яркому. Эта черта сочетается с выраженным стремлением многому подражать, а иногда что-то копировать без достаточно критического отношения к объекту внимания, поэтому личный пример родителей, их приемы нравственного и эстетического воздействия на ребенка имеют исключительно важное воспитывающее значение. Атмосфера дружелюбия, любви взрослых друг к другу, взаимное уважение и понимание, чуткая готовность немедленно прийти на помощь только облагораживают детей, способствуют формированию у них самых добрых душевных качеств, развивают мир их чувств, мыслей, взглядов в самом благоприятном направлении.
Дети жадно подражают не только хорошему. Они могут следовать и плохому примеру: пытаются курить, обижают слабых, проявляют жестокость к животным и т. п. Исследования А.Г. Стойко, опросившего около 5000 курильщиков, показали, что в возрасте до 10 лет начали курить 14 %, а в возрасте до 16 лет — почти 50 % мужчин. Следовательно, примерно каждый шестой ребенок начинает курить в младшем школьном возрасте, когда организм чрезвычайно чувствителен к действию табачных ядов. Несомненно, многие школьники в возрасте до 10 лет и старше приобщаются к курению, подражая родителям или другим близким.
Дурной пример родителей
может быть причиной формирования у
ребенка безразличия к нормам
поведения в общественных местах,
неуважительного и даже грубого
отношения к старшим, лицам женского
пола, товарищам. Если в семье царят
лицемерие и обман, постоянные ссоры
и скандалы, цинизм и произвол, все
это обязательно наложит
Долг родителей — делать все возможное, чтобы оградить ранимую психику ребенка от воздействий, которые глубоко травмируют его неокрепшую нервную систему.
Большой моральный ущерб наносит ребенку стремление взрослых подходить к детям с иной нравственной меркой, чем к себе. Иногда родители при детях произносят бранные слова, совершают нечестные поступки, но наказывают за подобные действия своего ребенка, требуют от сына или дочери аккуратности и подтянутости, а сами неряшливы, небрежны. Лицемерное отношение к ребенку рождает в нем чувство обиды и озлобление, способствует формированию такого отвратительного качества, как лживость.
С I по IV класс у учащихся
формируется критическое
Педагогический опыт показывает, что дети, которые подвергаются телесным наказаниям, растут пугливыми и робкими, угрюмыми и лживыми, однако охотно вступают в драку со сверстниками, используют всякую возможность обидеть менее сильных или младших, проявляя при этом злобность и ожесточенность.
Даже так называемое легкое телесное наказание (несильный шлепок или удар) подвергает психику ребенка жесточайшему испытанию из-за столкновения в его душе противоположных чувств — любви и ненависти — к близкому человеку.
Некоторые родители считают, что основу воспитания школьника составляют строгость и суровость. Однако, часто прибегая к окрику, грубости, они не достигают желаемой цели. Чем же это можно объяснить? Ответ находим у В.Г. Белинского: «Как грубо ошибаются многие, даже лучшие из отцов, которые почитают необходимым разделять себя с детьми строгостью, суровостью, недоступной важностью! Они думают этим возбудить к себе в детях уважение и в самом деле возбуждают его, но уважение холодное, боязливое, трепетное, и тем отвращают их от себя и невольно приучают к скрытности и лживости ...».* К сожалению, в семейном воспитании школьников преобладают наказания и слабо или неумело используются меры поощрения. Средства поощрения могут быть различными, но важно использовать их разумно. Всякая крайность нежелательна: перехвалить ребенка так же опасно, как и не заметить его старательности. Уместная похвала школьника за добросовестно выполненное задание, за проявленную инициативу укрепляет его веру в свои силы и возможности, способствует развитию воли и самоутверждения.
Ребятам 7—8 лет свойственны непосредственность и доверчивость. Взрослые должны с этим считаться и бережно относиться к проявлениям честности, искренности, прямолинейности в рассуждениях и поведении детей. Ускоренное развитие интеллекта в связи с обучением в школе создает основу для более совершенного формирования эстетических и нравственных чувств у детей, для тонких переживаний, рожденных общением с природой, литературой, искусством, а главное — с людьми. Воспитание чувств у младших школьников можно считать эффективным, если родители и педагоги сумеют приобщить их к красоте природы, привить любовь к прекрасному, научат ценить душевное богатство человека, его поступки, достойные подражания.
В воспитании и обучении
детей 7—10 лет велика роль эмоционального
начала. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский
доказывал невозможность
Следует отметить, что в возрасте 9—10 лет у девочек повышается активность желез внутренней секреции (гипофиза, половых желез). В связи с этим у них намечаются признаки формирования тела по женскому типу: более заметное отложение жира на бедрах и ягодицах, увеличение грудных желез. В 10—11 лет в организме ребенка начинает вырабатываться женский половой гормон эстроген, который из половых желез поступает в кровь и определяет развитие так называемых первичных и вторичных половых признаков. При этом состояние психоэмоциональной сферы девочки изменяется: обостряется чувство естественной стыдливости, пробуждается повышенный интерес к собственной внешности, возникают первые раздумья о своей принадлежности к женскому полу. В этом возрасте девочкам особенно необходима материнская помощь, тактичная поддержка.
В век акселерации (ускоренного физического, полового, интеллектуального развития детей и подростков) нередко первые менструации у девочек наступают не в 15—16 лет, как прежде, а в 11—12 лет. Мать или учительница (но не учитель!) должны в доверительной и доступной форме объяснить девочкам в возрасте 9—10 лет, что такое менструация, каково ее значение в жизни женщины, каков должен быть общий и гигиенический режим в такие дни. Запоздалая информация о сущности менструации иногда бывает причиной психической травмы школьницы, ибо незнакомое и неожиданное физиологическое явление может представиться как болезненное.
Основная цель родителей, воспитателей и педагогов — вырастить гармоническую личность, поэтому интеллектуальное развитие младших школьников должно сочетаться с занятиями физкультурой и спортом.
Успешное воспитание школьников в семье становится реальным, если родители стараются разобраться в интеллектуальных, эстетических и физических запросах своих детей, усваивают и применяют на практике приемы семейной педагогики, пользуются высоким авторитетом, служат для детей примером в личной и общественной жизни, в труде.
Проблема взаимоотношений
детей и компьютеров
Психиатры отмечают: к ним
все чаще обращаются родители, которые
обеспокоены болезненным
Проблема компьютерных игр
и их влияния на психику ребенка
обсуждается с тех самых
Раньше, лет 8-10 назад, эффект мерцания относили на счет недостаточно качественных мониторов. С тех пор качество мониторов принципиально улучшилось, но теперь мерцание "обеспечивают" современные "стрелялки", в которых для достижения лучшего визуального эффекта применяется быстрая смена цветовой палитры. И, наконец, самая важная рекомендация: каждый час, проведенный за стрелялками-бродилками, нужно прерываться на 15-минутный перерыв. Причем взрослые, считают исследователи, должны проследить, чтобы ребенок не смотрел в это время телевизор, а занимался чем-нибудь более креативным — например, рисовал, раскрашивал или читал. Однако у нас значительное число детей и подростков играет в компьютерные игрушки в специальных клубах, персоналу которых, разумеется, и в голову не приходит следить за соблюдением какого-либо режима.
Практика показывает, что дети с легкостью учатся управляться с клавиатурой и мышкой даже в том случае, если впервые увидели компьютер гораздо позже, чем все остальные в классе. Родители склонны гордиться достижениями своего чада, поэтому, увидев, как мастерски управляется с мышкой их трехлетний малыш, испытывают восторг. Однако спустя год или два, когда ребенок подрастает, родители неожиданно замечают, что за это время он так и не научился ничему новому — он просто продолжает играть и кликать по одним и тем же ссылкам. В раннем возрасте умственные способности развиваются в процессе взаимодействия с окружающим миром, а вовсе не потому, что ребенком управляет электронная машина, отвлекающая его от других видов деятельности, которые более полезны для развития.[11,149]
Некоторые ученые высказывают
мнение, что чрезмерное развитие визуального
восприятия у детей может нанести
значимый ущерб осязанию и слуху.
Тем не менее, разработчики веб-сайтов
и программ для детей не видят
ничего плохого в приобщении детей
к высоким технологиям в совсем
юном возрасте, если это происходит
постепенно и в разумных пределах.
Другими словами, не следует насильно
заставлять детей приобщаться к
современным технологиям или
превращать компьютер в сиделку.
При условии разумного
Информация о работе Влияние компьютерных игр на психическое здоровье детей