Контрольная работа по "Надежности технических систем"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 21:45, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1: Теоретическая часть.
Вопрос: Своевременное оповещение – эффективная защита людей от ЧС

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная предмет Надежность технических систем.doc

— 868.00 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ  БЕДСТВИЙ

Уральский институт ГПС МЧС России

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №1   Вариант 32

 

зачетная книжка № 9418

 

по надежности технических систем

 

слушателя 3 курса  спец. 280104.65 (    г. об.)

 

 

 

Домашний адрес:

 

 

дата выполнения работы: 21 октября 2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2011

 

Задание 1: Теоретическая часть.

Вопрос: Своевременное оповещение – эффективная защита людей от ЧС

 

Введение

Под оповещением населения  понимается своевременное предупреждение его о надвигающейся опасности, а также информирование о порядке поведения в создавшихся условиях. Именно своевременное оповещение и информирование об истинном характере угрозы позволяют резко сократить возможные потери, препятствуют возникновению панических слухов, которые одни в состоянии принести больше негативных последствий, чем сама чрезвычайная ситуация любого характера.

Организация связи  и оповещения являются жизненно-важными факторами в управлении чрезвычайными ситуациями. Как стало ясно в случае с цунами в Индийском океане, эффективная система оповещения не только могла бы определить опасность землетрясения и огромные волны цунами, но и пути передачи необходимой информации ведомствам и общинам пострадавших регионов, что спасло бы многие жизни. Случилось так, что некоторые ученые смогли заранее распознать опасность, но не оказалось эффективной системы передачи информации тем, кому следовало бы знать ее в первую очередь: жителям побережья Индонезии, Индии, Таиланда и Шри-Ланки. К сожалению, большая часть населения также была недостаточно информирована о цунами и не смогла распознать признаки

надвигающегося  явления.

Этот пример иллюстрирует необходимость эффективной системы связи между теми, кто ответственен за мониторинг и прогнозирование надвигающейся опасности, властями и структурами, отвечающими за оповещение населения. Предупреждение существенно отличается от прогноза. Прогноз просто сообщает о том, какое явление (проливные дожди, наводнения) ожидается, в то время как оповещение включает и рекомендации к действию. Предупредительное сообщение, которое просто предупреждает о том, что наводнение грозит какому-то определенному региону, но не содержит рекомендаций о том, что необходимо делать, не выполняет своей задачи. Это означает, что в промежутке между получением прогноза ученых и подготовкой предупреждающего сообщения, информация нуждается в интерпретации.

Основываясь на интерпретации, предупреждающее сообщение должно определять ожидаемое воздействие угрожающего явления (наводнение, ураган, оползень, сель и т.д.) и, какие действия следует предпринять, чтобы смягчить или избежать самые худшие последствия. Тем не менее, предупреждение достигнет большего эффекта, если у населения уже есть какие-то знания об угрожающей им опасности и действиях, которые следует

предпринять в  случае их возникновения.

Знания населением или кого-либо из их членов о существующей опасности иногда недооцениваются. Некоторые люди хорошо осведомлены о знаках надвигающегося, например, наводнения или грязевого потока. Там, где таких знаний нет, их можно дать посредством информирования и обучения. Очень часто невозможно вовремя передать предупреждающее сообщение населению (из-за ограниченного коммуникационного охвата, или скорости наступления чрезвычайной ситуации).

Народ может  сам создать свою систему оповещения, как делал это на протяжении веков. Как известно, люди пользуются самыми различными методами предупреждения о грозящей опасности (звуки выстрелов, сирен и стук в дверь). Поэтому в процессе предупреждения населению отводится ведущая роль. В конце концов, именно им следует действовать, зачастую именно они доносят предупреждающую информацию до самого последнего

дома и, если люди её не поймут или не воспримут всерьез, то эффекта не будет.

Таким образом, цель оповещения о чрезвычайной ситуации заключается в своевременном информировании об угрожающей опасности, чтобы население могло предпринять предупредительные меры и действия, направленные на предупреждение последствий чрезвычайной ситуации.

Задействованы будут как отдельные лица, так  и организации и ведомства, действующие в рамках специальных структур и уполномоченные решать вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (Комиссии по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне, полиция, медицинская, противопожарная службы и т.д.).

Цель предупреждения заключается в предупреждении населения и организаций о грозящей опасности, чтобы способствовать принятию ими мер по усилению безопасности и минимизации ее последствий.

Руководители  местных органов государственной  власти, ответственные за управление чрезвычайными ситуациями, при получении научного прогноза или внушающей доверие информации о чрезвычайной ситуации должны срочно принять решение о необходимых действиях в сложившейся ситуации. При разработке мероприятий на случай чрезвычайной ситуации следует определить ответственного человека, чья роль будет заключаться в формулировании соответствующего предупредительного сообщения, базирующегося на понимании полученной информации о грозящей опасности, и ее передаче населению доступным способом. Насколько удачно составлено сообщение, можно судить по тому, как люди следуют совету: прекращают определенные действия (например, не совершают поездок по определенным дорогам) или, наоборот, совершают определенные действия (делают запасы определенных продуктов питания, воды или переставляют и укрепляют мебель, перемещают электрооборудование, или отгоняют животных в безопасные места). Предупреждающие сообщения о чрезвычайной ситуации могут сыграть важную роль в сокращении их негативных последствий, если они преподнесены соответствующим образом. Широкая информированность населения благоприятно сказывается на работе аварийных служб.

Население склонно следовать инструкциям, но не редки случаи попадания людей в опасные ситуации из-за отсутствия элементарной информации.

 

Компоненты системы оповещения

Эффективная система  оповещения включает семь компонентов:

1. Прогноз. Определение  опасности и изменений в окружающей среде, указывающих на вероятность возникновения чрезвычайной ситуации. Зачастую информацию такого рода предоставляют республиканские службы (например, гидрометеорологическая служба), а при локальных и небольших по масштабу бедствиях, информация может исходить от самих людей;

2. Интерпретация.  Заблаговременное определение возможных последствий для населения; предсказанная чрезвычайная ситуация. Очевидно, что для этого требуются хорошее знание состава населения и знания специфики местности;

3. Подготовка сообщения. Формулирование содержания сообщения, предупреждающего людей о чрезвычайной ситуации;

4. Коммуникация. Своевременное распространение предупреждающего сообщения среди населения и организаций, которые вероятнее всего пострадают от чрезвычайной ситуации;

5. Реакция. Вызывать  осознанные и своевременные действия со стороны, как населения, так и ведомств, задействованных в управлении чрезвычайными ситуациями;

6. Анализ. После  чрезвычайной ситуации проанализировать, как действовала система оповещения с целью ее улучшения;

7. постоянное  информирование населения об  опасности, угрожающих признаках, системе оповещения и механизмах противостояния чрезвычайным ситуациям.

Эффективная система  оповещения может быть разработана только при участии всех задействованных ведомств. Здесь местным властям и населению отводится важнейшая роль. Как и в случае с другими функциями управления чрезвычайными ситуациями, налаженная координация является обязательной составной частью хорошей системы оповещения и может быть достигнута посредством встреч, планирования, совместного обучения и учений. Следующая схема кратко представляет основные компоненты системы оповещения.

Информированность

 ведомств  и людей


 

 


 



 





Компонент I: Прогноз  опасностей


 

Прогнозы - это предположения о вероятности возникновения опасности. Чаще всего, они подготавливаются официально научными агентствами, осуществляющими мониторинг конкретных опасностей и собирающими, в основном, количественную информацию по определенным физическим параметрам (количество осадков, высота уровня воды и т.д.). Прогнозы передаются в ведущие ведомства по управлению чрезвычайными ситуациями для дальнейшей интерпретации.

Важно отметить, что ведущее ведомство по управлению чрезвычайными ситуациями конкретно определяет, какая информация требуется и в какой форме. Научные данные могут быть очень неопределенными и не всегда отвечают требованиям тех, кто управляет чрезвычайными ситуациями и принимает соответствующие решения. Поэтому очень важно, чтобы ведомство, занимающееся мониторингом, и пользователь данными согласовали форму и процедуру передачи данных. Не менее важно отметить, что прогнозы не всегда отличаются точностью и определенностью. Более точные прогнозы требуют больше времени и, таким образом, остаётся меньше времени для мобилизации и приятия мер предосторожности.

 

Мониторинг чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации

 

Под мониторингом [англ. monitoring от лат. Monitor – предостерегающий] понимается определенная система наблюдения, а также оценки и прогноза состояния и развития природных, техногенных, социальных процессов и явлений.

Он заключается в  слежении за состоянием определенных структур, объектов, явлений и процессов, а его результаты используются для предупреждения о создающихся опасностях, угрозах и критических (кризисных) ситуациях, обеспечения информационной поддержки подготовки и принятия управленческих решений по изменению в нужном направлении состояния и развития системы, процесса или явления.

Применительно к потенциально опасным объектам мониторинг – это постоянный сбор информации, наблюдение и контроль за объектом, включающий процедуры анализа риска, измерения параметров технологического процесса на объектах, выбросов вредных веществ, состояния окружающей среды на прилегающих к объекту территориях.

Существует большое  число видов мониторинга, различающихся  по учитываемым источникам и факторам антропогенных воздействий, откликам компонентов биосферы на эти воздействия, методам наблюдений и т.п. На рис. 1.1 приведена классификация видов мониторинга по следующим признакам: по наблюдаемым негативным факторам, базированию, месту относительно окружающей среды, целевым функциям.

 

Основу сил и средств наблюдения и контроля, функционирующих в рамках РСЧС, составляют учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) гражданской обороны Российской Федерации, составной частью которой являются около 7 тысяч различных учреждений Минздравсоцразвития России, Минсельхоза России, Росгидромета, МПР России и ряда других ведомств.

Для целей мониторинга, в частности, задействованы системы контроля Минобороны России; система сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений; система мониторинга геологической среды МПР России; системы контроля обстановки на крупных промышленных центрах и др.

Мониторинг окружающей природной среды и ее химического загрязнения осуществляется Росгидрометом: атмосферного воздуха – в 219 городах (621 пункте), на 1140 водных объектах (1726 пунктах), снежного покрова в 461 пункте; трансграничного переноса загрязняющих воздух веществ (5 станций); химического состава и кислотности осадков (170 пунктов); комплексный фоновый мониторинг (5 станций). В атмосферном воздухе определяется содержание более 30 загрязняющих веществ, в водных объектах – более 50 показателей, в почве – содержание тяжелых металлов, нефтепродуктов, пестицидов.

Система сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений включает опытно-исследовательские экспедиции (партии), имеющие в своем составе телесейсмические региональные и локальные сети, региональные информационно- обрабатывающие центры геодезической службы РАН и сейсмической службы Минобороны России, сейсмические станции наблюдения на потенциально опасных объектах Росатома, Минпромэнерго России, Росстроя.

В Вооруженных Силах  Российской Федерации для наблюдения за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов действуют экологическая и гидрометеорологическая службы, а также сформированная на базе частей и подразделений войск РХБ-защиты единая система выявления и оценки масштабов и последствий применения оружия массового поражения, обеспечивающая также контроль радиационной, химической и биологической обстановки.

В системе управления природоохранной деятельностью  существенное место отводится Единой государственной системе экологического мониторинга как источнику комплексной, объективной и доступной для использования информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов.

МПР России осуществляет мониторинг водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений на локальном, территориальном, бассейновом (региональном) и федеральном уровнях.

Однако существовавшая система мониторинга не обладала необходимыми возможностями для наблюдения, оценки и прогноза всего спектра угроз и опасностей, которые характерны сегодня для России. Поэтому с апреля 2000 года создается более общая, межведомственная система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (СМП ЧС) природного и техногенного характера как информационно-аналитическая подсистема РСЧС, объединяющая усилия функциональных и территориальных подсистем РСЧС в части прогнозирования возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий.

Правовой основой функционирования системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций является распоряжение Президента Российской Федерации от 23 марта 2000 г. № 86-рп и приказ МЧС России от 12.11.2001 г.№483, утвердивший «Положение о системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Данным Положением определены структура, назначение, принципы построения, общий порядок функционирования, состав сил и средств СМП ЧС, ее цели и задачи, работа ее отдельных звеньев и элементов, вопросы информационного взаимодействия и т.п. На рис. 1.2 приведена структура СМП ЧС природного и техногенного характера.

Информация о работе Контрольная работа по "Надежности технических систем"