Контрольная работа по "Надежности технических систем"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 21:45, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1: Теоретическая часть.
Вопрос: Своевременное оповещение – эффективная защита людей от ЧС

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная предмет Надежность технических систем.doc

— 868.00 Кб (Скачать файл)

К таким объектам отнесены в первую очередь атомные станции, химически опасные предприятия, гидроузлы с напорной плотиной, при возможном разрушении которой может образоваться зона катастрофического затопления.

В соответствии с имеющимся  постановлением установлены следующие

зоны ответственности (зоны действия) локальных систем оповещения:

– для химически опасного объекта – 2,5 км;

– для атомной станции  – 5 км (с обязательным включением в зону оповещения населения пристанционного поселка (города);

– для гидросооружения  с напорным фронтом – 6 км ниже плотины.

Задачами ЛСО являются оповещение не только руководства и  персонала потенциально опасных объектов, но и населения, проживающего в непосредственной близости от объектов (в пределах ответственности ЛСО).

На территории субъектов  Российской Федерации размещено  несколько тысяч потенциально опасных объектов, рядом с которыми более 60 млн. людей. Необходимо было приблизить к ним центры оповещения на случай возможных аварий. Процессом оповещения занимается непосредственно дежурный диспетчер (сменный инженер) предприятия. Для оповещения персонала объекта задействуются радиотрансляционный узел и сирены. Для оповещения людей находящихся непосредственно рядом с предприятием (в санитарной зоне) могут быть использованы уличные громкоговорители, размещенные по периметру предприятия. Для доведения информации до остального населения, которое по расчетам может попасть в зону поражения, задействуются электрические сирены, а также уличные громкоговорители в жилой зоне, подключенные к фидеру уличной звукофикации объектового радиоузла или к распределительной радиотрансляционной сети, созданной в данном районе.

ЛСО представляет собой организационно-техническое объединение дежурно-диспетчерских служб потенциально опасного объекта, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, а также линий связи, обеспечивающих передачу сигнала «Внимание всем!» и речевой информации до персонала объекта и населения в зоне ответственности ЛСО данного объекта.

В тех случаях, когда  последствия аварии будут выходить за пределы зон действия ЛСО, принимаются решения на задействование соответствующих территориальных СЦО населения в целом или выборочно в определенном районе (городе). Предусматривается организационное и техническое сопряжение локальных и территориальных систем оповещения.

Для групп потенциально опасных объектов, размещенных компактно  в пределах крупных промышленных центров (зон), предусматривается создание объединенных ЛСО, что позволяет объединить финансовые возможности объектов по созданию ЛСО.

При строительстве новых  потенциально опасных объектов финансирование создания ЛСО осуществляется за счет средств, выделяемых на строительство данных объектов. На действующих потенциально опасных объектах, осуществляющих хозяйственную деятельность, финансирование осуществляется за счет собственных средств этих объектов, а находящихся на бюджетном финансировании – за счет средств соответствующих бюджетов.

 

ЛСО на химически опасных объектах

 

Химически опасные объекты  составляют наибольший процент среди  потенциально опасных объектов. К ним относятся предприятия химической, нефтехимической, целлюлозно-бумажной, нефтеперерабатывающей промышленности, жилищно-коммунального хозяйства и др. В их число входят и кондитерские фабрики, и пивзаводы, и мясокомбинаты, и молокозаводы, и станции водоочистки, и овощные базы. Их много и в сельском хозяйстве. Тысячи тонн АХОВ перевозится ежедневно различными видами транспорта, перекачивается по трубопроводам.

Особенностью организации  оповещения населения при авариях  на химически опасных объектах является чрезвычайно высокие требования по оперативности проведения защитных мероприятий, так как пребывание людей даже несколько минут в зараженном облаке может привести к тяжелым последствиям. Важным фактором, который необходимо учитывать при оценке потенциальной опасности территории, является вероятность заблаговременного оповещения населения о приближении облака АХОВ.

Глубина распространения облака зараженного воздуха может достигать нескольких десятков километров, а время подхода его к населенным пунктам

(жилым массивам города) при наихудших погодных условиях  может составить 2—5 минуты. Время оповещения становится решающим фактором. При скорости ветра 1 м/сек облако зараженного воздуха пройдет за час 5—7 км.

Основной информационной базой в локальной системе  оповещения является сеть проводного вещания, созданная на объекте и в окружающем его жилом массиве.

Зона ответственности (зона действия) в локальной системе оповещения для химически опасного объекта составляет 2,5 км. Если такой объект построен за пределами населенного пункта, то, как правило, при его строительстве радиофикация приобъектового поселка осуществлялась на основе использования радиоузла самого объекта, что упрощает решение задачи оповещения населения от дежурного диспетчера объекта.

Схема построения ЛСО  химически опасного объекта изображена на рис. 2.3.

В России имеются города, на территории которых располагается несколько химически опасных объектов, аварии на них могут привести к заражению всей территории города. В таких случаях организуется оповещение населения всего города от местного органа управления ГОЧС или от диспетчерской службы одного из объектов, а не отдельного его района. В таких городах ЛСО практически совпадает с местной (городской) системой оповещения и в ней задействуются все средства оповещения города.

 

 

ЛСО атомной станции

 

Чернобыльская катастрофа показала всему миру, насколько масштабными по своим проявлениям могут быть последствия аварий на атомных станциях. Эта авария показала исключительную важность своевременного доведения до населения информации об опасности загрязнения внешней среды радиоактивными веществами и меру ответственности должностных лиц, ответственных за оповещение.

Зона действия ЛСО  на атомной станции определена в  радиусе 5 км вокруг нее, с обязательным включением в нее поселка станции. Непосредственное управление ЛСО организуется от начальника смены, как правило, начальника смены первого блока.

Между начальником смены  АЭС и оперативным дежурным ГУ МЧС России по субъекту РФ, на территории которого располагается АЭС, организуется прямая телефонная связь и радиосвязь.

Управление работой  ЛСО АЭС организуется как с  рабочего места начальника смены, так и помещения убежища запасного пункта управления АЭС.

Схема построения ЛСО  на атомной станции изображена на рис. 2.4.

 

 

ЛСО гидросооружения

 

Строительство гидроэлектростанций (ГЭС) привело к появлению высоконапорных гидросооружений. Прорыв плотин таких сооружений может привести к образованию огромных по протяженности зон катастрофического затопления и огромным по масштабу разрушениям и человеческим жертвам.

Включение ЛСО должно осуществляться, либо ручным способом непосредственно от диспетчера гидроузла, либо автоматически от аппаратуры аварийной сигнализации при внезапном быстром заполнении нижнего бьефа. Экстренному оповещению подлежат населенные пункты, расположенные ниже плотины по течению на удалении до 6 км, а также поселок работников гидроузла, расположенный, как правило, в непосредственной близости к гидроузлу. Одновременно сигнал оповещения о катастрофическом затоплении должен поступить в ближайший к гидроузлу орган управления ГОЧС, где организовано оперативное дежурство и управление региональной системой оповещения населения.

Вариант организационно-технического построения локальной системы оповещения в районе размещения гидроэлектростанции представлен на рис. 2.5.

 

Общероссийская  комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей

Системы централизованного  оповещения населения призваны решать задачи оповещения и информирования на больших территориях (город, район, субъект РФ). Вместе с тем возникла задача оперативного оповещения и информирования больших групп населения, находящихся на территории крупных торговых, спортивных, культурных и развлекательных центров, где нет средств централизованного оповещения.

Организационным решением этой задачи стало создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). Ее разработка предусматривается федеральной целевой программой «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» в качестве приоритетного направления.

ОКСИОН является составной  частью системы управления РСЧС, сопрягается с органами повседневного управления (НЦУКС, ЦУКС, ЕДДС) и обеспечивает информационную поддержку при выявлении чрезвычайных ситуаций, принятии решений и управлении в кризисных ситуациях.

Целью создания ОКСИОН является подготовка населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка; своевременное оповещение и оперативное информирование граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.

Основными задачами создания ОКСИОН являются:

– сокращение сроков гарантированного оповещения о чрезвычайных ситуациях;

– повышение оперативности  информирования населения по правилам безопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

– обеспечение передачи населению указаний и рекомендаций по необходимым действиям в процессе локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– оптимизация регулярности доведения информации, необходимой  для привития норм безопасного поведения (культуры безопасности) в природной,

техногенной и социальной сферах;

– увеличение действенности  информационного воздействия с  целью скорейшей реабилитации населения, пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций;

– повышение эффективности  мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей путем профилактического видеонаблюдения;

– обеспечение информирования и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях или об их угрозе с учетом региональной, территориальной и местной специфики получения, представления и доведения информации населению.

Выбор программных мероприятий  для достижения поставленных целей предполагается осуществлять по следующим основным направлениям:

– разработка и совершенствование  концептуальных системных, нормативных, правовых и организационных основ общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

– формирование нормативно-правовой базы для создания, развертывания и эксплуатации общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения;

– создание научно-методической основы и внедрение инновационных технологий информирования, оповещения и подготовки населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций и террористических акций;

– выбор, развитие, совершенствование  и внедрение передовых информационных технологий и программного обеспечения в интересах информирования и оповещения населения;

– формирование организационных  принципов и идеологии использования ОКСИОН в различные периоды жизнедеятельности государства.

Для повышения уровня подготовленности населения, привития норм безопасного поведения в окружающей обстановке, используются современные информационные и телекоммуникационные технологии. Эти технологии позволят оповещать, информировать и обучать людей, находящихся в местах массового пребывания, с использованием электронных наружных и внутренних информационных табло, а также вне зависимости от мест нахождения людей с применением различных типов устройств индивидуального пользования (мобильных телефонов, портативных компьютеров с беспроводным выходом в Интернет, теле- и радиоприемников и др.).

Важную роль в прогнозировании  опасных ситуаций и обеспечении  своевременности реагирования на них должны сыграть современные средства профилактического видеонаблюдения в местах массового пребывания людей, а также устройства, обеспечивающие обратную связь населения с персоналом ЦУКС различных уровней (типа вызывных панелей голосовой связи «SOS»).

В структурном отношении  ОКСИОН представляет собой совокупность федеральных, межрегиональных, региональных и муниципальных (городских) информационных центров, осуществляющих управление современными средствами оповещения и информирования людей в местах массового пребывания (рис. 2.6).

 

Общая схема системы оповещения Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Расчетная часть.

Условие задачи:

На Лесной территории площадью 1000 га с насаждениями, относящимися к первой группе, установилась жаркая сухая погода с заданной температурой воздуха в 12 часов дня (tвоз). Принять, что точка росы tросы=21oC. Начальный периметр низового пожара 10000 м. Скорость ветра, температура воздуха в 12 часов дня, значение комплексного показателя пожарной опасности берутся из таблицы согласно варианту контрольной работы. Время с начала возникновения пожара составляет 24 часа. Пожарная опасность в лесу по условиям погоды относится ко II классу.

Информация о работе Контрольная работа по "Надежности технических систем"