Контрольная работа по "Надежности технических систем"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 21:45, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1: Теоретическая часть.
Вопрос: Своевременное оповещение – эффективная защита людей от ЧС

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная предмет Надежность технических систем.doc

— 868.00 Кб (Скачать файл)

За: Могут передавать простые устные инструкции. Использование машин полиции (или машин других служб) добавляет доверия.

Против: Процесс замедляет хождение с улицы на улицу. Стационарные системы громкого вещания имеют ограниченный охват. Кто-то может вообще не слышать.

 

Медленное

распространение

 

Сирены/ Предупредительные  удары по металлическим предметам:

За: Простые средства звукового объявления тревоги, сразу дающие эффект. Может разбудить людей среди ночи.

Против: Такие сигналы игнорируются или не понимаются людьми, если люди не знают их причины или какие действия следует предпринять, когда они их слыша.

 

Стук  в дверь

Целевая группа: ключевые фигуры (лидеры, посыльные) дальнейшего распространения.

Против: Очень медленно.

 

Для специфических  предупреждений более подходят следующие методы распространения:

 

Примечание: Стук в дверь применим, когда требуются радикальные меры как эвакуация и, когда развитие ситуации позволяет задействовать людей для такого оповещения. Лично переданная информация обычно более убедительна, особенно при условии, если она исходит от того, кого знают и кому доверяют. Если число получателей предупреждения меньше, чем все население, можно задействовать посыльных. Эту функцию могут исполнить и неформальные или религиозные лидеры. Посыльные должны быть проинструктированы как вести такую работу и снабжены материалами для распространения. Такие материалы могут указывать безопасные пути эвакуации, действия, которые следует предпринять перед тем, как покинуть свои дома (отключить электричество, газ и т.д.) и что следует захватить с собой на пункты временного размещения. Там, где необходимо индивидуально предупредить значительное количество людей, потребуется задействовать чрезвычайные службы и планировать скоординированные и эффективные действия. Значительное количество посыльных требует введения их в курс дела и планирования, чтобы обеспечить выполнение поставленных задач в реальных временных рамках без подвергания кого-либо риску. Следует отметить, что власти и организации, занимающиеся реагированием, должны проконтролировать, чтобы целевая группа была предупреждена. Есть вероятность, что получатели захотят подтверждения правдивости информации и того, что она имеет к ним отношение к ним. Это достигается посредством дополнительных предупредительных сообщений, или смешением моделей предупреждения, хотя эти функции могут выполняться за счет других мероприятий (организация горячих телефонных линий, если возможно, встреч с населением).

 

Как указывалось  выше, зачастую общие и специфические предупреждения комбинируются. Преимущества и слабые стороны индивидуальных средств передачи предупреждающих сообщений также требуют одновременного применения различных методов для повышения эффективности. Сообщения через средства массовой информации можно применять одновременно с доской объявлений, мегафонами и стуком в дверь. Это не будет рассматриваться как дублирование, а только увеличит шанс того, что сообщение будет услышано и понято. Как показывает опыт, некоторые методы, как, например, сирены и звуковая тревога не эффективны без предварительных инструкций. Некоторые методы, которые применимы в дневное время, не могут применяться в ночное и т.п.

Очевидно, что  каждая отдельно взятая ситуация, то есть опасность, особые характеристики местности требуют различные комбинации средств коммуникации. Если дело касается только одной местности, то может быть задействовано большое число индивидуальных и персональных форм коммуникации, хотя временной фактор тоже может сыграть свою роль.

Окончательный выбор зависит от:

- серьезности  угрозы;

- имеющегося  в запасе времени;

- целевой  группы;

- имеющихся  ресурсов и средств коммуникации;

- времени  дня и дня недели (будний день, праздничный или выходной);

- необходимой  реакции.

 

Нужно признать, что неформальная система оповещения будет существовать наряду с официальной. Неформальная система оповещения может сыграть положительную роль: обеспокоенные друзья и родственники убеждаются в том, что кто-то получил сообщение. Люди захотят подтверждения правдивости переданного официального сообщения и, если неформальные источники подтвердят реальность угрозы, то велика вероятность, что они будут следовать рекомендациям или инструкциям. В связи с этим, необходимо привлекать население и существующие связи к оповещению, и стремиться к тому, чтобы неформальная система действовала в соответствии с официальной системой.

 

Стандартная процедура объявления тревоги и ее этапы

 

Как отмечалось выше, предупреждающие сообщения следует повторять. В зависимости от сложности ситуации, это можно проделать в несколько этапов. Выпуск и повторение предупреждения обеспечивает информирование чрезвычайных служб и населения, их готовность, и возможность снижения негативных последствий чрезвычайной ситуации, а также подготовку к мерам реагирования. Планы на случай чрезвычайных ситуации должны содержать указания о приведении в готовность чрезвычайных служб и населения. Хотя и должна быть взаимосвязь между обеими, но приведение в готовность чрезвычайных служб требует соблюдения специфических процедур и мобилизационных планов.

В случае непредсказуемой опасности или стремительного развития ситуации, постстихийный обзор может привести к общей мобилизации (или пятому этапу в соответствии со схемой ниже). И вообще, во многих случаях есть, по меньшей мере, один этап до того, как «предупреждение» сделано. Это так называемый «предтревожный» этап, когда чрезвычайные службы переводятся на круглосуточный график работы, или их информируют о том, что в очень скором времени они будут призваны.

 

Во многих странах существуют до пяти этапов (чаще всего каждый имеет  свой кодовый цвет) объявления тревоги  и оповещения. Конечно, пять этапов необходимы в особо сложных ситуациях, когда чрезвычайная ситуация постепенно нарастает. Они перечислены ниже.

Фаза первая - повседневное состояние.

Фаза вторая - боевая готовность. Ситуация ухудшилась, но пока нет необходимости в привлечении сотрудников чрезвычайных служб.

Фаза третья. Ситуация ухудшилась до степени, когда дальнейшее продолжение нормальной деятельности невозможно и чрезвычайные службы приведены в состояние повышенной готовности. Созвана комиссия по чрезвычайной ситуации, которая функционирует в полном объеме.

Фаза четвертая. Опасная ситуация получила дальнейшее развитие и приняты меры предотвращения: эвакуация или другие превентивные смягчающие действия (укрепление зданий или берегов рек ит.д.).

Фаза пятая. Натиск стихии и высочайший уровень опасности: возобновление чрезвычайных мер в полном объеме.


Конечно, может так случиться, что самой высокой степени может и не быть, потому что проливные дожди прекратились, или из-за других изменений в ситуации. В таком случае объявляется отбой, то есть действия сворачиваются в обратном порядке и переходят на предыдущий этап: с третьего на второй и так далее, пока не станет окончательно очевидно, что опасность миновала. И процедура мобилизации и объявления отбоя следует четко разработать в плане на случай чрезвычайной ситуации.

Если рассматривать  режимы функционирования государственной системы по чрезвычайным ситуациям в Российской Федерации, то целесообразно выделить 3 режима:

- режим  повседневной деятельности предполагает  нормальное функционирование системы;

- режим повышенной готовности;

- режим чрезвычайной ситуации.

Именно при  объявлении вышеперечисленных режимов функционирования государственной системы по чрезвычайным ситуациям активизируется деятельность Комиссии по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне и выполняются определенные мероприятия под ее руководством.

В зависимости  от обстановки и масштабов чрезвычайных ситуаций решением соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из режимов функционирования государственной службы по чрезвычайным ситуациям.

В режиме повышенной готовности Комиссии по чрезвычайным ситуациям непосредственно руководят функционированием подсистем и звеньев государственной службы по чрезвычайным ситуациям, а также:

 

  • при необходимости, высылают оперативные группы для выявления причин ухудшения обстановки в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
  • усиливают дежурно-диспетчерскую службу;
  • усиливают наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабы;
  • принимают меры по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;
  • приводят в состояние готовности силы и средства;
  • уточняют планы действий, направляют силы, при необходимости, в предполагаемый район чрезвычайных ситуаций.

 

В режиме чрезвычайной ситуации Комиссия по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне организует:

  • защиту населения;
  • выдвижение оперативных групп в районы чрезвычайных ситуаций;
  • занимаются ликвидацией чрезвычайных ситуаций;
  • определение границы зоны чрезвычайных ситуаций;
  • работы по обеспечению устойчивого функционирования отраслей и объектов экономики, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
  • непрерывный контроль за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.

 

Таким образом, для того, чтобы предупреждающие сообщения дали необходимый положительный результат, необходим хорошо обдуманный выбор способов и каналов доведения информации, чья эффективность и уместность будет варьироваться в зависимости от ситуации. Наиболее удачным оказывается подход, сочетающий различные методы и каналы. Многие чрезвычайные ситуации могут потребовать повтора предупреждающих сообщений и поэтапного объявления тревоги.

 

В качестве средств оповещения и информирования населения целесообразно  организовать использование:

– сотовых сетей связи;

– автомагнитол в транспортных средствах с автоматическим переключением

на программу передачи экстренных сообщений о ЧС;

– современных рекламных  технологий;

– высокомощных звуковых излучателей с автономным питанием, обеспечивающих передачу условных сигналов и коротких информационных сообщений;

– сетей радио- и телевещания (с учетом запланированного перехода на цифровое вещание к 2015 г.);

– мобильных средств  информирования.

Исследования показывают, что постоянный поток людей, передвигающихся на транспорте и пешим порядком в течение дня, составляет большую часть населения. Таким образом, в течение дня большинство людей оторваны от своих квартирных стационарных средств приема информации (телефон, радио, телевизор, компьютер, радиоточка). В то же время стремительное развитие сотовых сетей связи позволяет говорить о возможности решения задачи массового оповещения населения независимо от мест его нахождения в городе и в загородной зоне.

 

Компонент V. Анализ

 

Анализ системы  оповещения следует проводить регулярно для определения положительных и отрицательных сторон разработки мер по устранению не достатков особенно после апробации системы в чрезвычайной ситуации. Необходимо проводить анализ системы на всех уровнях: государственном, региональном, местном, и этапах прогнозирования и интерпретации, разработки и распространения. При анализе следует учитывать мнение пользователей, то есть населения, которые оценят пути передачи сообщения, их эффективность и полезность.

Такого рода анализ следует проводить вскоре после того, как миновала чрезвычайная ситуация, пока все детали еще не забыты, а также после важных экологических или организационных изменений, таких, как смена персонала или реструктуризация отделов, децентрализация обязанностей и т.д. До задействования системы, желательно ее опробовать в учениях или смоделированных ситуациях, а анализ, проводимый после апробации, должен рассматривать результаты, их действие и предлагать пути улучшения.

Анализ можно  проводить в форме встреч или дискуссионных групп (особенно, на уровне местного населения), или более формально в виде семинаров. Следует создать открытую атмосферу, где есть возможность услышать конструктивную критику. Не следует направлять критику на отдельные личности (независимо от того, обвинения это, или похвалы), ее следует рассматривать как компоненты, улучшающие всю систему, где каждое ведомство имеет свою роль. В некоторых случаях неплохо, если обсуждение будет проводить кто-то не задействованный напрямую в системе.

Информация о работе Контрольная работа по "Надежности технических систем"