Контрольная работа по "Надежности технических систем"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 21:45, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1: Теоретическая часть.
Вопрос: Своевременное оповещение – эффективная защита людей от ЧС

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная предмет Надежность технических систем.doc

— 868.00 Кб (Скачать файл)

Система мониторинга, лабораторного  контроля и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера является функциональной подсистемой РСЧС.

Функционирование СМП  ЧС обеспечивается МЧС России при взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе соглашений, заключенных между ними.

Другими словами, система  мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федерального, межрегионального, регионального и территориального уровней и по своему статусу является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

 

Рис. 1.2. Структура системы  мониторинга и прогнозирования  ЧС

 

Компонент II: Интерпретирование прогнозов  и информации об опасностях

 

“Администрация Новоуральского городского округа проинформировала Главное управление МЧС России по Свердловской области о том, что из-за продолжающихся в последние три дня проливных дождей есть вероятность в течение 12 часов аварийного сброса воды из Верх-нейвинского пруда в реку Нейва во избежание разрушения плотины, в связи с этим возможен выход реки Нейва из берегов. Как ожидается, уровень воды на реке в районе поселка Верх-Нейвинский может подняться до 1,5м.”

 

Требуется интерпретация  значения этого прогноза и особенно в области воздействия конкретной опасности:

-Что значит поднятие  уровня воды на 1,5м?

- Будут ли в какой-то  мере подтоплены здания?

- Опасен ли  этот уровень воды для населения?

- Какие зоны  пострадают более всего, какие  зоны останутся изолированными и т.д.?

 

Интерпретация прогнозов требует знания регионов, которые могут пострадать. Кроме того, необходимы некоторые данные прошлых лет о фактах возникновения чрезвычайных ситуаций данной зоны. Не менее важно аккуратно вести записи наблюдений за ними в течение какого-то определённого времени.

Лучше всего  интерпретацию подготавливают члены местных ведомств по реагированию на чрезвычайные. У них уже имеются или же они могут собрать данные, которые укажут, что подвержено опасности, каковы вероятные последствия, и дать рекомендации населению или ведомствам. Но иногда случается так, что значение прогноза непонятно из-за недостатка информации или знаний об особенностях опасностей для предварительного определения воздействия на конкретный район. В связи с этим, прогнозы малоэффективны. Поэтому важно создавать местные и региональные системы оповещения об опасностях и базы данных до того, как произойдет чрезвычайная ситуация. Очень полезны, в таком случае, карты наводнений, указывающие зоны и уровень предыдущих затоплений. Это не значит, что персоналу местных ведомств по реагированию следует переквалифицироваться в гидрологов, но у них должны быть инструменты для ведения учета опасностей и записи информации по стихийным бедствиям. Конечно, даже самые аккуратные записи не позволяют точно предугадать последствия конкретной опасности, но они позволяют определить ее наиболее приблизительно. Чем точнее интерпретация прогноза и лучше составлено предупреждающее сообщение, тем вероятнее, что, население примет своевременные и правильные меры, чтобы организовать защиту от чрезвычайных ситуаций. Предупреждения также должны содержать очень важную информацию для ведомств, задействованных в реагировании на чрезвычайные ситуаций.

 

Компонент III. Составление предупреждающих сообщений

 

Предупреждающие сообщения  предоставляют информацию о том, что происходит, где происходит, каким образом это отразится на местности и, что следует предпринять. Предупреждающие сообщения помогают тем, кому угрожает опасность предпринять необходимые меры до того, как случится чрезвычайная ситуация. Необходимо, чтобы они передавали информацию на доступном языке, описывали настоящую ситуацию, а также то, что вероятнее всего, произойдет, и звучали достаточно убедительно, чтобы население следовало рекомендациям и вовремя предприняло необходимые меры. Важно отметить, что предупреждающие сообщения подготавливаются источником, которому доверяют люди.

Ниже приводится пример предупреждающего сообщения, которое может звучать следующим образом:

 

Администрация Новоуральского городского округа проинформировала, что из-за продолжающихся в последние три дня проливных дождей, есть вероятность в течение 12 часов аварийного сброса воды из Верх-нейвинского пруда в реку Нейва во избежание разрушения плотины, в связи с этим возможен выход реки Нейва из берегов. Как ожидается, уровень воды на реке в районе поселка Верх-Нейвинский может подняться до 1,5м. Это значит, что поселок Верх-Нейвинский будет подтоплен. Мост через реку будет закрыт. Просьба к жителям прибрежных домов, находящихся от реки Нейва на расстоянии 1 км. эвакуироваться из своих домов до 15:00. Просьба не медлить. Пункт временного размещения открыт в Доме культуры в центре поселка. С собой захватить личные документы, продукты питания, медикаменты первой необходимости и вещи личной гигиены”.

 

Сообщения должны описывать опасность следующим образом: что происходит в настоящий момент; что, как ожидается, произойдет и указывать, как люди должны действовать и что им следует предпринять.

Предупреждение должно давать населению достаточно времени отреагировать, и содержать уверенность, что описываемые события произойдут именно в тот небольшой промежуток времени, что вызывает определенный уровень безотлагательности (т.е. часы и дни, но не недели или месяцы). Оно должно четко указывать, кому адресовано сообщение (в данном случае: жителям названного населенного пункта) и что следует предпринять. Предупредительные сообщения обязательно следует повторять. За первыми сообщениями должны следовать другие, которые описывают изменение ситуации, воздействие и необходимые меры.

Предупреждение населения  требует понимания того, что оно из себя представляет. Не все люди обладают одинаковым мышлением и пониманием грозящей опасности. Сельские жители отличаются от горожан. В зависимости от целевой группы следует учитывать различные стили сообщений, а также пути их передачи. Некоторые, возможно, не сразу определят какие действия необходимо предпринять, или попросту отвергнут их. Такие вопросы лучше решать до того, как произойдет чрезвычайная ситуация, во время встреч с населением, при проведении мероприятий по информированию населения, когда объясняется, каким образом будет сделано предупреждение, что оно означает, как лучше всего реагировать на различные чрезвычайные ситуации, возникающие в данной зоне. Естественно, при проведении таких мероприятий основное внимание должно быть сосредоточено на зонах повышенного риска, группах и местностях, подверженных фактической опасности, а также на тех, кто имеет уязвимый социальный статус (больные и слабые, семьи с одним кормильцем, очень бедные, и т.д.).

Ведомствам, занимающимся мерами реагирования, следует обратиться за помощью к профессионалам, которые  смогут разработать четкое и доступное  сообщение. К числу таковых можно  отнести школьных учителей или социальных сотрудников, которые, благодаря ежедневному общению, знают население, уровень его восприятия. Средства массовой информации могут быть особенно полезны в разработке (а позже и распространении) сообщений, и смогут помочь обеспечить, чтобы:

- Сообщения  были краткими (для радиосообщения  не более 30 секунд);

- Содержание было структурированным (самое важное должно тут же привлечь внимание людей;

- Текст сообщения должен быть доступным для всех.

 

Даже такой простой  термин как «ливневые паводки» может совершенно по-разному толковаться людьми (даже специалистами). Поэтому, чем проще язык, тем лучше. Многие ведомства, занимающиеся реагированием, очень обеспокоены тем, что слишком «драматичные» сообщения могут посеять «панику». Как показывает опыт, многие предупреждающие сообщения чаще вызывают недоверие или рассеянность, в результате которых никакие меры вообще не предпринимаются. Поэтому вполне уместно выражение чувства серьезной обеспокоенности и тревоги, если данные и опыт подтверждают нарастающую опасность ситуации.

 

Сообщение:

 

- быть позитивным. Предпочтительно, если будет говориться о том, что следует делать, чем то, чего не следует (“эвакуироваться” предпочтительнее, чем “не оставайтесь дома” или, “оставайтесь дома” предпочтительнее, чем “не выходите наружу”);

- предлагать действия: “укрепите мебель” или “выпустите животных из хлева или загонов” и направлять на совершение конкретных действий;

- внушать чувство солидарности и взаимодействия между людьми: “узнайте, не нужна ли вашим соседям помощь” или “поделитесь этим сообщением с вашими соседями”;

- содержать чувство обеспокоенности: “Возможен смыв с дороги машин и людей”.

Убедительность предупреждающего сообщения возрастет, если сравнить происходящее с предыдущим, которое хорошо помнит местное население, например: ”Это наводнение, как ожидается, будет суровее (уровень воды на метр выше), чем то, что имело место в 1998 г.”

 

Ссылка: Нельзя отрицать, что предупреждающие сообщения, основанные на прогнозе и интерпретации, содержат элемент неуверенности, особенно на ранней стадии развития ситуации. В таких случаях, слова типа «возможно» или «вероятно» могут употребляться для передачи неуверенности, но, тем не менее, содержать рекомендации необходимых действий. Лучше поступать таким образом, чем умалчивать вопросы, по поводу которых нет уверенности до последней минуты, когда уже поздно принимать какие- либо ответные меры. Конечно, существует проблема «ложной тревоги» или чрезмерной предупредительности, которые могут породить недоверие к системе оповещения. Невозможно избежать ложной тревоги или её преувеличения, когда же это все-таки произойдет, то власти должны объяснить причину подготовки ими предупреждающего сообщения и последствий для населения во время встреч с ними или через СМИ. Таким образом ,восстановится доверие населения к власти, а кроме того, такой способ применим в информировании населения о грозящих опасностях.

Чаще всего, при чрезвычайной ситуации нет достаточно времени, чтобы профессионально составить сообщение. Может помочь заблаговременное продумывание подходящего стиля и содержания сообщений для различных известных опасностей, а также разработка модели предупреждающего сообщения для каждого типа опасности, которую можно впоследствии адаптировать к реальным условиям. По вопросам стиля и содержания можно проконсультироваться с самим населением, чтобы определить, какого рода информация им нужна и каким образом следует ее распространять.

 

Компонент IV. Распространение предупреждающих сообщений и объявление тревоги

 

В результате распространения  сообщение доходит до тех, кто, по всей вероятности, пострадает от ожидаемой чрезвычайной ситуации. Существует множество возможностей передачи сообщения тем, кому оно предназначено.

Нижеследующие группы и организации играют определенную роль в распространении и передаче предупреждений и должны быть включены в систему оповещения:

    • население;
    • СМИ;
    • Местные и региональные власти;
    • аварийные службы;
    • объекты экономики и отрасли.

 

Общее и специфическое распространение предупреждающих сообщений

 

Существуют “общие”  и “специфические” предупреждения об опасностях и действиях, которые следует предпринять. Предупреждения “общего” характера распространяются в зоне или местности, подверженным риску. “Специфические” предупреждения направлены на определенную группу, которая может составлять какую-то часть населения, подвергающуюся опасности, или группы, имеющие специфические потребности или особенно уязвимые, как например, больные или престарелые, очень бедные и т.д. Обычно после общих предупреждений следуют более специфические; по мере развития ситуации, когда становится ясно, как быстро и какие именно географические зоны пострадают. Более серьезные события требуют более специфических предупреждений для целевых групп. В любом случае, обе модели взаимно дополняют друг друга: специфические предупреждения усиливают общие, но направлены на тех, кто особо нуждается в данной информации или личном обращении.

Общие предупреждения обычно распространяются средствами массовой информации (телевидение, радио, газеты, листовки и т.д.), в то время, как для распространения специфических предупреждений требуются более индивидуальные средства коммуникации: телефоны, факсы, двусторонняя радиосвязь, мегафоны или сирены, предупреждающие удары по металлическим предметам и т.д.

 

Общее предупреждение

 

Быстрое

распространение

Радио сообщения: прерывание радио программы срочными сообщениями; интервью с местными властями и персоналом ведомств об опасностях и т.п.


За: Обычно легко передавать такие сообщения несколько раз, легче, чем по телевидению.

Против: Большинство могут не услышать, особенно ночью. Требуется передача через все местные каналы.

 

Телевидение: сообщение в виде бегущих титров, прерывание программы, объявление во время выпуска новостей.

За: Есть возможность охвата большей аудитории, чем радио. Сообщения передаются акустически и визуально, что более эффективно.

Против: Тем не менее, многие могут не смотреть телевидение. Все транслирующиеся каналы должны передавать предупреждающее сообщение. Проблему представляет ночное время, лишь некоторые включают телевидение по утрам и в обеденное время.

 

Доска объявлений: Доска объявлений, помещаемая обычно в центре.

За: Сравнительно быстро подготавливается.

Против: Не все могут увидеть, ограниченный доступ.

 

Медленное

распространение

 

Газеты: Местные и региональные газеты.

За: Могут представить карты местности, интервью для усиления воздействия.

Против: Распространение газет в некоторых местах ограничено. Лишь немногие покупают и читают газеты. Не подходят для срочных, менее 24 часов, объявлений.

 

 

 

Специфические предупреждения

 

Быстрое

распространение

 

Телефон: включая принцип дерева, когда каждый выходит на связь с другими по оговоренному графику.


За: Легко использовать. При личном общении есть возможность пояснения.

Против: Охват и качество связи.

 

Факс: применим для ведомств и компаний.

За: Эффективность зависит от подачи электроэнергии и существования телекоммуникационной связи. При чрезвычайной ситуации может возникнуть проблема, если система повреждена или перегружена.

 

Компьютеры: Те же, что и выше Охват очень незначительный. Надежность ограничена.

 

Рации высокочастотные и ультра высокочастотные:

За: Действуют независимо от телекоммуникационных систем

Против: Мало распространены, имеются у профессиональных срочных служб, но не у всех.

 

Мегафоны: как мобильные (машины полиции), так и стационарные

Информация о работе Контрольная работа по "Надежности технических систем"