Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 19:49, реферат
Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, которые образуют механизм реализации конституционного права граждан на труд (ст. 37 Конституции РФ1).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОХРАНА ТРУДА: ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА 7
§ 1. Государственная политика и требования в области охраны труда 7
§ 2. Обязанности и права сторон трудового договора по обеспечению безопасных условий и охраны труда 14
§ 3. Организация охраны труда 28
ГЛАВА 2. НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ 38
§ 1. Понятие и субъекты правоотношений, возникающих при несчастном случае на производстве 38
§ 2. Порядок и оформление расследования несчастных случаев на производстве, их учет 47
§ 3. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОХРАНА ТРУДА: ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА 7
§ 1. Государственная политика и требования в области охраны труда 7
§ 2. Обязанности и права сторон трудового договора по обеспечению безопасных условий и охраны труда 14
§ 3. Организация охраны труда 28
ГЛАВА 2. НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ 38
§ 1. Понятие и субъекты правоотношений, возникающих при несчастном случае на производстве 38
§ 2. Порядок и оформление расследования несчастных случаев на производстве, их учет 47
§ 3. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
ВВЕДЕНИЕ
Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, которые образуют механизм реализации конституционного права граждан на труд (ст. 37 Конституции РФ1).
За последние годы в результате принятия ряда федеральных законов и иных нормативных правовых актов по охране труда (или непосредственно связанных с охраной труда) в стране сформирована правовая база охраны труда работников организаций. В том числе определены содержание прав работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, а также круг обязанностей работодателей.
Положения ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены базируются на многочисленных международно-правовых нормах. Так, право на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, закреплено в ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.2
Тем не менее, состояние охраны труда во многих производственных организациях продолжает оставаться неблагополучным. По выборочным данным Госкомстата России в 2003 г. численность работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, составила 27,7% от числа обследованных.
Как свидетельствуют многочисленные наблюдения, нарушение требований охраны труда происходит в основном по вине представителей администрации. Многие из них имеют весьма слабое представление о своих обязанностях в области охраны труда работников, несмотря на то, что за нарушение указанных обязанностей на них возлагается дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и даже уголовная ответственность.
Таким образом, налицо актуальность
сформулированной темы дипломной работы,
которая позволяет не только определить
новые подходы к исследованию
категории охраны труда, но и систематизировать
накопленные юридической наукой
знания и правоприменительную
Степень научной разработанности проблемы. Понятие охраны труда широко используется в юридической науке и правоприменительной практике.
Отдельные стороны проблемы
охраны труда неоднократно рассматривались
в правовой науке. Общетеоретические
аспекты охраны труда и проблем,
связанных с несчастными
В дипломной работе также используются работы ученых в сфере трудового и других отраслей права – Братчиковой Н.В., Анисимова Л.Н., Шептулиной Н.Н., Ситниковой Е., Селивановой Н., а также других авторов, комментарии к трудовому законодательству, учебники трудового права.
Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.
Целью представленной работы
выступает комплексный
всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования охраны труда;
рассмотрение проблем
применения права в области обеспечения
охраны труда и правового
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
выявить тенденции развития норм об охране труда;
определить содержание и признаки охраны труда и правового регулирования правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве как правового института;
проанализировать
определить роль судебных органов в решении вопросов, связанных с обозначенной темой.
Объект и предмет исследования
Объектом научного анализа
настоящей работы являются охрана труда
и регулирование
Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников как внутригосударственных, принятых на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации, так и судебной практики.
Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще– и частнонаучные, а также специальные методы познания.
Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.
Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть различные аспекты охраны труда и регулирования правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве в рамках цели и задач исследования.
Эмпирическая база исследования построена на нормативном материале и судебной практике.
Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральное законодательство, затрагивающее вопросы охраны труда, законы субъектов РФ, положения международных договоров. Судебная практика представлена решениями федеральных судов.
Научная новизна исследования
ГЛАВА 1. ОХРАНА ТРУДА: ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА
§ 1. Государственная политика и требования в области охраны труда
Правовые основы регулирования
отношений в области охраны труда
между работодателями и работниками,
направленные на создание условий труда,
соответствующих требованиям
При подготовке Трудового кодекса Российской Федерации (в дальнейшем – ТК РФ4) в его раздел X «Охрана труда» практически без изменений были включены статьи 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 Основ, которые и образовали значительную часть правовых норм ТК РФ в области охраны труда, изложенные соответственно в его статьях 209, 211, 210, 219, 220, 216, 217, 218, 212, 214, 215, 221, 225, 226.
Нормы и правила по охране труда содержатся не только в разделе Х «Охрана труда» ТК РФ, но также в его главе 41 «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями», главе 42 «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет» и т.д.
Охрана труда охватывает
практически все отношения
При этом конкретные требования соблюдения охраны труда регламентируются различного рода нормативными актами – ГОСТами, санитарными и строительными правилами, другими нормативными документами, утверждаемыми уполномоченными на то органами государственной власти.
Для целей законодательства об охране труда используются (ст. 209 ТК РФ) следующие основные понятия:
– охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;
– условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;
– вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;
– опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;
– безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы;
– рабочее место – место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;
– средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;
– сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) –документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;
– производственная деятельность – совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
Такая унификация применяемых в Основах и ТК РФ понятий является непременным условием их правильного и единообразного применения как работодателями и работниками, так и органами государственного управления, судами и т.д. Вместе с тем, унификация понятий является условием разработки и единообразного применения государственных нормативных требований охраны труда.
Цель, стоящая перед
Для достижения такой цели, необходим механизм, посредством которого будет проводиться в жизнь весь комплекс мероприятий по созданию условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников. Для того, чтобы создать такой механизм, было необходимо выработать государственную политику (или хотя бы ее основные направления, как это предусмотрено (Ст. 210 ТК РФ) действий в области охраны труда и уполномочить соответствующие государственные и иные органы реализовать эту политику.
Основными направлениями государственной политики в части, касающейся непосредственно охраны труда работников, являются:
– принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
– государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
– расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
– подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
– установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.6
Ст. 210 ТК РФ предусмотрено также, что реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.7
Содержание и порядок
утверждения государственных
1. Государственные нормативные
требования охраны труда