Охрана труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 19:49, реферат

Краткое описание

Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, которые образуют механизм реализации конституционного права граждан на труд (ст. 37 Конституции РФ1).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОХРАНА ТРУДА: ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА 7
§ 1. Государственная политика и требования в области охраны труда 7
§ 2. Обязанности и права сторон трудового договора по обеспечению безопасных условий и охраны труда 14
§ 3. Организация охраны труда 28
ГЛАВА 2. НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ 38
§ 1. Понятие и субъекты правоотношений, возникающих при несчастном случае на производстве 38
§ 2. Порядок и оформление расследования несчастных случаев на производстве, их учет 47
§ 3. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 96.20 Кб (Скачать файл)

В Рекомендациях приводятся: основные задачи службы, ее функции, права  работников службы и т. д.

Вместе с тем, в преамбуле  Рекомендаций определено, что на их основе в организациях разрабатываются  положения о службе охраны труда, учитывающие специфику их организационно-правовых форм.

В Гражданском кодексе  РФ не дается определение понятия  «организационно-правовая форма», но приводится перечень юридических лиц, обладающих различными организационно-правовыми  формами: хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и  муниципальные унитарные предприятия  и т.д.

Маловероятно, чтобы та или  иная организационно-правовая форма  хозяйствующего субъекта как-то влияла на положение о службе охраны труда. Трудовое законодательство в равной мере распространяется на работодателей  и работников, независимо от того, какой  организационно-правовой формой обладает работодатель. Если же последняя как-то влияет на содержание Положения о службе охраны труда, то это следовало прокомментировать в тексте Рекомендаций.38

Неточность, вкравшуюся в  текст, драматизировать не следует. Важно другое: каждая организация, осуществляющая производственную деятельность, в которой  создана (создается) служба охраны труда, должна разработать и утвердить  соответствующее Положение.

Как было отмечено выше, Минтруд  России своим постановлением от 8 февраля 2000 г. № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» утвердил одноименные Рекомендации, в которых определяются в общем виде задачи, стоящие перед службой охраны труда, и даются рекомендации по ее созданию и организации работы. Направления работы службы подробно в «Межотраслевых нормативах численности работников службы охраны труда в организациях», утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10.39 Там же даются нормативы численности специалистов службы в зависимости от общего количества работников, а также работников занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах.

По нашему мнению главное  в постановлении Минтруда России от 22 января 2001 г. отнюдь не сами нормативы численности специалистов службы охраны труда. Они весьма условны, требуют значительной корректировки. Ценность указанного постановления заключается в том, что в нем, во-первых, подробно излагается содержание работы службы охраны труда, ее функции. Во-вторых, содержание этой работы распределено по направлениям, что открывает возможность обосновано определять структуру службы, – из каких функциональных подразделений она состоит. Это, в свою очередь, дает возможность осуществить подбор соответствующих специалистов для каждого подразделения службы, определить их состав и, наконец, численность с учетом Межотраслевых нормативов численности специалистов службы охраны труда.

 

Итак, не секрет, что главной  фигурой всех трудовых отношений  является работодатель. Именно от него зависит состояние охраны труда  в организации. Поэтому обязанности  по обеспечению безопасных условий  и охраны труда законодательство полностью возлагает на работодателя.

Охрана труда в соответствии с трудовым законодательством представляет собой систему сохранения жизни  и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и включает правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Вопросы охраны труда регулируются на сегодняшний день Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Основные положения этого закона продублированы в ТК РФ. Кроме того, существует довольно-таки большое количество нормативно-правовых актов, более подробно регламентирующих отдельные вопросы, связанные с  охраной труда (аттестация рабочих  мест, требования к вредным и опасным  производствам и т.п.). В нашей  стране также действует система  государственных нормативных требований охраны труда. Ими устанавливаются  правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Однако только установление требований, которые должны соблюдать  работники и работодатели по охране труда, не достигло бы своей цели, если бы не были предусмотрены соответствующие меры ответственности за их несоблюдение. В настоящее время ответственность за нарушение требований охраны труда предусмотрена статьей 5.27 КоАП РФ и статьей 143 УК РФ.

ГЛАВА 2. НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

 

§ 1. Понятие и субъекты правоотношений, возникающих при  несчастном случае на производстве

 

Статьей 184 Трудового  кодекса установлено: если повреждение  здоровья или смерть работника произошли  из-за несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, ему (или его семье) должен быть возмещен утраченный заработок (доход). Кроме  того, возмещаются дополнительные расходы  на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, если они связаны с  повреждением здоровья. Если работник умер, его семье помимо утраченного  дохода возмещаются расходы на погребение.

Система обязательного социального  страхования от несчастных случаев  на производстве и профзаболеваний  в России действует с января 2000 г. Она введена Федеральным законом  от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний»40 (далее –Закон). Эта система гарантирует возмещение вреда застрахованным лицам, если они повредили здоровье и утратили трудоспособность вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания.

Кто относится к застрахованным лицам? В первую очередь граждане, работающие по трудовым договорам. Кто  является в данном случае работодателем – организация, частный предприниматель или другое физическое лицо, значения не имеет. По отношению к работникам все они являются страхователями. В рамках Закона № 125-ФЗ к застрахованным относятся лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду. И, наконец, застрахованными являются граждане, работающие по гражданско-правовым договорам (договорам подряда, оказания услуг и т.п.). Но только при условии, что на основании этих договоров за них уплачиваются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

«В соответствии со статьями 20 и 22 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» средства на осуществление обязательного  социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет обязательных страховых взносов  страхователей, которые уплачиваются вне зависимости от других взносов  на социальное страхование.

Вместе с тем согласно статье 5 названного выше Федерального закона № 125-ФЗ обязательному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  подлежат физические лица, выполняющие  работу на основе трудового договора (контракта) или на основании гражданско-правового  договора, заключенного со страхователем».41

При наступлении страхового случая у застрахованного возникает право на страховое обеспечение. Об этом сказано в ст. 3 Закона № 125-ФЗ. Страховой случай – это несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, которые повлекли за собой повреждение здоровья застрахованного лица, подтвержденное в установленном порядке.

«Под страховщиком понимается Фонд социального страхования Российской Федерации.

В качестве страхователя рассматривается  юридическое лицо любой организационно –правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 данного Федерального закона (статья 3).

В главе III Федерального закона определены права и обязанности  субъектов страхования.

В частности, в обязанности  страховщика входит аккумулирование  капитализированных платежей в случае ликвидации страхователя (подпункт 10 пункта 2 статьи 18).

Страхователь несет ответственность  за неисполнение возложенных на него Федеральным законом обязанностей по своей регистрации (перерегистрации) у страховщика, своевременную и  полную уплату страховых взносов, а  также за своевременную и полную уплату страховых выплат застрахованным, назначенных страховщиком.

При задержке уплаты страхового взноса страхователь уплачивает страховщику  пеню в размере 0,5 процента суммы  страхового взноса за каждый день просрочки  после окончания периода, за который  должен быть уплачен страховой взнос (абзацы 1 и 2 пункта 1 статьи 19).

Задолженность по страховым  взносам, начисленная пеня взыскиваются страховщиком со страхователя – юридического лица в бесспорном порядке, со страхователя – физического лица на основании решения суда (абзац 5 пункта 1 статьи 19)».42

Несчастный случай на производстве – это событие, в результате которого человек получил увечье или другое повреждение здоровья, выполняя свои трудовые обязанности. Такое событие может произойти как на территории страхователя, так и за ее пределами. Несчастным случаем в рамках Закона № 125-ФЗ также признается событие, которое произошло во время следования на работу или с работы на транспорте работодателя. Если работник пострадал, когда ехал на работу или с работы на общественном или личном транспорте, такой случай не признается страховым. В подобной ситуации период временной нетрудоспособности оплачивается работнику по общим основаниям.

Как правило, несчастный случай – это кратковременное воздействие на работника какого-либо вредного фактора, которое влечет за собой травму. Воздействие может быть механическим (рана, ушиб), химическим, термическим (ожог, обморожение) и т.д. Травма может быть получена в результате аварии, взрыва, другой чрезвычайной ситуации, поломки механизма, может быть нанесена другим человеком, животным и т.д. Но для признания несчастного случая страховым событием обязательно должна быть причинно-следственная связь травмы с выполнением пострадавшим обязанностей, предусмотренных трудовым договором.

«4 сентября 2001 г. Семин С.В. и другой работник ООО «Автострада» Абызов Е.И., находясь в командировке на рембазе ООО «Автострада», утром получили задание от зам. директора на ремонт закрепленных за ними автомобилей, в 16 часов 30 минут они должны были закончить ремонт и выехать на линию.

Семин и Абызов приступили к ремонту, будучи трезвыми, по окончании ремонта Семин С.В. предложил съездить за водкой на автомобиле, закрепленном за Абызовым Е.И., на что тот согласился.

Приблизительно в 13 часов 45 минут зам. директора и механик  обнаружили отсутствие автомобиля и  водителей Семина С.В. и Абызова Е.И. Около 16 часов неизвестный мужчина сообщил о ДТП с автомашиной «Татра». Водитель Семин С.В. погиб, установлено наличие этилового спирта в крови и в моче. Водитель Абызов Е.И. получил телесные повреждения; находился в алкогольном опьянении. По результатам несчастного случая был составлен акт № 1 о несчастном случае на производстве и акт о расследовании группового несчастного случая на производстве.

Указанные в акте обстоятельства несчастного случая представителем истицы не оспаривались.

30.11.2001 вдова Семина С.В. – истица Семина Л.В. обратилась к государственному учреждению – Рязанскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о назначении ее несовершеннолетней дочери Семиной М.С., 1994 г. рождения, находившейся на иждивении Семина С.В., страховых выплат, однако ей было отказано в назначении выплат, поскольку в акте о несчастном случае указано, что Семин С.В. погиб, не выполняя своих должностных обязанностей.

Поскольку исследованными в  судебном заседании доказательствами бесспорно установлено, что в момент ДТП, в результате которого погиб Семин С.В., он не исполнял свои трудовые обязанности и не действовал в интересах работодателя, управляя самовольно взятым автомобилем, не закрепленным за ним, оснований для отнесения произошедшего с ним несчастного случая к несчастным случаям на производстве не имеется, в связи с чем иск Семиной Л.В. о взыскании с государственного учреждения –Рязанского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу ее несовершеннолетней дочери Семиной М.С. единовременной и ежемесячной страховых выплат в связи с гибелью Семина С.В., а также пени за задержку выплат удовлетворению не подлежит».43

Факт несчастного случая на производстве должен быть подтвержден  документально. По каждому такому случаю проводится расследование. Порядок  расследования несчастного случая на производстве определен ст. 229 Трудового  кодекса. Отсутствие документов влечет отказ в назначении страховых  выплат.

Так, «в соответствии со статьей 229 Трудового кодекса РФ для расследования  тяжелого несчастного случая на производстве работодатель незамедлительно создает  комиссию в составе не менее трех человек, в состав которой включается государственный инспектор труда.

Работодатель, образуя комиссию, утверждает ее состав во главе с  государственным инспектором по охране труда.

Согласно п. 4 акта о несчастном случае на производстве расследование  обстоятельств получения травмы Шамхаловой производилось зав. диспансерным отделением РПБ Каримулаевым А.К. и председателем месткома профсоюза Ахмедовым.

Следовательно, акт по ф. Н-1 составлен некомиссионно и юридической силы не имеет.

Далее, в целях расследования  тяжелого несчастного случая на производстве подготавливаются следующие документы:

– приказ работодателя о создании комиссии по расследованию несчастного случая;

– планы, эскизы, схемы места происшествия;

– протоколы опроса очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших и др. документы.

Информация о работе Охрана труда