Охрана труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 19:49, реферат

Краткое описание

Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, которые образуют механизм реализации конституционного права граждан на труд (ст. 37 Конституции РФ1).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОХРАНА ТРУДА: ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА 7
§ 1. Государственная политика и требования в области охраны труда 7
§ 2. Обязанности и права сторон трудового договора по обеспечению безопасных условий и охраны труда 14
§ 3. Организация охраны труда 28
ГЛАВА 2. НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ 38
§ 1. Понятие и субъекты правоотношений, возникающих при несчастном случае на производстве 38
§ 2. Порядок и оформление расследования несчастных случаев на производстве, их учет 47
§ 3. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 96.20 Кб (Скачать файл)

– федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации об охране труда, которые действуют на всей территории страны;

– законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации об охране труда, действующими на их территории.

2. Установлено, что указанные  требования охраны труда обязательны  для исполнения юридическими  и физическими лицами при осуществлении  ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и  эксплуатации объектов, конструировании  машин, механизмов и иного оборудования, разработке технологических процессов,  организации производства и труда.

3. Порядок разработки и  утверждения подзаконных нормативных  правовых актов об охране труда,  а также сроки их пересмотра  устанавливаются Правительством  РФ.

При применении положений  ст. 211 ТК РФ следует иметь в виду порядок разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, приведенный в его ст. 6.

К ведению федеральных  органов государственной власти в сфере трудовых отношений и  иных непосредственно связанных  с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории РФ федеральных законов  и иных нормативных правовых актов.8

В свою очередь, органы государственной  власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям  федеральных органов государственной  власти. При этом более высокий  уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к  увеличению бюджетных расходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

Органы государственной  власти субъектов РФ могут принимать  законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового  права, только по вопросам, не урегулированным  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового  нормативного акта по этим вопросам закон  или иной нормативный акт субъекта РФ приводится в соответствие с федеральным  законом или иным нормативным  правовым актом РФ.

Если же закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ или иным федеральным  законам, либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный ТК РФ или иными федеральными законами, применяется ТК РФ или иной федеральный закон.

Правительство РФ постановлением от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»9установило, что в РФ действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.

Государственные нормативные  требования охраны труда разрабатываются  и утверждаются федеральными органами исполнительной власти в следующем  порядке:

а) межотраслевые правила  и типовые инструкции по охране труда  разрабатываются с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Министерством  труда и социального развития РФ;

б) отраслевые правила и  типовые инструкции по охране труда  разрабатываются и утверждаются соответствующим федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального  развития РФ;

в) правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные  стандарты безопасности труда, своды  правил по проектированию и строительству  в части государственных нормативных  требований охраны труда разрабатываются  и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального  развития РФ.

Разрабатываемые нормативные  правовые акты, содержащие государственные  нормативные требования охраны труда, подлежат направлению для рассмотрения и согласования в соответствующие  профсоюзные органы.10

Правительство РФ обязало  федеральные органы исполнительной власти:

в) при разработке государственных  нормативных требований охраны труда  руководствоваться методическими  рекомендациями по разработке государственных  нормативных требований охраны труда, утверждаемыми Министерством труда  и социального развития Российской Федерации;

д) осуществлять издание нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и обеспечивать ими в установленном порядке заинтересованные организации.

Правительство РФ установило, что государственные нормативные  требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока. Решение  о продлении срока действия государственных нормативных требований охраны труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее, чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.11

При изменении законодательства РФ об охране труда, межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при внедрении новой техники  и технологий, а также по результатам  анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в РФ государственные  нормативные требования охраны труда  подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия.

 

§ 2. Обязанности и  права сторон трудового договора по обеспечению безопасных условий  и охраны труда

 

Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя.

Работодатель, в частности, обязан обеспечить:

– безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов (ст. 215 ТК РФ);

– применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ст. 221 ТК РФ);

– соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте (ст. 219, 220 ТК РФ);

– режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (ст. 189, 190 ТК РФ);

– приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (ст. 221 ТК РФ);

– обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работ (ст. 225 ТК РФ);

– недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

– организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

– проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;

– в случаях, предусмотренных ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинским заключением с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований) (ст. 213 ТК РФ);

– недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), а также в случае медицинских противопоказаний;12

– информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

– принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

– расследование и учет в установленном ТК РФ и иными нормативными правовыми актами порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 227 – 231 ТК РФ);

– санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда (ст. 222, 223 ТК РФ);

– обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– ознакомление работников с требованиями охраны труда;

– разработку и утверждение с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа инструкций по охране труда для работников;

– наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации.

Приведенные выше обязанности  работодателя имеют целью обеспечить реализацию права работников на труд, отвечающий требованиям их безопасности и гигиены (ст. 219 ТК РФ). Практически это означает, что работодатель обязан обеспечить охрану труда в организационно-техническом, медицинском, гигиеническом, физиологическом, социальном и иных аспектах трудовой деятельности работников.13

Обязанности работодателя конкретизируются в соответствующих статьях ТК РФ, других законодательных и иных нормативных правовых актах (в том  числе в локальных нормативных  актах, различного рода правилах, инструкциях  по охране труда предприятий и  организаций).

Кроме того, указанные обязанности  работодателя находят отражение  и наполняются определенным содержанием  в связи с конкретными условиями  производства и трудовой деятельности работников в соглашениях, периодически заключаемых между профсоюзами  и объединениями работодателей, коллективных и трудовых договорах.14

Согласно Закону Красноярского  края «Об охране труда»15 работодатель имеет право:

– входить с предложениями в соответствующие органы управления охраной труда о разработке или изменении правил и норм по безопасности и гигиене труда;

– на информацию о состоянии условий и охраны труда от органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и требований охраны труда по результатам проверок и обследований, проведенных в организации;

– на проведение органами государственного управления охраной труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и требований охраны труда проверок и экспертиз с целью выявления в организации возможных источников производственной опасности;

– на обжалование решений органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и требований охраны труда;

– на содействие органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и требований охраны труда в организации работы по охране труда.

Согласно ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на:

– рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

– обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом;

– получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

– отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;

– обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

– обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

– профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

– запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральными органами исполнительной власти в области государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда работниками, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда;

– обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

– личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

Информация о работе Охрана труда