Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 23:25, дипломная работа
В настоящее время мужчины и женщины обладают равными правами. Принцип равноправия уже давно укоренился во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни, в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе. Однако наряду с предоставлением равных возможностей, должно учитываться, что женщина должна нести функцию материнства: сочетать воспитание детей и работу - не простая задача. Поэтому охрана труда женщин требует должного внимания со стороны законодателей.
ВВЕДЕНИЕ
I. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТРУДЯЩИХСЯ ЖЕНЩИН.
II. ГАРАНТИИ И ЛЬГОТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ЖЕНЩИНАМ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА.
2.1. Международные правовые нормы и женский труд
2.2. Государственная политика РФ в области охраны труда женщин
III. ГАРАНТИИ ПРАВА НА ТРУД БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН И ЖЕНЩИН, ИМЕЮЩИХ МАЛОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ.
3.1 При приеме на работу
3.2. Рабочее время
3.3.Гарантии при увольнении беременных женщин и женщин, имеющих детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Опрос работодателей, произведенный ЦИРТ в 2000г. показал, что более половины из них считают, что обремененность семейными обязанностями снижает ценность женской рабочей силы. По их мнению это связано в первую очередь с частым отсутствие на работе (60%) и низкой производительностью труда (22%), а также с «не заинтересованностью в работе» (12%) и «низким интеллектуальным уровнем» (2%). [11]
Кроме того, в условиях высокой конкуренции за рабочие места, работодатели предпочитают работников, готовых к повышенным трудовым нагрузкам, экстренным изменениям рабочего графика и сверхурочным работам. Это приводит к тому, что женщины занимают те профессионально отраслевые ниши, которые требуют меньше затрат сил, менее перспективны с точки зрения профессионального роста и, соответственно, ниже оплачиваются.
При этом необходимо учитывать, что при нынешнем состоянии дел, никакие меры государственного принуждения, в том числе и в законодательные, не заставят экономических субъектов, то есть работодателей, поступать вопреки собственным интересам. Сейчас новый собственник, он же покупатель рабочей силы имеет право выбора и должен быть уверен, что женщина будет работать на данном рабочем месте лучше чем мужчина, иными словами, женщина работник должна принести больше прибавочной стоимости своему работодателю, чем мужчина. Такие рабочие места есть, они достаточно массовые – это уличная торговля, где женщины абсолютно бесправны и социально не защищены. Именно бедственное положение большинства российских семей заставляет женщину соглашаться на дискриминацию, заведомо более низкую оплату труда, социальную незащищенность, унижение.
Стимулировать инновационную занятость необходимо, применяя следующие меры:
1. государственное кредитование и поддержка женского предпринимательства;
2. предоставление существенных налоговых, кредитно-финансовых льгот предпринимателям, использующим женский труд;
3. предоставление льготных кредитов предприятиям, которые создают автоматизированные рабочие места, улучшающие условия труда женщины;
4. принятие антидискриминационного законодательства о труде на основе международного права;
5. развитие и расширение профессионального обучения женщин в соответствии с требованиями рынка;
6. выделение дополнительных средств службам занятости, ведущим активную работу по занятости женщин;
7. информационная поддержка всех форм занятости женщин и осуждение дискриминации женщин на рынке труда;
8. повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда путем отмены дискриминационный запретов на использование женского труда, получение образования, профессии и предоставление права самой женщине в соответствии с Конституцией выбирать место приложения своего труда, профессии, специальности;
9. идеологическая, информационная работа в обществе о праве женщина на самостоятельное решение вопросов, что для нее важнее – карьера, семья или образование в соответствии со всеобщим процессом демократизации.[12]
Такие меры стимулирования использования труда женщин будет способствовать повышению их конкурентоспособности на рынке труда и формированию новых рабочих мест для женщин. Естественно, что меры должны быть поддержаны экономически и идеологически государством. Быстрого и прямого эффекта по улучшению положения женщин на рынке труда эти меры не дадут, нужна целенаправленная, длительная работа.
Проблемы дискриминации женщин при найме на работу, их право на справедливую и равную оплату труда за равноценный труд по сравнению с мужчинами, создание благоприятных условий труда, а также экономических и социальных гарантий для успешного сочетания трудовых функций и материнства остаются неизменно актуальными во всем мире.
Этим проблемам большое внимание уделяет ООН, Советом Европы (СЕ), Международной организации труда и другими представительными и влиятельными международными организациями. Так, уже в 1919г., то есть в год своего создания, МОТ приняла конвенцию №3 «Охрана материнства», которая была пересмотрена в 1952г. и действует в настоящее время (Конвенция №103). Она предусматривает продолжительность отпуска по беременности и родам не менее 12 недель(включая послеродовой отпуск – не менее 6 недель), а также право на получение денежного пособия и медицинской помощи; право во время отпуска на получение денежного пособия за счет системы средств обязательного социального страхования либо за счет государственных фондов. Также установлена гарантия от увольнения в период отпуска по беременности и родам и право на перерывы для кормления ребенка. Эти нормы распространяются на женщин, занятых на промышленных предприятиях, а также на непромышленных и сельскохозяйственных работах, включая надомниц. Запрещение ночного труда женщин в промышленности (Конвенция №89, 1948г.), а также труда женщин на подземных работах в шахтах (Конвенция № 45, 1935г.) направленно на охрану их здоровья и создание благоприятных условий труда. [13]
Существенный вклад в развитие принципов равноправия в области оплаты труда внесла Конвенция №100, 1951г., предусматривающая право на равное вознаграждение мужчин и женщин за труд равной ценности, определяемое без каких-либо проявлений дискриминации по признакам пола, а лишь на основе объективной оценке выполняемой работы.
Принципы равноправия провозглашены также Конвенцией №111, 1958 г. «Дискриминация в области труда и занятий» и Конвенцией №156, 1981г. «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями»[14]
СССР было ратифицировано 50 конвенций МОТ. Из них 43 конвенции продолжили свое действие в Российской Федерации. Во второй половине 1990-х гг. Россия самостоятельно ратифицировала еще 5 конвенций МОТ и Протокол 1995г. к Конвенции №81 «Об инспекции труда», а также пакты ООН о правах человека и Европейскую конвенцию о правах человека.
Нормы международного трудового права имеют большое значение в регулировании трудовых отношений на национальном уровне, в том числе и в нашей стране. Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При рассмотрении трудовых споров стороны вправе на них ссылаться, а суды обязаны ими руководствоваться.[15] И если в начале 1990-х гг. ссылки на международные стандарты труда для обоснования своих решений использовал лишь Конституционный суд РФ, в настоящее время они стали применятся судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел[16]
Кроме того, международные правовые нормы оказывают значительное влияние на развитие российского законодательства о труде. Многие основополагающие принципы международных трудовых стандартов воспроизводятся в текстах российских правовых норм. Так, например, статьи Трудового Кодекса, касающиеся рабочего времени, времени труда, охраны труда, труда женщин и молодежи (ст.ст. 91, 213, 253, 259, 258, 63, 266) воспроизводят содержание соответствующих конвенций и рекомендаций МОТ.
Таким образом, анализируя положение российских женщин на рынке труда, следует иметь в виду, что оно регламентируется целым рядом международных конвенций, ратифицированных в разные годы сначала СССР, а затем Россией как его правопреемницей:
Конвенция МОТ №45 (1935г.) «О применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода»;
Конвенция МОТ №100 (1951г.) «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности»;
Конвенция МОТ №103 (1952г.) «Об охране материнства»;
Конвенция МОТ №111 (1958г.) «О дискриминации в области труда и занятий»;
Конвенция МОТ №122 (1964г.) «О политики в области труда и занятости»;
Конвенция МОТ №156 (1981г., ратифицирована в 1997г.) «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин с семейными обязанностями».[17]
Международные договоры имеют более высокий приоритет, чем российское законодательство, что вполне согласуется с общей тенденцией развития международного права.[18]
К сожалению, особенностью применения этих документов на практике является то, что широкий общественности они чаще всего бывают неизвестны. К тому же в нашей стране они не выполняются так же часто, как и российское законодательство.
В соответствии с Конституцией РФ мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Принципы равноправия заложены и в нормах действующего российского законодательства о труде. Однако эти конституционные положения нередко носят декларативный характер, поскольку недостаточно разработана и эффективна система мер, обеспечивающих их реализацию. Формирование государственной социальной политики в отношении женщин нередко имеют узкий ведомственный характер, не учитывает остроту и глубину проблем их положения в нашем обществе. Следует отметить, что лишь в конце 1997г. Россия ратифицировала упомянутые выше Конвенцию МОТ № 156, 1981г. «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин с семейными обязанностями».[19]
Но это вовсе не означает, что наше государство не уделяет внимание проблемам женщин. 4 марта 1993г. был издан Указ Президента РФ «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» № 137, в котором было установлено: «признать осуществление целостной государственной политики по улучшению положения женщин одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства».
Основными задачами в области трудовых прав женщин определены:
создание организационных, экономических и правовых гарантий для реализации права женщины на труд;
обеспечении конкурентно способности женщин на рынке труда путем расширения их обучения новым профессиям, предпринимательской деятельности, преодоления отставания женщин -–работниц по уровню квалификации и оплаты труда, организации и переподготовки и повышения квалификации женщин, имеющих перерывы в работе в связи с рождением детей и уходом за ними;
поэтапная ликвидация исторически сложившегося отставания в оплат труда в бюджетных отраслях с преимущественной занятостью женщин;
обеспечения права женщин на охрану труда, защиту их жизни и здоровья с учетом материнской функции;
предоставление предусмотренных действующим законодательством социальных гарантий для работающих женщин, независимо от формы собственности предприятий, учреждений, организаций, в том числе при их ликвидации или реорганизации;
организация и развитие социальных услуг, позволяющих родителям совмещать выполнение родительских обязанностей с трудовой и общественной деятельностью, в том числе посредством сохранения и расширения сети учреждений по уходу за детьми.[20]
Одним из наиболее важных документов федерального уровня последних лет, очерчивающих рамки государственной политики в отношении положения женщин, стала Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации, принятая постановлением Правительства РФ №6 от 8 января 1996г.[21]
В преамбуле этого документа зафиксировано, что он определяет общую стратегию и приоритетные направления государственной политики в отношении женщин и нацелен на реализацию принципа равных прав и свобод и создание равных возможностей для мужчин и женщин, в том числе и в сфере труда и занятий с учетом реальной социально-экономической ситуации в современной России. Концепции отмечается, сто «невостребованность в политики, дискриминация в сфере труда, ухудшение здоровья и рост насилия в отношении женщин вызывает наибольшее беспокойство общественности в условиях кардинальных реформ, происходящих в России в настоящее время». Одной из первоочередных задач определенна необходимость обеспечить равноправие женщин на рынке труда.
Следует отметить, что Концепция затрагивает только публичную сторону жизни женщины, оставляя неизменной приватную. Проблемы же положения женщин в сфере занятости на рынке труда (и не только они) – эти проблемы только самих женщин, ну и немного государства.
В Концепции основные направления работы по решению проблем женщин на рынке труда расписаны весьма подробно, например:
добиваться установления фактического равенства прав и возможностей женщин и мужчин на рынке труда, обеспечение условий для повышения конкурентоспособности женской рабочей силы, адаптации женщин к новым экономическим отношениям;
проанализировать современное положение женщин на рынке труда в условиях социально-экономического кризиса;
оценить результаты применения ратифицированных Российской Федерацией конвенций МОТ, касающихся проблем трудящихся женщин;
привести законодательство РФ в соответствии с международными правовыми договорами о равенстве возможностей и обращения в сфере занятости, провести оценку политики равных прав и возможностей мужчин и женщин на рынке труда и имеющихся нормативно-правовых актов (наем, увольнение, профессиональный рост);
разработать механизм их эффективного применения;