Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:04, курсовая работа
Цель: выявить особенности безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения
Задачи:
1)изучить значение безопасного поведения для дошкольников с нарушениями зрения;
2) определить содержание работы по формированию безопасного поведения;
3)определить роль формирования безопасного поведения в воспитании дошкольников с нарушениями зрения;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..……….……………….. 3
ГЛАВА 1 Методологические основы безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения………..……….……………………………………………5
1.1 Понятие «безопасность» и значение безопасного поведения для дошкольников с нарушениями зрения……………………………….….…5
1.2 Принципы и содержание безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения…………………………………………………………..8
ГЛАВА 2 Методические основы безопасного поведения….…….……..18
2.1 Работа с детьми с нарушениями зрения при формировании безопасного поведения ………………………………………………………18
2.2 Работа с родителями при формировании безопасного поведения у детей с нарушениями зрения…………………….………………………..….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………......................33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…….…………………………………..35
В старшей группе
продолжается знакомство детей
с особенностями дорожного
На прогулках за
территорией дошкольного
И на прогулках,
и на занятиях в группе (с
помощью иллюстративного
Интересной и эффективной
формой работы станет
Если в детском саду
имеется макет микрорайона с
улицами, прилегающими к
В старшей группе расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, проверяются осознание и понимание дошкольниками опасных и безопасных действий.
Особенно внимательно
нужно относиться к детям
У дошкольников этой
возрастной группы нужно
Также к этому возрасту
дошкольники должны уметь
Занятия по правилам
дорожного поведения также
При обучении детей следует учитывать следующие данные научных исследований:
1. Дошкольники младшей
группы способны запомнить
2. Дети средней группы
могут запомнить три¬-четыре
3. Дети из старшей группы
запоминают не больше пяти-¬
Имеются в виду: цвет,
форма, структура, пропорции,
Содержание уголков
Так, в первой младшей
группе дети знакомятся с
1. Набор транспортных средств
2. Иллюстрации с изображением транспортных средств
3. Кружки красного и
зелёного цвета, макет
4. Атрибуты к сюжетно-ролевой
игре «Транспорт» (
5. Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».
Во второй младшей
группе дети продолжают работу
по распознаванию транспортных
средств, знакомятся с
1. Картинки для игры
на классификацию видов
2. Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть
3. Макет транспортного светофора (плоскостной).
Для ребят средней
группы новым будет разговор
о пешеходном переходе и его
назначении, правостороннем движении
на тротуаре и проезжей части.
Кроме того, дети 4-5 лет должны
чётко представлять, что когда
загорается зелёный сигнал
1. Макет светофора с
переключающимися сигналами,
2. Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»
3. На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
В старшей группе
ребята узнают о дорожном
4. Макет перекрёстка,
с помощью которого ребята
смогут решать сложные
5. Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.
6. Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»
7. Кроме того, для детей
старшей группы знакомят с
работой регулировщика. Значит, в
уголке БДД должны быть схемы
жестов регулировщика,
В подготовительной
группе ребята встречаются с
проблемными ситуациями на
1. Собирается картотека
«опасных ситуаций» (для их
показа можно сделать
2. Организовывается окно
выдачи водительских
Во всех группах хорошо иметь фланелеграф – для моделирования ситуаций на дороге, а также набор диапозитивов по различным темам.
Уголок может быть оформлен так:
1. Единый стенд (размеры
зависят от наличия свободной
площади и количества
2. Набор составных частей,
каждая из которых
3. Книжка-раскладушка
Учитывая важную роль
родителей в вопросе обучения
детей правилам дорожного
1. Информацию о состоянии
дорожно-транспортного
2. Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей
3. Рекомендации родителям
по вопросам обучения детей
безопасному поведению на
4. Перечень и описание
игр, направленных на
5. Рассказы детей о
поведении на дороге при
Обучение основам безопасности дорожного движения имеет целью не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Чтобы осознать логику безопасных действий, необходимы, с одной стороны, знание обязанностей пешеходов и пассажиров, изложенных в ПДД, а с другой – творческий поиск педагога вместе с учащимися выходов из сложных дорожных ситуаций.
Образовательный процесс должен быть непрерывным, систематическим (по тематическим планам), регулярным (без пропусков или замен), построенным на учете уровня психического и физического развития учащихся. Дидактические занятия должны быть направлены на развитие у детей целостности восприятия дорожной среды, внимания, воображения, памяти, логического мышления, связной образной речи.
Развитие познавательных
процессов необходимо младшим школьникам
для того, чтобы они могли
Дети должны понять и осознать, что означают сигналы светофора и дорожные знаки. Им следует объяснить, что, управляя движущимся транспортом, водитель не может мгновенно остановить его, увидев на своем пути пешехода (ребенка). Воспитанники должны знать, что транспорт опасен, а на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей.
При обучении основам безопасности дорожного движения важно не только акцентировать внимание детей на том, что нельзя делать на дорогах, но и объяснять им, как можно и должно поступить в той или иной ситуации. Если педагог говорит, например, что играть на проезжей части дороги нельзя, то нужно показать и рассказать детям, где можно играть: во дворе, на детской площадке, в парке и т. д.
Образовательный процесс должен быть направлен на формирование у детей умений, навыков и положительных привычек безопасного поведения на улице.
Для того, чтобы у детей не возникало «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях в быту, учитывая особенности самого содержания, желательно организовать наблюдение психолога дошкольного образовательного учреждения, который бы контролировал психическое состояние дошкольников, проводил диагностику уровня тревожности перед началом работы, в середине учебного года и по окончании. [21, С.17].
Информация о работе Формирование безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения