Формирование безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить особенности безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения
Задачи:
1)изучить значение безопасного поведения для дошкольников с нарушениями зрения;
2) определить содержание работы по формированию безопасного поведения;
3)определить роль формирования безопасного поведения в воспитании дошкольников с нарушениями зрения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..……….……………….. 3

ГЛАВА 1 Методологические основы безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения………..……….……………………………………………5
1.1 Понятие «безопасность» и значение безопасного поведения для дошкольников с нарушениями зрения……………………………….….…5
1.2 Принципы и содержание безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения…………………………………………………………..8

ГЛАВА 2 Методические основы безопасного поведения….…….……..18

2.1 Работа с детьми с нарушениями зрения при формировании безопасного поведения ………………………………………………………18
2.2 Работа с родителями при формировании безопасного поведения у детей с нарушениями зрения…………………….………………………..….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………......................33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…….…………………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

готовый курсач.docx

— 90.88 Кб (Скачать файл)

На родительских собраниях  или в часы, когда родители (взрослые) приходят за детьми, учителю необходимо рассказывать им о проводимых в школе  занятиях по обучению безопасному поведению  на улице, выяснить, показывают ли они  ребятам опасные места по дороге в школу, держат ли их за руку, находясь на улице, и т. д.

Специально организованные лекции (с приглашением специалистов) и беседы с родителями, в т. ч. индивидуальные, должны быть направлены на активизацию  их заинтересованности в получении  детьми знаний, умений и навыков  безопасного поведения на улице.

В рамках изучения предмета "Окружающий мир" разработаны  темы, рекомендуемые для занятий  и бесед с родителями:

Причины и условия, способствующие возникновению дорожно-транспортных происшествий с участием школьников;

Психофизиологические и  возрастные особенности поведения  детей на улице;

Как научить ребенка наблюдательности на улице;

Где можно кататься на велосипеде, роликовых коньках, скейтбордах;

Как переходить с ребенком проезжую часть дороги;

Какие могут быть опасности  на улицах (закрытый обзор проезжей части из-за домов, деревьев, киосков, стоящих автомобилей; недостаточная  видимость при плохой погоде; особенности  движения по улицам в разное время  года; возможное появление автомобилей  во дворах, на тротуаре, выездах из арок домов; неожиданное появление велосипедистов, мотоциклистов; ходьба вдоль проезжей части, игра на ней или вблизи дорог  с интенсивным движением транспорта и др.);

Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров;

Виды и сигналы светофоров;

Пешеходный переход (подземный, надземный и наземный – "зебра");

Дорожные знаки для  пешеходов;

Развитие глазомера по определению расстояния до приближающихся транспортных средств, определение  направления их движения, опасные  повороты автомобилей.

В одних случаях это  могут быть:

ознакомление с материалами, представленными на стендах "уголков  безопасности", публикациями в прессе по проблемам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;

проведение бесед с  подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного  происшествия с участием младших  школьников в качестве пешеходов  и пассажиров;

организация выставок детских  рисунков, поделок, макетов, плакатов, дидактического материала по тематике дорожной безопасности.

В других случаях возможно:

приглашение родителей на дискуссионную встречу за круглым  столом;

предложение выступить перед  другими родителями, если они являются автомобилистами, врачами-травматологами или специалистами по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Информируя родителей  о причинах, влекущих за собой дорожно-транспортное происшествие с участием школьников, необходимо приводить конкретные примеры  с указанием названий улиц, где  оно случилось, раскрывать причины, делая акцент на опасное или неосторожное поведение родителей или взрослых, по вине которых погибли или пострадали дети.

Возможен также показ  фотографий, где зафиксированы несчастные случаи с детьми, которые произошли  по вине взрослых. Элемент экстремальности, вызывающий сильные эмоциональные  переживания у родителей, в данном случае может способствовать повышению  у них бдительности, осторожности, восприимчивости к предостережениям, касающимся безопасности на дорогах.

В беседах следует рассматривать  вопросы об опасностях по дороге в  школу, особенно при плохой погоде, недостаточном освещении, а также  о неудобной одежде детей (капюшон, зимняя шапка-ушанка, туго завязанный шарф и др.), которая может мешать их движению, ухудшать слух, затруднять повороты головы при осмотре проезжей части дороги.

С родителями важно проводить  беседы о психофизиологии восприятия детьми дорожной среды. Необходимо объяснять, что дети погибают, получают травмы и увечья чаще всего из-за их возрастных и психофизиологических особенностей поведения на улице.

Очень важно в первую очередь  и как можно раньше начать воспитывать  в ребенке чувство самосохранения наравне с уверенностью в себе. Детей необходимо учить быть бдительными  и уметь держать под контролем  чувство страха. Они обязаны твердо усвоить, что всегда могут попросить  помощи у близких взрослых людей.

Если дети умеют читать, пусть прочитают о тех опасностях, с которыми могут столкнуться  дома, на улице, в любом другом месте, и запомнят их. В случае если дети еще не умеют читать, прочитайте сами и перескажите им, что нельзя делать и как поступать в различных  ситуациях, чтобы уберечься от беды. Необходимо жить вместе с детьми разумно  и грамотно, чтобы не создавать  ситуации, из которых нет ни физического, ни морального выхода.

Необходимо, чтобы родители сыграли активную роль в установке границ своему ребенку. В дальнейшем он сможет устанавливать их для себя сам. Но сейчас они должны вмешиваться и говорить "да" или "нет". И не забывать обучать ребенка четкой, понятной информации, например: это безопасно, а это - нет.

Родители должны попросите своего ребенка показать, как он умеет набирать номера 101, 102, 103. Затем необходимо поговорить с ним о том, что можно считать ситуацией, когда звонок в службу спасения необходим. Конечно, нет полной гарантии, что дошкольник сможет вызвать помощь в случае настоящей беды, но это может увеличить шансы на успех, регулярно упражняясь с ним.

Если с самого раннего возраста научить ребенка спрашивать разрешения, прежде чем принимать от кого-то конфету или подарок, они будут менее уязвимы перед домогателями или насильниками, активно применяющими эту уловку. Необходимо сказать ребенку, что без вашего разрешения ему нельзя принимать угощения или подарки от людей вне вашего семейного круга. Конечно, можно по желанию сделать несколько исключений в правиле, например, для друзей семьи.

Для формирования заинтересованности родителей по проблеме ОБЖ  необходимо проводить следующие мероприятия:

- анкетирование «Азбука  безопасности», «Нужны ли семье  традиции» и др.;

- родительские собрания (диспуты) с целью информации  о совместной работе и стимулирования  активного участия в ней родителей;

- создание мини-библиотеки  по проблеме формирования основ  здорового образа жизни и ОБЖ  у дошкольников;

- подборка тематических  консультаций в папке для родителей,  индивидуальные и групповые консультации;

- создание семейного клуба  «Дружная семья»;

- участие родителей воспитанников  в занятиях, экскурсиях, вечерах  развлечений  («Весёлая семейка», «Семейные страты» и др.);

- оформление буклета по  безопасности «Правила жизни».

Перечисленные мероприятия  помогают наладить более  тесное и  эффективное взаимодействие сотрудников  ДОУ с родителями и создают  атмосферу общности интересов, эмоциональной  поддержки.

Приведу некоторые советы и рекомендации, которые, на мой взгляд, могут помочь родителям в их "семейном" курсе обучения детей навыкам  безопасного поведения в обществе.

- Изучайте литературу, посвященную  безопасности детей. Хотя большинство  правил поведения, способствующих  повышению уровня безопасности  детей, общеизвестны, тем не менее полезно узнать мнение на сей счет людей, профессионально занимающихся этим делом: психологов, педагогов, сотрудников милиции.

- Учитывайте возраст ребенка  и его особенности. Пока ваш  малыш делает свои первые шаги  или находится еще в коляске,  никаким правилам безопасного  поведения его не научишь. Его  жизнь - полностью в руках родителей,  дедушек и бабушек.

Маленькие дети должны находиться не просто под присмотром взрослых, а быть постоянно у них на виду.

Если вам стало известно, что ребенок поступил правильно  в затруднительных обстоятельствах, надо обязательно похвалить его. Это поможет ему быть более  уверенным в дальнейшем. Если ребенок  поступил неправильно, не нужно кричать, ругать его - спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных  последствиях.

Лишь имея постоянный контакт  с ребенком, можно судить о том, в какой мере он нуждается в  вашей опеке, насколько ему можно  доверять, предоставлять "свободу" (оставлять одного дома, просить  сходить в магазин, разрешить  съездить к товарищу и т. д.)

Здесь нужно учитывать  еще одно обстоятельство: если ребенок  не имел контакта с родителями, не доверял  им, он ищет понимания, душевного участия  у других людей и в других местах. Этим очень часто пользуются преступники, играя роль "добрых" дядей.

- Не запугивайте! Любую  ли криминальную информацию можно  сообщать детям? Разумеется, нет.  Специалистами давно подмечено,  что попытки родителей обезопасить ребенка от преступных посягательств, рассказывая им страшные истории, иногда приводят к обратному результату - ваш малыш в сложной опасной ситуации становится более уязвимым, поскольку внушенный ему страх настолько парализует его, что он не в состоянии что-либо самостоятельно предпринять.

Страх подавляет интуицию ребенка, "смазывает" инстинктивно правильную реакцию. Поэтому если ребятам  и сообщается та или иная криминальная информация, то ее нужно выразить в  словах, которые бы не травмировали маленького человека, особенно если он с развитым воображением и ранимой  психикой.

- Будьте примером для  своих детей. Все ваши усилия  могут быть сведены на нет, если вы сами в повседневной жизни пренебрегаете правилами безопасного поведения. Если вы прежде чем открыть дверь, не заглядываете в глазок, то вряд ли это будет делать и ваш ребенок.

- Проявляйте участие к  чужим детям. Если вы стали  невольным свидетелем опасной  ситуации, в которую попал тот  или иной ребенок (он потерялся,  его куда-то насильно уводят, усаживают  в машину и т. д.), не будьте  безучастным. Есть физическая  возможность решительно вмешаться  - действуйте! Если нет такой возможности  - запомните приметы подозрительных  лиц, номер автомашины, направление  движения и немедленно сообщите  в милицию.

Сегодня вы помогли чужому ребенку, завтра кто-то другой поступит так же решительно и мужественно  и спасет вашего.

Правила безопасности, которым  обязательно следует обучить ребенка:

- Не уходи далеко от  своего дома, двора.

- Не бери ничего у  незнакомых людей на улице.  Сразу отходи в сторону.

- Не гуляй до темноты.

- Обходи компании незнакомых  подростков.

- Избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов,  сараев, чердаков, подвалов.

- Не отправляйся один  в дальние поездки.

- Не входи с незнакомым  человеком в подъезд, лифт. Здесь  стоит отметить, что иногда преступления  совершаются знакомыми людьми (например, какой-нибудь сосед, добрый, улыбчивый  и тихий дядя Ваня на деле  может оказаться маньяком).

- Не открывай дверь  людям, которых не знаешь.

- Договорись заранее с  соседями о сигналах опасности.

- Не садись в чужую  машину.

- На все предложения  незнакомых отвечай: "Нет!" и немедленно уходи от них туда, где есть люди.

- Не стесняйся звать  людей на помощь на улице,  в транспорте, в подъезде.

- В минуту опасности,  когда тебя пытаются схватить, применяют силу, кричи, вырывайся, убегай[19;23].

Таким образом, обучение детей  правилам безопасного поведения— это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого воспитанники получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасной жизнедеятельности. Работа по обучению детей безопасности охватывает все виды деятельности. Полученные знания ребенок пропускает через продуктивную деятельность, а затем реализует в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Эффективность работы по обучению детей безопасному поведению во многом зависит от положительного примера взрослых. Поэтому большое внимание уделяется работе с родителями. Для выполнения поставленных задач необходимо объединить усилия дошкольного учреждения и семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Обучить детей с нарушениями зрения безопасному поведению – это значит приучить их к определенному образу жизни. У ребенка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент.

Цель «безопасного» воспитания – внушить ребенку уверенность  в его возможностях, в том, что  если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет  в опасную ситуацию, а если и  случиться такое, то найдет из нее  выход.

Информация о работе Формирование безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения