Формирование безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить особенности безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения
Задачи:
1)изучить значение безопасного поведения для дошкольников с нарушениями зрения;
2) определить содержание работы по формированию безопасного поведения;
3)определить роль формирования безопасного поведения в воспитании дошкольников с нарушениями зрения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..……….……………….. 3

ГЛАВА 1 Методологические основы безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения………..……….……………………………………………5
1.1 Понятие «безопасность» и значение безопасного поведения для дошкольников с нарушениями зрения……………………………….….…5
1.2 Принципы и содержание безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения…………………………………………………………..8

ГЛАВА 2 Методические основы безопасного поведения….…….……..18

2.1 Работа с детьми с нарушениями зрения при формировании безопасного поведения ………………………………………………………18
2.2 Работа с родителями при формировании безопасного поведения у детей с нарушениями зрения…………………….………………………..….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………......................33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…….…………………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

готовый курсач.docx

— 90.88 Кб (Скачать файл)

При этом необходимо учитывать  возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников. А имеющееся  нарушение зрения детей дошкольного  возраста сказывается на развитии и  формировании познавательных процессов  восприятия, пространственных представлений, образного мышления, речи и других психических функций.

Замедленность восприятия у  детей с нарушением зрения, обусловленное, главным образом, недостатком фиксации и сохранения в памяти признаков  предметов, затрудняет воссоздание  образа, сформированного на зрительно- сенсорной основе. Сложившийся образ памяти при неполноценном зрении отличается неустойчивостью и быстро распадается. Однако, при увеличении времени и неоднократном повторении, он вновь воссоздается, поэтому необходимо предусматривать разную дозировку времени для рассматривания наглядных пособий, иллюстраций, конструкций, макетов и. т. д. и частоту повторяемости занятий.

Некоторым детям необходимо предварительное словесное объяснение, характерных признаков тех или  иных предметов. При рассматривании изображений, дети с нарушением зрения, получают значительно меньше информации, чем хорошо видящие сверстники. Для  полного восприятия таким детям  требуется больше времени. На полноту  и правильность восприятия детей  с нарушением зрения, значительное влияние оказывают условия восприятия. Дети лучше воспринимают цветные  картинки, хуже черно-белые силуэты  и контурные изображения. Все  выше сказанное относится к детям  с косоглазием и амблиопией т. к. они временно находятся в состоянии слабовидения (в процессе лечения хорошо видящий глаз заклеен.) Надо отметить, что лечебно- восстановительная и коррекционно-педагогическая работы тесно взаимосвязаны. В ортоптический период (лечение косоглазия) стоит задача развития бинокулярного стереоскопического зрения. Нарушение бинокулярного зрения нарушает пространственную ориентировку: оценку глубины, взаимоположение предметов и их удаленность от наблюдателя. Для таких детей необходима система специальных игр и упражнений по развитию способности зрительного восприятия двумя глазами. При нарушении зрения, возникают затруднения при выделении цветов спектра и их оттенков. Большое значение уделяется коррекции цветовой чувствительности. Под влиянием специальных игр и упражнений, способность различать цвета и оттенки постепенно развивается.

Весь наглядный материал подбирается ярких цветов — автомобили, домики, дорожки, макеты, конструкции… Яркий цвет различных атрибутов, пособий, игрушек дает дополнительное воздействие на сетчатку глаза, в  результате чего повышается острота  зрения.

Важен и принцип воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание  коллективных, групповых, индивидуальных форм организации непосредственно  образовательной деятельности. Коллективные задания вводятся в программу  с целью формирования опыта общения  и чувства коллективизма. Во время  проведения любой из форм непосредственно  образовательной деятельности обязательно  должен использоваться наглядный, раздаточный  и демонстрационный материал. Поэтому  необходимо проводить постоянную разработку и накопление материалов, не только в методическом кабинете, но и в  каждой группе[1;13;19].

Таким образом, работа по обучению детей дорожной безопасности охватывает все виды деятельности. Полученные знания ребенок пропускает через  продуктивную деятельность, а затем  реализует в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Эффективность работы по обучению детей дорожной грамоте во многом зависит от положительного примера взрослых. Поэтому большое внимание уделяется работе с родителями.

Необходимо, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения каких-либо правил поведения, если они сами не всегда им следуют.

Работа над формированием  основ безопасности жизнедеятельности  дошкольников предусматривает разные виды детской деятельности: беседы, которые носят разъяснительный, познавательный и определяющий характер, темы могут быть разнообразные: «Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых» или «Что я умею чувствовать» и т.д.; занятия, с использованием различного игрового и наглядного материала; экскурсии, целью которых может быть как ознакомление детей с улицей, перекрёстком и т.д., так и наблюдение за пешеходами, животными; рассматривание иллюстраций, плакатов, знакомящих дошкольников с правильным и неправильным поведением; чтение и драматизация детской художественной литературы (стихи, народные сказки, рассказы и т.д.); прослушивание аудиокассет и дисков со стихами, рассказами, сказками и песнями и т.д.; сюжетно-ролевые игры, которые на практике помогают детям закрепить пройденный материал, игры подбираются с учётом возраста и пола детей; используется конструктивная деятельность, которая позволяет создавать разные постройки и обыгрывать различные ситуации с ними.

Так как игра – основная деятельность детей, в которой воспитывается  характер, расширяются представления  об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т.е все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей (С.М. Мартынов). Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру сообразно детским возможностям, т.е такие, чтобы дети действительно увлеклись. Чтобы во время занятий выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.

Например: при изучении темы «Друзья дорожные – знаки всевозможные»  можно использовать дидактическую  игру «Дорожные знаки», познавательное и воспитательное содержание игры –  это познакомить детей с дорожными  знаками, средствами регулирования  дорожного движения и опознавательными знаками транспортных средств; закрепить  знания по правилам дорожного движения. Игровое задание – найти и  соединить подходящие половинки элементов игры; выигрывает тот, кто первым найдёт и составит подходящие половинки для всех своих карточек.

В правилах игры заложен  более глубокий смысл – познание мира и воспитание определённых нравственных качеств: ответственность, уважение, порядочность и т.д. Результат игры для воспитателя  является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, или  в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Детям же правила важны как  способ решения игровой задачи.

В дошкольной педагогике все  дидактические игры можно разделить  на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

В играх с предметами используются игрушки, реальные предметы.

К примеру: «Скорая помощь». Цель этой игры: учить детей безопасному  поведению для предотвращения несчастных случаев, в случае необходимости  звонить в экстренную медицинскую  службу, уметь оказать экстренную медицинскую службу, уметь оказать  первую помощь пострадавшему. Оборудование: аптечка, телефон.

«Большая безопасная прогулка». Цель игры: закрепить у детей правила  дорожного движения; довести до сознания детей, к чему может привести их нарушение; воспитывать внимание, чуткость, умение оказать помощь друг другу. Оборудование: макет проезжей части, игрушки – машины, знаки, светофоры, фигурки пешеходов и регулировщика, кубик с цифрами.

Настольно-печатные игры –  они разнообразны по своим видам: парные картинки, лото, домино и т.д.

Игра «Как избежать неприятностей  дома», цель: закрепить у детей  представление об опасных для  жизни и здоровья предметах, с  которыми они встречаются в быту; предостеречь от несчастных случаев. Оборудование: набор сюжетных картинок с изображением различных опасных ситуаций дома, карточки со стихами к данным картинкам. Ход игры: играть могут двоё и более детей. Ведущий раздаёт карточки с ситуациями игрокам поровну и зачитывает стихи. Игроки должны узнать по содержанию стихотворения свою картинку и объяснить, как выйти из опасной ситуации и не попасть в неё. За правильный ответ игрок получает карточку со стихотворением. Выигрывает тот, у кого больше карточек.

Словесные игры построены  на словах и действиях играющих. Содержание игры заключается в том, что перед  детьми ставиться задача и создаётся ситуация, требующая  осмысления последующего действия.

Игра «Что делать?», цель: научить детей быстро и правильно  принимать решения в различных  ситуациях, связанных с насильственными  действиями незнакомого человека.

Задача воспитателя заключается  в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они  сами могли организовать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.

После таких  занятий как  «Когда ты дома один», «Малыш и Карлсон одни дома» дети должны знать, какие опасности могут подстерегать их при неправильном поведении в доме и неправильном обращении с электроприборами.

Для ознакомления детей с  правилами противопожарной безопасности можно рассмотреть с детьми плакаты («Причины пожара», «Правила поведения при пожаре») и провести занятия («Опасные предметы. Спички.», «Хрюша попал в беду»). Очень нравится детям игра «Чего нельзя делать?».

Большое место в навыках  личной безопасности занимают правила  противопожарной безопасности. Ведь число детей, пострадавших от пожара или игры с огнём, возрастает с  каждым годом. Детей любого возраста во время пожара отличает пассивно-оборонительная реакция. Поэтому  задача воспитателя  – научить каждого ребёнка  правильно реагировать в экстремальных  ситуациях, дать представление о  причинах пожара, формировать правильное отношение к огнеопасным предметам. Можно проводить такие занятия  и беседы как «Пожарная машина», «Труд пожарных», «Огонь-друг, огонь-враг», «Лесной пожар». Рассматривать плакаты  «Правила поведения при пожаре», «Причины пожара в доме», «Ты один дома». Играть в дидактические игры «Бытовые приборы», «Четвёртый лишний», «Чего нельзя делать ?» С детьми 5-7 лет так же необходимо заучивать номера телефонов  экстренных служб, знать свой домашний адрес и уметь описать место происшествия.[5;22].

В детском саду ребенок должен овладеть знаниями и умениями:

1. Правила светофора: красный свет - дороги нет, желтый - предупреждение, зеленый - путь открыт. Даже при зеленом сигнале светофора прежде, чем начать переход, следует убедиться в его безопасности.

2. Пешеходный переход  - «зебра». Там, где его нет  - необходимо посмотреть налево, затем направо и, убедившись  в отсутствии опасности, переходить.

3. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки особых предписаний, знаки сервиса, знаки приоритета, информационные знаки, опознавательные знаки транспортных средств.

Полученные знания дети используют в игре, как основном виде деятельности. Воспитатель выделяет в группе место  для игры, где сосредоточен наглядный материал по данной тематике [4].

 

 

2.2.Работа с  родителями при формировании  безопасного поведения у детей  с нарушениями зрения

Большое внимание следует  уделять работе с родителями. Родители для ребенка являются образцом поведения. По мнению ребенка, все, что делают мама с папой правильно. Когда взрослые нарушают правила, они это понимают, но ребенок этого не знает. В голове у него откладывается отпечаток всей ситуации. Значит так можно поступать и не один раз, а всегда. И чтобы на занятиях не говорили воспитатели, ребенок в подобной ситуации поступит именно так, как поступают его родители. Безоговорочным соблюдением правил безопасного поведения родители должны подавать пример собственным детям. Поэтому необходимо проведения разъяснительную работу и среди родителей. Работа с родителями может принимать разнообразные формы:

    • Совместные развлечения и досуги: «Азбуку улиц все знать должны», «Грамотный пешеход».
    • Консультации воспитателя: «Роль взрослых в обучении детей безопасному поведению на дороге», «Особенности поведения детей дошкольного возраста на дороге».
    • Создание памяток, ширм на дорожную тематику: «Внимание – переходим улицу», «Родителю – водителю», «Как ездить в общественном транспорте», «Помните ли вы?»
    • Анкетирование.
    • Показательные занятия.
    • Встречи с инспектором ГИБДД. Просмотры видеофильмов: «К чему приводит невнимание к детям».
    • Тематические беседы, встречи за круглым столом: «А в нашей семье так» – обмен опытом.
    • Конкурсы: рисунков: «Моя улица», «Дорога глазами детей», «Нужные знаки»; макетов, светофоров.

Большинство родителей, обеспокоенных  за своих детей, прибегают к многословным предупреждениям и даже к наказаниям. Такой метод не даёт эффекта, ведь ребёнок 3-5 лет (а часто и старше) не может осознать опасности.

Терпение и настойчивость  являются эффективными средствами, обеспечивающими  успешное усвоение детьми навыков безопасного поведения. Это позволит детям обеспечить собственную безопасность, а также не создавать опасных для других ситуаций. Важно чтобы взрослые были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения.

Информация о работе Формирование безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения