Формирование безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить особенности безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения
Задачи:
1)изучить значение безопасного поведения для дошкольников с нарушениями зрения;
2) определить содержание работы по формированию безопасного поведения;
3)определить роль формирования безопасного поведения в воспитании дошкольников с нарушениями зрения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..……….……………….. 3

ГЛАВА 1 Методологические основы безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения………..……….……………………………………………5
1.1 Понятие «безопасность» и значение безопасного поведения для дошкольников с нарушениями зрения……………………………….….…5
1.2 Принципы и содержание безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения…………………………………………………………..8

ГЛАВА 2 Методические основы безопасного поведения….…….……..18

2.1 Работа с детьми с нарушениями зрения при формировании безопасного поведения ………………………………………………………18
2.2 Работа с родителями при формировании безопасного поведения у детей с нарушениями зрения…………………….………………………..….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………......................33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…….…………………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

готовый курсач.docx

— 90.88 Кб (Скачать файл)

Таким образом, к старшей  группе у детей расширяются представления  о правилах безопасного поведения, формируются навыки наблюдения за происходящим в дорожной среде. При реализации программы воспитания и обучения дошкольников воспитателю рекомендуется определить цели и ориентиры для каждой возрастной группы (от 3 до 7 лет), к которым он должен стремиться, формируя и развивая у них навыки безопасного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методические  основы безопасного поведения

 

2.1.Работа с  детьми с нарушениями зрения  при формировании безопасного  поведения

Формы работы с детьми по обучению безопасному поведению:

    • Экскурсии, наблюдения, прогулки;
    • Развлечения и досуги;
    • Занятия;
    • Продуктивные виды деятельности(рисование, аппликация, лепка, конструирование) ;
    • Игры( настольно-печатные, подвижные,  дидактические, сюжетно-ролевые, строительные, театрализованные);
    • Диагностика;
    • Знакомство с художественной литературой;

При построении системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного  движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с  транспортной системой города:

1. Ребенок – пешеход;

2. Ребенок – пассажир  городского транспорта;

3. Ребенок – водитель  детских транспортных средств  (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).

 В связи с этим  работа по воспитанию навыков  безопасного поведения детей  на улицах ни в коем случае  не должна быть одноразовой  акцией. Ее нужно проводить планово,  систематически, постоянно. Она должна  охватывать все виды деятельности  с тем, чтобы полученные знания  ребенок пропускал через продуктивную  деятельность и затем реализовал  в играх и повседневной жизни  за пределами детского сада.

 Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду: организованные формы обучения на занятиях, совместную деятельность взрослого и ребенка, самостоятельную деятельность ребенка, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, игру. [6, С.107].

 Особое место в системе  обучения детей необходимо уделить  изучению распространённых причин  дорожно-транспортных происшествий  с участием детей:

1. Выход на проезжую  часть в неустановленном месте  перед близко идущим транспортом  (мало кто из наших детей  имеет привычку останавливаться  перед переходом проезжей части,  внимательно её осматривать перед  переходом проезжей части, внимательно  её осматривать с поворотом  головы и контролировать ситуацию  слева и справа во время  движения).

2. Выход на проезжую  часть из-за автобуса, троллейбуса  или другого препятствия (наши  дети не привыкли идти к  пешеходному переходу, выйдя из  транспортного средства или осматривать  проезжую часть, прежде чем  выйти из-за кустарника или  сугробов).

3. Игра на проезжей  части (наши дети привыкли, что  вся свободная территория –  место для игр).

4. Ходьба по проезжей  части (даже при наличии рядом  тротуара большая часть детей  имеет привычку идти по проезжей  части, при этом чаще всего  со всевозможными нарушениями).

  На поведение детей  на дороге влияет целый ряд  факторов, из которых необходимо  подчеркнуть особую значимость  возрастных особенностей детей:

1. Ребёнок до 8 лет ещё  плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить  направление, откуда доносится  шум), и слышит только те звуки,  которые ему интересны. 

2. Поле зрения ребёнка  гораздо уже, чем у взрослого,  сектор обзора ребёнка намного  меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок  ориентируется на расстоянии  до 5 метров. В 6 лет появляется  возможность оценить события  в 10-метровой зоне. Остальные машины  слева и справа остаются за  ним не замеченными. Он видит  только то, что находится напротив.

1. Реакция у ребёнка  по сравнению со взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

2. Надёжная ориентация  налево-направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.

Вся работа с детьми должна осуществляться при условии их заинтересованности предлагаемой темой или отдельными вопросами и ни в коем случае не «навязываться» ребенку. Дидактическая  игра, занятие, чтение художественной литературы и т.п. начинается только с теми детьми, которые проявляют  желание к сотрудничеству.

Работа с детьми начинается с уточнения и систематизации представлений об острых, колющих  и режущих предметах как источниках опасности, мерах предосторожности с ними и формирования соответствующих  умений, поскольку данный вид опасных  ситуаций наиболее знаком дошкольникам. Самым продолжительным по времени  является второй блок опасностей в  быту (объекты, приводящие к ожогам, пожарам и электротравмам, и правила общения с ними). Профилактика падений занимает приблизительно 1.5 – 2 месяца.

Домашние задания помогают упорядочить «стихийное» получение  детьми опыта безопасного поведения  в домашних условиях. Постоянное включение  детей в совместную со взрослыми деятельность дает эмоциональный выход их активности, позволяет обратить внимание на способы осторожного обращения с предметами быта, способствует формированию умений безопасного поведения.

В работе предлагаю широкое  использовать такой метод, как решение  проблемных ситуаций. Это побуждает  взрослых к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего  способа родительского поведения. Например:

* «Вы уходите в гости  и оставляете ребенка одного  дома (не первый раз). При этом, вы знаете, что он любит играть и смотреть телевизор на кухне. Какие меры предосторожности вы примете и что скажите ребенку?»

* «Папа закрепляет полку  на кухне. Приготовил инструменты,  дрель. Сын «крутится» около  папы и пытается достать из  ящика инструменты. Реакция папы: «Не путайся под ногами. Мне  твоя помощь не нужна! Пойди,  посмотри телевизор. Нечего тебе  на кухне делать». Согласны  ли вы с папой? Как бы вы  повели себя в такой ситуации?»

* «Ребенок любит смотреть  в окно, при этом иногда стучит  по стеклу, говоря что-то птицам  или прохожим. Как вы будете  действовать, чтобы предотвратить  несчастье?»

Соблюдение указанных  выше моментов способствует использование  игровых методов и приемов. Особая роль отводится игровому персонажу, например – СТОБЕД, который рассказывает истории, происходившие с ним (из-за нарушения правил безопасности), «открывает»  вместе с детьми правила поведения, загадывает загадки, приносит картинки и разные задания, «придумывает»  стихотворения, проводит гостей в свой дом и т.п. Именно СТОБЕД делает процесс  освоения опыта безопасного поведения  детьми живым; помогает им понять правила  безопасности, разрешить проблемные ситуации.

Анализируя программные  задачи по обучению детей дорожной азбуке, следует отметить последовательное усложнение программных требований в зависимости от возраста детей, условий их жизни (город, село). Таким  образом, данная программа опирается  на возрастные особенности детей, особенности  их восприятия с учетом нарушения  зрения. При этом особенно важно  идти от интересов к возможностям каждого ребенка.

Реализация программы  происходит в образовательной области  «Безопасность». Интеграция деятельности в образовательных областях «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд», «Музыка», «Физическая культура».

Новизна данной программы  заключается в том, что одним  из основных принципов эффективности  процесса обучения и развития дошкольников с нарушением зрения является системность  с привлечением к работе различных  анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, речевого) .

А также обучение ПДД прочно связано со всеми разделами образовательной  программы и работа осуществляется в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса и в тесной связи с семьей, так как пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге.

Особенно этот вопрос актуален для детей с нарушением зрения.

Цель программы: воспитание у детей культуры поведения на проезжей части, формирование навыка безопасного  поведения в условиях дорожного  движения, профилактика детского дорожно-транспортного  травматизма в совместной с родителями деятельности.

Задачи :

• Формировать навык пространственной ориентировки, представления о направлении;

• Расширять и закреплять знания детей о различных видах  транспорта;

• Расширять представления  об окружающем;

• Дать первоначальные элементарные знания ПДД;

• Обогащать и расширять  представления детей о труде  водителей некоторых видов автомототранспорта.

• Уточнять и дополнять  полученные знания.

• Уделять особое внимание вопросу создания материальной базы: условий для работы в группах  и на участке ДОУ.

Данная программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям:

Коммуникация (развитие речи) – использование во время занятий  художественного слова, рисование  иллюстраций к рассказам, стихотворениям, развитие монологической речи при описании иллюстраций и картин («Транспорт», «Улицы нашего города», «Дети и дорога»  и др., просмотр диафильмов, наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание  стихов, чтение рассказов.

Познание (Ознакомление с  окружающим, РЭМП, Конструирование) –расширение представлений о различных видах транспорта, развитие ориентировки в окружающем пространстве; привлечение детей к составлению планов, схем участка, дороги; формирование интереса к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала, обучение планированию процесса возведения построек, объединенных общей темой (улицы, машины, дома) .

Чтение художественной литературы- чтение авторских стихов, загадок, сказок, рассказов, помогающих детям запомнить и понять предлагаемый материал.

Социализация (Игра) - закрепление  и расширение знаний ПДД посредством  дидактических, сюжетно-ролевых и  других игр.

Физическая культура (Физическое развитие) - развитие координации движений и ориентировки в пространстве.

Музыка (Музыкальное развитие) – побуждение к активному участию  в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная  азбука».

Художественное творчество (Рисование, Лепка, Аппликация) – использование  детских работ для оформления выставок, конкурсов, интерьера детского сада по теме «Дорожная азбука».

Знания, приобретенные детьми во время прогулок, экскурсий по улицам города (села, поселка, наблюдения за поведением пешеходов, движением  транспорта, затем уточняются, дополняются, совершенствуются во время разнообразных  игр и непосредственно образовательной  деятельности.

Ожидаемые результаты освоения программы

Главным результатом реализации программы является усвоение знаний о ПДД, переходящих в навык  правильного поведения. Замечательно, если у ребенка появилась потребность  узнать, как нужно вести себя на дороге и действовать в определенной ситуации и применить полученные знания в реальной жизни.

Воспитанник будет уметь:

• Применять на практике знания ПДД;

• Правильно ориентироваться  в окружающем пространстве;

• Применять пространственную терминологию;

• Правильно и безопасно  вести себя в условиях дорожного  движения.

Воспитанник сможет решать следующие практические задачи:

• Владеть нормами и  правилами поведения на дороге;

• Владеть правилами поведения  пешеходов.

Способы проверки освоения программы

Подведение итогов по результатам  освоения материала данной программы  проводится в форме:

• Контрольных занятий  по изученным темам.

• Конкурсов.

• Выставок творческих работ.

• В конце и в середине года проводится промежуточная и  итоговая диагностики.

Методическое обеспечение  дополнительной образовательной программы  «Дорожная азбука»

Одно из главных условий  успешной работы по ознакомлению дошкольников с ПДД и по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма  – сочетание теоретических знаний, полученных во время непосредственно  образовательной деятельности с  их практическим применением.

Информация о работе Формирование безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения