Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:04, курсовая работа
Цель: выявить особенности безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения
Задачи:
1)изучить значение безопасного поведения для дошкольников с нарушениями зрения;
2) определить содержание работы по формированию безопасного поведения;
3)определить роль формирования безопасного поведения в воспитании дошкольников с нарушениями зрения;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..……….……………….. 3
ГЛАВА 1 Методологические основы безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения………..……….……………………………………………5
1.1 Понятие «безопасность» и значение безопасного поведения для дошкольников с нарушениями зрения……………………………….….…5
1.2 Принципы и содержание безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения…………………………………………………………..8
ГЛАВА 2 Методические основы безопасного поведения….…….……..18
2.1 Работа с детьми с нарушениями зрения при формировании безопасного поведения ………………………………………………………18
2.2 Работа с родителями при формировании безопасного поведения у детей с нарушениями зрения…………………….………………………..….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………......................33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…….…………………………………..35
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..……….
ГЛАВА 1 Методологические основы безопасного
поведения у дошкольников с нарушениями
зрения………..……….………………………………………
1.1 Понятие «безопасность» и значение безопасного поведения для дошкольников с нарушениями зрения……………………………….….…5
1.2 Принципы и содержание безопасного
поведения у дошкольников с нарушениями
зрения…………………………………………………………..
ГЛАВА 2 Методические основы безопасного поведения….…….……..18
2.1 Работа с детьми с нарушениями зрения при формировании безопасного поведения ………………………………………………………18
2.2 Работа с родителями
при формировании безопасного поведения
у детей с нарушениями зрения…………………….………………………..….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…….…………………………………..35
Введение
В современном мире никто
не застрахован ни от социальных потрясений,
ни от стихийных бедствий - ураганов,
наводнений, пожаров. Особую тревогу
взрослые испытывают за детей. Во время
чрезвычайных ситуаций ребенку свойственна
пассивно-оборонительная реакция: от страха
он прячется в укромный угол, вместо
того, чтобы покинуть опасное место
или позвать на помощь. Пожары часто
возникают и из-за детских шалостей:
по причине своей детской
Так же впечатляют цифры количества ДТП с участием детей. По статистике каждой десятой жертвой ДТП становится ребенок. Чаще всего это связано с невыполнением правил дорожного движения: ребенку трудно понять, что такое транспортный поток, какова скорость реакции водителя, что такое тормозной путь. Дети страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.
Поэтому изучать правила поведения и меры безопасности в различных жизненных ситуациях целесообразно начинать еще в детском саду. Обучение необходимо проводить уже с младшей группы по принципу от простого к сложному.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей с нарушениями зрения - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила нам основанием для выбора данной темы.
Цель: выявить особенности безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения
Задачи:
1)изучить значение безопасного поведения для дошкольников с нарушениями зрения;
2) определить содержание работы по формированию безопасного поведения;
3)определить роль
4)определить роль родителей в процесс формирования безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения;
Объект: безопасное поведение дошкольников с нарушениями зрения
Предмет: процесс формирования безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения
Гипотеза исследования: обучение детей дошкольного возраста с нарушениями зрения безопасному поведению будет более успешным, если:
1. Учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста;
2. В работе с детьми использовать игровые формы и методы обучения детей на занятиях и в повседневной деятельности;
3. Осуществлять сотрудничество с семьей дошкольников.
Решение поставленных задач и проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась с помощью комплекса методов исследования: теоретический анализ, обобщение психолого-педагогической, методической литературы; анализ документов ДОУ.
Глава 1. Содержание методологической основы
Безопасность - это состояние защищенности личности, общества, государства и среды жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз или опасностей. Безопасность является важнейшим условием существования человека наряду с его потребностью в пище, воде, одежде, жилище, информации. Безопасность выступает интегральной формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости различных объектов биосферы и ноосферы в духовной и культурной сферах, во внутренней и внешней политике, в обороне, экономике, экологии, социальной политике, физическом и моральном здоровье, в информатике, технологии. При этом учитывается наличие одновременно нескольких источников опасности и их потенциальных жертв. Интегральным показателем и критерием безопасности является риск. Конечной целью обеспечения безопасности является нейтрализация или исключение различных опасностей угроз и рисков.
Культура безопасности - это способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности; результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области.
Культура безопасности жизнедеятельности ребёнка – это совокупность трёх компонентов: осознанного отношения к жизни и здоровью человека, знаний о безопасности жизнедеятельности человека и умений оберегать, поддерживать свои жизнь и здоровье [2, С.34].
Обеспечение безопасности – проблема, затрагивающая все стороны жизнедеятельности человека.
Вопросы безопасности жизнедеятельности
разрабатывались в
На сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города очень актуальна. В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н.Н.Авдеевой, Р., Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшиным, Н.И. Клочановым, М.М Котик, О.А. Скоролуповой, Т.А.ШорыгииоЙ и др.
Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей. Причиной ДТП чаще всего являются дети. Приводит к этому незнание элементарных основ ПДД, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Избежать опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста.
Что главное на дороге? Видеть самому и быть видимым. В этой краткой формуле заключен важнейший принцип безопасности движения.
Несмотря на огромный технический
прогресс нашей цивилизации, зрение
и способности визуального
Безопасность
Дети с незначительными нарушениями зрения дошкольного возраста любознательны, активно двигаются, стремятся к самостоятельности и это нередко приводит к травмоопасным ситуациям. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия в детском саду и семье, которые помогут накапливать опыт безопасного поведения.
Безопасность
Решение такого вопроса как безопасность детей с нарушениями зрения всегда было и останется наиболее важной задачей любого общества[5, С.48].
В неблагоприятной ситуации дети и пожилые люди всегда страдают больше других. Пожилые – потому что уже слабы, для того чтобы противодействовать злу и угрозам напрямую, но у них все же есть необходимый житейский опыт, с помощью которого они могут благополучно уберечься от неприятных случаев в своей жизни. Дети же не имеют ни сил, ни жизненных навыков, и по этой причине, они в наибольшей степени незащищены.
Беда поджидает детей
повсюду: дома (работающие электробытовые
приборы, спички и зажигалки, взрывоопасные
предметы, химические вещества), на улице
(стремительный поток
Дети – самая уязвимая
категория участников дорожного
движения. Максимально защитить их
от возможной беды – обязанность
родителей и воспитателей. Поэтому
обучение безопасному поведению
на улице нужно проводить уже
в младшем возрасте. При этом педагог
должен четко знать все особенности
воспитания дорожной грамотности у
дошкольников. Высокий уровень детского
дорожно-транспортного
Таким образом, можно утвердительно говорить о том, что безопасное поведение многогранное, многомерное явление, которое неразрывно присутствует в жизнедеятельности каждого человека, но имеет различную степень развития. Различие в степени развития у людей возникает в результате присутствия следующих факторов:
- генетический;
- семейный;
- образовательный;
- социальный.
Каждый из этих факторов оказывает существенное влияние на развитие безопасного поведения и может влиять как с позитивной, так и с отрицательной стороны. Комплексный учет этих факторов в системе основ безопасной жизнедеятельности и в объеме теории и практики, в частности, позволит наиболее эффективно воздействовать на развитие безопасного поведения у дошкольников, более грамотно строить образовательные программы профессиональной подготовки специалистов отвечающих за организацию и развитие безопасного поведения.
Обучение дошкольников с нарушениями зрения безопасному поведению, необходимо осуществлять при соблюдении основных принципов:
1. Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.
2. Принцип системности. Работа должна проводиться в системе, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Специально организованные занятия целесообразно проводить в первой половине дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Следует учитывать такой фактор, как состав группы: летом или во время карантина, когда детей мало, основное содержание давать не следует, можно лишь закреплять пройденный материал.
Информация о работе Формирование безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения