Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:57, курс лекций
Триединая формула имеет два аспекта. Первый аспект — профилактический, он подчеркивает превентивность предупреждающего подхода в комплексном решении вопросов безопасности человека. Наука о БЖ учит не только активным и целесообразным действиям во время уже случившейся чрезвычайной ситуации (ЧС) или при ликвидации ее последствий. Одна из главных задач БЖ — профилактика опасностей. Второй аспект — образовательный, обобщает знания о защите от опасностей, о способах ликвидации возможных отрицательных последствий.
К ним в 6–7 классах добавляются: требовательность к себе и другим, правдивость, патриотизм, честь, достоинство, единство слова и дела, самооценка, дружба, коллективизм, активность, инициатива, творчество, забота о родных и других людях, дисциплина, самовоспитание, сотрудничество, культура, чистоплотность, порядочность, ответственность, законопослушность, готовность защитить окружающую среду, радушие, доброта, сотрудничество с родителями, учителями, сверстниками, критичность по отношению к самому себе, организованность, собранность, настойчивость, смелость, оптимизм, самоорганизация, самосовершенствование, гражданственность, общительность, коммуникабельность.
В 8–9 классах должны развиваться следующие свойства: самоопределение, самоорганизация, самореализация, социализация, саморегуляция, подготовка к защите Родины, долг перед Родиной, родными, другими людьми, оптимизм, профессиональная ориентация, самооценка, взаимопонимание, совесть, честь, достоинство, честность, исполнительность, верность, совершенствование мышления, развитие волевых качеств, сердечность, целеустремленность, выдержка, упорство, самостоятельность, само¬воспитание, преодоление отрицательных качеств и вредных привычек, познание себя, самоконтроль, самовнушение, самоограничение, твердость характера, высокое сознание и самосознание, эстетическое совершенство, экологическая культура, гуманизм, этикет.
Третий уровень обучения ОБЖ — X —XI классы - является завершающим для лиц, получающих среднее образование. Ос¬новные задачи и разделы этого этапа обучения сводятся к сле¬дующему:
1) проблемы безопасности
в системах «человек — среда
обитания», идентификация
2) последствия воздействия
опасностей на человека и
3) опасности техносферы и трудовой деятельности;
4) создание комфортных условий жизнедеятельности;
5) средства защиты от опасностей техносферы в условиях трудовой деятельности, применение защитной техники;
6) защита населения
от опасностей техногенных
7) организация коллективного безопасного взаимодействия;
8) системы региональной, государственной,
глобальной и космической
9) правовые и организационные
основы государственного
10) системы образования
в области безопасности
Таким образом, в процессе обучения в общеобразовательной школе у учащихся необходимо сформировать общие знания по безопасности жизнедеятельности, а также развить начальные навыки безопасного поведения, труда, уважительное отношение к вопросам безопасности, добившись осознания ими следующих принципов:
1) право на обеспечение
допустимого уровня
2) в любой деятельности
безопасность должна быть
3) грамотное отношение к вопросам безопасности во всех сфеpax деятельности человека является залогом его здоровья и благополучия.
Учащиеся должны знать:
1) нормы различных отраслей
права, охраняющие
2) пределы правомерной
защиты в условиях необходимой
обороны и крайней
3) способы самозащиты
при физическом нападении в
различных ситуациях (на улице,
4) способы выживания,
а также оказание помощи
5) основы вооруженной защиты личности и Отечества;
6) особенности прохождения
воинской службы в рядах
Духовно-нравственные качества, которые должны формироваться в 10–11 классах: патриоти¬ческий долг, преданность благородной цели, чувство общественно¬го долга, готовность к защите Родины, самокритичность, адекват¬ная самооценка, самовоспитание, самосовершенствование, бо¬дрость, жизнерадостность, оптимизм, дружба, любовь, честь и гор-дость, достоинство, деликатность, галантность, гуманизм, готов¬ность к браку, готовность защищать слабых и бедных, неприятие нечестности, обмана, воровства, наживы за счет других, готовность жить и трудиться в условиях рыночных отношений, духовность, не¬приятие курения, алкоголя, наркотиков.
Духовно-нравственное воспитание в области безопасности жиз¬недеятельности осуществляется посредством применения следую¬щих методов и приемов:
• нравственных суждений, позволяющих составить умозаклю¬чение об отсутствии нравственной основы у решений и действий, приводящих к загрязнению окружающей среды, возникновению опасных и чрезвычайных ситуаций;
• нравственных доводов, позволяющих убедить в целесообраз¬ности соблюдения нравственных норм как этических основ обеспе¬чения безопасности жизнедеятельности;
• нравственных примеров, побуждающих личность оценивать и сопоставлять свое поведение и поступки в области безопасности жизнедеятельности с образцовыми (например, освещение героики спасателей, военнослужащих войск ГО, пожарных, инспекторов ГИМС, рядовых граждан, участвовавших в спасении людей);
• нравственных способностей педагога направлять поступки
и мысли обучаемых, не прибегая к их принуждению. Для реализа¬
ции этого необходимо наличие высокого авторитета у педагога.
Основой данного авторитета является активное его участие в орга¬
низации и проведении экологических троп, маршрутов выжива¬
ния, участие во Всероссийском детско-юношеском общественном
движении «Школа безопасности», Всероссийском добровольном
пожарном обществе, Всероссийском студенческом корпусе спаса¬
телей, мероприятиях по отработке рациональных технологий обес¬
печения безопасности на объектах экономики в соответствии
со спецификой будущей деятельности специалистов
33. Методические особенности обучения ОБЖ в 6 классе общеобразовательной школы.
Преподавание ОБЖ в VI классе качественно отличается от преподавания в 5 классе. Связано это с тем, что к 11-12 годам дети становятся более самостоятельными и инициативными. Повышается их интеллектуальный уровень. Совершенствуются способности к ориентированию в пространстве и времени. Более разнообразными становятся их трудовые умения и навыки. Значительно повышается уровень развития психофизических качеств и двигательных способностей (силы, выносливости, ловкости, координации).
Устойчивыми и осознанными
становятся интересы
и мотивы поведения. Формируются
понятия о долге, чести, дружбе. Все
это позволяет значительно
На уроках ОБЖ школьники знакомятся с безопасным поведением человека в природных условиях:
- учатся ориентированию на местности
- способам подачи сигналов бедствия;
- добыванию огня, воды и пищи;
- устройству временного укрытия (жилища);
- знакомятся с правилами
безопасного поведения и
Такая работа развивает у школьников умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, искать дополнительную информацию о родном крае, решать проблемы и практические задачи.
Уроки ОБЖ по данной теме ориентируют учащихся на избрание таких профессий как лесовод, геолог, геодезист, географ, военный, спасатель, моряк.
Учебно-воспитательные задачи
изучения раздела «Безопасность
человека в опасных и экстремальных
природных условиях»: выработать у
учащихся убеждение, что любое пребывание
человека в природной среде требует
от него серьезной подготовки в целях
обеспечения личной безопасности; дать
представление учащимся об основных
правилах поведения при смене
климатогеографических условий
и при вынужденном автономном
существовании в природных
Для более осознанного изучения темы рекомендуются практические методы, метод анализа конкретных ситуаций, игры-соревнования.
В программе под общ. ред. А.Т.Смирнова (2008, 2010) логика изучения материала выглядит следующим образом:
- Подготовка к активному отдыху на природе – 6 ч.
- Активный отдых на природе и безопасность – 5 ч.
- Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности – 6 ч.
- Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде – 4 ч.
- Опасные ситуации в природных условиях – 4 ч.
При таком порядке раскрытия темы у учащихся формируется представление о том, что человек – неотъемлемая часть природы и не может существовать вне ее. Однако, создав искусственную среду обитания, человек отделился от естественной природной среды, постепенно теряя способность общаться с ней. Тем не менее общение с живой природой необходимо современному человеку, т.к. способствует формированию выдержки, уверенности в себе, способности анализировать обстановку, происходит совершенствование физических качеств (выносливости, силы, ловкости, скорости). Отметить, что одним из видов отдыха на природе является активный туризм. Это могут быть походы выходного дня, массовые походы, а также спортивные пешие, лыжные, горные, водные и велосипедные походы.
В результате изучения темы учащиеся должны усвоить, что любое пребывание человека на природе требует определенной подготовки. Необходимо знать особенности того места, где планируется организовать отдых (горы, лес, вода) и основные правила обеспечения безопасности при автономном существовании в природе.
39.Методика проведения
занятий по обеспечению
Первое знакомство
происходит в начальной школе
( безопасность поведения у
Более углубленно изучают в 8 кл. в разделе «Основы комплексной безопасности»
Темы: Безопасность на водоемах – 3ч.: Безопасность на водоемах в различных условиях, Безопасный отдых на водоемах, Оказание помощи терпящим бедствие на воде.
Тема: Основы безопасности на воде.
1.Как важно уметь плавать?
2.Как спастись самому? (судорога, вода попала в нос, рот)
3.Как спасти другого? (спасательный круг, захват рук сзади, спереди, запястью, за шею, спасение утопающего. Поиск, буксировка утонувшего.
Действие спасателя на берегу. Оказание ПМП.
40. Методика проведения
занятий по обеспечению
Задача изучения этой темы состоит в том, чтобы:
- сообщить учащимся сведения
о дорожной обстановке, правилах
уличного движения и поведения
пешеходов, а также об
- развивать у учащихся способности, которые дали бы им возмож¬ность правильно оценивать различные ситуации в процессе дорожного движения;
- вырабатывать у учащихся
поведение, соответствующее
- подготовить учащихся
правильно и уверенно
Процесс запоминания зависит от нескольких важных особенностей:
А) Малый объем информации, если она не обладает какими-либо особенно привлекательными чертами, может легко пройти мимо внимания ученика и не будет им воспринят а, следовательно, запомнен. Поэтому важный учебный материал имеет смысл дать не малыми порциями, а крупным блоком.
Б) Чем больше помех возникает в процессе изучения материала, тем хуже он запоминается.
В) Наиболее быстро забывается свежеприобретенная информация, особенно если она не отличается новизной, оригинальностью и не используется в ближайшее время после приобретения.
Г) Повторение материала резко снижает его забываемость.
Д) Если поступающая информация превышает некий критический объем, ее запоминание резко снижается. В этом случае наступает торможение в отделах мозга, ответственных за процесс запоминания, и восприятие полностью блокируется.
правила поведения пешеходов на улице и дорогах сформулированы исходя из принципа «пол¬ного доверия», т. е. все участники дорожного движения без исключения соблюдают требования Правил. На самом деле это не так. Повседневная жизнь свидетельствует о том, что много дорожно-транспортных проис¬шествий с гибелью пешеходов случается по вине водителей транспортных средств. Для обеспечения личной безопасности необходимо выработать следующую привычку: перед выходом на проезжую часть надо остановить¬ся, сделать небольшую паузу, осмотреться, вслушаться, а затем, если поз¬воляет обстановка, начинать переход.
В 8 классе внимание учащихся
акцентируется на причинах дорожно-транспортных
происшествий и травматизма людей,
определяется роль человеческого фактора
в возникновении ДТП, систематизируются
правила безопасного поведения
на дорогах пешеходов и
Психологические причины возникновения опасных ситуаций можно подразделить на несколько типов:
1. Нарушение мотивационной
части действий человека, которое
проявляется в нежелании
Информация о работе Шпаргалки по теории и методике изучения БЖД