Шпаргалки по теории и методике изучения БЖД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:57, курс лекций

Краткое описание

Триединая формула имеет два аспекта. Первый аспект — профилактический, он подчеркивает превентивность предупреждающего подхода в комплексном решении вопросов безопасности человека. Наука о БЖ учит не только активным и целесообразным действиям во время уже случившейся чрезвычайной ситуации (ЧС) или при ликвидации ее последствий. Одна из главных задач БЖ — профилактика опасностей. Второй аспект — образовательный, обобщает знания о защите от опасностей, о способах ликвидации возможных отрицательных последствий.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры тимобж.docx

— 155.37 Кб (Скачать файл)

К ним в 6–7 классах добавляются: требовательность к себе и другим, правдивость, патриотизм, честь, достоинство, единство слова и дела, самооценка, дружба, коллективизм, активность, инициатива, творчество, забота о родных и других людях, дисциплина, самовоспитание, сотрудничество, культура, чистоплотность, порядочность, ответственность, законопослушность, готовность защитить окружающую среду, радушие, доброта, сотрудничество с  родителями, учителями, сверстниками, критичность по отношению к самому себе, организованность, собранность, настойчивость, смелость, оптимизм, самоорганизация, самосовершенствование, гражданственность, общительность, коммуникабельность.

В 8–9 классах должны развиваться  следующие свойства: самоопределение, самоорганизация, самореализация, социализация, саморегуляция, подготовка к защите Родины, долг перед Родиной, родными, другими людьми, оптимизм, профессиональная ориентация, самооценка, взаимопонимание, совесть, честь, достоинство, честность, исполнительность, верность, совершенствование мышления, развитие волевых качеств, сердечность, целеустремленность, выдержка, упорство, самостоятельность, само¬воспитание, преодоление отрицательных качеств и вредных привычек, познание себя, самоконтроль, самовнушение, самоограничение, твердость характера, высокое сознание и самосознание, эстетическое совершенство, экологическая культура, гуманизм, этикет.

Третий уровень обучения ОБЖ — X —XI классы - является завершающим  для лиц, получающих среднее образование. Ос¬новные задачи и разделы этого этапа обучения сводятся к сле¬дующему:

1) проблемы безопасности  в системах «человек — среда  обитания», идентификация опасностей, определение размеров и показателей  опасных зон;

2)  последствия воздействия  опасностей на человека и среду  обитания;

3)  опасности техносферы и трудовой деятельности;

4)  создание комфортных  условий жизнедеятельности;

5) средства защиты от  опасностей техносферы в условиях трудовой деятельности, применение защитной техники;

6)  защита населения  от опасностей техногенных чрезвычайных  ситуаций;

7)  организация коллективного  безопасного взаимодействия;

8) системы региональной, государственной,  глобальной и космической безопасности;

9) правовые и организационные  основы государственного обеспечения  безопасности;

10)  системы образования  в области безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, в процессе обучения в общеобразовательной  школе у учащихся необходимо сформировать общие знания по безопасности жизнедеятельности, а также развить начальные  навыки безопасного поведения, труда, уважительное отношение к вопросам безопасности, добившись осознания  ими следующих принципов:

1)  право на обеспечение  допустимого уровня безопасности  жизни есть одно из неотъемлемых  прав человека;

2)  в любой деятельности  безопасность должна быть приоритетной  по отношению к ее результатам;

3) грамотное отношение  к вопросам безопасности во  всех сфеpax деятельности человека является залогом его здоровья и благополучия.

Учащиеся должны  знать:

1) нормы различных отраслей  права, охраняющие безопасность  человека, его здоровье, честь, достоинство,  имущественные другие интересы;

2)  пределы правомерной  защиты в условиях необходимой  обороны и крайней необходимости;

3)  способы самозащиты  при физическом нападении в  различных ситуациях (на улице,  в помещении, в лифте и в  общественном месте и т.д.);

4)  способы выживания,  а также оказание помощи другим  лицам при кратковременном пребывании  в опасной для жизни среде  (при пожаре, в загазованном помещении,  при отравлении, травмирующей обстановке  и т.п.);

5)  основы вооруженной  защиты личности и Отечества;

6) особенности прохождения  воинской службы в рядах Вооруженных  Сил России.

Духовно-нравственные качества, которые  должны формироваться   в 10–11 классах: патриоти¬ческий долг, преданность благородной цели, чувство общественно¬го долга, готовность к защите Родины, самокритичность, адекват¬ная самооценка, самовоспитание, самосовершенствование, бо¬дрость, жизнерадостность, оптимизм, дружба, любовь, честь и гор-дость, достоинство, деликатность, галантность, гуманизм, готов¬ность к браку, готовность защищать слабых и бедных, неприятие нечестности, обмана, воровства, наживы за счет других, готовность жить и трудиться в условиях рыночных отношений, духовность, не¬приятие курения, алкоголя, наркотиков.

Духовно-нравственное воспитание в области безопасности жиз¬недеятельности осуществляется посредством применения следую¬щих методов и приемов:

• нравственных суждений, позволяющих составить умозаклю¬чение об отсутствии нравственной основы у решений и действий, приводящих к загрязнению окружающей среды, возникновению опасных и чрезвычайных ситуаций;

• нравственных доводов, позволяющих убедить в целесообраз¬ности соблюдения нравственных норм как этических основ обеспе¬чения безопасности жизнедеятельности;

• нравственных примеров, побуждающих личность оценивать и сопоставлять свое поведение и поступки в области безопасности жизнедеятельности с образцовыми (например, освещение героики спасателей, военнослужащих войск ГО, пожарных, инспекторов ГИМС, рядовых граждан, участвовавших в спасении людей);

• нравственных способностей педагога направлять поступки

и мысли обучаемых, не прибегая к их принуждению. Для реализа¬

ции этого необходимо наличие высокого авторитета у педагога.

Основой данного авторитета является активное его участие в  орга¬

низации и проведении экологических троп, маршрутов выжива¬

ния, участие во Всероссийском детско-юношеском общественном

движении «Школа безопасности», Всероссийском добровольном

пожарном обществе, Всероссийском студенческом корпусе спаса¬

телей, мероприятиях по отработке рациональных технологий обес¬

печения безопасности на объектах экономики в соответствии

со спецификой будущей  деятельности специалистов

 33. Методические особенности обучения ОБЖ в 6 классе общеобразовательной школы.

Преподавание ОБЖ в VI классе качественно отличается от преподавания в 5 классе. Связано это с тем, что  к 11-12 годам дети становятся более  самостоятельными и инициативными. Повышается их интеллектуальный уровень. Совершенствуются способности к  ориентированию в пространстве и  времени. Более разнообразными становятся их трудовые умения и навыки. Значительно  повышается уровень развития психофизических  качеств и двигательных способностей (силы, выносливости, ловкости, координации).

Устойчивыми и осознанными    становятся    интересы    и    мотивы поведения. Формируются  понятия о долге, чести, дружбе. Все  это позволяет значительно усложнить  и разнообразить программный  материал и ввести такие новые  направления в работе, как топография, краеведение, основы специальной, психологической  и медицинской подготовки. Целью  и приоритетным направлением на данной ступени обучения является привитие  навыков выживания в условиях природной среды.

На уроках ОБЖ  школьники  знакомятся с безопасным поведением человека в природных условиях:

- учатся ориентированию  на местности

- способам подачи сигналов  бедствия;

- добыванию огня, воды  и пищи;

- устройству временного  укрытия (жилища);

- знакомятся с правилами  безопасного поведения и личной  гигиены.

Такая работа    развивает     у     школьников     умения     наблюдать, анализировать, обобщать,   характеризовать   объекты   окружающего   мира, рассуждать, искать дополнительную информацию о родном крае, решать проблемы и  практические задачи.

Уроки ОБЖ по данной теме ориентируют учащихся на избрание таких  профессий как лесовод, геолог,  геодезист,  географ,  военный,  спасатель, моряк.

Учебно-воспитательные задачи изучения раздела «Безопасность  человека в опасных и экстремальных  природных условиях»: выработать у  учащихся убеждение, что любое пребывание человека в природной среде требует  от него серьезной подготовки в целях  обеспечения личной безопасности; дать представление учащимся  об основных правилах поведения при смене  климатогеографических условий  и при вынужденном автономном существовании в природных условиях; изучить способы автономного выживания человека в природных условиях; сформировать навыки определения сторон горизонта, движения по азимуту, разведения костра и приготовления пищи на костре.

Для более осознанного  изучения темы рекомендуются практические методы, метод анализа конкретных ситуаций, игры-соревнования.

В программе под общ. ред. А.Т.Смирнова (2008, 2010) логика изучения материала выглядит следующим образом:

- Подготовка к активному  отдыху на природе – 6 ч.

- Активный отдых на  природе и безопасность – 5 ч.

- Дальний (внутренний) и  выездной туризм. Меры безопасности  – 6 ч.

- Обеспечение безопасности  при автономном существовании  человека в природной среде  – 4 ч.

- Опасные ситуации в  природных условиях – 4 ч.

При таком порядке раскрытия  темы у учащихся формируется представление  о том, что человек – неотъемлемая часть природы и не может существовать вне ее. Однако, создав искусственную  среду обитания, человек отделился  от естественной природной среды, постепенно теряя способность общаться с  ней. Тем не менее общение с живой природой необходимо современному человеку, т.к. способствует формированию выдержки, уверенности в себе, способности анализировать обстановку, происходит совершенствование физических качеств (выносливости, силы, ловкости, скорости). Отметить, что одним из видов отдыха на природе является активный туризм. Это могут быть походы выходного дня, массовые походы, а также спортивные пешие, лыжные, горные, водные  и велосипедные походы.

В результате изучения темы учащиеся должны усвоить, что любое  пребывание человека на природе требует  определенной подготовки. Необходимо знать особенности того места, где  планируется организовать отдых (горы, лес, вода) и основные правила обеспечения  безопасности при автономном существовании  в природе.

39.Методика проведения  занятий по обеспечению безопасности  жизнедеятельности учащихся в  быту и на водных объектах.

 Первое знакомство  происходит в начальной школе  ( безопасность поведения у водоема,  при переправе ч\з водоем, безопасный  отдых у водоема, безопасное  поведение на льду; 4-й класс  – плав.средства, средства спасения).

Более углубленно изучают  в 8 кл. в разделе «Основы комплексной безопасности»

Темы: Безопасность на водоемах – 3ч.: Безопасность на водоемах в различных  условиях, Безопасный отдых на водоемах, Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

Тема: Основы безопасности на воде.

1.Как важно уметь плавать?

2.Как спастись самому? (судорога, вода попала в нос,  рот)

3.Как спасти другого? (спасательный  круг, захват рук сзади, спереди,  запястью, за шею, спасение утопающего. Поиск, буксировка утонувшего.

Действие спасателя на берегу. Оказание ПМП.

 

40. Методика проведения  занятий по обеспечению дорожно-транспортной  безопасности

Задача изучения этой темы состоит в том, чтобы:

- сообщить учащимся сведения  о дорожной обстановке, правилах  уличного движения и поведения  пешеходов, а также об опасностях  различных видов транспорта;

- развивать у учащихся  способности, которые дали бы  им возмож¬ность правильно оценивать различные ситуации в процессе дорожного движения;

- вырабатывать у учащихся  поведение, соответствующее прави¬лам дорожного движения;

- подготовить учащихся  правильно и уверенно пользоваться  улица¬ми, дорогами и различными видами транспорта.

Процесс запоминания зависит  от нескольких важных особенностей:

А) Малый объем информации, если она не обладает какими-либо особенно привлекательными чертами, может легко  пройти мимо внимания ученика и не будет им воспринят а, следовательно, запомнен. Поэтому важный учебный  материал имеет смысл дать не малыми порциями, а крупным блоком.

Б) Чем больше помех возникает  в процессе изучения материала, тем  хуже он запоминается.

В) Наиболее быстро забывается свежеприобретенная информация, особенно если она не отличается новизной, оригинальностью  и не используется в ближайшее  время после приобретения.

Г) Повторение материала резко  снижает его забываемость.

Д) Если поступающая информация превышает некий критический  объем, ее запоминание резко снижается. В этом случае наступает торможение в отделах мозга, ответственных  за процесс запоминания, и восприятие полностью блокируется.

правила поведения пешеходов  на улице и дорогах сформулированы исходя из принципа «пол¬ного доверия», т. е. все участники дорожного движения без исключения соблюдают требования Правил. На самом деле это не так. Повседневная жизнь свидетельствует о том, что много дорожно-транспортных проис¬шествий с гибелью пешеходов случается по вине водителей транспортных средств. Для обеспечения личной безопасности необходимо выработать следующую привычку: перед выходом на проезжую часть надо остановить¬ся, сделать небольшую паузу, осмотреться, вслушаться, а затем, если поз¬воляет обстановка, начинать переход.

В 8 классе внимание учащихся акцентируется на причинах дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей, определяется роль человеческого фактора  в возникновении ДТП, систематизируются  правила безопасного поведения  на дорогах пешеходов и пассажиров, определяется взаимосвязь безопасности на дорогах от уровня культуры водителя.

Психологические причины  возникновения опасных ситуаций можно подразделить на несколько  типов:

1. Нарушение мотивационной  части действий человека, которое  проявляется в нежелании действия, обеспечивающего безопасность. Эти  нарушения возникают, если человек  недооценивает опасность, склонен  к риску, критически относится  к техническим рекомендациям,  обеспечивающим безопасность. Причины  этих нарушений действуют, как  правило, в течение длительного  времени или постоянно, если  не принять специальных мер  для их устранения.

Информация о работе Шпаргалки по теории и методике изучения БЖД