Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:57, курс лекций
Триединая формула имеет два аспекта. Первый аспект — профилактический, он подчеркивает превентивность предупреждающего подхода в комплексном решении вопросов безопасности человека. Наука о БЖ учит не только активным и целесообразным действиям во время уже случившейся чрезвычайной ситуации (ЧС) или при ликвидации ее последствий. Одна из главных задач БЖ — профилактика опасностей. Второй аспект — образовательный, обобщает знания о защите от опасностей, о способах ликвидации возможных отрицательных последствий.
2. Нарушения мотивационной части действий могут иметь временный характер, связанный, например, с состоянием депрессии или другими факторами.
3. Нарушение ориентировочной
части действий человека, которое
проявляется в незнании норм
и способов обеспечения
4. Нарушение исполнительской части действий человека, которое проявляется в невыполнении правил и инструкций по безопасности из-за несоответствия психофизических возможностей человека (недостаточная координация движения и скорость двигательных реакций, плохое зрение
• Экономия сил - свойственное человеку желание достигать цели с наименьшей затратой сил, энергии.
• Экономия времени - стремление
быстрее выполнить порученную работу,
а сэкономленное время
• Безнаказанность (экономическая и административная) нарушений требований и правил безопасности.
• Безнаказанность (физическая
и социальная) – отсутствие травм
в течение длительного времени
и осуждения нарушений правил
безопасности со стороны других людей
приводит к осознанному
• Самоутверждение в глазах окружающих, желание нравиться им заставляют человека пренебрегать опасностью и даже бравировать этим. Такие расхожие фразы, как «риск - благородное дело», «кто не рискует, тот не живет», «кто не рискует, тот не пьет шампанского» способствуют пренебрежительному отношению к опасностям.
• Стремление следовать групповым интересам и нормам. Это происходит, если в классном коллективе нарушение правил безопасности поощряется.
• Ориентация на идеалы, причем идеалами могут быть и нарушители требований безопасности.
• Привычка работать с нарушениями, которая может быть приобретена человеком вне школы.
• Самоутверждение в собственных глазах, как правило, характерно для неуверенных в себе людей.
• Переоценка собственного опыта приводит к тому, что человек пренебрегает правилами безопасности в надежде, что опыт поможет ему быстро принять меры для предотвращения аварии и несчастного случая, покинуть опасную зону.
• Стрессовые состояния человека заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Человеком в такие моменты в большей степени движут эмоции, а не разум.
• Склонность к риску, потребность риска характерна психологической структуре некоторых людей. Они испытывают удовольствие от чувства риска.
Перечисленные психологические причины травматизма должны учитываться при разработке организационных мероприятий по предупреждению детского травматизма, в том числе и дорожно-транспортного.
Изучение школьниками правил дорожного движения и основ дорожно-транспортной безопасности имеет своей целью сформировать у них следующие специальные навыки безопасного поведения на дороге:
1.Навык переключения внимания, необходимый ребенку и подростку для психологического переключения из сферы полной безопасности в зону опасности (на проезжую часть).
2.Навык спокойного и уверенного поведения на улице, помогающий не бояться участников дорожного движения и спокойно совершать движение в соответствии с установленными правилами.
3.Навык самоконтроля, необходимый для сдерживания импульсивных порывов.
4.Навык предвидения опасности, заключающийся в прогнозировании возникновения и развития опасных ситуаций.
5.Навык наблюдения, необходимый для фиксирования в сознании действий участников дорожного движения и ситуаций, возникающих на проезжей части [8. С. 39-40].
При изучении правил дорожного движения (ПДД) совершенно неэффективен и непродуктивен метод их заучивания. По мнению многих специалистов, формальное знание ПДД обеспечивает детям лишь около 10% желаемой безопасности. Остальное достигается лишь при помощи практического умения прогнозировать опасность на дороге и действовать адекватно обстановке. Несмотря на всю важность самих Правил, надо учить детей не столько правилам, сколько анализу возникновения опасностей на дороге, нужно вырабатывать у детей иммунитет.
Вместе с тем, основным средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения детей на улицах является внеклассная работа.
Мероприятия следует проводить в соответствии с возрастом детей и подростков.
Так, для учащихся 5-8 классов рекомендуется:
- проведение специальных
тематических занятий по
- организация клубов (отрядов) Юный инспектор движения;
- изучение правил дорожного движения в секциях, кружках юных велосипедистов;
- проведение викторин, олимпиад,
соревнований по дорожной
- организация конкурсов рисунков по дорожной тематике
В течение учебного года учителями начальных классов проводятся занятия по обучению детей ПДД в рамках скорректированных программ по ОБЖ для 1-4 классов (20 часов) - раздел "Дорожная безопасность". Организуется самостоятельная игровая деятельность детей младшего школьного возраста по изучению правил дорожного движения с использованием настольных игр, а также конкурсы творческих работ среди учащихся начальной школы по тематике дорожной безопасности "Дорога и мы".
В классах средней и
старшей школы классными
В лицее организован отряд юных инспекторов движения (ЮИД) из учащихся 6-х классов - членов команды "Безопасное колесо" прошлых лет. Ребята с увлечением готовят материал по ПДД и ведут просветительскую работу в классах начальной школы.
Силами учеников 6-7 классов лицея №64 г. Санкт - Петербурга выпущено несколько номеров газеты "Перекресток" для детей и родителей. ученики 10-х классов разработали яркую и живую схему "Безопасные маршруты к школе" для общешкольного стенда "ДОРОГА БЕЗ ОПАСНОСТИ", а учащиеся 8-х классов сняли видеофильм по ПДД "Твой безопасный путь в школу", который стал настоящей сенсацией ежегодной недели Безопасности Дорожного Движения (БДД).
Одним из важнейших направлений
деятельности образовательного учреждения
по профилактике ДДТТ считается работа
с родителями, поскольку основным
способом формирования у детей навыков
поведения является наблюдение, подражание
взрослым и, прежде всего, своим родителям.
В лицее разработан примерный
тематический план работы с родителями
по теоретическому и практическому
направлениям, имеющий целью поддержать
у родителей обучающихся
Создана необходимая материальная база. Имеются школьный и классные уголки ПДД, методический уголок для учителей в учительском кабинете и опорном кабинете начальной школы
В компьютерном классе начальной
школы лицея имеется уголок ПДД,
где ребята изучают правила дорожного
движения, основы первой медицинской
помощи и готовятся к теоретическим
конкурсам соревнований "Безопасное
колесо", а также могут проверить
свои знания на компьютерах. В лицее
имеются велосипеды для проведения
конкурсов-эстафет и
41.Методика проведения занятий по обеспечению безопасности школьников в ситуациях криминогенного характера.
Уроки ОБЖ по изучению криминогенных ситуаций и правилам поведения в них особенно актуальны в наши дни.
Цель обучения – формирование у обучаемых готовности противостоять экстремальным ситуациям криминогенного характера, готовности к самосохранительному поведению в ЧС социального характера. Содержание такого обучения включает необходимый объем знаний, умений и навыков, которые могут обеспечить безопасность ребенка в социуме.
Задачи такого обучения:
1. Усвоение знаний о криминогенных ситуациях, которые могут произойти в повседневной жизни, правилах безопасного поведения, уменьшающих риск возникновения опасности, способах самосохранительного поведения в опасной ситуации.
2. Овладение умениями оценивать
ситуацию с точки зрения ее
безопасности для жизни и
3. Развитие качеств личности,
необходимых для безопасного
поведения в ситуациях
4. Воспитание ценностных
ориентаций, направленных на
очень часто люди страдают из-за своей собственной неос¬торожности, неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков, оценить степень своей защищенности и принять необходимые меры
Не все, конечно, зависит от нас, но если мы станем придерживаться некоторых элементарных правил, а попросту будем вести себя более осторожно, предусмотрительно, то вероятность уберечь свою жизнь, здоровье, достоинство от преступного посягательства значительно возрастет.
На уроках в 5 классе эта тема изучается как опасные ситуации социального характера. На ее изучение отводится 3 урока:
1)криминогенная ситуация и личная безопасность,
2)обеспечение личной безопасности дома,
3)обеспечение личной безопасности на улице.
43. Методика проведения
занятий по организации от
последствий ЧС природного
Учебно-воспитательные задачи изучения темы:
- совершенствование знаний
учащихся об опасностях
- приобретение навыков
поведения и действий в случае
возникновения чрезвычайных
Чтобы обеспечить гармоничное
существование человека в природных
условиях, необходимо хорошо знать
законы природы и причины
По программе ОБЖ под общ. ред. А.Т. Смирнова (2010 г.) изучение опасных и ЧС природного характера предполагается в 5, 7, 9, 10 классах:
5 класс – 6 часов (Особенности
природных условий в городе
– 1 ч; Опасные ситуации
7 класс – 24 часа.
9 класс – 1 ч.
10 класс – 2 ч (ЧС природного
характера, их причины и
Особенностью содержания обучения ОБЖ в 7 классе является наличие межпредметных связей с курсом географии 7 класса. При изучении содержания ОБЖ 7 класса необходимо привлекать сведения из географии, а именно такие понятия как: оболочки, или сферы Земли (ядро, литосфера, атмосфера, биосфера); классификация природных явлений по месту их возникновения, которая соответствует классификации ЧС природного характера в курсе ОБЖ.
№ п/п |
Раздел II «ЧС природного характера» ОБЖ |
Раздел 1. «Главные особенности природы Земли» География |
1. |
ЧС геологического происхождения |
Литосфера и рельеф Земли |
2. |
ЧС метеорологического происхождения |
Атмосфера и климаты Земли |
3. |
ЧС гидрологического происхождения |
Гидросфера Земли |
4. |
ЧС биологического происхождения |
Географическая оболочка |
Еще одной особенностью содержания курса ОБЖ в 7 классе является большое количество понятий, определений, классификаций. Поэтому при обучении нужно больше уделять внимание формированию понятийного мышления за счет использования логических приемов.
ЧС – это обстановка
на определенной территории, которая
оказывает отрицательное
ЧС природного характера – это ЧС, причинами которого являются стихийные бедствия или опасные природные заболевания.
Все опасные природные явления можно разделить на шесть групп в зависимости от механизма их происхождения:
- геофизические (землетрясения, вулканы, магнитные бури);
- геологические (обвалы, оползни,
сели, карстовая просадка
- метеорологические (бури,
ураганы, смерчи, крупный град, сильный
гололед, сильный мороз и т.д.)
Информация о работе Шпаргалки по теории и методике изучения БЖД