Бизнес-план предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 00:52, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является: рассмотреть понятие, сущность и задачи бизнес- планирования, провести анализ и объединить различные аспекты практики формирования бизнес-планов, определить общие факторы, характеризующие бизнес - план и показать что он является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования фирмы.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 117.93 Кб (Скачать файл)

                                                                            Введение:

Занятость в сегменте частного предпринимательства России составляет большую часть населения. Бизнес - это совершенно особый стиль жизни, предполагающий  готовность принимать самостоятельные решения и идти на риск. Прежде чем начать вести бизнес, предпринимателю необходимо заранее тщательно продумать все нюансы и спланировать его организацию. Во всем мире любое коммерческое мероприятие принято начинать с бизнес-планов. В условиях рыночной системы бизнес-планирование необходимо всем: представителям банковской сферы и потенциальным инвесторам, сотрудникам компаний для оценки своих перспектив и задач, а прежде всего это важно учредителям компаний и предпринимателям, которые должны проверить реалистичность своих идеи, просчитав и проанализировав их эффективность. Собственно говоря, без четкого детального планирования нельзя начинать коммерческую деятельность, так как результат может быть непредсказуем и возможность убытков будет слишком   велика.      

  Целью данной работы   является:    рассмотреть  понятие,  сущность    и    задачи    бизнес- планирования, провести анализ и объединить различные аспекты практики формирования бизнес-планов,  определить  общие   факторы,   характеризующие бизнес - план        и    показать    что    он    является    неотъемлемой    частью внутрифирменного планирования фирмы.

          Актуальность исследования бизнес  планирования предприятия заключается в том, что в условиях рыночной экономики не представляется возможным достичь стабильного положения в бизнесе и высокой эффективности, если пренебрегать  эффективным планированием  его развития, не актуализировать поcтоянно информацию, о cоcтоянии целевых рынков, положении на них конкурентов , о cобственных перcпективах и возможноcтях.

           Необходимо точно предcтавлять потребноcти компании в будущем не только в материальных, трудовых, интеллектуальных, но и в финансовых ресурсах, что имеет особо существенное значение в условиях рыночной экономики. Существенное значение  и  важность приобретают своевременное выявление эффективности использования ресурсов в процессе работы предприятия, заранее спланированные источники их получения. Обширный опыт зарубежных и российских предприятий показывает, что недооценка важности планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, его полное игнорирование или некомпетентное осуществление часто приводят к огромным экономическим потерям.

           Для достижения высокой эффективности в бизнесе, создания условий, обеспечивающих платёжеспособность и финансовую устойчивость предприятия и в конечном счете его конкурентоспособность на рынке планирование имеет особую значимость.

          Главная цель, которую преследует  каждое предприятие – достижение максимального уровня прибыли при минимальном уровне затрат.

          Основными задачами данной работы являются следующие:

  1. Определить эффективность бизнес- плана, как инструмента управления, помогающего предпринимателю определить перспективы роста своего дела, контролировать текущую ситуацию.
  2. Доказать, что с помощью бизнес планирования решается вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.
  3. Скорректировать и отразить в работе основные принципы производственного, финансового, инвестиционного и маркетингового планирования фирмы.

При всем многообразии форм предпринимательства  существуют ключевые положения, применяемые  практически во всех областях коммерческой деятельности и для разных фирм, необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться, обойти потенциальные  трудности и опасности, тем самым  уменьшить риск в достижении поставленных целей. Поэтому разработка стратегии  и тактики производственно хозяйственной  деятельности фирмы является важнейшей  задачей для любого бизнеса.

 Бизнес- план выступает  как объективная оценка результатов  рыночной деятельности компании  и , в то же время как необходимый  инструмент проектно-инвестиционных  решений в соответствии с потребностями  рынка. В плане характеризуются  основные аспекты предприятия,  анализируются проблемы, с которыми  оно сталкивается, и определяются  пути и методы их решения.  Отсюда бизнес-план выступает  одновременно в качестве поисковой,  научно-исследовательской и проектной  работы./   /

 Бизнес-план – многоплановый  управленческий инструмент. Он предусматривает  решение как стратегических, так  и тактических задач, стоящих  перед предприятием, независимо  от его функциональной ориентации, в том числе: организационно- управленческая  и финансово- экономическая оценка  состояния предприятия; выявление  потенциальных возможностей бизнеса,  анализ сильных и слабых его  сторон формирование инвестиционных  целей на планируемый период.

В бизнес-плане обосновываются общие и специфические элементы функционирования предприятия в  условиях рынка. Выбор стратегии  и тактики конкуренции, проводится оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.

Бизнес-план обеспечивает объективное  представление о возможностях развития производства, способах продвижения  товара на рынок, ценах, возможности  прибыли, основных финансово-экономических  результатах деятельности предприятия, выявляет зоны опасностей, предлагает пути их

ограничения. Подобный план используется независимо от сферы деятельности,

масштабов, вида собственности, организационно- правовой формы компании. В нем находят свое решение  как внутренние задачи, связанные  с управлением предприятием, так  и внешние, обусловленные, в частности  взаимоотношениями с другими  фирмами и организациями./   /

В настоящее время в  России бурно протекает процесс  формирования и совершенствования  работы действующих предприятий  различных форм собственности. Полагаю, что возникает и необходимость  в привлечении инвестиций, в том  числе и  зарубежных. Для  этого  необходимо, аргументированное, тщательно обоснованное оформление  предложений, требующих капиталовложений. Успешное формирование нового бизнеса не может обойтись без четкого и объективного планового проекта. Статистические данные указывают на то, что риск достаточно велик. Для предвидения и возможного предотвращения этих проблем и используется планирование бизнеса.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом для  действующих фирм, используемым во всех сферах предпринимательства. К  сожалению, многие бизнесмены его недооценивают. В связи с этим определяется актуальность данной темы и моей работы: раскрыть и обосновать, насколько наличие  хорошего бизнес-плана способно помочь новому бизнесу добыть капитал, определить планы на будущее, составить аналитические таблицы, по которым можно будет оценивать, как развивается дело. Бизнес-план побуждает предпринимателя тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного занятия. Наверняка в этом процессе обнаружится множество слабых мест и пробелов, устранению которых придется уделить существенное внимание. Там же, где с такого рода проблемами справиться невозможно, сам факт их выявления позволит принять решение об отказе от предприятия еще до того, как в него будут вкладываться средства.

Если предприниматель  направится к коммерческому заимодавцу или потенциальному инвестору с  отличными инновационными идеями, но без готового бизнес-плана, его попросит подготовить соответствующую плановую программу и прийти еще раз, или, что еще хуже, его больше не воспримут  всерьез и больше не пригласят. Бизнес-план обязательно должен быть составлен  и представлен, если предприниматель  хочет, чтобы с ним имели дело.

Разработка бизнес-плана  имеет свою главную цель - спланировать хозяйственную деятельность фирмы  на ближайшие и отдаленные периоды  в соответствии с потребностями  рынка и возможностями получения  необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает предпринимателю решить основные задачи деятельности.

Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может оказаться  не готовым к тем "неприятностям, которые ждут его на пути к успеху. А чаще всего это кончается  плачевно как для него, так и  для бизнеса, которым он занимается. Поэтому лучше не пожалеть времени  и серьезно заняться бизнес планированием.

Хотелось бы обосновать, что планирование деятельности фирмы  с помощью бизнес-плана сулит  немало выгод, В частности:

  1. Заставляет руководителей фундаментально изучать перспективы фирмы.
  2. Позволяет осуществить четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей.
  3. Определяет показатели  деятельности  фирмы, необходимые для последующего контроля.
  4. Побуждает руководителей конкретнее определить свои цели и пути их достижения.
  5. Делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций.
  6. Четко формализует обязанности и ответственность всех руководителей

фирмы.

В зависимости от направленности и  масштабов задуманного дела объем  работ по составлению бизнес-плана  может изменяться в достаточно большом  диапазоне, то есть степень детализации  его может быть весьма различной. В одном случае бизнес- план требует  менее объемной проработки, часть  разделов может вообще отсутствовать. В другом бизнес-план предстоит разрабатывать  в полном объеме, проводя для этого  трудоемкие и сложные маркетинговые  исследования.

Думаю что, при составлении  бизнес-плана важна степень участия  самого руководителя. Это не значит, что не следует пользоваться услугами консультантов. Наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речь идет о другом - составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь непосредственно в эту работу, он как бы моделирует будущую деятельность, проверяя целесообразность всего замысла.

Хочется обратить внимание, что бизнес-план - документ перспективный  и составлять его рекомендуется  минимум на ряд лет вперед. Для  первого и второго года основные показатели рекомендуется давать в  поквартальной разбивке, а при  возможности, даже в помесячной. Начиная  с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.

Основные рекомендации   в подготовке  бизнес-плана это краткость, то есть изложение только самого главного по каждому разделу плана; доступность в изучении и понимании, то есть бизнес -план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам. И не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнера. Только заинтересовав потенциального инвестора, предприниматель может надеяться на успех своего дела.

Бизнес- план является принципиально  новым для нашей экономики  документом. В традиционном для отечественного планирования технико-экономическом  обосновании оценке экономической  эффективности проекта отводилось всего несколько страниц текста. Этого было вполне достаточно в условиях централизованно планируемой экономики, где инвестором выступал госбюджет, а своеобразным маркетингом занимался  Госснаб. В отличие от технико-экономического обоснования бизнес-план детально характеризует  все основные аспекты будущего предприятия, анализирует проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также  определяет способы решения этих проблем.

В условиях перехода к рыночной экономике овладение искусством составления бизнес-плана становится крайне актуальным, что обусловлено  следующими причинами:

  1. В нашу экономику входит новое поколение предпринимателей, многие из которых не имеют опыта руководства предприятием и поэтому весьма смутно представляют себе все ожидающие их проблемы.
  2. Изменяющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей перед необходимостью по-иному просчитывать свои действия на рынке и готовиться к такому непривычному ранее для них занятию, как борьба с конкурентами.
  3. Рассчитывая получить иностранные инвестиции для подъема отечественной экономики, российские предприниматели должны уметь обосновать свои заявки и доказывать, что они способны оценить все аспекты    использования инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.

Решению  вышеперечисленных  проблем  и  призван  помочь   бизнес-план, который является основным документом, определяющим стратегию  фирмы.

В качестве предмета исследования выступает система  бизнес-планирования хозяйственной  деятельности предприятия.

Основными методами исследования служат все виды сравнительного анализа, а также  формализованные критерии, то есть коэффициенты и показатели, рассчитываемые по определенным формулам.

Информация о работе Бизнес-план предприятия