Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 00:52, дипломная работа
Целью данной работы является: рассмотреть понятие, сущность и задачи бизнес- планирования, провести анализ и объединить различные аспекты практики формирования бизнес-планов, определить общие факторы, характеризующие бизнес - план и показать что он является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования фирмы.
1) финансовое планирование;
2) организационное оформление;
3) приобретение и передачу технологий;
4) подготовку заявочных документов;
5) представление предложений;
6) переговоры и заключение контрактов;
7) приобретение земли;
8) строительные работы;
9) установку оборудования;
10) закупку материалов и сырья;
11) предпроизводственный маркетинг;
12) обучение и назначение на должность;
13) запуск и начало производства;
14) поддержание и развитие производства.
Завершается аудит бизнес-плана
принятием или отклонением
Для практической реализации бизнес-планирования как процесса представляется важным соблюдение следующих принципов:
1) гибкости, означающей постоянную
адаптацию к изменениям среды,
в которой функционирует
2) непрерывности,
3) коммуникативности, под
которой понимается
4) интерактивности,
5) многовариантности,
6) участия, предполагающего
важность самого процесса
7) адекватности отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования.
Сущность и значение бизнес-планирования в управлении предприятием
Бизнес-планирование (деловое
планирование) – самостоятельный
вид плановой деятельности, которая
непосредственно связана с
В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т. д.
Необходимо не только точно
представлять свои потребности на перспективу
в материальных, трудовых, интеллектуальных,
финансовых ресурсах, но и предусматривать
источники их получения, уметь выявлять
эффективность использования
Прежде, при наличии государственного управления, планирование было сугубо централизованным, на долю предприятий оставалось лишь выполнение заданий и планов, поступавших сверху.
Сегодня большинство коммерческих фирм не имеет официально принятых планов, нет и необходимого механизма планирования: различного рода норм, нормативов и т. д. Планирование подменяется разного рода решениями собственника о тех или иных направлениях хозяйственной деятельности, которые, как правило, рассчитаны на ближайший период времени и не предусматривают ориентацию на перспективу. Это объясняется быстрым изменением рыночной ситуации в стране и условий хозяйствования, малочисленностью управленческого аппарата на небольших предприятиях, авторитетом управляющих крупными предприятиями, имеющих солидный опыт хозяйственного руководства, хотя практика часто ставит и таких руководителей в тупик.
Квартальная и годовая
финансовая отчетность представляется
в соответствии с Приказом Министерства
финансов, статистическая отчетность
– по указанию Госкомстата и т.
д. Что касается бизнес-планирования,
то определенных требований или указаний
по разработке бизнес-планов пока нет.
О допущенных ошибках, просчетах
и потерях предпринимательской
деятельности становится известно лишь
после составления квартального
баланса. Однако и обстоятельные
аналитические обзоры к балансам
не составляются, поэтому своевременные
меры для исправления ситуации не
принимаются. Отчасти и по этой причине
большинство предприятий
Итак, принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, не заменяет планирования, которое по сравнению с принятием решений представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого порядка.
Таким образом, бизнес-планирование
– это объективная оценка собственной
предпринимательской
В общем случае бизнес-планирование
предусматривает решение
Формальное планирование, безусловно, требует усилий, но оно обеспечивает и немалые выгоды:
1) заставляет руководителей мыслить перспективно;
2) обеспечивает основу
для принятия эффективных
3) увеличивает возможности
в обеспечении фирмы
4) способствует снижению
рисков предпринимательской
5) ведет к четкой координации
действий всех участников
6) позволяет предвидеть
ожидаемые перемены, подготовиться
к внезапному изменению
Структура и содержание разделов бизнес-плана
Сама структура бизнес-плана не должна быть жесткой. Нет необходимости и слепого копирования его содержания из зарубежного опыта. Следует отметить, что и переводная литература по данной тематике, которой в последние годы в нашей стране издано огромное количество, этого не рекомендует, а лишь предлагает придерживаться некоторого образца, разработанного на основе анализа огромного множества планов. Структура бизнес плана «может видоизменяться в зависимости от ваших потребностей» - такие рекомендации можно встретить практически в любом издании. Сразу же оговоримся, что данная структура бизнес-плана носит лишь рекомендательный характер и не претендует на роль образцовой. Перечень разделов и их содержание в каждом конкретном случае может дополняться или уточняться в зависимости от условий, в которых функционирует фирма.
Для характеристики сложившихся в России представлений о составе и содер-
жании бизнес-плана в качестве примера представлена структура бизнес-плана,
соответствующая форме, утвержденной Минэкономразвития России. Эта форма
была рекомендована для конкретной области применения (при заключении или
изменении соглашений о ведении промышленно-производственной деятельнос-
ти в особой экономической зоне), но нередко используется и в других случаях.
В отличие от макета бизнес-плана, утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. № 1470 «Об утверждении порядка
предоставления
бюджета развития Российской Федерации и положения об оценке эффективнос-
ти инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе центра-
лизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития Российской Федера-
ции», в данной форме предусмотрены разделы по оценке эффективности проекта и рисков его реализации, а также по логистике производства.
Структура бизнес-плана, утвержденная
Минэкономразвития России8
Раздел бизнес-плана |
Объем |
Вводная часть (резюме проекта) |
2 — 3 стр. |
Анализ положения дел в отрасли и описание организации |
До 7 стр. |
Описание продукции (работ, услуг) |
До 5 стр. |
Маркетинг и сбыт продукции (работ, услуг) |
До 7 стр. |
Логистика производства |
До 7 стр. |
Производственный план |
До 5 стр. |
Организационный план |
2 — 3 стр. |
Финансовый план |
До 5 стр. |
Оценка эффективности проекта и рисков его реализации |
Определяется объемами расчетов |
Приложение |
Не определен |
Обоснованность рекомендаций Крэнфилдской школы менеджмента, базирую-
щихся на обобщении опыта обучения бизнес-планированию сотен слушателей
по программам развития предпринимательства, подтверждена многочисленны-
ми примерами успешного
осуществления новых бизнес-
ных в процессе обучения.
Структура бизнес-плана, рекомендуемая
в Крэнфилдской школе менеджмента
применительно к созданию нового бизнеса9
Компания и управление ею |
История и современное положения дел. Текущие и новые задачи. Краткосрочные и долгосрочные цели. Команда менеджмента |
Продукция и услуги |
Характеристика продукции. Права собственности на продукцию. Будущий потенциал. Готовность к выходу на рынок. Сравнение с продукцией компаний- конкурентов. Поставщики |
Рынок и конкуренты |
Характеристика потребителей, получаемые ими преимущества и критерии выбора. Сегменты рынка, их размер и перспективы роста. Конкуренция |
Стратегии, стратегические решения |
Политика ценообразования, продвижения. Каналы распространения. Прогнозируемые доходность и доля рынка. Учет политико-экономических и социально- правовых факторов, ожидаемой ответной реакции конкурентов |
Сбыт |
Методики и каналы сбыта |
Производство |
Процессы производства, имеющиеся ограничения. Выбор решений: производить или покупать? Необходимые мощности и оборудование. Инженерная поддержка. Контроль качества. Требования к персонал |
Прогнозы и финансовая информация |
Краткая сводка производственных показателей. Прибыль на инвестированный капитал. Прогнозы объемов продаж. Негативно влияющие на финансовые прогнозы факторы. Счет прибылей и убытков. Прогноз движения денежной наличности. Балансовый отчет. Анализ безубыточности. Анализ чувствительности |
Финансовые требования |
Имеющиеся акционеры, невозмещенная часть кредита. Необходимые фонды и сроки, когда в них возникнет потребность. Использование поступлений. Прогнозируемый финансовый рычаг и обеспечение выплаты процентов. Пути «отхода» для инвесторов |
Рычаги управления |
Финансовая деятельность. Сбыт и маркетинг. Производство |
Наиболее распространенными методиками по разработке бизнес-планов являются зарубежные методики: Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Мирового банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК) — структуры Мирового Валютного Фонда, а также UNIDO (разработка венской лаборатории) и др.
Различие между методиками
вытекает из того, что в каждом из
них считается наиболее важным. В
методиках МФК, ЕБРР и UNIDO большее
внимание уделяется обоснованию
экономической эффективности
Выбор конкретной методики разработки
бизнес-плана, глубина и временной
горизонт его проработки, вариантность
закладываемых в него решений, объем,
наличие прилагаемых документов
и справок зависят от многих факторов.
Среди них можно отметить:
В работе Г. Чезборо показана особая роль бизнес-модели для успеха инновационных проектов. Пред-
принимательские идеи и новые технологии являются фундаментом для создания ценности, а бизнес-модель определяет, какие ценности, как и для кого будут произведены на этом фундаменте, какие результаты будут получены при выведении на рынок товаров и услуг, в основание которых заложены конкретные идеи и технологии. Худшая технология в сочетании с более совершенной бизнес-моделью нередко позволяет получить лучшие результаты, чем более совершенная технология при неподходящей бизнес-модели.
Основные функции бизнес-модели (по Чезборо)12
• Выделение целевого сегмента, которому предназначено это предложение