Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 00:52, дипломная работа
Целью данной работы является: рассмотреть понятие, сущность и задачи бизнес- планирования, провести анализ и объединить различные аспекты практики формирования бизнес-планов, определить общие факторы, характеризующие бизнес - план и показать что он является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования фирмы.
Цели разработки
коммерческими организациями
Бизнес-план как инструмент внутрифирменного управления формулирует стратегию и тактику деятельности по реализации проекта. В данном качестве он связан с прогнозированием и реалистичной оценкой вероятности успеха в осуществлении задуманного проекта, составляет основу стратегического планирования коммерческой деятельности, позволяет уберечься от деятельности, обреченной на провал вследствие строительства «воздушных замков», и осуществлять контроль за ходом реализации проекта в каждый конкретный период времени, сверяя достигнутые результаты с плановыми, проводить необходимые корректировки.
Бизнес-план как рабочий инструмент представляет: а) выбор перспективного направления хозяйственной деятельности, сегментирование и оценку рынка сбыта, определение места фирмы на нем; б) расчет затрат, необходимых для изготовления и сбыта продукции; в) определение цены в соответствии с выбранной стратегией ценообразования; г) выработанные требования к персоналу и условия мотивации труда при достижении поставленных целей; д) прогноз рисков и проблем, которые могут помешать выполнению бизнес-плана; е) расчет прибыльности проекта.
Бизнес-план ¾ документ, способный убедить сотрудников фирмы в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в инвестиционном проекте. Он способствует мотивации персонала, нацеливает его на реализацию поставленных задач.
Бизнес-план в качестве документа для внешней среды может выступать: а) заявкой на кредитование/финансирование инвестиционного проекта; б) документом, с которым будут ознакомлены потенциальные партнеры по бизнесу, и прежде всего инвесторы; в) документом для презентации инвестиционного проекта в хозяйственной среде (для потенциальных потребителей, контрагентов, субподрядчиков, представителей общественности).
Будучи заявкой на кредитование/финансирование, бизнес-план, как минимум, должен содержать ответы на следующие вопросы: а) организационно-правовая форма предприятия, реализующего инвестиционный проект; б) какова цель и для чего конкретно нужны финансовые ресурсы; в) сколько требуется денежных средств; г) какую прибыль фирма получит в результате привлечения капитала; д) почему данный кредит целесообразен с финансовой точки зрения; е) каким образом и когда полученные деньги будут возвращены?
Бизнес-план ¾ это способ донести свои идеи до других людей, которые, возможно, вас поддержат, станут компаньонами. Такой план предназначен для ознакомления потенциальных партнеров с рыночной, организационной и финансовой стратегией по реализации инвестиционного проекта.
В процессе развертывания хозяйственной деятельности фирма должна провести рекламную кампанию в целях поиска потенциальных инвесторов, потребителей, контрагентов, субподрядчиков. Кроме того, фирма может столкнуться с протестами экологической общественности. В этих случаях бизнес-план выступает как средство презентации, успешной PR-кампании.
Функции и принципы бизнес-планирования
Бизнес-планирование, как
необходимый элемент управления
выполняет в системе
Наряду с внутрифирменными функциями бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий составляет информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики.Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации как вне фирмы, так и внутри нее при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования.
При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде.
Основные принципы бизнес-планирования
№ п/п |
Принципы |
Содержание |
1 |
Необходимость |
1) обязательное применение
планов в любой сфере |
2 |
Непрерывность |
Процесс планирования на предприятии
должен осуществляться постоянно путем: |
3 |
Эластичность и гибкость |
Приспособление первоначальных
планов к изменяющимся условиям осуществляется
путем: |
4 |
Единство и полнота (системность) |
Системность достигается
тремя способами: |
5 |
Точность и детализация |
1) любой план должен
быть составлен с достаточно
высокой степенью точности для
достижения поставленной цели; |
6 |
Экономичность |
1) расходы на планирование
должны соизмеряться с |
7 |
Оптимальность |
1) на всех этапах планирования
должен обеспечиваться выбор
наиболее эффективных |
8 |
Связь уровней управления |
Достигается тремя способами: |
9 |
Участие |
1) активное участие персонала
в процессе планирования |
10 |
Холизм (сочетание координации и интеграции) |
Чем больше структурных единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее (эффективнее) планировать в них одновременно и во взаимозависимости. Планирование на каждом структурном уровне предприятия независимо не может быть эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях. |
11 |
Ранжирование объектов планирования |
1) инвестирование в наиболее
доходные товары (отрасли); |
12 |
Вариантность |
Разработка нескольких альтернативных вариантов плана: оптимистического, пессимистического, консервативного и др. |
13 |
Социальная ориентация |
Предусматривает: |
14 |
Стабильность |
Неизменность планов капитальных вложений, иначе возможны большие потери ресурсов и дополнительные затраты. |
15 |
Адекватность |
Соответствие плановых показателей
реальной ситуации достигается: |
Основополагающие принципы
планирования тесно связаны между
собой, в конечном счете, ориентируют
предпринимателей на всестороннее обоснование
плановых показателей и достижение
наилучших социально-
Кроме перечисленных базовых принципов
в процессе планирования обычно учитываются
и общеэкономические принципы научности,
приоритетности, динамичности, директивности,
эффективности, комплектности и др.
В общем случае бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием. Он актуален как для вновь создаваемых, так и для действующих фирм.
Разработчики бизнес-плана. Бизнес-план крупного инвестиционного проекта является результатом деятельности команды специалистов, в которую обычно входят финансисты, маркетологи, технологи, юристы.
Задачи бухгалтера
и финансового менеджера ¾ осве
Задача технологов
состоит в составлении
В обязанности маркетологов входит проведение маркетингового анализа, который должен быть включен в бизнес-план. Их оценки связаны с определением общего объема рынка и доли фирмы на рынке, стоимости рекламной кампании по продвижению продукта на рынок, потенциала конкурентов, возможностей появления и распространения новых товаров и др.
Юрист должен подтвердить, что фирма имеет необходимые для своей деятельности патенты и лицензии, обладает интеллектуальной собственностью, которая составляет объект коммерческой тайны, сделать обзор предлагаемых контрактов, подготовить учредительные документы, предусмотреть юридические ловушки, в которые может попасть организация, дать консультацию по антимонопольным и экологическим аспектам. Существуют два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных инвесторов. Согласно зарубежной практике данный подход является более предпочтительным. Кроме авторов концепций, заложенных в бизнес-плане, в его создании активное участие принимают финансисты, знающие особенности кредитного рынка, наличия свободных капиталов, риска данного бизнеса. При втором подходе инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков. Разработчиками бизнес-плана являются фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.
В зарубежной практике принято, что разработка бизнес-планов осуществляется с обязательным участием руководителя предприятия. Многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если это условие не соблюдается.
В любом случае независимо от способов составления бизнес-плана в процессе его разработки подлежат взаимному учету и увязке интересы и условия заинтересованных сторон:
1) заказчика бизнес-плана,
являющегося самостоятельным
2) инвестора, интерес
которого – возврат вложенных
средств и получение
3) потребителей, использующих продукцию, интерес которых – удовлетворение потребностей в товарах;
4) органов власти,
определяющих потребности и
В бизнес-плане оценивается
перспективная ситуация как внутри
фирмы, так и вне ее. Он особенно
необходим руководству для
Классификация бизнес-планов.
В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему).
Виды бизнес-планов
различаются в зависимости от
специфики инвестиционного