Бизнес-план предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 00:52, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является: рассмотреть понятие, сущность и задачи бизнес- планирования, провести анализ и объединить различные аспекты практики формирования бизнес-планов, определить общие факторы, характеризующие бизнес - план и показать что он является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования фирмы.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 117.93 Кб (Скачать файл)

Существуют определенные особенности при разработке бизнес-планов для различных организаций, как, например, для одноточечной и многоточечной  организации. Под одноточечной организацией понимается организация (юридическое  лицо), состоящая из одного предприятия. Соответственно многоточечной будет  организация, состоящая из двух и  более предприятий. При планировании деятельности такой организации  сначала разрабатываются планы  для каждого предприятия, а затем  эти планы сводятся в один бизнес-план. Если бизнес начинается впервые, то в  план включаются лишь расчетные показатели. Если бизнес уже существует, то в  план включаются отчетные данные за предшествующий год, с которыми сравниваются показатели планируемого года. Бизнес-план для  организаций с крупным инвестиционным проектом, требующим внешнего финансирования, – это наиболее сложный вид  бизнес-плана. Первое место здесь  занимают показатели, характеризующие  инвестиционный проект. Затем излагаются обычные разделы бизнес-плана, увязанные  с инвестиционным проектом.

 

Особенностью диверсифицированных  организаций является направленное осуществление нескольких видов  деятельности. Это должно отразиться в бизнес-планах таких организаций. Чаще всего в диверсифицированных  организациях отдельные виды деятельности осуществляются в специальных подразделениях – филиалах (бизнес-единицах). В таких  случаях организация выступает  как многоточечная, и бизнес-план составляется соответственно.

 

Бизнес-план для  непроизводственных организаций отличается тем, что вместо развернутого плана  производства в нем кратко излагается планируемый перечень услуг (работ), которые будут предоставляться. На первом месте здесь – освещение  условий предоставления услуг (выполнения работ), наличие лицензий, разрешений, сертификатов, обеспечение прав потребителей. Вместо плана производства в бизнес-плане непроизводственной организации разрабатывается оперативный план, в котором прогнозируются средства, помещения и ресурсы, которые будут необходимы для ведения бизнеса в предстоящий период, а также потребность в материалах, рабочей силе, средствах связи и т. д. Остальные разделы плана разрабатываются аналогично планам производственных организаций.

 

Отличие бизнес-плана  от других плановых документов

Бизнес-план, как никакой  из других планов фирмы, имеет внешнюю  направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимальный выигрыш. Следовательно, в отличие от традиционного плана  экономического и социального развития предприятия бизнес-план учитывает  не только внутренние цели предпринимательской  организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу. Кроме того, в бизнес-плане  основное внимание сосредоточено на маркетинговых и финансово-экономических  аспектах бизнеса, в то время как  научно-технические, технологические  и социальные стороны представлены менее детально.Более близок к  бизнес-плану такой привычный, известный  ранее российским предпринимателям документ, как технико-экономическое  обоснование (ТЭО). Главное отличие  ТЭО от бизнес-плана – это то, что технико-экономическое обоснование  – это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов. Поэтому особый акцент в структуре ТЭО сделан на производственно-технические аспекты  проекта, а коммерческие, рыночные проблемы будущего бизнеса остаются почти  нераскрытыми. Кроме того, отличие  бизнес-плана от ТЭО состоит в  его стратегической направленности. Следовательно, можно говорить о  гораздо более узком, специфическом  характере ТЭО по сравнению с  бизнес-планом. Бизнес-план постепенно вытесняет ТЭО из сферы предпринимательской  деятельности.

Бизнес-план является одним  из ключевых элементов стратегического  планирования. Как и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно 3 – 5 лет, иногда больше. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий:

1) в отличие от стратегического  плана бизнес-план включает не  весь комплекс общих целей  фирмы, а только одну из них  – ту, которая связана с созданием  и развитием определенного нового  бизнеса. Бизнес-план организации  ориентирован только на развитие, в то время как стратегический  план может включать другие  типы стратегий организации;

 

2) стратегические планы  – это обычно планы с растущим  горизонтом времени. Бизнес-план  имеет четко очерченные временные  рамки. Таким образом, бизнес-план  по своей форме, в отличие  от стратегического плана, тяготеет  к проекту с его конкретной  проработкой и определенной самодостаточностью;

3) в бизнес-плане функциональные  составляющие (планы производства, маркетинга и др.) имеют гораздо  более весомое значение, чем в  стратегическом плане, являются  полноправными, равновесными частями  структуры бизнес-плана.

В условиях рыночной экономики  функции ТЭО все чаще выполняют  инвестиционные проекты, которые наиболее близки к бизнес-плану по структуре  и характеру изложения материала. Понятие инвестиционного проекта  может употребляться в двух случаях: как инвестиционная деятельность (реализация системы инвестиционных мероприятий), как система организационно-правовых, аналитических, инженерно-технических, экономических и расчетно-финансовых документов, необходимых для обоснования  и проведения соответствующих работ  по реализации проекта.

Инвестиционный проект целесообразно  рассматривать во втором смысле. Бизнес-план организации иногда выступает по отношению к инвестиционному  проекту как документ, представляющий собой планы разработки и реализации соответствующей части инвестиционного  проекта.

Для краткосрочных, небольших  по масштабу или локальных бизнес-проектов, не требующих значительных затрат и  непродолжительных по срокам реализации, бизнес-план может заменить инвестиционный проект. В нем совмещаются все  этапы и работы, выполняемые в  предынвестиционной фазе делового планирования. Может также существовать бизнес-план организации, включающий планируемые  результаты инвестиционного проекта, например, если инвестиционный проект реализуется на действующем предприятии (расширение производства, модернизация, реконструкция). В этом случае инвестиционный проект может быть включен в бизнес-план предприятия, который регулирует порядок  использования свободных средств  предприятия и заемных финансовых ресурсов в рамках инвестиционного  проекта.

Таким образом, инвестиционный проект и бизнес-план могут быть близки по структуре. Структура бизнес-плана  схожа с инвестиционным проектом, особенно в той его части, где  проводится обоснование инвестиционного  замысла.

Организация процесса бизнес-планирования на предприятии

Для успешной организации  бизнес-планирования в коммерческой организации необходимо наличие  четырех обязательных условий (компонентов), которые тесно связаны между  собой и составляют инфраструктуру процесса бизнес-планирования коммерческой организации.

 

Во-первых, коммерческая организация  должна располагать соответствующей  методологической и методической базой  разработки, контроля и анализа исполнения бизнес-плана, а работники финансово-экономических  служб должны быть достаточно квалифицированны, чтобы уметь применять эту  методологию на практике. Методологическая и методическая база составления, контроля и исполнения бизнес-плана образует аналитический блок (или компонент) процесса финансового планирования.

 

Во-вторых, для того чтобы  разрабатывать финансовые планы, нужна  внутренняя информация о деятельности предприятия и внешняя информация.

 

Основой информационного  блока (компонента) процесса бизнес-планирования являются:

 

1) экономическая информация (прогноз процентных ставок, прогноз  темпов инфляции и т. д.);

 

2) учетная информация (информация  бухгалтерского учета (баланс, отчет  о прибылях и убытках, отчет  о движении денежных средств,  приложения к балансу) и управленческого  учета);

 

3) сообщения финансовых  органов, информация учреждений  банковской системы, информация  товарных, валютных бирж и прочая  финансовая информация;

 

4) политическая информация  и т. д.

 

Кроме того, функционирование системы бизнес-планирования осуществляется в рамках действующего нормативно-правового  обеспечения, к которому относятся  законы, указы Президента РФ, послания Правительства РФ, приказы и распоряжения отраслевых министерств, уставные документы, инструкции и др.

 

В-третьих, процесс бизнес-планирования всегда реализуется через соответствующие  организационную структуру и  систему управления, составляющие организационный  блок процесса. Понятие организационной  структуры включает в себя количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входят разработка, контроль и анализ бизнес-плана коммерческой организации, совокупность структурных  подразделений, которые ответственны за исполнение бизнес-плана.

 

В-четвертых, в процессе финансового  планирования и контроля происходит регистрация и обработка больших  массивов информации. Программно-технические  средства, используемые в процессе финансового планирования и контроля, составляют программно-технический  блок системы финансового планирования.

 

Бизнес-планирование – это  упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой  целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок  интеллектуальной собственности, реализацией  бизнес-плана, контролем за его выполнением.

 

Можно выделить следующие  основные стадии процесса бизнес-планирования:

 

1) подготовительную стадию;

 

2) стадию разработки бизнес-плана;

 

3) стадию продвижения  бизнес-плана на рынок интеллектуальной  собственности;

 

4) стадию реализации бизнес-плана.

 

Ключевыми моментом подготовительной стадии бизнес-планирования является формирование перспективной бизнес-идеи. Бизнес-идея – это идея нового продукта или услуги, технического, организационного или экономического решения и  др. Источниками новых идей могут  быть:

 

1) отзыв потребителей;

 

2) продукция, выпускаемая  конкурентами;

 

3) мнение работников отдела  маркетинга;

 

4) публикации федерального  правительства о патентах;

 

5) проводимые научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы.

 

Презентация бизнес-плана  – это краткое изложение основных положений бизнес-плана на переговорах  с инвесторами и потенциальными партнерами. Компания и ее продукция, рынок – клиенты и конкуренты, маркетинговая стратегия, первоочередные финансовые задачи, команда, которая  будет осуществлять этот план (ключевой управленческий персонал), необходимые  размеры ссуды или долевого участия  и цели, на которые эти деньги будут направлены, размер, условия  и сроки реализации инвестиции –  это перечень основных освещаемых вопросов на презентации бизнес-проекта.

 

Для повышения эффективности  презентации копию бизнес-плана  потенциальным инвесторам и партнерам  высылают заранее, чтобы они имели  возможность прочесть его до начала переговоров. Во время презентации  необходимо использовать наглядный  материал (образцы продукции, фотографии, графики, схемы и т. д.). Презентация  должна проходить в форме диалога, а не лекции. Лучше, если презентацию  проводит лично руководитель предприятия  с привлечением специалистов.

 

Презентация предшествует началу переговоров с потенциальными инвесторами  и партнерами по реализации бизнес-проекта. В ходе переговоров происходит согласования условий и оформление договорных отношений. По результатам переговоров  вносятся соответствующие коррективы в бизнес-план. Началу переговоров  с инвесторами предшествует этап аудита бизнес-плана.

 

Процедура аудита бизнес-плана  внешними инвесторами проводится по определенной схеме, включающей, как  правило, шесть этапов:

 

1) оценку характеристик  компании-заявителя, анализ отрасли  его деятельности. Прежде всего  устанавливается, относится ли  отрасль, где этот проект будет  реализовываться, к числу приоритетных  для инвестора. Далее определяется  положение фирмы-просителя на  фоне своей отрасли;

 

2) анализ условий инвестиционного  соглашения (форму заимствования  и возврата кредита, залог,  гарантию возврата кредитных  средств);

 

3) анализ последнего баланса  (определение степени финансовой  устойчивости и ликвидности, оценку  активов и обязательств, проверку  достаточности собственного оборотного  капитала, расчет уровня коэффициента  покрытия). Обязательно определяется  соотношение «заемный капитал  – собственный капитал». В мировой  практике обычно избегают давать  средства фирмам, у которых это  соотношение превысило 4, а если  фирма небольшая, то и при  величине данного показателя, равной 3;

 

4) оценку руководящей  команды компании-заявителя;

 

5) выявление особенностей  проекта;

 

6) общий анализ бизнес-плана.

 

Только после завершения работы по пяти первым этапам и получения  вывода о целесообразности дальнейшего  рассмотрения проекта переходят  к шестому этапу – общему глубокому изучению бизнес-плана. Завершается аудит бизнес-плана принятием или отклонением решения об его инвестировании.

 

Этап реализации бизнес-плана  охватывает период от принятия решения  об инвестировании до начальной стадии практической реализации проекта, включая  коммерческое производство.

 

Реализовать бизнес-план –  означает выполнить все рабочие  задачи в фирме и вне ее, необходимые  для того, чтобы перевести деловой  проект из стадии бизнес-плана в  реальную производственную стадию.

 

Планирование реализации бизнес-проекта и составление  бюджета включают следующие основные задачи:

 

1) определение типа рабочих  задач в фирме и вне ее;

 

2) определение логической  последовательности событий в  рабочих задачах;

 

3) подготовку графика  реализации задач;

 

4) определение ресурсов  для решения задач;

 

5) подготовку бюджета  реализации и потоков средств,  которые обеспечат финансирование  бизнес-плана;

 

6) документирование всех  данных реализации бизнес-проекта.

 

Таким образом, план реализации содержит график, объединяющий в последовательную схему действий различные стадии реализации бизнес-плана:

Информация о работе Бизнес-план предприятия