Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 00:52, дипломная работа
Целью данной работы является: рассмотреть понятие, сущность и задачи бизнес- планирования, провести анализ и объединить различные аспекты практики формирования бизнес-планов, определить общие факторы, характеризующие бизнес - план и показать что он является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования фирмы.
Существуют определенные
особенности при разработке бизнес-планов
для различных организаций, как,
например, для одноточечной и многоточечной
организации. Под одноточечной организацией
понимается организация (юридическое
лицо), состоящая из одного предприятия.
Соответственно многоточечной будет
организация, состоящая из двух и
более предприятий. При планировании
деятельности такой организации
сначала разрабатываются планы
для каждого предприятия, а затем
эти планы сводятся в один бизнес-план.
Если бизнес начинается впервые, то в
план включаются лишь расчетные показатели.
Если бизнес уже существует, то в
план включаются отчетные данные за предшествующий
год, с которыми сравниваются показатели
планируемого года. Бизнес-план для
организаций с крупным
Особенностью
Бизнес-план для непроизводственных организаций отличается тем, что вместо развернутого плана производства в нем кратко излагается планируемый перечень услуг (работ), которые будут предоставляться. На первом месте здесь – освещение условий предоставления услуг (выполнения работ), наличие лицензий, разрешений, сертификатов, обеспечение прав потребителей. Вместо плана производства в бизнес-плане непроизводственной организации разрабатывается оперативный план, в котором прогнозируются средства, помещения и ресурсы, которые будут необходимы для ведения бизнеса в предстоящий период, а также потребность в материалах, рабочей силе, средствах связи и т. д. Остальные разделы плана разрабатываются аналогично планам производственных организаций.
Отличие бизнес-плана от других плановых документов
Бизнес-план, как никакой
из других планов фирмы, имеет внешнюю
направленность, превращается в своего
рода товар, продажа которого должна
принести максимальный выигрыш. Следовательно,
в отличие от традиционного плана
экономического и социального развития
предприятия бизнес-план учитывает
не только внутренние цели предпринимательской
организации, но и внешние цели лиц,
которые могут быть полезны новому
делу. Кроме того, в бизнес-плане
основное внимание сосредоточено на
маркетинговых и финансово-
Бизнес-план является одним из ключевых элементов стратегического планирования. Как и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно 3 – 5 лет, иногда больше. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий:
1) в отличие от стратегического
плана бизнес-план включает не
весь комплекс общих целей
фирмы, а только одну из них
– ту, которая связана с созданием
и развитием определенного
2) стратегические планы
– это обычно планы с растущим
горизонтом времени. Бизнес-
3) в бизнес-плане функциональные
составляющие (планы производства,
маркетинга и др.) имеют гораздо
более весомое значение, чем в
стратегическом плане,
В условиях рыночной экономики
функции ТЭО все чаще выполняют
инвестиционные проекты, которые наиболее
близки к бизнес-плану по структуре
и характеру изложения
Инвестиционный проект целесообразно
рассматривать во втором смысле. Бизнес-план
организации иногда выступает по
отношению к инвестиционному
проекту как документ, представляющий
собой планы разработки и реализации
соответствующей части
Для краткосрочных, небольших
по масштабу или локальных бизнес-проектов,
не требующих значительных затрат и
непродолжительных по срокам реализации,
бизнес-план может заменить инвестиционный
проект. В нем совмещаются все
этапы и работы, выполняемые в
предынвестиционной фазе делового планирования.
Может также существовать бизнес-план
организации, включающий планируемые
результаты инвестиционного проекта,
например, если инвестиционный проект
реализуется на действующем предприятии
(расширение производства, модернизация,
реконструкция). В этом случае инвестиционный
проект может быть включен в бизнес-план
предприятия, который регулирует порядок
использования свободных
Таким образом, инвестиционный проект и бизнес-план могут быть близки по структуре. Структура бизнес-плана схожа с инвестиционным проектом, особенно в той его части, где проводится обоснование инвестиционного замысла.
Организация процесса бизнес-планирования на предприятии
Для успешной организации бизнес-планирования в коммерческой организации необходимо наличие четырех обязательных условий (компонентов), которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру процесса бизнес-планирования коммерческой организации.
Во-первых, коммерческая организация
должна располагать соответствующей
методологической и методической базой
разработки, контроля и анализа исполнения
бизнес-плана, а работники финансово-
Во-вторых, для того чтобы
разрабатывать финансовые планы, нужна
внутренняя информация о деятельности
предприятия и внешняя
Основой информационного блока (компонента) процесса бизнес-планирования являются:
1) экономическая информация (прогноз процентных ставок, прогноз темпов инфляции и т. д.);
2) учетная информация (информация
бухгалтерского учета (баланс, отчет
о прибылях и убытках, отчет
о движении денежных средств,
приложения к балансу) и
3) сообщения финансовых
органов, информация
4) политическая информация и т. д.
Кроме того, функционирование системы бизнес-планирования осуществляется в рамках действующего нормативно-правового обеспечения, к которому относятся законы, указы Президента РФ, послания Правительства РФ, приказы и распоряжения отраслевых министерств, уставные документы, инструкции и др.
В-третьих, процесс бизнес-планирования
всегда реализуется через
В-четвертых, в процессе финансового
планирования и контроля происходит
регистрация и обработка
Бизнес-планирование – это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением.
Можно выделить следующие основные стадии процесса бизнес-планирования:
1) подготовительную стадию;
2) стадию разработки бизнес-
3) стадию продвижения
бизнес-плана на рынок
4) стадию реализации бизнес-
Ключевыми моментом подготовительной стадии бизнес-планирования является формирование перспективной бизнес-идеи. Бизнес-идея – это идея нового продукта или услуги, технического, организационного или экономического решения и др. Источниками новых идей могут быть:
1) отзыв потребителей;
2) продукция, выпускаемая конкурентами;
3) мнение работников отдела маркетинга;
4) публикации федерального правительства о патентах;
5) проводимые научно-
Презентация бизнес-плана
– это краткое изложение
Для повышения эффективности
презентации копию бизнес-
Презентация предшествует началу переговоров с потенциальными инвесторами и партнерами по реализации бизнес-проекта. В ходе переговоров происходит согласования условий и оформление договорных отношений. По результатам переговоров вносятся соответствующие коррективы в бизнес-план. Началу переговоров с инвесторами предшествует этап аудита бизнес-плана.
Процедура аудита бизнес-плана внешними инвесторами проводится по определенной схеме, включающей, как правило, шесть этапов:
1) оценку характеристик
компании-заявителя, анализ
2) анализ условий
3) анализ последнего баланса
(определение степени
4) оценку руководящей команды компании-заявителя;
5) выявление особенностей проекта;
6) общий анализ бизнес-плана.
Только после завершения работы по пяти первым этапам и получения вывода о целесообразности дальнейшего рассмотрения проекта переходят к шестому этапу – общему глубокому изучению бизнес-плана. Завершается аудит бизнес-плана принятием или отклонением решения об его инвестировании.
Этап реализации бизнес-плана охватывает период от принятия решения об инвестировании до начальной стадии практической реализации проекта, включая коммерческое производство.
Реализовать бизнес-план – означает выполнить все рабочие задачи в фирме и вне ее, необходимые для того, чтобы перевести деловой проект из стадии бизнес-плана в реальную производственную стадию.
Планирование реализации бизнес-проекта и составление бюджета включают следующие основные задачи:
1) определение типа рабочих задач в фирме и вне ее;
2) определение логической последовательности событий в рабочих задачах;
3) подготовку графика реализации задач;
4) определение ресурсов для решения задач;
5) подготовку бюджета
реализации и потоков средств,
которые обеспечат
6) документирование всех
данных реализации бизнес-
Таким образом, план реализации содержит график, объединяющий в последовательную схему действий различные стадии реализации бизнес-плана: